Судья: Смирнова Т.Ю. № 33-7567
Докладчик: Курпас И.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 августа 2014г. Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Курпас И.С.,
судей: Ветровой Н.П., Овчаренко О.А.
при секретаре Черновой М.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Курпас И.С. гражданское дело по апелляционной жалобе Киселевского ГПАТП Кемеровской области в лице представителя ФИО1 на решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 07 мая 2014г.
по иску Г.О.В. к Киселевскому государственному пассажирскому автотранспортному предприятию Кемеровской области о взыскании недоплаченной заработной платы за декабрь 2013 года и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л А:
Г.О.В. обратилась в суд с иском к Киселевскому ГПАТП Кемеровской области о взыскании недоплаченной заработной платы за декабрь 2013г. и компенсации морального вреда.
Требования мотивировала тем, что она работает в Киселевском ГПАТП Кемеровской области кондуктором. Ей стало известно, что в нарушение требований Трудового кодекса Российской Федерации руководство предприятия применяет значительно заниженные по сравнению с установленными нормативно-правовыми актами тарифные ставки.
Так, с ноября 2013 года в Киселевском ГПАТП Кемеровской области для кондуктора (3 разряд) была установлена часовая тарифная ставка <данные изъяты>
10 ноября 2010 года между Российским автотранспортным союзом и Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства заключено Соглашение № 1 «О продлении на 2011 - 2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения (ФОС) по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы и внесении в него изменений и дополнений».
В соответствии с указанным Соглашением (пункт 3.1.) размер минимальной тарифной ставки рабочих 1 разряда составляет <данные изъяты> рублей, а часовая тарифная ставка, соответственно, составит: <данные изъяты> рублей: 165,5 часов (среднемесячная норма рабочего времени) = <данные изъяты>
В регионе, где не заключено региональное отраслевое соглашение, минимальная тарифная ставка основных рабочих 1 разряда не может быть ниже базовой ставки, указанной в пункте 3.1.
Базовая тарифная ставка основных рабочих 1 разряда, указанная в пункте З.1., в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта индексируется прямо пропорционально росту потребительских цен на товары и услуги в Российской Федерации на основании данных Федеральной службы государственной статистки, при достижении размера индексации роста цен нарастающим итогом 106% и более к периоду предыдущей индексации. Индексации проводится по окончании квартала, в котором индекс роста потребительских цен достиг нарастающим, итогом 106%.
Ранее установленные в отраслевых организациях минимальные гарантии по оплате труда не подлежат уменьшению в связи с введением настоящего Соглашения, а также применения системы поправочных коэффициентов.
С учётом, повышений заработной платы отдельным категориям работников транспортных предприятий на региональном уровне с 01 июня 2011 года на 10%, с 01 марта 2012 года на 15% и с 01 ноября 2013 года на 10% размер минимальной тарифной ставки рабочих 1 разряда.
Таким образом, в соответствии с Отраслевой тарифной сеткой часовая тарифная ставка кондуктора (3 разряд), должна составлять 61 рубль 90 коп.
Указанные нарушения существенно повлияли на размер начисленной истцу заработной платы. Это является грубым нарушением трудового законодательства и, следовательно, трудовых прав работников.
Применение ответчиком заниженных тарифных ставок не соответствует положениям трудового законодательства и действующего Отраслевого соглашения, принятого на федеральном уровне и тем самым нарушает её конституционные и трудовые права и свободы.
Считает, что невыплаченная сумма, с учетом положений статьи 395 Трудового кодекса Российской Федерации, должна быть взыскана с ответчика в полном размере.
Также считает, что ответчик нарушил её трудовые права и в соответствии со статьёй 237 Трудового кодекса Российской Федерации обязан возместить причинённый Г.О.В. неправомерными действиями моральный вред, поскольку она тяжело переживала происходящее, испытывала чувство несправедливости и безысходности, плохо спала.
На основании изложенного Г.О.В. просила суд взыскать с Киселевского ГПАТП Кемеровской области в её пользу недоплаченную заработную плату за декабрь 2013 года в сумме <данные изъяты>., а также компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.
В судебное заседание истец Г.О.В. не явилась.
Представитель истца В.М.Ю. в судебном заседании доводы искового заявления и заявленные исковые требования Г.О.В. полностью поддержал.
Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал.
Решением Киселевского городского суда Кемеровской области от 07 мая 2014г. постановлено:
Взыскать с Киселевского государственного пассажирского автотранспортного предприятия Кемеровской области в пользу Г.О.В. заработную плату за декабрь 2013 года в сумме <данные изъяты>., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, а всего – <данные изъяты>
В остальной части иска о взыскании с Киселевского государственного пассажирского автотранспортного предприятия Кемеровской области в пользу Г.О.В. компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей - отказать.
Взыскать с Киселевского государственного пассажирского автотранспортного предприятия Кемеровской области государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей.
В апелляционной жалобе представитель Киселевского КПАТП КО ФИО1, действующий на основании доверенности №14 от 12.01.2014г. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.
Указывает, что судом не принято во внимание, что в Киселевском ГПАТП КО с 01.10.2013 г. действует Положение по оплате труда и премированию работников, которое приводит действующую систему оплаты труда Киселевского ГПАТП КО в соответствие с Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 - 2010 годы, Соглашением №1 «О продлении на 2011-2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2011 - 2013 годы». Истец ознакомлен с данным Положением по оплате труда и не возражал по его применения в отношении своей заработной платы.
Пункт 2.2. Положения об оплате труда и премирования работников предусматривает минимальную тарифную ставку рабочего 1 разряда в размере <данные изъяты> рублей в месяц, что на <данные изъяты> рублей выше, чем по ФОС, а с 01 ноября 2013 г. минимальная тарифная ставка рабочего 1 разряда предприятия установлена в размере <данные изъяты> рублей в месяц, что на <данные изъяты> рублей выше, чем по ФОС.
Судом не исследован порядок заключения Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 - 2010 годы, а также Соглашения №1 «О продлении на 2011-2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2011 - 2013 годы». Также не исследованы обстоятельства повышения заработной платы с 01 ноября 2013 г., нормативный характер решений Губернатора Кемеровской области о повышении заработной платы категориям работников транспортных предприятий. На сегодняшний день часовая тарифная ставка для кондуктора составляет <данные изъяты> рублей.
Суд должен был рассмотреть спор исходя из несоответствия размера тарифной ставки, действующих на момент спора (декабрь 2013 года) в Киселевском ГПАТП КО к часовой тарифной ставки установленной Федеральным отраслевым соглашением, в связи с чем, выводы суда ошибочны о принятии тарифа <данные изъяты> рубля.
На апелляционную жалобу представителем Г.О.В. – В.М.Ю. принесены возражения, в которых просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Г.О.В. (ранее Ш.О.В.) состоит в трудовых отношениях с Киселевским ГПАТП Кемеровской области с 01 июля 2003г.
Положением об оплате труда и премировании работников Киселевского ГПАТП Кемеровской области от 26.07.2013 года для кондукторов установлен 3-тий разряд (часовая тарифная ставка).
Согласно пункту 2.3. Положения по оплате труда от 01 октября 2013 года, часовая тарифная ставка 3-го разряда составляет <данные изъяты> коп. в октябре 2013 года.
В связи с изданием работодателем Приказа №756 от 19.11.2013 г. «О внесении изменения в «Положение об оплате труда и премировании работников Киселевского ГПАТП Кемеровской области» от 26.07.2013 г.» и повышением минимальной тарифной ставки рабочего 1 разряда и увеличением коэффициентов тарифных разрядов, часовая тарифная ставка 3-го разряда составила <данные изъяты>.
Согласно расчетному листку Г.О.В. за декабрь 2013г., заработная плата ей начислена и выплачена исходя из часовой тарифной ставки <данные изъяты>. (л.д.6)
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспаривались.
Обращаясь в суд, истица указала на нарушение её прав работодателем, тем, что заработная плата за декабрь 2013г. рассчитана ей без учета требований ФОС, а именно ответчик произвел расчет заработной платы исходя из тарифной ставки рабочего 3 разряда – <данные изъяты> рублей, а, по её мнению, необходимо было производить расчет заработной платы из размера минимальной тарифной ставки рабочего 3 разряда, с учетом повышения на 10% с 1 июня 2011г., на 15% с 1 марта 2012г. на 15 %. Исходя из указанного принципа расчета, учитывая повышение на 10 % с 01.11.2013г. часовая тарифная ставка 3 разряда с 01.11.2013г. должна составлять <данные изъяты> рубля, а работодатель произвел расчет заработной платы за декабрь 2013г. исходя из часовой тарифной ставки 3 разряда в <данные изъяты> рублей.
Разрешая спор, и принимая во внимание обстоятельства, установленные решением Киселевского городского суда Кемеровской области от 25 ноября 2013 г. по иску Г.О.В. к Киселевскому ГПАТП о взыскании недоплаченной заработной платы за июль, август 2013г., компенсации морального вреда, суд первой инстанции согласился с доводами и расчетами часовой тарифной ставки, а также недоплаченной за декабрь 2013г. заработной платы, произведенными истицей, и пришел к выводу об удовлетворении исковых требований и взыскании недоплаченной заработной платы за декабрь 2013 г. в сумме <данные изъяты> рублей, указав при этом, что расчет заработной платы осуществлялся работодателем в нарушение требований ФОС, что привело к образованию задолженности по заработной плате за данный период в указанной истцом сумме.
Однако судебная коллегия полагает, что эти выводы суда нельзя признать правильными, так как они не основаны на законе и материалах дела.
15.02.2008г. Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства и Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз было заключено «Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы», действие которого продлено Соглашением №1 от 10.11.2010 г. на 2011-2013 годы.
Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.
В соответствии с п. 1.5 ФОС, а также ч. 3 ст. 48 ТК РФ Соглашение является правовым актом и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется.
Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.07.2008г. №338-ТГ работодателям отрасли о присоединении к Федеральному отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы было опубликовано в «Российской газете», федеральный выпуск №4725 от 08.08.2008 г.
В письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.04.2011 г. №22-5/10/2-4304 «Работодателям организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта» было указано, что на федеральном уровне заключено Соглашение № 1 о продлении на 2011-2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы, и внесении в него изменений и дополнений между Российским автотранспортным союзом и Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (от 08.12.2010 г. №157/11-13), опубликовано в газете «Ваше право» (№5, 2011г.) и размещено на официальном сайте Минздравсоцразвития России (www.minzdravsoc.ru). Указанное письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ также опубликовано в «Российской газете», федеральный выпуск №5477 от 13.05.2011 г.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно — правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то в соответствии с ч.8 ст.48 ТК РФ соглашение считается распространённым на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.
Материалы дела не содержат сведений о том, что Киселевское ГПАТП КО представило в Минсоцразвития России мотивированный письменный отказ присоединиться к указанному Федеральному соглашению в установленном порядке, следовательно, являясь организацией автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта Российской Федерации, ответчик обязан руководствоваться данным Соглашением, о чем обоснованно указал суд первой инстанции в обжалуемом решении, отклонив доводы представителя ответчика о том, что указанное Федеральное отраслевое соглашение на работников ответчика не распространяется.
Таким образом, правовые отношения, сложившиеся между сторонами, регламентируются помимо Трудового кодекса РФ Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 - 2010 годы, в редакции от 10.11.2010 г., действие которого продлено Соглашением № 1 «О продлении на 2011 - 2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы и внесении в него изменений и дополнений».
Пунктом 3.1. ФОС базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта устанавливается с 1 января 2011 г. в размере <данные изъяты> рублей в месяц с учетом Соглашения № 1.
В региональных отраслевых соглашениях рекомендуется установление минимальной тарифной ставки рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта на основе базовой ставки, указанной в п. 3.1, с применением поправочного коэффициента, учитывающего уровень жизни конкретного региона. Поправочный коэффициент определяется как отношение прожиточного минимума трудоспособного населения конкретного субъекта Российской Федерации к базовой тарифной ставке рабочих 1 разряда, установленной настоящим пунктом.
Согласно п. 3.3. ФОС указанный в п. 3.1 размер базовой тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируется в коллективных договорах. Примерная тарифная сетка по оплате труда работников приведена в Приложении № 1.
Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации, но не ниже, чем предусмотрено в п. 3.1.
В Приложении №1 к ФОС тарифный коэффициент для 3 разряда установлен 1,7. При этом в отношении тарифных коэффициентов для соответствующих разрядов ФОС не содержит оговорки о том, что эти коэффициенты не могут быть ниже указанных в примерной тарифной сетке (Приложение № 1 к ФОС), а указано только на то, что они устанавливаются организацией самостоятельно и фиксируется в коллективных договорах.
Согласно письму Президента Некоммерческой организации «Российский автотранспортный союз», Председателя Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, направленному Администрациям субъектов РФ, руководителям органов местного самоуправления, организациям автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, Комитетам территориальных организаций профсоюза, Комитетам первичных профсоюзных организаций предприятий автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, базовая минимальная тарифная ставка рабочих 1 разряда на предприятиях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта увеличивается по сравнению с действовавшей с 01.01.2012 г. в 1,066 раза и устанавливается с 01.01.2013 г. в размере <данные изъяты> рублей.
В соответствии с дополнительным соглашением № 1 к трудовому договору № 140 от 01.07.2003г. Г.О.В. с 01.03.2012 г. установлена часовая тарифная ставка <данные изъяты> рублей (л.д. 31).
Приказом № 442/1от 26.07.2013 г. утверждено «Положение по оплате труда и премированию работников Киселевского государственного пассажирского автотранспортного предприятия Кемеровской области».
С октября 2013г. в соответствии с пунктом 2.2. раздела II «Тарифная составляющая система оплаты труда» минимальная тарифная ставка рабочего 1 разряда предприятия устанавливается в сумме <данные изъяты> рублей в месяц, что на <данные изъяты> рублей выше, чем по ФОС, а с 01 ноября 2013 года минимальная тарифная ставка рабочего 1 разряда предприятия установлена в размере <данные изъяты> рублей в месяц, что на <данные изъяты> рублей выше, чем по ФОС.
Согласно данному Положению установлена тарифная ставка рабочего 1 разряда в сумме <данные изъяты> рублей в месяц, тарифный коэффициент рабочего 3 разряда 1,33, следовательно, часовая тарифная ставка 3 разряда – <данные изъяты> рублей.
С учётом приказа № 756 от 19 ноября 2013 года, который с 01 ноября 2013 года внёс изменения в Положение по оплате труда от 01 октября 2013 года, часовая тарифная ставка 3-го разряда составила <данные изъяты> коп.
Таким образом, Коллективный договор и Положение об оплате труда ответчика с 01.10.2013 г. не противоречит условиям ФОС по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 - 2010 годы, в редакции от 10.11.2010 г., действие которого продлено Соглашением № 1 «О продлении на 2011 - 2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы и внесении в него изменений и дополнений».
Истица Г.О.В. ознакомлена с данным Положением 31.07.2013г., о чем имеется личная роспись в Журнале ознакомления сотрудников с указанным Положением (л.д.52), т.е. за два месяца до введения в действие Положения.
В связи с введением указанного выше Положения об оплате труда с 01.10.2013 г., приказом от 20.08.2013 г. за № 503 признаны утратившими силу с 01.10.2013 года приказы от 25.05.2011 года за № 298 о повышении тарифных ставок с 01.06.2011 г. на 10% и от 29.02.2012 г. за № 103/1 о повышении тарифных ставок с 01.03.2012 г. на 15 % ( л.д.55).
Кроме того, из приказа ответчика от 19.11.2013 г. № 756 «О внесении изменений в «Положение по оплате труда и премированию работников Киселевского государственного пассажирского автотранспортного предприятия Кемеровской области» от 26.07.2013 г.», следует, что с 01.11.2013 г. скорректирован п. 2.2. Положения об оплате труда, и минимальная тарифная ставка рабочего 1 разряда предприятия увеличена и установлена в сумме <данные изъяты> рублей и может быть увеличена с учетом финансовых возможностей предприятия (л.д.14).
Скорректирован и п. 2.3 Положения об оплате труда, устанавливающий тарифные разряды и тарифные коэффициенты, определяющие межразрядную зависимость, и с 01.11.2013 г. для 3 разряда установлена часовая тарифная ставка в <данные изъяты> рублей (л.д.14).
Между тем, судом первой инстанции было постановлено решение без учета этих обстоятельств, свидетельствующих о том, что работодатель-ответчик привел с 01.10.2013г. в соответствие с ФОС, на котором основывает свои требования истица, условия Коллективного договора и Положения по оплате труда и премированию работников, а с 01.11.2013г. эти условия выше, чем установлено ФОС по автомобильному транспорту, и не нарушают прав Г.О.В.
Судебная коллегия также отмечает неверный вывод суда первой инстанции о том, что имеет преюдициальное значение решение Киселевского городского суда от 19 ноября 2013г.
В соответствии с п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из решения Киселевского городского суда от 19 ноября 2013г. следует, что Г.О.В. обращалась в суд с требованием о взыскании заработной платы за июль-август 2013г., т.е. за период, который имел место до издания ответчиком Приказа от 19.11.2013 г. № 756 «О внесении изменений в «Положение по оплате труда и премированию работников Киселевского государственного пассажирского автотранспортного предприятия Кемеровской области» от 26.07.2013 г.», которым внесены изменения в систему оплаты труда, следовательно, обстоятельства, установленные решением Киселевского городского суда от 19 ноября 2013г. не могли иметь преюдициального значения при разрешении вновь возникшего спора.
Таким образом, требования истицы о расчете её заработной платы за декабрь 2013 г. исходя из часовой тарифной ставки <данные изъяты> рублей, вместо установленной ответчиком в <данные изъяты> рублей, по приведенным выше мотивам не основаны на законе, и удовлетворению не подлежали, а потому решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске.
При этом, поскольку решение суда отменено в части взыскания заработной платы, то отсутствуют основания и для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда.
Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 07 мая 2014г. отменить, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Г.О.В. в полном объеме.
Председательствующий: И.С. Курпас
Судьи: Н.П. Ветрова
О.А. Овчаренко