Судья Тимиров Р.В.
Дело № 33-756/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
27 сентября 2017 года г. Биробиджан
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Коневой О.А.,
судей Золотаревой Ю.Г., Кнепмана А.Н.,
при секретаре Шаховой И.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области на решение Ленинского районного суда ЕАО от 20.06.2017, которым постановлено:
Иск прокурора Октябрьского района Еврейской автономной области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области о признании решений администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области о предоставлении земельных участков администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области незаконными, прекращении права собственности муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области на земельные участки, исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации прав на земельные участки - удовлетворить.
Признать незаконными постановления администрации Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области о предоставлении земельных участков администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области от 03.08.2016 №222з, от 03.06.2016 №166з, от 14.04.2016 №110з, от 26.02.2016 №59з, от 26.02.2016 №58з, от 02.02.2016 №33з, от 01.01.2016 №1з, от 07.12.2015 №200з, от 14.10.2015 №148з, от 14.10.2015 №147з, от 12.10.2015 №142з, от 12.10.2015 №141з, от 14.10.2015 №146з, от 25.09.2015 №134з, от 19.05.2015 №101з.
Прекратить право собственности муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области на земельные участки с кадастровыми номерами № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>.
Исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации прав на земельные участки с кадастровыми номерами № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>.
Заслушав доклад судьи Коневой О.А., пояснения представителей ответчика Егорова А.А., Смирновой В.В., прокурора Витютнева К.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Октябрьского района ЕАО в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» ЕАО (далее - администрация Октябрьского муниципального района) о признании недействительными 15 постановлений о предоставлении земельных участков администрации Октябрьского муниципального района; о признании незаконным права собственности администрации Октябрьского муниципального района на 17 земельных участков и об исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации прав на данные земельные участки.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки информации вице-губернатора ЕАО о неправомерных действиях администрации Октябрьского муниципального района по предоставлению в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков из состава земель «земли сельскохозяйственного назначения» и дальнейшему их разграничению в собственность Октябрьского муниципального района ЕАО установлено отсутствие предусмотренных законом оснований для исключения указанных земельных участков из федеральной собственности и предоставления их в постоянное (бессрочное) пользование администрации.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены ООО «ДВК Сельхозсоюз», КФХ Бодрова А.В., КФХ Лунина В.С., КФХ Парамонова Р.А., ООО «Весна», ООО «Золотая земля», ООО «Развитие», КФХ Цзэн Синя, ООО «Да Син», КФХ Лисицына В.А.
В судебном заседании заместитель прокурора Октябрьского района ЕАО Баженова О.Н. исковые требования уточнила, просила суд признать спорные постановления администрации Октябрьского муниципального района ЕАО незаконными, в остальной части требования поддержала. Суду пояснила, что поскольку в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, а также уставом МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО в полномочия администрации муниципального района не входит выращивание сельскохозяйственных культур и производство сельскохозяйственной продукции, ответчик не вправе был предоставлять себе спорные земельные участки из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» в постоянное (бессрочное) пользование, а затем оформлять их в муниципальную собственность. Действия ответчика нарушают права неопределенного круга лиц, а также Российской Федерации, поскольку лишают возможности оформления земельных участков сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не была разграничена, иными лицами.
Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать. Суду пояснила, что администрацией района из земель категории «земли сельскохозяйственного назначения», государственная собственность на которые не разграничена, были сформированы и поставлены на кадастровый учет спорные земельные участки, которые впоследствии на основании ст. 39 ЗК РФ были предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование администрации района. Затем на основании спорных постановлений, а также в соответствии со ст. 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» было зарегистрировано право собственности за МО «Октябрьский муниципальный район» на указанные земельные участки, право постоянного (бессрочного) пользования ими прекращено. В настоящее время земельные участки переданы в аренду, используются по назначению. Доходы от арендной платы поступают в бюджет района. Права неопределенного круга лиц не нарушены, так как предоставление спорных земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование и последующее оформление в муниципальную собственность не лишает иных лиц права в в установленном законом порядке оформить указанные земельные участки в аренду либо в собственность.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Управления Росреестра по ЕАО, ООО «ДВК Сельхозсоюз», КФХ ФИО2, КФХ ФИО3, КФХ ФИО4, КФХ Цзэн Синя, КФХ ФИО5 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
В письменных возражениях на исковое заявление ООО «Золотая земля» выразило несогласие с иском, считает, что ответчиком соблюдена процедура предоставления земли в аренду согласно требованиям ст.39 ЗК РФ.
В письменном отзыве на исковое заявление глава КФХ ФИО5 с исковыми требованиями не согласился, поскольку в иске не указано, какие права неопределенного круга лиц нарушены. В собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, к которым в том числе относится создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширение рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе администрация МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО просила решение суда отменить.
Мотивирована жалоба тем, что земельным законодательством РФ не установлены запреты или ограничения на разграничение какой-либо категории земельных участков муниципальными образованиями.
В соответствии со ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» администрация муниципального района имела полное право распоряжаться спорными земельными участками.
Не согласна с утверждением истца о том, что в п.3 ст.3.1 Федерального закона № 137-ФЗ отсутствует возможность возникновения права муниципальной собственности на земельные участки на основании их предоставления местной администрации, поскольку данное утверждение не соответствует действующему законодательству.
Полагает, что администрация муниципального района не должна выращивать сельскохозяйственные культуры, однако как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования администрация должна создавать условия для развития сельскохозяйственного производства, содействовать развитию малого и среднего предпринимательства (п.25 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ).
В исковом заявлении не указано, какие именно права неопределенного круга лиц нарушены действиями ответчика.
Полагает, что истцом пропущен срок для обращения в суд с настоящим иском, поскольку информация о том, что спорные земельные участки переданы в собственность муниципального образования органам прокуратуры стала известна в 2016 году.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, Баженова О.Н. просила решение суда оставить без изменения. Указала, что администрация Октябрьского муниципального района не относится к субъектам, которым в силу закона могут предоставляться земли сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства. Предоставление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками неизбежно влечет для администрации муниципального района принятие на себя обязанности по целевому использованию этих земель, что повлечет за собой превышение муниципальным органом предоставленных ему полномочий.
В суде апелляционной инстанции представители ответчика ФИО6 и ФИО1 доводы и требования апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить.
Прокурор Витютнев К.В. в суде апелляционной инстанции с доводами жалобы не согласился, поддержал письменные возражения, представленные прокурором, участвующим в деле.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Управления Росреестра по ЕАО, ООО «ДВК Сельхозсоюз», КФХ ФИО2, КФХ ФИО3, КФХ ФИО4, ООО «Весна», ООО «Золотая земля», ООО «Развитие», КФХ Цзэн Синя, ООО «Да Син», КФХ ФИО5 в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 23.05.2016) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Из положений ст. 39.1 ЗК РФ следует, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Статьей 39.2 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии со ст. 39.9 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно, в том числе, органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Согласно с ч. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу ч. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей лицами, указанными в данной статье. Перечень таких лиц является исчерпывающим.
В ст. 15 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» указан перечень вопросов местного значения муниципального района, на решение которых органы местного самоуправления наделены соответствующими полномочиями. При этом осуществление сельскохозяйственного производства или ведение подсобного хозяйства к вопросам местного значения муниципального района не отнесено.
Согласно ч. 1 ст. 37 указанного Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ указано, что органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Материалами дела установлено, что постановлением администрации МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО от 19.05.2015 № 101з администрации Октябрьского муниципального района предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером № <...>, общей площадью 28,7 га, расположенный: ЕАО, <...>. На основании данного постановления земельный участок оформлен в муниципальную собственность МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО. Постановлением от 14.10.2015 право постоянного (бессрочного) пользования администрации прекращено, согласно договору № 8д от 20.01.2016 администрация передала указанный земельный участок в аренду КФХ ФИО3
Постановлением администрации Октябрьского муниципального района от 25.09.2015 №134з администрации предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки: с кадастровым номером № <...>, общей площадью 297,97 га, расположенный: ЕАО, <...>; с кадастровым номером № <...>, общей площадью 426,14 га, расположенный: ЕАО, <...>; с кадастровым номером № <...>, общей площадью 368,93 га, расположенный: ЕАО, <...>. На основании указанного постановления данные земельные участки оформлены в муниципальную собственность.
Согласно договору № 7д от 20.01.2016 земельный участок с кадастровым номером № <...> передан в аренду КФХ ФИО2, земельные участки с кадастровыми номерами № <...> и № <...> переданы в аренду ООО «ДВК «Сельхозсоюз» в соответствии с договорами № 2д и № 1д от 20.01.2016.
Постановлением администрации Октябрьского муниципального района от 07.12.2015 № 197з прекращено право постоянного (бессрочное) пользования администрации на земельные участки с кадастровыми номерами № <...>; № <...>; № <...>.
Постановлением администрации Октябрьского муниципального района от 12.10.2015 № 141з администрации предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером № <...> площадью 684 389 кв.м, расположенный: ЕАО, <...>. На основании указанного постановления земельный участок оформлен в муниципальную собственность и согласно договору № 17д от 14.03.2016 передан в аренду КФХ ФИО4 Постановлением от 19.01.2016 № 14з прекращено право постоянного (бессрочного) пользования администрации на указанный земельный участок.
Постановлением администрации Октябрьского муниципального района от 12.10.2015 № 142з администрации предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером № <...> площадью 678 152 кв.м, расположенный: ЕАО, <...> На основании указанного постановления земельный участок оформлен в муниципальную собственность и согласно договору № 18д от 14.03.2016 передан в аренду КФХ ФИО4. Постановлением от 19.01.2016 №13з право постоянного (бессрочное) пользования администрации на данный земельный участок прекращено.
Постановлением администрации Октябрьского муниципального района от 14.10.2015 № 146з администрации предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером № <...> площадью 872 445 кв.м, расположенный: ЕАО, <...>. На основании указанного постановления земельный участок оформлен в муниципальную собственность и согласно договору № 6д от 20.01.2016 передан в аренду ООО «ДВК «Сельхозсоюз». Постановлением от 07.12.2015 № 198з прекращено право постоянного (бессрочное) пользования администрации на данный земельный участок.
Постановлением администрации Октябрьского муниципального района ЕАО от 14.10.2015 № 147з администрации предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером № <...> площадью 1 710 050 кв.м., расположенный: ЕАО, <...>. На основании указанного постановления земельный участок оформлен в муниципальную собственность и согласно договору № 5д от 20.01.2016 передан в аренду ООО «ДВК «Сельхозсоюз». Постановлением от 21.12.2015 № 211з прекращено право постоянного (бессрочное) пользования администрации на данный земельный участок.
Постановлением администрации Октябрьского муниципального района ЕАО от 14.10.2015 № 148з администрации предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером № <...> площадью 1 500 000 кв.м., расположенный: ЕАО, <...>. На основании указанного постановления земельный участок оформлен в муниципальную собственность и согласно договору № 4д от 20.01.2016 передан в аренду ООО «ДВК «Сельхозсоюз». Постановлением от 07.12.2015 № 199з право постоянного (бессрочное) пользования администрации на земельный участок прекращено.
Постановлением администрации Октябрьского муниципального района ЕАО от 07.12.2015 № 200з администрации предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером № <...> площадью 140 000 кв.м., расположенный: ЕАО, <...>. На основании указанного постановления земельный участок оформлен в муниципальную собственность и согласно договору № 104д от 07.11.2016 передан в аренду КФХ Цзэн Синя. Постановлением от 03.02.2016 № 34з прекращено право постоянного (бессрочное) пользования администрации на земельный участок.
Постановлением администрации Октябрьского муниципального района от 11.01.2016 № 1з администрации предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером № <...> площадью 148 458 276 кв.м, расположенный: ЕАО, <...>. На основании указанного постановления земельный участок оформлен в муниципальную собственность и согласно договору № 19д от 22.03.2016 передан в аренду ООО «Весна». Постановлением от 26.02.2016 № 60з прекращено право постоянного (бессрочного) пользования администрации данный на земельный участок.
Постановлением администрации Октябрьского муниципального района от 02.02.2016 № 33з администрации предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером № <...>, площадью 10 346 527 кв.м., расположенный: ЕАО, <...>, осушительная система Октябрина. На основании указанного постановления земельный оформлен в муниципальную собственность и согласно договору № 29д от 10.05.2016 передан в аренду ООО «Весна». Постановлением от 06.04.2016 № 101з прекращено право постоянного (бессрочного) пользования администрации данный на земельный участок.
Постановлением администрации Октябрьского муниципального района от 26.02.2016 № 58з администрации предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером № <...> площадью 6 432 625 кв.м., расположенный: ЕАО, <...>. На основании указанного постановления земельный участок оформлен в муниципальную собственность и согласно договору № 31д от 10.05.2016 передан в аренду ООО «Развитие». Постановлением от 06.04.2016 № 103з прекращено право постоянного (бессрочного) пользования администрации на данный земельный участок.
Постановлением администрации Октябрьского муниципального района от 26.02.2016 № 59з администрации предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером № <...> площадью 10 909 854 кв.м., расположенный: ЕАО, <...>. На основании указанного постановления земельный участок оформлен в муниципальную собственность и согласно договору № 30д от 10.05.2016 передан в аренду ООО «Золотая земля». Постановлением от 06.04.2016 № 102з прекращено право постоянного (бессрочного) пользования администрации на данный земельный участок.
Постановлением администрации Октябрьского муниципального района от 14.04.2016 № 110з администрации предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером № <...> площадью 1 015 663 кв.м., расположенный: ЕАО, <...>, в границах осушительной системы «Октябрина». На основании указанного постановления земельный участок оформлен в муниципальную собственность и согласно договору № 96д от 05.09.2016 передан в аренду КФХ Цзэн Синя. Постановлением от 16.06.2016 № 179з прекращено право постоянного (бессрочного) пользования администрации на данный земельный участок.
Постановлением администрации Октябрьского муниципального района от 03.06.2016 № 166з администрации предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером № <...> площадью 18 904 028 кв.м., расположенный: ЕАО, <...>. На основании указанного постановления земельный участок оформлен в муниципальную собственность и согласно договору № 99д от 03.10.2016 передан в аренду ООО «Да Син». Постановлением от 01.08.2016 № 120 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования администрации на данный земельный участок.
Постановлением администрации Октябрьского муниципального района от 03.08.2016 № 222з администрации предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером № <...> площадью 1 853 370 кв.м., расположенный: ЕАО, <...>. На основании указанного постановления земельный участок оформлен в муниципальную собственность и согласно договору № 111д от 21.11.2016 передан в аренду КФХ ФИО5 Постановлением от 01.08.2016 № 120 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования администрации на данный земельный участок.
Все указанные земельные участки относятся к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения».
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеназванными нормами права, пришел к выводу о том, что оспариваемые постановления администрации Октябрьского муниципального района являются незаконными.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно п. 25 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции отнесено к вопросам местного значения муниципального района.
Вместе с тем по смыслу положений ст. 41 данного закона органы местного самоуправления являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций и непосредственно заниматься коммерческой деятельностью, в том числе и сельскохозяйственным производством, не могут.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 24.02.2007 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами.
Исходя из положений земельного законодательства, с учетом рассматриваемой категории земель, такую деятельность в связи с особенностями своего правового статуса администрация Октябрьского муниципального района осуществлять не вправе.
Кроме того, в силу положений ст. 78 ЗК РФ администрация Октябрьского муниципального района не относится к субъектам, которым в силу закона могут предоставляться земли сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства.
Предусмотренное полномочие органа местного самоуправления муниципального района по созданию условий для сельскохозяйственного производства в данном случае не предполагает нормативно-правовое регулирование данного вопроса путем наделения этого органа вещным правом в отношении земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что предоставление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками неизбежно влечет для администрации Октябрьского муниципального района принятие на себя обязанности по целевому использованию этих земель, что повлечет превышение муниципальным органом предоставленных ему полномочий.
При таких обстоятельствах у суда имелись основания для признания оспариваемых постановлений администрации Октябрьского муниципального района о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование незаконными. В связи с тем, что права собственности у администрации на спорные земельные участки возникли на основании постановлений, признанных судом незаконными, суд пришел к верному выводу об их прекращении и соответственно исключении записи о государственной регистрации прав на указанные земельные участки.
Довод жалобы о нарушении прокурором срока подачи искового заявления не может служить основанием к отмене решения, поскольку в нарушение положений ст. 199 ГПК РФ соответствующее заявление представитель ответчика в суде первой инстанции не заявлял.
Указание в жалобе на то, что прокурором не указано, какие именно права неопределенного круга лиц нарушены действиями администрации Октябрьского муниципального района, является несостоятельным, поскольку распределение земельных участков с нарушением норм права безусловно приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц. Кроме того, в полномочия органов прокуратуры входит надзор за соблюдением законности.
Довод жалобы о том, что право муниципальной собственности на земельные участки приобретено администрацией по основаниям, предусмотренным п.3 ст.3.1 Федерального закона № 137-ФЗ, является необоснованным, поскольку передача спорных земельных участков администрации Октябрьского муниципального района на праве постоянного (бессрочного) пользования не могла повлечь разграничение государственной собственности на участки по правилам ст. 3.1 Федерального закона № 137-ФЗ и приобретение соответствующего права муниципальным образованием, поскольку администрацией не представлено доказательств, позволяющих отнести спорные земельные участки к муниципальной собственности по основаниям, предусмотренным ст. 3.1 Федерального закона № 137-ФЗ.
Иные доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда ЕАО от 20.06.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи