ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 августа 2019 г. по делу № 33-7573/2019
Судья в 1-й инстанции ФИО1
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи | И.А. Харченко |
судей | И.И. Подлесной |
ФИО2 | |
при секретаре судебного заседания | ФИО10 |
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи И.А.Харченко гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Евпатории Мошегова А.Н. в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования городской округ Евпатория к Главе муниципального образования городской округ Евпатория - председателю Евпаторийского городского совета Республики Крым ФИО11, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, - Евпаторийский городской совет Республики Крым, Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и регулированию конфликта интересов в отношении главы администрации города Евпатории, глава администрации города Евпатории Республики Крым ФИО12, об обязании расторгнуть контракт от 05.12.2014 года,
по апелляционной жалобе представителя ФИО12 – ФИО13, на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 02 апреля 2019 года,-
у с т а н о в и л а:
14 января 2019 года прокурор города Евпатории Мошегов А.Н. обратился в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования городской округ Евпатория к Главе муниципального образования – председателю Евпаторийского городского совета Республики Крым, Главе администрации города Евпатории Республики Крым, указав третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований – Евпаторийский городской совет Республики Крым, об обязании расторгнуть контракт от 05.12.2014 года.
Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой города Евпатории проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в администрации города Евпатория Республики Крым, по результатам которой в деятельности главы администрации города Евпатории выявлены нарушения требований указанного законодательства. А именно, проверкой установлено, что в соответствии с решением Евпаторийского городского совета Республики Крым от 07.11.2014 года № 1-4/15 на должность главы администрации города Евпатория Республики Крым назначен ФИО12
Главой муниципального образования городского округа Евпатория Республики Крым ФИО11 с ФИО12 заключён контракт о прохождении муниципальной службы от 05.12.2014 года. В соответствии с пунктом 3.2 контракта от 05.12.2014 года ФИО12 обязан исключить случаи возникновения конфликта интересов, а также в случае возникновения, информировать об этом председателя Евпаторийского городского совета Республики Крым в письменной форме, принять меры к предотвращению такого конфликта.
Распоряжением главы администрации города Евпатории Республики Крым ФИО12 от 07.02.2018 года № 04.2-03/99 на должность директора муниципального казенного учреждения «Центр информационно – аналитического материально-технического обеспечения органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым» назначен ФИО3 Прокурор ссылается также на то, что глава администрации города Евпатория Республики Крым ФИО12 около 17 лет состоит в близких отношениях с ФИО4, у них имеются совместные дети: ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Семья проживает по адресу: <данные изъяты>. ФИО12 и ФИО4 ведут совместно хозяйство, занимаются воспитанием детей, при этом брак между ними не зарегистрирован. Согласно акту о рождении от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО3 является отцом ФИО4, который также состоит в близких отношениях с ФИО12 в силу имеющихся вышеуказанных родственных связей.
По информации Евпаторийского городского совета Республики Крым уведомление главы администрации города ФИО12 о возможном возникновении конфликта интересов на службе не поступало. Указывает, что в нарушении статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьи 12 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» глава администрации города Евпатории Республики Крым ФИО12 не выполнил обязанность, связанную с уведомлением председателя Евпаторийского городского совета Республики Крым о возможности возникновения конфликта интересов с <данные изъяты> при назначении последнего на должность директора муниципального учреждения, следовательно, не принял мер по предотвращению возможности возникновения конфликта интересов и его урегулированию. Результаты проверки свидетельствуют о грубом нарушении главой администрации города ФИО12 требований антикоррупционного законодательства.
В связи с выявленными нарушениями законодательства, прокуратурой города Евпатории Республики Крым 08.10.2018 года, с учётом собранных материалов проверки, главе муниципального образования – председателю Евпаторийского городского совета Республики Крым ФИО11, внесено представление об устранении нарушений законодательства, путём принятия в отношении главы администрации города Евпатории мер юридического характера, предусмотренных антикоррупционным законодательством, а также законодательством об общих принципах организации местного самоуправления.
По результатам рассмотрения указанного представления, ответчиком 16.11.2018 года за № 1648/02-84 в прокуратуру города Евпатории направлен ответ, согласно которому выявленные нарушения устранены, ФИО3 уволен с должности руководителя вышеуказанного муниципального учреждения, оснований для привлечения главы администрации города Евпатории ФИО12 к дисциплинарной ответственности не имеется, в связи истечением 6 месячного срока применения дисциплинарного взыскания.
Согласно заключению служебной проверки и заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов Евпаторийского городского совета Республики Крым от 09.11.2018 года установлен факт несоблюдения главой администрации города ФИО12 требований антикоррупционного законодательства по принятию мер по предотвращению возможности возникновения конфликта интересов. Распоряжением администрации города от 24 октября 2018 года № 04.2-03/787 ФИО3 с 06.11.2018 года освобожден от должности директора муниципального учреждения и уволен, что свидетельствует о том, что ФИО12 приняты меры по устранению нарушений антикоррупционного законодательства. Комиссией рекомендовано главе муниципального образования не применять дисциплинарное взыскание, в связи с истечением 6 месячного срока его применения со дня совершения коррупционного проступка.
Также решением Евпаторийского городского совета от 16.11.2018 года № 1-82/4 не дано согласия главе муниципального образования на привлечение главы администрации города ФИО12 к дисциплинарной ответственности, в связи с истечением срока применения дисциплинарного взыскания, составляющего 6 месяцев и установленного статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации. В связи с этим, главой муниципального образования принято решение о не применении в отношении главы администрации города ФИО12 мер дисциплинарного взыскания. Прокурор считает, что решение главы муниципального образования о не применении в отношении главы администрации города ФИО12 мер дисциплинарного взыскания является незаконным. Совершенное ФИО12 нарушение антикоррупционного законодательства является длящимся, в связи с тем, что ФИО12 вплоть до 24.10.2018 года никаких мер по предотвращению конфликта интересов не принимал. Нарушение выявлено 08.10.2018 года и устранено только после вмешательства прокуратуры города. Таким образом, срок применения дисциплинарного взыскания не пропущен. В связи с чем, просит обязать главу муниципального образования городской округ Евпатория – председателя Евпаторийского городского совета ФИО11 расторгнуть контракт от 05.12.2014 года, заключённый с главой администрации города Евпатории Республики Крым ФИО12, на основании пункта 7.1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, части 11 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (том 1 листы дела 1-64).
Определением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 14 февраля 2019 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора по иску прокурора города Евпатории Мошегова А.Н. в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования городской округ Евпатория к Главе муниципального образования – председателю Евпаторийского городского совета Республики Крым, Главе администрации города Евпатории Республики Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, – Евпаторийский городской совет Республики Крым, об обязании расторгнуть контракт от 05.12.2014 года, привлечена Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в отношении главы администрации города Евпатории (том 1 лист дела 114).
Определением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 01 марта 2019 года исключён из числа ответчиков по делу Глава администрации города Евпатории Республики Крым ФИО12 и привлечен к участию в данном деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (том 1 листы дела 240-241).
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 02 апреля 2019 года исковые требования прокурора города Евпатории Мошегова А.Н. в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования городской округ Евпатория к Главе муниципального образования городской округ Евпатория – председателю Евпаторийского городского совета Республики Крым ФИО11, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, Евпаторийский городской совет Республики Крым, Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в отношении главы администрации города Евпатории, глава администрации города Евпатории Республики Крым, об обязании расторгнуть контракт от 05.12.2014 года, удовлетворены (том 2 листы дела 77-86).
Обязано Главу муниципального образования городской округ Евпатория – председателя Евпаторийского городского совета Республики Крым ФИО11 расторгнуть контракт от 05.12.2014 года, заключённый с главой администрации города Евпатории Республики Крым ФИО12, на основании пункта 7.1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, части 11 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с момента вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с таким решением суда, представитель ФИО12 – ФИО13, 07 мая 2019 года подал апелляционную жалобу (том 2 листы 100-108), в которой, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права, просил оспариваемое судебное решение отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме. Основные доводы жалобы заключаются в том, что прокурором и судом, по мнению подателя жалобы:
неверно квалифицированы основания для досрочного расторжения трудового контракта, в частности к спорным правоотношениям ошибочно применены Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон о муниципальной службе, тогда как следовало руководствоваться Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; неверно применены положения законодательства о коррупции;
ошибочно определён субъектный состав по делу: в частности, правом на инициирование судебного разбирательств для расторжения контракта с главой администрации города Евпатории наделен исключительно Глава Республики Крым – председатель правительства Республики Крым; глава администрации города Евпатории Республики Крым ФИО12 должен быть привлечён к участию в деле в качестве ответчика, а не третьего лица;
сами доводы о наличии конфликта интересов абстрактны, надлежащим образом не подтверждены; момент возникновения конфликта интересов прокурором не указан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Верховного Суда Республики Крым.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель третьего лица ФИО12 - адвокат Вольвач А.В., просил решение суда первой инстанции отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, и принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать полностью.
Прокурор Корчагина А.В. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От председателя Комиссии по соблюдения требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов ФИО14 через канцелярию суда поступило письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.
Представителем Евпаторийского городского совета Республики Крым ФИО15 через канцелярию суда поданы письменные пояснения по данному гражданскому делу, в котором она просила рассмотреть данное дело в отсутствии их представителя, оставив решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 02 апреля 2019 года без изменения.
Иные лица в судебное заседание не явились, об уважительности причин отсутствия суду не довели, ходатайств об отложении слушания по делу не подали.
Заслушав доклад судьи Харченко И.А., проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемый судебный акт указанным требованиям соответствует.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на муниципальную должность главы администрации города Евпатории ФИО12 назначен решением Евпаторийского городского совета Республики Крым № 1-4/15 от 07.11.2014 года (том 1 лист дела 134).
05 декабря 2014 года между Главой муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым – председателем Евпаторийского городского совета Республики Крым ФИО11 и гражданином ФИО12 по результатам конкурса на замещение должности главы местной администрации муниципального образованна городской округ Евпатория Республики Крым был заключён контракт. Согласно условиям контракта, глава администрации города Евпатории Республики Крым обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, Конституцию Республики Крым федеральные законы и законы Республики Крым, иные нормативно-правовые акты Российской Федерации и Республики Крым, Устав муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым и иные муниципальные правовые акты, выполнять решения Евпаторийского городского совета Республики Крым и обеспечивать их исполнение, добросовестно исполнять свои должностные обязанности, предусмотренные контрактом и должностной инструкцией. Условиями контракта предусмотрено, что глава администрации несёт ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указано, что настоящий контракт может быть прекращён по основания, предусмотренным статьей 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Замещение должности главы администрации города Евпатории влечёт необходимость соблюдения ограничений и запретов, исполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, а также при осуществлении своих полномочий обязанность исключения случаев возникновения конфликта интересов. В случае возникновения у главы администрации личной заинтересованности, которая приводит или может привести конфликту интересов, глава администрации обязан проинформировать об этом председателя Евпаторийского городского совета Республики Крым в письменной форме и принимать меры по предотвращению такого конфликта (том 1 листы дела 245-251).
В соответствии со статьёй 7 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей; повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
В силу части 2 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
Статья 11 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» возлагает на муниципального служащего обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, уведомлять в письменной форме своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Аналогичные требования установлены Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Из материалов дела следует, что в ходе проведения прокуратурой города Евпатории проверки по исполнению законодательства о противодействии коррупции в администрации города Евпатории Республики Крым было установлено, что распоряжением администрации города Евпатории Республики Крым от 07.02.2018 года № 04.2-03/99 на должность директора муниципального казенного учреждения «Центр информационно-аналитического и материально-технического обеспечения органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым» назначен ФИО3 (том 2 лист дела 1).
07 февраля 2018 года между главой администрации города Евпатории ФИО12 и <данные изъяты>., назначенным директором муниципального казенного учреждения «Центр информационно-аналитического и материально-технического обеспечения органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Евпатория Республик Крым», был заключён трудовой договор № 3/02 сроком до 08.02.2019 года (том 2 листы дела 2-4).
В сведениях о близких родственниках в анкете и автобиографии ФИО9 указана ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: <данные изъяты> (том 2 листы дела 5-6, 7-11).
Во исполнение требования прокурора города Евпатории, в порядке статей 6, 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» об установлении факта наличия между ФИО12 и <данные изъяты> близкого родства или свойства, сотрудниками отдела МВД России по городу Евпатории собраны материалы, которыми установлено, что ФИО12 и <данные изъяты>. никогда не находились в браке, однако имеют троих совместных детей, проживают совместно по адресу: <данные изъяты>. (том 1 лист дела 13 обратная сторона).
Актом о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что родителя ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (том 1 лист дела 35).
Из свидетельств о рождении ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО8ДД.ММ.ГГГГ года рождения, следует, что их отцом указан ФИО12, а матерью – ФИО4 ( том 1 лист дела 11 об., листы дела 12, 12 об.).
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что ФИО4 является дочерью ФИО9 и гражданской супругой ФИО12.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств – участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.
Из нормы части 2 статьи 3 данного Федерального закона № 25-ФЗ следует, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Статьей 19 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрены основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим.
Помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 настоящего Федерального закона (пункт 3 части 1 статьи 19).
Частью 1 статьи 14.1 указанного Федерального закона предусмотрено, что под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
В силу части 2 статьи 14.1 вышеуказанного Федерального закона под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
В соответствии с частью 2.1 статьи 14.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Согласно части 3 статьи 14.1 указанного Федерального закона представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности муниципальной службы.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Согласно части 2.3 статьи 14.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» и части 6 статьи 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
В связи с выявленными нарушениями законодательства, прокуратурой города Евпатории 08.10.2018 года, с учетом собранных материалов проверки главе муниципального образования – председателю Евпаторийского городского совета Республики Крым ФИО11 внесено представление № 05/04-08-2018 об устранении нарушений законодательства, путем принятия в отношении главы администрации г. Евпатории мер юридического характера, предусмотренных антикоррупционным законодательством, а также законодательством об общих принципах организации местного самоуправления (том 2 листы дела 16-18).
09 октября 2018 года Главой муниципального образования – председателем Евпаторийского городского совета ФИО11 вынесено распоряжение о проведении проверки для выяснения обстоятельств, изложенных в представлении прокурора города Евпатории об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции (том 1 листы дела 38-40).
Распоряжением администрации города Евпатории Республики Крым от 24.10.2018 года № 04.2-03/787 ФИО3 – директор муниципального казенного учреждения «Центр информационно-аналитического и материально-технического обеспечения органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым» освобождён от занимаемой должности с 06.11.2018 года по собственному желанию на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (том 2 лист дела 15).
Согласно заключению о результатах проверки от 29.10.2018 года, факты, изложенные в представлении прокурора города Евпатории от 08.10.2018 года № 05/04-08-2018 по результатам проведенной проверки, нашли своё подтверждение, предлагается данные результаты передать в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в отношении главы администрации города Евпатории для рассмотрения и решения вопроса о применении мер юридической ответственности (том 1 листы дела 43-47).
Из выводов, изложенных в протоколе № 1 заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в отношении главы администрации города Евпатории от 06.11.2018 года, следует, что Комиссией установлен факт несоблюдения главой администрации города Евпатории ФИО12 требований об урегулировании конфликта интересов, выразившиеся в нарушении положений статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьи 12 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», а именно: не выполнил обязанность по уведомлению Главы муниципального образования – председателя Евпаторийского городского совета Республики Крым о возможности возникновения конфликта интересов с <данные изъяты>. при назначении последнего на должность директора МКУ «ЦИА и МТО», таким образом, не принял мер по предотвращению возможности возникновения конфликта интересов и его урегулирования. Рекомендовано представителю нанимателя (работодателю) главе муниципального образования – председателю Евпаторийского городского совета ФИО11 указать муниципальному служащему – главе администрации города Евпатории Республики Крым ФИО12 на недопустимость нарушения требований законодательства о противодействии коррупции и о муниципальной службе в РФ ввиду невозможности применения дисциплинарного взыскания в связи с истечением срока для его применения, установленного статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации (том 1 листы дела 154-176).
Решением Евпаторийского городского совета Республики Крым от 16.11.2018 года № 1-82/4 решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в отношении главы администрации города Евпатории, оформленное протоколом от 06.11-09.11.2018 года, принято к сведению. В связи с истечением срока привлечения к дисциплинарной ответственности, установленного статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации, поручено главе муниципального образования – председателю Евпаторийского городского совета ФИО11 указать главе администрации города Евпатории Республики Крым ФИО12 на недопустимость нарушения требований законодательства о противодействии коррупции и о муниципальной службе в Российской Федерации (том 1 лист дела 96).
16 ноября 2018 года за № 1648/02-84 прокурору города Евпатории направлен ответ главы муниципального образования – председателя Евпаторийского городского совета ФИО11, согласно которому выявленные нарушения устранены, ФИО3 освобождён от должности директора МКУ «ЦИА и МТО» по собственному желанию на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации с 06.11.2018 года. Таким образом, требования прокурора города Евпатории в части устранения нарушений антикоррупционного законодательства, причин и условий им способствующим, исполнено (том 2 лист дела 20).
Из содержания контракта, заключённого между Главой муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым – председателем Евпаторийского городского совета Республики Крым ФИО11 и гражданином ФИО12 следует, что ФИО12 обязался соблюдать ограничения, связанные с осуществлением им полномочий по занимаемой муниципальной должности, установленные для муниципального служащего, в соответствии с действующим законодательством, а также принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
ФИО12 подписал контракт, был ознакомлен с нормативными актами регулирующими деятельность муниципального служащего и знал, в том числе о требованиях по соблюдению ограничений и запретов, возлагаемых на муниципального служащего в соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе» и Федеральным законом «О противодействии коррупции».
Судом установлено, что ФИО12, обладая соответствующими полномочиями, в период замещения вышеуказанной должности, подписал распоряжение от 07.02.2018 года № 04.2-03/99 о назначении на должность директора муниципального казенного учреждения «Центр информационно-аналитического и материально-технического обеспечения органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым» ФИО9, который в свою очередь является отцом гражданской супруги главы администрации ФИО12
Глава администрации города Евпатории Республики Крым ФИО12 не принял мер по уведомлению представителя нанимателя о возможности возникновения у него конфликта интересов, что подтверждает возникновение конфликта интересов на муниципальной службе и непринятие мер со стороны ФИО12 по уведомлению представителя нанимателя о возникновении конфликта интересов.
Каких-либо доказательств того, что Глава администрации города Евпатории Республики Крым ФИО12 сообщал представителю нанимателя – Главе муниципального образования – председателю Евпаторийского городского совета Республики Крым ФИО11 о личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, и принимал меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, суду не представлено. Вплоть до 24.10.2018 года каких-либо мер по предотвращению конфликта интересов не принимал. Нарушение выявлено 08.10.2018 года и было устранено только после направления Главе муниципального образования – председателю Евпаторийского городского совета Республики Крым ФИО11 представления прокурора об устранении нарушений законодательства.
Обязанность муниципального служащего уведомить представителя нанимателя с возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, закреплена в части 2 статьи 11 ФЗ «О противодействии коррупции».
Исходя из объяснений, данных в судебном заседании, представителем главы администрации города Евпатории Республики Крым ФИО12 следует, что ФИО12 считал, что поскольку он не состоит в зарегистрированном браке с ФИО4 отсутствует возможность возникновения конфликта интересов, а потому издал распоряжение о назначении на должность директора муниципального казенного учреждения «Центр информационно-аналитического и материально-технического обеспечения органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым» ФИО9 Это же следует из письменных пояснений ФИО12, имеющихся в материалах дела.
Между тем, прокурором города Евпатории внесено представление № 05/04-08-2018 об устранении нарушений законодательства главе муниципального образования – председателю Евпаторийского городского совета Республики Крым ФИО11 08.10.2018 года. В сентябре 2018 года ФИО12 на имя прокурора города Евпатории давал письменные пояснения, также 28.09.2018 года у него были отобраны объяснения (том 1 листы дела 21-23).
16 октября 2018 года глава администрации города Евпатории давал письменные пояснения на имя Главы муниципального образования – председателя Евпаторийского городского совета ФИО11 (том 1 листы дела 40 об. - 41), но при этом не выполнил возложенную на него обязанность уведомить представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.
Установленные судом первой инстанции обстоятельства, в полной мере опровергают доводы апелляционной жалобы о том, что доводы о наличии конфликта интересов абстрактны, надлежащим образом не подтверждены, момент возникновения конфликта интересов не установлен.
Нашёл своё подтверждение в материалах дела также и факт, подтверждающий бездействие главы администрации города Евпатории Республики Крым ФИО12, в части непринятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе.
Так, в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
Согласно статье 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Пунктом 1 части 11 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ предусмотрено, что контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования – в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 настоящей статьи.
Пунктом 1 частью 1 статьи 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.
Согласно части 2.1 статьи 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
К основным обязанностям муниципального служащего в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 12 Федерального закона № 25-ФЗ относится обязанность уведомлять в письменной форме своего непосредственного начальника о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Одним из основных требований к служебному поведению муниципальных служащих в соответствии со статьей 14.2 Федерального закона № 25-ФЗ является несовершение действий, связанных с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.
Принимая во внимание изложенное выше, суд первой инстанции пришёл к законному и обоснованному выводу об обоснованности требований прокурора города Евпатории Мошегова А.Н. и о наличии правовых оснований для их удовлетворения.
Мотивы удовлетворения иска достаточно полно изложены в решении суда, основаны на материалах дела и представленных сторонами доказательствах и являются правильными.
Довод подателя жалобы о том, что основания для досрочного расторжения трудового контракта квалифицированы неверно, в частности к спорным правоотношениям ошибочно применены Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон о муниципальной службе, тогда как следовало руководствоваться Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отклоняется коллегией судей как несостоятельный.
Так, в силу статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.
Из содержания части 6 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ следует, что лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
Согласно пункту 1 части 6.1 статьи 37 указанного Федерального закона, Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования.
При этом в силу части 9.1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, глава местной администрации должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Изложенное выше, также в полной мере опровергает и доводы подателя жалобы в отношении неверного субъектного состава дела.
Не может служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта также и довод апелляционной жалобы о том, что к спорным правоотношениям надлежит применять редакцию Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», действующую на момент подписания ФИО12 контракта, по мнению коллегии судей, основан на неверном понимании закона, а потому отклоняется как несостоятельный.
Иные доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь отмену решения. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому апелляционная жалоба не может быть удовлетворена.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно применил нормы материального и процессуального права, дал оценку всем представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому решение суда соответствует требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, -
о п р е д е л и л а:
Решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 02 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО12 – ФИО13 – без удовлетворения.
Председательствующий судья | И.А. Харченко |
Судьи | И.А. П. ФИО2 |