Судья Полузина Е.С. Дело № 33-757/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 13 февраля 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Поляковой К.В.,
судей областного суда Чернышовой Ю.А., Стус С.Н.,
при секретаре Поддубновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Чернышовой Ю.А.
дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Володарский район» на решение Володарского районного суда Астраханской области от 23 ноября 2018 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Володарского района Астраханской области к администрации муниципального образования «Володарский район» о возложении обязанности по подключению жилых домов к сети газораспределения,
установила:
Прокурор Володарского района Астраханской области, действуя в интересах государства и граждан, переселенных по муниципальной программе переселения из ветхого (аварийного) жилья в многоквартирные жилые дома № расположенные в <адрес>, с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Володарский район» о возложении обязанности по подключению жилых домов к сети газораспределения, указав, что в ходе проверки соблюдения действующего законодательства в деятельности администрации муниципального образования «Володарский район» установлено, что на территории муниципального образования «Володарский район» действует Программа переселения граждан из аварийного жилого фонда на 2014-2017 годы за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. В целях реализации целевой программы между администрацией муниципального образования «Володарский район» и обществом с ограниченной ответственностью «ДизельАгроСтрой» заключен контракт № от 24 августа 2015 года на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений (квартир) для переселения граждан из аварийных домов. В рамках контракта приобретены жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>. Администрацией муниципального образования «Володарский район» подписаны разрешения на ввод данных объектов в эксплуатацию. В соответствии с проектной документацией в жилых домах по указанным адресам предусмотрено отопление от настенного газового котла с коаксиальным дымоходом. Однако, в ходе проверки установлено, что до настоящего времени жилые помещения, расположенные в <адрес>, газовым отоплением и газовыми котлами, обозначенными в проектной документации домов, не оборудованы, а оборудованы электрическим отоплением, электрическими котлами и водонагревателями, не предусмотренными проектом, которые не обеспечивают должное отопление домов, не поддерживают температурный режим установленный санитарными правилами, в недостаточной мере прогревается проточная вода. В связи с неисполнением администрацией муниципального образования «Володарский район» своих обязанностей по предоставлению качественных жилых помещений, обеспеченных всеми инженерными системами согласно муниципальному контракту, нарушены права граждан переселенных в рамках муниципальной целевой программы, что приводит к многочисленным жалобам с их стороны. Прокурор также указывает, что администрация муниципального образования «Володарский район», приняв в собственность построенные жилые помещения, не отвечающие понятию «благоустроенное жилое помещение», возложила на себя ответственность за указанные жилые помещения, в связи с чем на нее возлагается обязанность по предоставлению гражданам квартир, соответствующих муниципальному контракту и проекту на строительство домов.
С учетом уточнений прокурор Володарского района Астраханской области просил суд обязать администрацию муниципального образования «Володарский район» принять меры к устранению недостатков в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: <адрес>, приобретенных в рамках реализации программы переселения граждан из ветхого (аварийного) жилья по муниципальному контракту № от 24 августа 2015 года, а именно обеспечить выполнение технологического подключения жилых домов к сети газораспределения в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 1314 «Об утверждении правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»; обязать администрацию муниципального образования «Володарский район» обеспечить установку газового оборудования в указанных жилых домах согласно проектной документации (газовые котлы с коаксиальным дымоходом).
Старший помощник прокурора Володарского района Астраханской области Нурлиева Г.Г. в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования с учетом уточнений.
В судебном заседании ФИО1, ФИО2 просили удовлетворить исковые требования с учетом уточнений.
В судебное заседание ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, действующая за себя и в интересах ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Представитель ответчика муниципального образования «Володарский район» по доверенности ФИО16 просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебное заседание представитель акционерного общества «Газпром газораспределение Астрахань» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Решением Володарского районного суда Астраханской области от 23 ноября 2018 года исковые требования прокурора Володарского района Астраханской области удовлетворены в полном объеме. На администрацию муниципального образования «Володарский район» возложена обязанность по обеспечению выполнения подключения жилых многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>, к сети газораспределения в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 1314 «Об утверждении правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»; обязанность по установке газоиспользующего оборудования в жилых многоквартирных домах, расположенных по указанным адресам, согласно проектной документации на строительство жилых домов.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Володарский район» ставит вопрос об отмене решения суда ввиду незаконности и необоснованности, нарушения норм материального права, указав, что многоквартирные жилые дома, приобретенные в рамках целевой программы, приняты с электрическим отоплением, газа в домах не было, технические условия на строительство газопровода не были разработаны, не было точек подключения к линии газопровода. Вместо газового оборудования было установлено электрическое отопление. Технические условия были получены после подписания акта приема-передачи квартир. Полагают, что администрацией муниципального образования «Володарский район» исполнены обязательства по муниципальному контракту в полном объеме, денежные средства освоены. Направление денежных средств на другие цели, противоречащие целях их получения, признается нецелевым использованием и противоречит бюджетному законодательству.
На заседание судебной коллегии представитель акционерного общества «Газпром распределение Астрахань», ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, действующая за себя и в интересах ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 не явились, о слушании дела извещены надлежаще, ходатайств об отложении слушания дела не представлено.
В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав докладчика, выслушав представителя администрации муниципального образования «Володарский район» по доверенности ФИО16, поддержавшую доводы жалобы, прокурора Бурхетьеву Е.М., возражавшую против доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
Согласно статье 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита жилищных прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
В силу статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение предназначено для проживания граждан. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной ясности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности (Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года).
Положениями части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, проектной документацией, требованиями к строительству.
Согласно статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является, в т.ч. несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации.
В соответствии со статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Из материалов дела следует и судом установлено, что постановлением Правительства Астраханской области № 565-П от 24 декабря 2013 года утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в т.ч. с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства Астраханской области на 2013-2017г.г.», целями которой являются, в т.ч. обеспечение жилыми помещениями, отвечающими установленным требованиям, граждан, проживающих в жилых домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу; создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан. Актюбинский сельсовет Володарского района вошел в перечень муниципальных образований, претендующих на предоставление финансовой поддержки в рамках реализации данной программы.
В целях реализации целевой программы 24 августа 2015 года между комитетом земельных отношений, архитектуры и обеспечения жизнедеятельности муниципального образования «Володарский район» и обществом с ограниченной ответственностью «ДизельАгроСтрой» заключен муниципальный контракт №.
Согласно условиям муниципального контракта в целях переселения граждан из аварийных домов (по адресной программе Астраханской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017г.г.») администрация муниципального образования «Володарский район» приобрела у общества с ограниченной ответственностью «ДизельАгроСтрой» в муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения (квартиры) в многоквартирных жилых домах, соответствующие качественным характеристикам, установленным Техническим заданием (приложение № к Контракту), расположенные по адресу: <адрес>.
Как следует из Технического задания (приложение № к муниципальному контракту № от 24 августа 2015 года), жилые дома должны быть оборудованы отоплением в соответствии с проектной документацией. Приобретаемые жилые помещения должны быть оборудованы индивидуальными приборами учета потребления природного газа (при наличии централизованной системы газоснабжения), подключенными к системе газоснабжения.
В соответствии с проектной документацией на строительство жилых
Многоквартирных домов по адресу: <адрес>, рег. номер № от 2 декабря 2016 года, <адрес>, рег. номер № от 2 декабря 2016 года, <адрес>, рег. номер № от 2 декабря 2016 года, в жилом доме предусмотрено газовое отопление от газового котла индивидуально для каждой квартиры (пункт 8 основных данных и требований). Отопление предусматривается от настенного газового котла с коаксиальным дымоходом (пункт 5 санитарно-технической части).
Установлено, что 20 декабря 2016 года администрацией муниципального образования «Володарский район» выданы разрешения №, №, №, согласно которым разрешен ввод в эксплуатацию жилых многоквартирных домов по адресам: <адрес>.
Согласно актам от 20 декабря 2016 года строительные работы производились в соответствии с разрешениями на строительство от 3 июля 2015 года, выполненные строительные работы соответствуют проектной документации. Приемочной комиссией администрации муниципального образования «Володарский район» приняты готовые многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: <адрес>.
Жилые квартиры, расположенные в многоквартирных жилых домах по <адрес>, №), <адрес>, №), <адрес>, №, №), переданы продавцом обществом с ограниченной ответственностью «ДизельАгроСтрой» покупателю администрации муниципального образования «Володарский район» по акту приема-передачи от 27 декабря 2016 года (приложение к муниципальному контракту № от 24 августа 2015 года). Данный акт подписан генеральным директором общества с ограниченной ответственностью «ДизельАгроСтрой» и заместителем главы администрации муниципального образования «Володарский район»
Из данного акта следует, что центральное водоснабжение, центральное электроснабжение, индивидуальная канализация, индивидуальное теплоснабжение, индивидуальное горячее водоснабжение присутствует в жилых помещениях. Сторонами признано надлежащее исполнение муниципального контракта, взаимные обязательства выполнены в полном объеме, претензий у сторон друг к другу не имеется. Покупатель претензий к техническому и санитарному состоянию приобретаемых квартир не имеет.
Выполнение обязательств администрацией муниципального образования «Володарский район» по муниципальному контракту от 24 августа 2015 года исполнены в полном объеме, что подтверждается также справкой администрации муниципального образования «Володарский район» № от 2 ноября 2018 года).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество право собственности на жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, зарегистрировано за муниципальным образованием «Володарский район». Право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, зарегистрировано за ФИО2, на <адрес> - за ФИО15
В ходе проведенной прокуратурой Володарского района проверки по соблюдению законодательства администрацией муниципального образования «Володарский район» при реализации целевой программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, установлено, что приобретенные органом местного самоуправления жилые помещения по указанным адресам газовым отоплением и газовыми котлами, обозначенными в проектной документации домов, не оборудованы, в связи с чем не обеспечиваются технические параметры отопления и горячего водоснабжения многоквартирных жилых домов.
Согласно отчету о результатах выездного мониторинга № от 27 апреля 2017 года, составленному Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, многоквартирные жилые дома №, №, № по <адрес> введены в эксплуатацию в нарушение статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при временной схеме электроснабжения. Кроме того на момент проверки в них не предусмотрено горячее водоснабжение, в помещениях кухонь отсутствуют электрические плиты.
Актом осмотра многоквартирных домов от 6 октября 2017 года, составленным администрацией муниципального образования «Володарский район», установлено, что в квартирах №, № дома № в квартирах №, № дома № в квартире №№ дома № проточные водонагреватели работают неисправно из-за перепадов электроэнергии.
Установлено, что 18 ноября 2015 года между открытым акционерным обществом «Газпром газораспределение» (исполнителем) и обществом с ограниченной ответственностью «ДизельАгроСтрой» (заказчиком) заключены договоры о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения №№ (<адрес>), №№ (<адрес>), № (<адрес>), согласно условиям договоров исполнитель обязался осуществить подключение (технологическое присоединение) многоквартирных жилых домов, принадлежащих заявителю и расположенных по адресу: <адрес>, к сети газораспределения, принадлежащей исполнителю на праве собственности, а заявитель обязался оплатить услуги по подключению.
Во исполнение условий договора акционерным обществом «Газпром газораспределение Астрахань» проложен газопровод (подведена сеть газораспределения) до точек присоединения (до границ земельных участков указанных многоквартирных домов). Между тем обществом с ограниченной ответственностью «ДизельАгроСтрой» не были осуществлены действия по созданию сети газопотребления от точки подключения (технологического присоединения) до газоиспользующего оборудования. Фактическое подключение (врезка и пуск газа) указанных многоквартирных домов к сети газораспределения осуществлено не было.
28 мая 2018 года общество с ограниченной ответственностью «ДизельАгроСтрой» прекратило деятельность.
Администрация муниципального образования «Володарский район», иные лица за выдачей технических условий и подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, расположенных по указанным адресам в акционерное общество «Газпром газораспределение Астрахань» не обращались.
Между тем установлено, что технологическое подключение указанных многоквартирных домов возможно осуществить.
Разрешая спорные правоотношения и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходит из того, что квартиры, расположенные в многоквартирных жилых домах предоставлены гражданам в рамках адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в т.ч. с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства Астраханской области на 2013-2017г.г.», условиями которой было предусмотрено предоставление благоустроенных жилых помещений. Между тем администрация муниципального образования «Володарский район» эту обязанность не выполнила, поскольку приобрела по муниципальному контракту (как исполнитель указанной адресной программы) и в дальнейшем предоставила гражданам жилые помещения, технические и функциональные характеристики которых не соответствуют требованиям проектной документации.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении закона и соответствует обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на освоение денежных средств в рамках целевой программы установлены сжатые сроки, на момент принятия жилых домов общество с ограниченной ответственностью «ДизельСтройАгро» не получило технические условия на строительство газопровода и не было точки подключения к линии газопровода, вместо газового было установлено альтернативное электрическое отопление, не могут служить основанием для отмены судебного постановления, поскольку указанные недостатки в жилых помещениях допущены сторонами в период исполнения условий муниципального контракта и возникли до передачи квартир гражданам (по договору социального найма или мены).
Установлено, что муниципальный контракт действует до 31 марта 2016 года, в части оплаты до полного исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Истечение срока действия контракта не освобождает стороны от исполнения принятых на себя обязательств по контракту. В случае нарушения существенных условий контракта продавец вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения муниципального контракта.
Судом установлено, что на момент выдачи разрешения на ввод многоквартирных жилых домов по <адрес> в эксплуатацию и принятия указанных жилых домов администрации муниципального образования «Володарский район» было известно о наличии несоответствия технических характеристик жилых помещений проектной документации и техническому заданию.
При этом в нарушении положений статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации администрацией муниципального образования «Володарский район» выданы указанные разрешения, на основании акта приема-передачи приняты жилые дома.
Доказательств, подтверждающих внесение изменений в проектную документацию и техническое задание в части оборудования жилых помещений системой отопления вместо газового оборудования с газовыми котлами на электрическое оборудование с электрическими котлами и водонагревателями, ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанций не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что мероприятия по подключению объектов к сети газораспределения возлагались на общество с ограниченной ответственностью «ДизельАгроСтрой», администрация муниципального образования «Володарский район» взятые на себя обязательства по муниципальному контракту исполнила в полном объеме, не обоснованы.
Администрация муниципального образования «Володарский район», выдав разрешение на ввод объекта в эксплуатацию с отступлениями от проектной документации и приняв в собственность построенные по программе жилые помещения, не отвечающие понятию благоустроенного жилого помещения, возложила на себя ответственность за состояние данных помещений, что, в свою очередь, повлекло нарушение прав граждан, переселенных в рамках целевой программы «Переселение граждан, проживающих на территории Володарского района Астраханской области из аварийного жилого фонда».
Ссылка подателя жалобы на освоение денежных средств, поступивших во исполнение условий муниципального контракта, в полном объеме, а нецелевое использование противоречит бюджетному законодательству, не влияет на правильность выводов суда первой инстанции относительно разрешения спорных правоотношений.
Согласно пункту <данные изъяты>. муниципального контракта от 24 августа 2015 года за ненадлежащее исполнение продавцом обязательств, предусмотренных контрактом (выявление отступлений от технического задания), за ненадлежащее исполнение покупателем обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств устанавливается штраф в размере в виде фиксированной суммы.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 5 апреля 2018 года с общества с ограниченной ответственностью «ДизельАгроСтрой» в пользу администрации муниципального образования «Володарский район» взыскан штраф за ненадлежащее исполнение продавцом обязательств, предусмотренных контрактом № от 24 августа 2015 года, в т.ч. за нарушения, выявленные в результате выездного мониторинга 27 апреля 2017 года в домах №,№, № по <адрес>.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу являются позицией ответчика, изложенной в суде первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, судом правильно применена норма материального и процессуального права, оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Володарского районного суда Астраханской области от 23 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Володарский район» - без удовлетворения.
.
.