Судья Сватикова Л.Т. Дело 33-757/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 24 июня 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Соскал О.М.,
судей Дамдын Л.Д., Болат-оол А.В.,
при секретаре Монгуш Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дамдын Л.Д. гражданское дело по иску Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва к ФИО1 о признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности ничтожной сделки по апелляционной жалобе представителя ответчика ФИО2 на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 01 апреля 2014 года,
УСТАНОВИЛА:
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее — Минземимущество РТ) обратилось в суд с иском к ФИО1 о признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности ничтожной сделки, указывая на то, что 05 октября 2011 года между ФИО3 и ФИО1 был заключен договор аренды земельного участка № ** с кадастровым номером **, расположенного по адресу: **, **. Для регистрации данного договора ответчик представил не соответствующие действительности (подложные) документы, в том числе: распоряжения ФИО3 от 29.08.2011 № ** «О предварительном согласовании места размещения объекта», от 02.09.2011 № ** «Об утверждении акта выбора и обследования земельного участка», от 05.09.2011 № ** «О предоставлении земельного участка в аренду ФИО1». В книге учета регистрации распоряжений Минземимущества РТ за 2011 год распоряжения Минземимущества РТ от 29.08.2011 № **, от 02.09.2011 № ** не зарегистрированы. Также указывает, что в данную книгу в нарушение порядка регистрации вписано распоряжение от 05.09.2011 № ** «О предоставлении земельного участка в аренду ФИО1». Из книги учета обращений граждан за 2011 год не следует, что ФИО1 обращался в Минземимущество РТ. Спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 25.01.2013 года, то есть спустя два года с момента предоставлении земельного участка в аренду. Распоряжение Минземимущества РТ от 05.09.2011 года № ** «О предоставлении земельного участка в аренду ФИО1» было вынесено с нарушением установленного порядка, то есть без проведения в отношении спорного земельного участка кадастровых работ и его кадастрового учета. Основанием для заключения договора аренды с ответчиком послужило незаконное распоряжение.
Истец просил признать недействительным договор аренды земельного участка от 05 октября 2011 года № **, применить последствия недействительности ничтожной сделки путем возврата ответчиком спорного земельного участка Минземимуществу РТ.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 01 апреля 2014 года исковые требования Минземимущества РТ о признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности ничтожной сделки удовлетворены. Суд постановил: признать недействительным договор аренды земельного участка от 05 октября 2011 года № **, заключенный между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва и ФИО1; применить последствия недействительности ничтожной сделки путем возврата ФИО1 Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва земельного участка из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером **, общей площадью ** кв.м., расположенного по адресу: **.
Не согласившись с решением, представитель ответчика ФИО2, действующая по доверенности, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что заявление в Минземимущество РТ он писал в июле 2011 года. Процедуру получения земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта он прошел. Перечень случаев, при которых земельный участок предоставляется исключительно на торгах, Минземимуществом РТ и мэрией г. Кызыла не установлен. Ответчик прошел все этапы порядка получения земельного участка. Порядок предоставления земельного участка должен быть соблюден органом, предоставившим такой земельный участок, а не заявителем.
В судебном заседании ответчик ФИО1, его представитель ФИО2 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщали и ходатайств об отложении слушания не заявляли. Признав их неявку неуважительной судебная коллегия рассматривает дело в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва ФИО4-Б. В., действующий по доверенности, возражал против доводов жалоб, просил решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва ФИО4-Б. В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии со ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 30 ЗК РФ.
На основании ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 31 ЗК РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу пунктов 5-8 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п.5); исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п.6); копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения (7); решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п.8).
Согласно п. 3 ч. 7 ст. 30 ЗК РФ, решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 8 Конституционного закона Республики Тыва от 27 ноября 2004 года N886 ВХ-1 (в редакции от 08.11.2013 N 2197 ВХ-1) «О земле» управление и распоряжение землями, находящимися в собственности Республики Тыва, осуществляет специально уполномоченный Правительством Республики Тыва орган. Специально уполномоченным Правительством Республики Тыва исполнительным органом государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, что следует из Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва. утв. Постановлением Правительства Республики Тыва от 14 мая 2007 г. N 591 ( в ред. от 30.11.2012 N 666).
Постановлением Правительства Республики Тыва от 8 февраля 2013 г. N 81 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва (далее- Порядок).
В силу этого Порядка предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов может осуществляться: в аренду; в постоянное (бессрочное) пользование органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям и в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством; в безвозмездное срочное пользование религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения (на срок строительства этих зданий, строений, сооружений) (п. 2.1); Предоставление земельного участка осуществляется в следующем порядке: 1) выбор, земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации (п.2.2); В заявлении о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению может прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (п.2.4); Министерство в течение 10 календарных дней со дня получения заявления направляет обращение об обеспечении выбора земельного участка в мэрию города Кызыла для: оформления в установленном порядке с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах акта о выборе земельного участка для строительства (а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны), согласованного в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями; обеспечения подготовки и утверждения схем расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территория в соответствии с возможными варианта их выбора; обеспечения подготовки необходимой информации о разрешенном использовании земельных участков я об их обеспечения объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; информирования населения о возможном либо предстоящем строительстве в случаях. Предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения* объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от мэрии города Кызыла (п.2.5); Мэрия города Кызыла проводит процедуры, предусмотренные пунктом 2.5 настоящего Порядка, и направляет в Министерство акт о выборе земельного участка для строительства в срок не позднее двух месяцев со дня поступления обращения об обеспечении выбора земельного участка. Министерство содействует в реализации согласительных процедур при возникновении разногласий в процессе согласования и утверждения необходимых документов (п.2.6); Министерство принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта в течение 15 календарных дней со дня получения акта о выборе земельного участка для строительства (п.2.7); Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п.2.11); Решение о предоставлении земельного участка для строительства или об отказе в его предоставлении принимается Министерством на основании заявления заявителя и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок со дня поступления такого заявления. В случае если кадастровый паспорт земельного участка не представлен заявителем по собственной инициативе Министерство запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости. Заверенная копия решения направляется заявителю в семидневный срок со дня его принятия (п.2.12).
Таким образом, законодательством предусмотрен определенный порядок предоставления земельного участка в аренду, в том числе, с предварительным согласованием места размещения объекта.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, между Минземимуществом РТ и ФИО1 заключен договор № ** аренды земельного участка из категории земель – земли населенных пунктов с кадастровым номером **, общей площадью ** кв.м., расположенного по адресу: ** (далее – спорный земельный участок). Согласно п. 2.1 договор заключен сроком на ** лет, с ** г. по ** г. Из кадастрового паспорта земельного участка по адресу: **, следует, что спорный земельный участок, разрешенное использование - для строительства торгово-офисного здания, поставлен на кадастровый учет в государственный кадастр недвижимости 25 января 2013 года.
Основанием для заключения названного договора аренды земельного участка послужили следующие распоряжения Минземимущества РТ: от 29.08.2011 года № ** «О предварительном согласовании места размещения объекта», от 02.09.2011 года № ** «Об утверждении акта выбора и обследования земельного участка», от 05.09.2011 года № ** «О предоставлении земельного участка в аренду ФИО1».
Между тем, как установил суд первой инстанции, из имеющихся в материалах дела выписок из книги учета регистрации распоряжений Минземимущества РТ за 2011 год следует: распоряжение от 29.08.2011 года № ** «О предварительном согласовании места размещения объекта» не зарегистрировано, поскольку под данным номером ** от 29.08.2011 зарегистрировано распоряжение по заявлению ФИО5; не зарегистрировано и распоряжение от 02.09.2011 № ** «Об утверждении акта выбора и обследования земельного участка», поскольку под номером ** от 05.09.2011 года отражена регистрация о выдаче акта по заявлению ФИО6
Также в данную книгу между номерами распоряжений ** и ** вписано распоряжение от 05.09.2011 № ** по заявлению ФИО1
В материалах дела имеется ксерокопия заявления ФИО1 от 13 июля 2013 года, имеющего штамп входящей корреспонденции № ** от 13.07.2011 года, однако как установил суд первой инстанции, в книге учета обращений граждан, имеющей сквозную порядковую нумерацию, под номером ** от 13.07.2011 года зарегистрировано заявление другого лица, то есть ФИО6
Таким образом, суд установил, что фактически заявление о предоставлении земельного участка в аренду ответчик не подавал.
По смыслу п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в орган местного самоуправления, предусмотренный ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Изложенное означает, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является заключительной стадией порядка предоставления земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта, однако как правильно установлено судом первой инстанции, спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет в государственный кадастр недвижимости 25 января 2013 года, то есть после его предоставления в аренду.
Отсутствие заявления или отсутствие в заявлении информации, требуемой в п. 1 ст. 31 ЗК РФ, делает невозможным совершение иных действий, предусмотренных п. 2, 3, 5, 6, 8 ст. 31 ЗК РФ, и служит основанием для отказа в выборе земельного участка.
С учетом этого суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в отсутствие такого заявления ФИО1 лишен права совершать иные действия, необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства. Это значит, что все последующие действия, предусмотренные п. 2, 3, 5, 6, 8 ст. 31 ЗК РФ, если они были совершены, являются незаконными и юридические последствия не порождают.
В нарушение требований ст. 30 Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» спорный земельный участок на момент выдачи ответчику распоряжения от 05.09.2011 № ** «О предоставлении земельного участка в аренду ФИО1» не был даже поставлен на кадастровый учет, так как дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости лишь 25.01.2013. В материалах регистрационного дела (документы, представленные для государственной регистрации договора аренды) имеется Акт от 29 августа 2011 года № ** выбора и обследования земельного участка для строительства, установления охранной и санитарно-защитной зоны с разрешенным использованием (назначением): для строительства торгово-офисного здания, подписанный министром земельных и имущественных отношений Д.
Однако в силу приведенного выше Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, утв. Постановлением Правительства Республики Тыва от 8 февраля 2013 г. N 81, Министерство в течение 10 календарных дней со дня получения заявления должно было направить обращение об обеспечении выбора земельного участка в Мэрию города Кызыла, а Мэрия города Кызыла после проведения процедур, предусмотренных пунктом 2.5 настоящего Порядка, направить в Министерство акт о выборе земельного участка для строительства в срок не позднее двух месяцев со дня поступления обращения об обеспечении выбора земельного участка.
В нарушение установленного порядка Акт о выборе земельного участка для строительства был составлен министром земельных и имущественных отношений, а не мэрией г. Кызыла. Помимо этого, требования законодательства о публикации сообщения о наличии предлагаемого для передачи в аренду спорного земельного участка ответчиком также не соблюдены.
Доказательств обратного суду не представлено, а в силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Проверив выше установленный законодательством порядок предоставления земельного участка в аренду ответчику суд, правильно посчитал, что при предоставлении ответчику спорного земельного участка в аренду был нарушен установленный законодательством порядок его предоставления, соответственно, договор аренды земельного участка, заключенный без соблюдения данного порядка, противоречит требованиям закона, а потому является ничтожной сделкой. Поэтому требование истца о признании данного договора недействительным, обоснованно удовлетворено.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласна. Выводы подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами.
Собранные по делу доказательства, которые суд исследовал в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, подтверждают, что предоставление ФИО1 в аренду земельного участка совершено с нарушением установленного законом порядка предоставления земельного участка. Данные обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
В связи с тем, что ответчик арендных платежей не вносил, и доказательств обратного суду не представил, суд правильно применил последствия недействительности ничтожной сделки, и обоснованно возложил на ответчика обязанности вернуть Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва указанный земельный участок.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы жалобы о том, что ответчик заявление подал в Минземимущество РТ в июле 2011 года несостоятельны, поскольку не подтвердил данное обстоятельство подлинником или в форме надлежащим образом заверенной ксерокопией своего заявления.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат правовых оснований к отмене судебного решения, эти доводы повторяют правовую позицию представителя ответчика, выраженную им в суде, являлись предметом исследования и нашли правильную оценку в решении суда, сводятся к неверному толкованию норм материального права, не опровергают выводы суда, а выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, в силу чего правового значения не имеют.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы- несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 01 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 июня 2014 года.
Председательствующий
Судьи