Дело № 33-7584
Судья Дульцева Л.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Г.Пермь 31 июля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Судневой В.Н.
судей Кустовой И.Ю., Овчинниковой Н.А.
при секретаре Рогатневой А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г.Перми на решение Ленинского районного суда г.Перми от 17 апреля 2019 года, которым постановлено:
признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации г.Перми от 14.01.2019г. №21-01-07-И-151 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка.
Возложить на Департамент земельных отношений администрации г.Перми обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о заключении соглашения о перераспределении земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Департаменту земельных отношений администрации г. Перми в месячный срок со дня вступления решения в законную силу сообщить суду, а также административному истцу – ФИО1 об исполнении настоящего решения суда.
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., объяснения представителя административного ситца ФИО1-ФИО2, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании решения от 14.01.2019г. № И-21-01-07-И-151 об отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым номером **125 с землями, государственная собственность на которые не разграничена незаконным и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о перераспределении земельного участка.
Требования мотивирует тем, что является собственником земельного участка с кадастровым номером **125, площадью 664 кв.м, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: ****. 13.12.2018г. ФИО1 обратился в Департамент с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером **125 с землями, государственная собственность на которые не разграничена. 14.01.2019г. Департаментом отказано в перераспределении земельных участков на основании п.16 ст.11.10 ЗК РФ, в частности указывается, что образуемый земельный участок перегораживает фактический проход (проезд) к земельным участкам **126, **127, земельный участок располагается в функциональной зоне экологического природного ландшафта (ТСП-ЭП), в которой согласно Генеральному плану г.Перми не предусматривается индивидуальное жилищное строительство. Считает данный отказ незаконным, поскольку приведенные основания не предусмотрены Земельным кодексом РФ. Доказательств тому, что формируемый земельный участок является территорией общего пользования и его границы пересекают установленные красные линии, Департамент не приводит. Кроме того, административный истец является собственником земельных участков, к которым, как указывает административный ответчик, будет ограничен доступ, при этом доступ к земельным участкам сохраняется с другой стороны. В утверждении схемы расположения земельного участка может быть отказано, если она не соответствует проекту планировки, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории. Генеральный план, как один из видов документов территориального планирования, согласно ст.18 ГрК РФ отсутствует, в то время как согласно ПЗЗ земельный участок расположен в зоне Ж-4.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Департамент земельных отношений администрации г.Перми, выражая свое несогласие с выводами суда первой инстанции исходя из позиции, указанной в оспариваемом решении.
ФИО1, представитель Департамента земельных отношений администрации г.Перми не явились, извещались надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения суда судебная коллегия оснований к его отмене не находит.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка, с кадастровым номером **125, площадью 664 кв.м, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: **** (л.д.6-7).
13.12.2018г. ФИО1 обратился в Департамент с заявлением о перераспределении принадлежащего ему земельного участкас кадастровым номером **125 и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 311 кв.м, приложив к заявлению схему расположения земельного участка на кадастром плане территории.
Решением Департамента от14.01.2019 №И-21-01-07-И-151в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано, поскольку согласно сведениям публичной кадастровой карты образуемый земельный участок перегораживает фактический проход (проезд) к земельным участкам **126, **127, что нарушает требования п.6 ст.11.9 ЗК РФ; согласно сведениям справки по градостроительным условиям земельный участок располагается в функциональной зоне экологического природного ландшафта (ТСП-ЭП), в которой согласно Генеральному плану г.Перми не предусматривается индивидуальное жилищное строительство – п.2 ст.11.10 ЗК РФ (л.д.14).
Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции на основе анализа положений ст.ст. 11.10, 11.7, п.8 ст.39.29 Земельного кодекса РФ, п.п.11,12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ пришел к выводу о несоответствии оспариваемого решения требованиям закона. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности перераспределения земельного участка за счет проезда. Расположение испрашиваемого земельного участка в функциональной зоне ТСП-ЭП, с учетом нахождения земельного участка в территориальной зоне Ж-3, не создает ограничений в перераспределении земельного участка.
Судебная коллегия оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции не усматривает.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в том числе: перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (п. 3 ст. 39.28 ЗК РФ).
Пунктом 8 ст.39.29 ЗК РФ предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Согласно п.п.4, 11 п. 9 ст.39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии следующего основания: несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (ч.10).
Пунктом 2 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствии с положениями п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам ( пункт 5);
В соответствии с положениями ч.6 ст. 11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из отсутствия оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка по основанию п.16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ. Вопреки позиции Департамента земельных отношений доказательств тому, что образование в порядке перераспределения земельного участка происходит за счет проезда т.е. земель общего пользования, что в свою очередь приведет к невозможности проезда земельным участкам с кадастровыми номерами **126, **127, принадлежащим также административному истцу, материалы дела не содержат. Ссылаясь на положения п.п.11,12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, суд обоснованно отметил, что проезд как территория общего пользования обозначается красными линиями. Между тем, документами градостроительного планирования, иными доказательствами, данное обстоятельство не подтверждено. В опровержение позиции административного истца о возможности доступа к земельным участкам с другой стороны, в том числе и в соответствии со схемой расположения земельного участка, представленной ФИО3 в Департамент, каких-либо доводов уполномоченным органом не приведено.
Следует также признать верным вывод суда о том, что нахождение земельного участка в функциональной зоне ТСП-ЭП препятствий в перераспределении в силу положений ст.ст.11.10, 39.29, Земельного кодекса РФ не создает. Материалами административного дела подтверждается, что земельный участок располагается в территориальной зоне Ж-3, выделенной для обеспечения правовых условий формирования многофункциональных городских территорий с размещением многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов с ограниченно разрешенным набором услуг, имеет вид разрешенного использование-индивидуальное жилищное строительство, относящийся к основному виду разрешенного использования, что предполагает его использование в соответствии с градостроительным регламентом.
Положения ст.ст.11.10, 39.29 Земельного кодекса РФ предусматривают в качестве основания для отказа в перераспределении земельного участка несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации или положению об особо охраняемой природной территории. Такое основание, как несоответствие Генеральному плану города Перми, нормами Земельного кодекса РФ не предусмотрено.
При таком положении, оценив законность оспариваемого решения в пределах приведенных в нем оснований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого отказа уполномоченного органа.
Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию уполномоченного органа, приведенную в оспариваемом решении, и занимаемую в суде первой инстанции, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Доводов, влияющих на законность решения суда апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Ленинского районного суда г.Перми от 17 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента земельных отношений администрации г.Перми – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи