Судья: Галлямова Д.К. дело № 33-7586/2013
учет № 74
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 июня 2013 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Сальниковой М.М.,
судей Горшунова Д.Н., Сайдашевой Э.Р.,
при секретаре судебного заседания Сафине Д.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сайдашевой Э.Р. гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Авиастроительного района города Казани на решение Авиастроительного районного суда города Казани от 25 апреля 2013 года, которым постановлено:
требования прокурора Авиастроительного района города Казани, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Признать тепловые сети центрального отопления, проходящие от <адрес> диаметром 2 d 80 протяженностью 17 метров бесхозяйными.
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения прокурора Дындова Д.В., обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Авиастроительного района города Казани, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании тепловых сетей бесхозяйными и возложении обязанности принять бесхозяйные тепловые сети в муниципальную собственность.
В обоснование заявления указал, что прокуратурой Авиастроительного района города Казани проведена проверка готовности к отопительному периоду 2012-2013 года теплоснабжающих организаций и тепловых сетей на территории района. В ходе проведенной проверки установлен бесхозяйный участок тепловой сети центрального отопления, проходящие от <адрес> диаметром 2 d 80 протяженностью 17 метров.
В соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», сети теплоснабжения не могут находиться в какой-либо иной собственности, кроме муниципальной.
Сети теплоснабжения находятся на территории Муниципального образования города Казани и должны находиться в его собственности. Сети теплоснабжения обеспечивают теплом жилые дома, находящиеся на территории Авиастроительного района города Казани, и непринятие их в муниципальную собственность может явиться причиной их повреждения.
В судебном заседании прокурор Козлова А.Л. заявление поддержала.
Представитель ответчика Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Хайруллин Р.Р. заявление не признал.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционном представлении прокурор Авиастроительного района города Казани просит отменить решение в части отказа в удовлетворении заявления, указывая на его незаконность по доводам, изложенным в заявлении.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4.2 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Частью 6 статьи 15 Федерального закона «О теплоснабжении» определен порядок действий органа местного самоуправления в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети.
В соответствии с вышеуказанной нормой орган местного самоуправления в течение тридцати дней с даты выявления бесхозяйной тепловой сети обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание данных сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи установлен частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Признание права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь осуществляется в порядке особого производства по заявлению органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, в соответствии со статьями 290-293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что прокуратурой Авиастроительного района города Казани была проведена проверка готовности к отопительному периоду 2012-2013 годов теплоснабжающих организаций и тепловых сетей на территории района. В ходе проведенной проверки установлен бесхозяйный участок тепловых сетей центрального отопления, проходящие от <адрес> диаметром 2 d 80 протяженностью 17 метров, обеспечивающий проведение теплоснабжения к жилым домам.
Принимая во внимание положения статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд обоснованно пришел к выводу о том, что по своим техническим характеристикам спорные объекты относятся к линейным сооружениям. Исходя из того, что назначением данных конструкций является передача тепла от конкретного источника теплоэнергии до теплопотребляющих установок, учитывая его технологично неразрывную связь с недвижимыми объектами, они фактически являются составной частью тепловой сети. При перемещении таких конструкций в другое место их функциональное назначение утрачивает смысл, в связи чем, следует относить данный вид объектов к недвижимому имуществу.
Муниципальное унитарное предприятие «Производственное объединение «Казэнерго» не располагает сведениями о собственнике и балансодержателе спорных участков тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения. Открытое акционерное общество «Казанская теплосетевая компания» (далее по тексту – ОАО «КТК») участки тепловых сетей центрального отопления, проходящие от <адрес> диаметром 2 d 80 протяженностью 17 метров не обслуживаются. Между ОАО «КТК» и обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания жилищно коммунального хозяйства Авиастроительного района города Казани» (далее – ООО «УК ЖКХ Авиастроительного района города Казани») составлен акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от <дата> года № ...., где по перечисленными объектам указаны конкретные границы раздела. Другими документальными сведениями о собственниках и балансодержателях этих сетей ОАО «КТК» не располагает.
Согласно письму ООО «УК ЖКХ Авиастроительного района города Казани» участки спорных тепловых сетей ими не обслуживаются.
Как следует из письма муниципального казенного учреждения «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» тепловые сети центрального отопления, проходящие от <адрес> диаметром 2 d 80 протяженностью 17 метров являются бесхозяйными, собственник отсутствует.
Разрешая требования, заявленные прокурором в части признания бесхозяйным тепловых сетей центрального отопления, проходящие от <адрес> диаметром 2 d 80 протяженностью 17 метров, суд обоснованно исходил из того, что выявленные объекты не имеют собственника, и признал эти объекты бесхозяйными.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора в части возложения обязанности принять бесхозяйные тепловые сети в муниципальную собственность, суд правомерно исходил из того, что включению в реестр муниципальной собственности спорного имущества должна предшествовать процедура, предусмотренная частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации. В этой связи решение суда в части отказа в удовлетворении требований о возложении обязанности принять бесхозяйные тепловые сети в муниципальную собственность является законным и обоснованным, а соответствующий довод апелляционного представления подлежит отклонению.
Кроме того, суд первой инстанции учел, что частью 6 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» определен порядок действий органа местного самоуправления в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети, в соответствии с которым, орган местного самоуправления в течение тридцати дней с даты выявления бесхозяйной тепловой сети обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Действующим законодательством предусмотрены гарантии надежности теплоснабжения, что соотносится с полномочиями органов местного самоуправления по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В связи с чем доводы прокурора о том, что непринятие их в муниципальную собственность может явиться причиной их повреждения, и возникновению чрезвычайных ситуаций подлежат оставлению без удовлетворения.
Иные доводы апелляционного представления сводятся к изложению обстоятельств, явившихся предметом исследования суда первой инстанции, которым дана должная правовая оценка.
Состоявшееся судебное решение соответствует нормам материального и процессуального права, постановлено с учетом всех обстоятельств дела и представленных доказательств, которые судом оценены надлежащим образом.
Руководствуясь статьями 199, 327 – 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Авиастроительного районного суда города Казани от 25 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Авиастроительного района города Казани – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи: