ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-758/17 от 29.09.2017 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья Пермина В.А.

Дело № 33-758/2017

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

29 сентября 2017 года г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Серга Н.С.,

судей Кочева С.Н., Коневой О.А.,

при секретаре Филатовой О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Махинько Л.А. на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 20.07.2017, которым постановлено:

Исковые требования Махинько Л.А. к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» о взыскании денежных средств, удовлетворить частично.

Взыскать с областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» в пользу Махинько Л.А. денежные средства в размере 3 670 рублей, а также оплату услуг представителя в размере 4 000 рублей.

Заслушав доклад судьи Кочева С.Н., пояснения истца Махинько Л.А., представителя истца Челдушкиной Е.В., представителя ответчика ОГБУ «МФЦ» Рыбаковой Л.А., третьего лица Махинько С.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Махинько Л.А. обратилась в суд с иском к ОГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (далее - ОГБУ «МФЦ») об обязании совершить определённые действия.

Требования мотивировала тем, что они с супругом Махинько С.И. являются приёмными родителями семерых детей, школьников Валдгеймской средней школы. Для предоставления их детям бесплатного питания в школьной столовой они ежегодно берут в ОГБУ «МФЦ» справку о том, что их семья является малоимущей. При обращении к ответчику в августе 2016 года, в выдаче справки было отказано по причине предоставления неполного пакета документов, а именно отсутствия сведений об алиментах на двух детей <...>. Данные действия ответчика считает неправомерными. С учётом последующего изменения исковых требований просила суд взыскать с ОГБУ «МФЦ» денежные средства, потраченные на оплату питания детей в школьной столовой за период с октября 2016 года по март 2017 года в размере 18 206 рублей.

В судебном заседании истица Махинько Л.А. изменённые исковые требования поддержала в полном объёме. Дополнительно пояснила, что повторно за справками в ОГБУ «МФЦ» обратилась 16.02.2017, которые ей предоставили в марте 2017 года. Поскольку за период с октября 2016 года по март 2017 года она оплачивала питание детей в школе самостоятельно, ею понесены расходы в размере 18 206 рублей. Кроме того, она понесла расходы на представителя в размере 20 000 рублей, которые просила взыскать с ответчика в её пользу.

Представитель истицы Челдушкина Е.В. в судебном заседании изменённые исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ОГБУ «МФЦ» Галушин В.С. в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что истице было отказано в выдаче справок на детей в связи с непредставлением полного пакета документов для признания семьи малоимущей, в частности отсутствовали сведения о получаемых алиментах на двух детей <...>. С января 2017 года стал действовать новый порядок расчёта среднедушевого дохода приёмной семьи, который производился без учёта дохода всех других детей. В феврале 2017 года Махинько Л.А. вновь обратилась к ответчику для получения указанных справок, ОГБУ «МФЦ» повторно сделало запросы в отделы судебных приставов, после получения ответов на которые, истице выданы справки.

Представитель ответчика ОГБУ «МФЦ» Рыбакова Л.А., в судебном заседании с изменёнными исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика комитета социальной защиты населения правительства ЕАО Александрова Н.В., с изменёнными исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что в 2016 году ответчик правомерно отказал Махинько Л.А. в выдаче справки о признании семьи малоимущей, поскольку истица предоставила не полный пакет документов. В 2017 году после изменения законодательства, регулирующего порядок расчёта среднедушевого дохода семьи для предоставления указанной справки, истица вновь обратилась с соответствующими заявлениями и справки были выданы.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истицы Махинько С.И. поддержал изменённые исковые требования, которые просил удовлетворить.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе Махинько Л.А. просила отменить решение суда первой инстанции и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объёме.

Мотивируя жалобу, указала, что при обращении в 2014 и 2015 годах с заявлениями о признании её семьи малоимущей она предоставляла один и тот же пакет документов, что в и 2016 году, справки всегда выдавались. В судебном разбирательстве установлено, что исполнительное производство в отношении несовершеннолетних <...> в 2013 году передано ОСП по Ленинскому району в г. Биробиджан, о чём ей не было известно. В обязанности приёмных родителей не входит розыск должников по алиментным обязательствам - родителей приёмных детей. Приёмные родители предоставляют только ту информацию, которая имеется в личных делах детей.

В судебном заседании суда апелляционнойинстанции истица Махинько Л.А. доводы апелляционной жалобы поддержала. Дополнительно пояснила, что она думала, если у ответчика имеются сведения о пенсиях и пособиях, которые получают дети, то должны быть и сведения об отсутствии алиментов на детей, поскольку в программе отображается каждый доход детей. Ответчик направил в Ленинский РОСП запрос о наличии исполнительного производства в отношении детей <...>. Полученный ответ является доказательством того, что дети <...> не получают алиментов.

Представитель истицы Челдушкина Е.В. поддержала апелляционную жалобу и пояснила, что при обращении в ОГБУ «МФЦ» истица попросила направить запрос о наличии исполнительного производства именно в Ленинское РОСП, указав ту информацию, которая у неё имелась в личных делах на детей.

Представитель ответчика ОГБУ «МФЦ» Рыбакова Л.А. просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения. Пояснила, что при приёме документов специалистами ОГБУ «МФЦ» гражданину разъясняется, что у него есть право представить все необходимые документы самостоятельно либо только те документы, которые он считает нужным. У тех граждан, у которых нет информации по алиментным обязательствам в отношении приёмных детей, есть право на подачу заявления с просьбой направить запрос в службу судебных приставов. Истица указала в заявлении о направлении запроса в Ленинский РОСП, и запрос был исполнен. Из ответа установлено, что исполнительного производства в отношении детей <...> в Ленинском РОСП на исполнении нет. При этом, Махинько Л.А не было отказано в признании семьи малоимущей, а отказано в приёме документов по причине неполного их комплекта, и разъяснено право самостоятельно представить документы об исполнении (неисполнении) алиментных обязательств в отношении детей. Обращаясь в этом году с заявлением о выдаче справки о признании семьи малоимущей, Махинько Л.А. вновь написала заявление о направлении запроса в тот же отдел судебных приставов. И только по личной инициативе сотрудников ОГБУ «МФЦ» стало известно, что исполнительное производство в отношении несовершеннолетних <...> находится в службе судебных приставов по г. Биробиджану.

Третье лицо,не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истицы Махинько С.И. поддержалапелляционную жалобу.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на неё.

Положения абз. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляют для целей данного Закона понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.

В частности, к числу детей оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, объявлением их умершими.

Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приёмных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, проживания в жилом помещении без взимания платы или возмещение их полной стоимости, а также бесплатное оказание медицинской помощи (абз. 8 ст. 1).

Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 5).

В соответствии со ст. 1 закона ЕАО от 31.10.2012 № 177-ОЗ (ред. от 23.01.2015) «О предоставлении бесплатного питания обучающимся в общеобразовательных учреждениях на территории Еврейской автономной области» предусмотрено, что в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Еврейской автономной области, в дни посещения учебных занятий обучающимся из числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и детей из малоимущих семей предоставляется питание в соответствии с настоящим законом.

Питание детям из малоимущих семей предоставляется на основании справки о признании в установленном законом области порядке семьи малоимущей (ч.1 ст.3 данного Закона).

Согласно ст. 5Федерального закона от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» при расчёте среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.

Постановлением правительства ЕАО от 28.09.2012 № 509-пп органом, уполномоченным по расчёту среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и выдаче справки о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими определён ОГБУ «МФЦ».

Материалами дела установлено, что несовершеннолетние <...><...> г.р., <...><...> г.р., <...><...> г.р., <...><...> г.р., <...><...> г.р., <...><...> г.р., <...><...> г.р. переданы на воспитание в приёмную семью ФИО1 и ФИО2

В обязанности приёмных родителей входит забота о воспитании, обучении, подготовке к общественно-полезной деятельности подопечных, защита и охрана их личных и имущественных прав.

Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулирующим отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, обязывает органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, предоставлять названные услуги в соответствии с административными регламентами (п. 1 ч. 1 ст. 6).

Административный регламент является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (п. 4 ст. 2).

Согласно пп. «ж» п. 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 № 512, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе алименты, получаемые членами семьи.

Аналогичный перечень документов предусмотрен Административным регламентом предоставления государственной услуги «Выдача справки о признании гражданина малоимущим», утверждённым приказом комитета социальной защиты населения правительства ЕАО от 09.06.2014 № 161.

Пунктом 2.9 Административного регламента определено, что основанием для отказа в приёме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является представление заявителем (представителем заявителя) неполного комплекта данных документов в ОГБУ «МФЦ» и его филиалы.

Согласно разделу 3.1.3.3. административного регламента срок выполнения административной процедуры составляет не более 10 дней со дня регистрации заявления в установленном порядке.

Критерием принятия решений при рассмотрении заявления и подготовки ответа является наличие (отсутствие) информации, запрашиваемой заявителем.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Из материалов дела следует, что 19.08.2016 ФИО2 обратилась в ОГБУ «МФЦ» для получения услуги «Выдача справки о признании гражданина малоимущим», предоставив следующие документы: заявление на справку о признании гражданина малоимущим, договор об осуществлении опеки, удостоверение опекуна, заявление о согласии на обработку персональных данных, паспорт гражданина РФ, справку о доходах, свидетельства о рождении детей.

Кроме того, ею представлено заявление от 26.08.2016 с указанием места нахождения исполнительных документов о взыскании алиментов на несовершеннолетних, в том числе на детей <...> и <...> в ОСП Ленинского района.

Уведомлением ОГБУ «МФЦ» от 26.09.2016 № 265 ФИО2 отказано в приёме документов для признания семьи малоимущей по причине предоставления неполного комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а именно - документов, подтверждающих сведения об исполнении (неисполнении) алиментных обязательств <...> на содержание детей <...> и <...>

15 и 16.02.2017 ФИО2 вновь обратилась в ОГБУ «МФЦ» с заявлениями о приёме документов на предоставление услуги «Выдача справки о признании гражданина малоимущим» на семерых детей - школьников.

На момент обращения законом ЕАО от 31.10.2012 № 177-ОЗ(ред. 26.01.2017) «О предоставлении бесплатного питания обучающимся в общеобразовательных учреждениях на территории Еврейской автономной области» малоимущей признавалась семья, среднедушевой доход которой ниже величины прожиточного минимума, установленного в области. При расчёте среднедушевого дохода в состав приёмной семьи включаются приёмный ребенок и его приёмные родители (родитель), (ч. 2 ст. 3 Закона).

16.03.2017 ОГБУ «МФЦ» выданы истцу справки на <...>, <...>., <...>., <...>, и 23.03.2017 на <...>, <...>., <...> о признании семьи малоимущей.

Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в 2016 году семья истицы не была признана малоимущей, в связи с чем право на предоставление бесплатного питания, не имела.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на имеющихся в деле доказательствах, оценка которым дана судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

Государственная услуга об истребовании сведений по алиментам, получаемым членами семьи несовершеннолетними <...> и <...>, необходимых для расчёта среднедушевого дохода семьи, по запросу ФИО2 по указанным ею данным о нахождении исполнительного документа, специалистами ОГБУ «МФЦ» была оказана. В связи с полученным ответомЛенинского РОСП оботсутствии на исполнении исполнительного документа о взыскании алиментов на содержание детей <...>, ОГБУ «МФЦ» обоснованно было принято решение об отказе в приёме документов для признания семьи малоимущей.

Доводы истицыо том,что в выдаче справки отказано было фактически и в отношении других детей не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с действующим в 2016 году законодательствомпри расчете среднедушевого дохода семьи учитывались все виды доходов, полученные каждым членом семьи, в том числе и алименты, получаемые членами семьи.

Государственная услуга «Выдача справки о признании гражданина малоимущим» носит заявительный характер.

Повторно, ФИО2 с заявлением о выдаче указанной справки обратилась в феврале 2017 года. Поскольку ОГБУ «МФЦ» оказало услугу с нарушением срока выполнения административной процедуры, установленного административным регламентом, суд пришёл к выводу о взыскании с ОГБУ «МФЦ» в пользу истицы убытков, понесённых ею по оплате питания детей в школьной столовой за март 2017 года в размере 3 670 рублей,и 4 000 рублей на оплату услуг представителя, взысканных в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов.

На основании вышеизложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 20.07.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи