ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-759 от 07.03.2019 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Дело № 33-759

Ленинский районный суд г.Махачкалы

Судья Дагирова З.Н.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Махачкала 07 марта 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Ибрагимовой А.М.,

судей: Абдулаева М.М. и Сидоренко М.И.,

при секретаре судебного заседания Магомедовой П.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральной таможенной службе России, Северо-Кавказскому таможенному управлению и Дагестанской таможне о признании незаконным отказа в предоставлении жилого благоустроенного помещения по договору социального найма во внеочередном порядке ФИО1, обязании Дагестанской таможни заключить с семьей ФИО1 договор социального найма на благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке в целях чего обязать Федеральную таможенную службу России предоставить ФИО1 денежные средства для приобретения в г.Махачкале благоустроенного жилого помещения,

по апелляционным жалобам представителя Дагестанской таможни по доверенности ФИО9, представителя ФТС России по доверенности ФИО10, представителя Северокавказского таможенного управления по доверенности ФИО11

на решение Ленинского районного суда г.Махачкалы РД от <дата>, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконными действия Федеральной таможенной службы России, Северо-Кавказского таможенного управления и Дагестанской таможни в отказе в предоставлении жилого благоустроенного помещения ФИО3 по договору социального найма во внеочередном порядке.

Обязать Федеральную таможенную службу России предоставить ФИО3 денежные средства для приобретения в гор. Махачкала благоустроенного жилого помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь в связи с имеющимся заболеванием размером 110 кв. метров во внеочередном порядке в соответствии с Постановлением Правительства РФ от <дата> «О предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений при их приобретении (строительстве) для федеральных государственных нужд».

По предоставлению денежных средств и приобретению жилья обязать Дагестанскую таможню заключить с семьей ФИО2 договор социального найма на приобретенное жилое помещение».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Ибрагимовой А.М., выслушав объяснения представителей Северо-Кавказского таможенного управления и Дагестанской таможни по доверенности ФИО10, Федеральной таможенной службы по доверенности ФИО12, просивших решение суда отменить по доводам жалоб, объяснения истца ФИО1, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральной таможенной службе России (далее ФТС России), Северо-Кавказскому таможенному управлению (далее СКТУ) и Дагестанской таможне о признании незаконным отказа в предоставлении жилого благоустроенного помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, обязании Дагестанской таможни заключить с семьей ФИО1 договор социального найма на благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, в целях чего обязать ФТС России предоставить ФИО1 единовременную социальную выплату.

Свои требования истец мотивировал следующим.

ФИО1 осуществлял свою трудовую деятельность в Дагестанской таможне с 1994г. по 2014г. В период работы <дата> был принят Жилищно-бытовой комиссией Дагестанской таможни (далее ЖБК таможни) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно приказу Дагестанской таможни от 14.04.2014г. -к он уволен в звании майора таможенной службы из таможенных органов РФ на основании п.п. 9 п. 2 статьи 48 ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» (по болезни). Основанием для увольнения послужило его заболевание - «инфильтративный туберкулез верхних долей легких в фазе распада БК+», что подтверждается свидетельством о болезни от 03.04.2014г., выданном МСЧ МВД РФ по РД, в котором указаны диагноз и причинная связь - «заболевание получено в период военной службы». После увольнения ему установлена инвалидность 2-й группы, в настоящее время он является инвали<адрес> группы бессрочно. Указанное свидетельство о болезни вместе со справкой Бюро МСЭ по Республике Дагестан об установлении инвалидности 2-й группы от <дата> представлялось им при увольнении в ЖБК таможни.

Собственного жилья или жилья по найму он не имел никогда и не имеет, в настоящее время проживает по адресу: гор. Махачкала, <адрес>, собственником дома является его брат ФИО13

С момента заболевания (июнь 2013г.) по настоящее время его проживание по вышеуказанному адресу является проблематичным из-за болезни и угрозы заражения остальных проживающих в доме лиц, что сопровождается тяжелыми стрессовыми состояниями, как для него, так и для членов его семьи и остальных лиц, проживающих в данном доме.

Собственник дома, опасаясь за здоровье родителей и своих малолетних детей, неоднократно в ультимативной форме ставил вопрос о его немедленном выселении из дома.

Согласно ч. 1 статьи 6 Федерального закона от <дата> № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что уволенным со службы гражданам РФ, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до <дата> федеральным органом исполнительной власти, в котором проходили службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.

К членам семьи ФИО1 относятся: его жена ФИО14 и сыновья ФИО19 Арсен, <дата> года рождения и ФИО19 Али, <дата> года рождения. ФИО1 имеет ученую степень кандидата исторических наук. Согласно положениям статьи 7 названного Федерального закона норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма на семью из трех и более человек составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (часть 1). Право на дополнительную площадь жилого помещения размером 20 квадратных метров имеют сотрудники, имеющие ученые степени или ученые звания, и граждане Российской Федерации, указанные в части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, имеющие на день увольнения со службы в учреждениях и органах ученые степени или ученые звания (п.2 ч. 3 статьи 7 Закона). На основании чего, семье ФИО1 должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма размером 92 кв. метра. Кроме того, с учетом положений Жилищного кодекса РФ (статьи 57, 58), ФИО1 должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке с учетом права на дополнительную жилую площадь в связи с имеющимся заболеванием. Итого ему полагается жилая площадь, размером 110 кв.м.

Северо-Кавказским таможенным управлением ему отказано в праве на внеочередное получения жилого помещения, поскольку ФИО1 обладает правом на обеспечение жильем за счет федерального бюджета как пенсионер таможенных органов, поставленный на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до <дата> в порядке очередности, с учетом пункта 22 раздела III приказа ГТК России от <дата> N 1088 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в таможенных органах и учреждениях, подведомственных ГТК России», поскольку и при наличии имеющегося заболевания отсутствуют основания на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма в таможенном органе, так как обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, при возникновении права на льготное обеспечение жильем после <дата> подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а также на первоочередное получение жилого помещения раньше очередников, поставленных на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в предыдущие годы, поскольку предоставление жилого помещения ранее таких очередников повлекло бы за собой нарушение действующего законодательства и прав лиц, ранее вставших на учет.

<дата> он подал жалобу в административном порядке в ФТС России с требованием признать отказ СКТУ от <дата> в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке незаконным и предоставлении денежных средств Дагестанской таможне для приобретения в г. Махачкала жилого помещения с учетом членов семьи, наличия ученой степени и имеющегося заболевания в размере 110 кв. метров. В своем ответе на жалобу Главное Управление тылового обеспечения ФТС России от <дата> согласилось с его доводами о выделении семье ФИО1 жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ с учетом имеющегося заболевания и разъяснило, что при предоставлении семье ФИО1 жилого помещения по договору социального найма Дагестанская таможня должна руководствоваться положениями Жилищного кодекса РФ, а также информировало, что СКТУ дано поручение проработать вопрос о возможности приобретения в 2018 году жилых помещений для предоставления очередникам таможенных органов, поставленных на учет до <дата> с соблюдением требований постановления Правительства РФ от <дата> «О предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений при их приобретении (строительстве) для федеральных государственных нужд». Согласно ответу Дагестанской таможни от <дата> на балансе таможни отсутствуют квартиры, предназначенные для постоянного проживания. Согласно ответу СКТУ от <дата> обоснования заявки на выделение бюджетных ассигнований, предназначенных для приобретения очередникам таможенных органов жилых помещений в Дагестанской таможне отсутствуют по причине отсутствия на рынке недвижимости жилых помещений по предельной цене, установленной Постановлением Правительства РФ от <дата>, фактически рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади типового жилого помещения на вторичном рынке жилья в Республике Дагестан значительно превышала стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения, возможной к оплате таможенными органами, не отвечала условиям рынка недвижимости и не удовлетворяла требованиям продавцов жилых помещений.

По мнению истца, действия ответчиков являются ничем иным как желанием любой ценой отказать ему в предоставлении жилья во внеочередном порядке, несмотря на то, что такое право гарантировано ему законом, которое должно быть реализовано путем незамедлительного предоставления жилья.

Посчитав действия ответчиков незаконными, ФИО1 обратился в суд и просит обязать Дагестанскую таможню заключить с семьей ФИО1 договор социального найма на жилое помещение в г. Махачкала - благоустроенную квартиру общей площадью 110 кв. метров во внеочередном порядке, в целях чего обязать ФТС России предоставить ФИО1 единовременную социальную выплату.

В судебном заседании истец уточнил свои исковые требования, а именно он просил обязать ФТС России предоставить ему денежные средства для приобретения в гор. Махачкала благоустроенного жилого помещения размером 110 кв. метров во внеочередном порядке в соответствии с Постановлением Правительства РФ от <дата> «О предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений при их приобретении (строительстве) для федеральных государственных нужд», по предоставлению денежных средств и приобретению жилья обязать Дагестанскую таможню заключить с семьей ФИО1 договор социального найма на благоустроенное жилое помещение размером 110 кв. метров в гор. Махачкала.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционных жалобах представителя Дагестанской таможни по доверенности ФИО9, представителя Федеральной таможенной службы по доверенности ФИО10, представителя Северо-Кавказского таможенного управления по доверенности ФИО11 ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного.

В обоснование жалоб указывается, исходя из текста вышеуказанного судебного решения следует, что ФТС России обязана предоставить ФИО1 денежные средства для приобретения в г.Махачкала благоустроенного жилого помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь размером 110 кв.м. во внеочередном порядке. Однако в случае выделения денежных средств и фактического приобретения истцом благоустроенного жилого помещения, оно не приобретает статус государственного или муниципального жилищного фонда, поскольку будет являться собственностью ФИО1 вследствие законного факта его приобретения.

Действующее законодательство по вопросам предоставления жилого помещения по договору социального найма не содержит норм, позволяющих государственным органам предоставлять денежные средства гражданам, состоящим на учете по улучшению жилищных условий, для самостоятельного приобретения жилого помещения, кроме субсидирования.

Таким образом, возложение на Дагестанскую таможню обязанности по заключению договора социального найма на приобретенное ФИО1 жилое помещение является неправомерным.

Судом необоснованно отклонены доводы ФТС России об отсутствии возможности реализации права ФИО1 на приобретение жилого помещения во внеочередном порядке. Бюджетные средства на приобретение жилых помещений для предоставления очередникам по договору социального найма в 2016 и 2017 г.г. ФТС России не выделялись. Также не предусмотрены бюджетные средства на указанные цели и в 2018 году. Таким образом, рассмотрение вопроса о выделении из Федерального бюджета денежных средств для таможенных органов РФ в целях приобретения жилых помещений для последующей передачи по договорам социального найма возможно только в случае документального подтверждения возможности реализации мероприятий по освоению капитальных вложений.

Авторы жалоб не соглашаются с выводом суда о наличии у ФИО1 права на приобретение жилья из расчета 110 кв.м. жилой площади, поскольку согласно расчетной норме предоставления такого жилья он имеет право на жилье, площадью 92 кв.м.

Представитель Северо-Кавказского таможенного управления выдвигает довод, согласно которому истец имеет право на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета на общих основаниях.

Ссылка суда на Постановление Правительства РФ от <дата> «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» является необоснованной.

В своих возражениях на апелляционные жалобы ФИО1 приводит доводы, обосновывающие законность принятого судом решения, просит оставить его без изменения, отклонив доводы апелляционных жалоб.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений не неё, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно частям 1 - 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне.

01 января 2018 года Приказом Минздрава России от 30 ноября 2012 года №991н утвержден Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, из которого следует, что к таковым заболеваниям относится «туберкулез любых органов и систем с бактериовыделением, подтвержденным методом посева (код А15; А-17-А19)».

Согласно ч.1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2012 г. №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что уволенным со службы гражданам РФ, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходили службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ФИО1 осуществлял трудовую деятельность в Дагестанской таможне с 1994 по 2014 года в отделе административных расследований.

В период работы на основании поданного им заявления от 23.01.2003г. в соответствии с положениями статьи 29 Жилищного Кодекса РСФСР был принят Жилищно-бытовой комиссией Дагестанской таможни (далее ЖБК таможни) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

К членам семьи ФИО1 относятся жена ФИО14, сын ФИО19 Арсен, <дата> года рождения, студент очного отделения магистратуры юридического института Дагестанского государственного университета, сын ФИО19 Али, <дата> года рождения, ученик 11 класса гимназии г. Махачкала, что подтверждается свидетельством о заключении брака между ФИО1 и ФИО14, свидетельствами о рождении детей, справкой ДГУ об обучении ФИО15, справкой о составе семьи, имеющимися в материалах дела.

ФИО1 имеет ученую степень кандидата исторических наук с 11.12.2002г., что подтверждается дипломом серии КТ от 18.04.2003г., выданного ВАК Министерства образования РФ.

Жилое помещение по адресу: г Махачкала, <адрес>, где зарегистрирован и проживает ФИО1 вместе со своей семьей, принадлежит на праве собственности его брату ФИО13 на основании свидетельства о государственной регистрации права, выданного Управлением Федеральной регистрационной службы по РД 20.01 2009г.

Факт проживания семьи ФИО1 по указанному адресу подтверждается выпиской из домовой книги, выданной администрацией <адрес>, актом обследования жилищных условий, составленным комиссией ЖБК Дагестанской таможни, паспортами членов семьи ФИО1

Вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г.Махачкала от <дата> установлен юридический факт: семьи ФИО16 и собственника дома ФИО13 признаны разными семьями, т.е. ФИО1, его супруга и дети не являются членами семьи собственника жилого помещения.

Жилых помещений на праве собственности ФИО1 и члены его семьи не имеют, также они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, что подтверждается справками ФГБУ Федеральной кадастровой палаты государственной регистрации, кадастра и картографии по РД, ФГУП Ростехинвентаризация - БТИ по РД.

Согласно приказу Дагестанской таможни от 14.04.2014г. ФИО1 уволен в звании майора таможенной службы из таможенных органов РФ на основании п.п. 9 п. 2 статьи 48 ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» (по болезни). Основанием для увольнения послужило заболевание - «инфильтративный туберкулез верхних долей легких в фазе распада БК+», что подтверждается свидетельством о болезни от <дата>, выданном МСЧ МВД РФ по РД, в котором указаны диагноз и причинная связь - «заболевание получено в период военной службы». После увольнения ему установлена инвалидность 2 группы, в настоящее время является инвали<адрес> группы бессрочно, что подтверждается справкой Бюро МСЭ ФКУ «ГБ МСЭ по РД» Минтруда России от <дата>.

<дата>ФИО1 обратился в ЖБК Дагестанской таможни с письменным заявлением о выделении жилья по договору социального найма вне очереди, изложив вышеуказанные обстоятельства и представив туда заключение жилищной комиссии ГБУ РД «Республиканский противотуберкулезный диспансер» (далее РПТД) Министерства здравоохранения РД от <дата> № согласно которому он состоит на учете в РПТД г. Махачкала с диагнозом - «фиброзно-кавернозный туберкулез верхних долей легких в фазе инфильтрации МБТ+, А 15.0», в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ от <дата>г. N 378 данное заболевание относится к перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в связи с чем нуждается в улучшении жилищных условий.

Изложенное подтверждается исследованными в судебном заседании документами, копии которых имеются в материалах гражданского дела, а также имеющимися в учетном деле ФИО1 документами, представленными на обозрение суда секретарем ЖБК Дагестанской таможни ФИО17

Была проведена соответствующая проверка, после подтверждения диагноза было принято решение ходатайствовать перед СКТУ о выделении семье пенсионера ФИО1 денежных средств для приобретения жилого помещения с учетом количества членов семьи, наличия ученой степени и дополнительной жилой площади в связи с имеющимся заболеванием в размере 110 кв. метров во внеочередном порядке (протоколы заседания ЖБК Дагестанской таможни от <дата> и <дата>). Ходатайство было направлено Дагестанской таможней в СКТУ письмом от <дата> за .

Письмом от <дата> ходатайство Дагестанской таможни оставлено СКТУ без удовлетворения, сославшись на отсутствие правовых оснований для предоставления денежных средств ФИО1 во внеочередном порядке и необходимых для этого бюджетных средств.

Далее ФИО1<дата> обратился в ФТС России с заявлением обеспечить его право на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. Обращение истца было направлено для рассмотрения и дачи ответа в СКТУ (письмо ФТС России от <дата>/С-5000).

СКТУ, ссылаясь на положения приказа ГТК России от <дата> N 1088 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в таможенных органах и учреждениях, подведомственных ГТК России" и Федерального закона № 283-ФЗ, информировало его об отсутствии правовых оснований на получение жилого помещения во внеочередном порядке.

Также СКТУ указало, что согласно нормам Федерального закона № 181 -ФЗ обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, при возникновении права на льготное обеспечение жильем после <дата> подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации. Следовательно. ФИО1 обладает правом на обеспечение жильем за счет федерального бюджета как пенсионер таможенных органов, поставленный на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до <дата>, на общих основаниях в порядке очередности (письмо СКТУ от <дата>/С-0262).

Не согласившись с выводами СКТУ, <дата>ФИО1 подал жалобу в административном порядке в ФТС России с требованием признать отказ СКТУ в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке незаконным и предоставлении денежных средств Дагестанской таможне для приобретения ему в <адрес>-жилого помещения с учетом членов семьи, наличия ученой степени и имеющегося заболевания в размере 110 кв. метров.

<дата>ФИО1 вновь обратился в Дагестанскую таможню и СКТУ с письменными заявлениями о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке и принятии для этого соответствующих предусмотренных законом мер, сославшись при этом на правовую позицию ФТС России, изложенную в письме ФТС России от <дата> за /С-6729.

Из ответа Дагестанской таможни от <дата> усматривается, что на балансе таможни отсутствуют квартиры, предназначенные для постоянного проживания, а также с учетом позиции ФТС России, изложенной в вышеуказанном письме, принято решение направить в СКТУ соответствующую информацию с расчетом денежных средств, необходимых для приобретения ФИО1 жилого помещения как очереднику таможенных органов (протокол заседания ЖБК таможни от <дата>). Кроме того, <дата> ЖБК Дагестанской таможни, рассмотрев заявление ФИО1 от <дата>, принято решение повторно ходатайствовать перед СКТУ о выделении денежных средств таможне для дальнейшего приобретения и передаче семье ФИО1 жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке с учетом имеющегося у него заболевания (протокол заседания ЖБК таможни от <дата>).

Письмом от <дата> за /С-0025 СКТУ информировало ФИО1 о невозможности выделения денежных средств Дагестанской таможне для дальнейшего приобретения и передаче семье ФИО1 жилого помещения по договору социального найма с учетом имеющегося у него заболевания во внеочередном порядке, т.е. отсутствуют обоснования для заявки на выделение бюджетных ассигнований, предназначенных для приобретения жилых помещений очередникам Дагестанской таможни, при этом основания такого отказа аналогичны основаниям, изложенным представителем СКТУ в Возражениях от <дата> за на исковое заявление ФИО1

Таким образом, ФИО1 длительное время не обеспечивается жильем по договору социального найма, несмотря на то, что ему предусмотрена законом возможность предоставления жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

При наличии таких фактических данных и основываясь на вышеприведенные нормы и положения Закона, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о необходимости удовлетворения иска в части требований о признании незаконными действий таможенных органов, связанных с отказом в предоставлении жилого благоустроенного помещения ФИО3 по договору социального найма во внеочередном порядке.

С такой позицией соглашается и суд апелляционной инстанции.

Доводы апелляционных жалоб об отсутствии у ФИО1 правовых оснований для получения жилья по договору социального найма во внеочередном порядке являются несостоятельными и не основаны на Законе.

Нельзя согласиться с доводами жалобы ФТС России об отсутствии возможности реализации права ФИО1 на приобретение жилого помещения во внеочередном порядке со ссылкой на отсутствие выделения соответствующих денежных средств в 2016, 2017 и 2018 г.г.

Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов исполнительной власти по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке с наличием либо отсутствием свободных жилых помещений либо необходимых для их приобретения денежных средств.

Равно нельзя согласиться с доводами апелляционных жалоб о неверном расчете жилой площади, необходимой для предоставления ФИО1 в размере 110 кв.м. вместо 92 кв.м.

Как видно из материалов дела и установлено судом, с учетом количества членов семьи и наличия ученой степени кандидата исторических наук истцу должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма в размере 92 кв.м.

Согласно ч. 2 статьи 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Таким образом, с учетом положений Жилищного кодекса РФ уполномоченный орган вправе предоставить гражданам, страдающим одной из тяжелых форм хронических заболеваний, перечисленных в перечне, дополнительную жилую площадь в виде отдельной изолированной комнаты размером 18 кв. метров.

Соответственно общая жилая площадь, которая должна быть предоставлена ФИО1, составляет 110 кв.м.

Однако заслуживают внимания доводы апелляционных жалоб относительного неправомерности возложения судом на таможенные органы обязанности по предоставлению денежных средств непосредственно ФИО1 для приобретения им жилья, для того, чтобы в последующем заключить с ним договор социального найма.

Данный вывод суда первой инстанции не основан на Законе.

Согласно ч.1 ст.672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования. Объектом социального найма является жилое помещение, включенное в состав государственного или муниципального жилищного фонда. Нанимателям по договору социального найма выступает собственник жилого помещения государственного жилищного фонда. От имени собственника действует уполномоченный государственный орган или орган местного самоуправления. Нанимателем по договору социального найма выступает гражданин, признанный нуждающимся в жилом помещении и принятый на учет. Договор социального найма подразумевает заключение бессрочного договора между государством и гражданином о пользовании жилым помещением.

Действующее законодательство по вопросам предоставления жилого помещения по договору социального найма не содержит норм, позволяющих государственным органам предоставлять денежные средства непосредственно гражданам, состоящим на учете по улучшению жилищных условий, для самостоятельного приобретения ими жилого помещения.

Как обоснованно указано в жалобах, в случае выделения денежных средств и фактического приобретения истцом благоустроенного жилого помещения, оно не приобретает статус государственного или муниципального жилищного фонда, поскольку будет являться собственностью ФИО1 вследствие законного факта его приобретения.

С учетом изложенного, решение суда в части возложения обязанности предоставить ФИО1 денежные средства для приобретения жилья с целью последующего заключения договора социального найма с ним, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 в отмененной части.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г.Махачкалы от 19 октября 2018 года отменить в части обязания Федеральной таможенной службы России предоставить ФИО1 денежные средства для приобретения жилого помещения и заключения договора социального найма на приобретенное жилье.

В отмененной части принять новое решение.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 об обязании Федеральной таможенной службы России предоставить ФИО3 денежные средства для приобретения в г. Махачкала благоустроенного жилого помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь размером 110 кв. метров во внеочередном порядке в связи с имеющимся заболеванием в соответствии с Постановлением Правительства РФ от <дата> «О предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений при их приобретении (строительстве) для федеральных государственных нужд»,

по предоставлению денежных средств и приобретению жилья обязании Дагестанской таможни заключить с семьей ФИО2 договор социального найма на приобретенное жилое помещение – отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: