Дело № 33-76
Судья Жданова О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 января 2019 года город Пермь
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Судневой В.Н.,
судей Кустовой И.Ю., Коротаевой О.А.,
при секретаре Рогатневой А.Н.,
рассмотрев открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Втюриной Елены Викторовны на решение Индустриального районного суда г. Перми от 25 октября 2018 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Втюриной Елены Викторовны к администрации г. Перми, ООО «Специализированный застройщик «Талан-Пермь» о признании незаконным постановления администрации города Перми от 28.09.2017 г. №775 «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории, ограниченной ул. Сивкова, ул. Карпинского, ул. Формовщиков, ул. Танкистов в Индустриальном районе города Перми» в части установления границ земельного участка под многоквартирным жилым домом №34 по ул. Формовщиков в г. Перми, признании результатов межевания земельного участка недействительными, признании незаконным снятие земельного участка с кадастрового учета, признании незаконным внесение записи в ЕГРН о прекращении права собственности на земельный участок, признании незаконным постановку на кадастровый учет земельного участка, исключении из ЕГРН сведений о земельном участке, восстановлении в ЕГРН сведений о земельном участке, изъятии из чужого незаконного владения часть земельного участка, внесении изменений в границы земельного участка, отказать».
Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., пояснения представителя Втюриной Е.В. – Окулова Р.А., представителя администрации г. Перми, Департамента земельных отношений администрации г. Перми – Жоголь Н.А., представителя ООО «Талан-Пермь» - Лапко В.В., представителей Управления Росреестра по Пермскому краю Крохалевой Е.В., Ильиных С.И., Солдатовой Е.В., представителя Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми – Кичигиной А.А., заключение прокурора Королевой М.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Втюрина Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением (с учетом уточненных требований) к администрации г. Перми, ООО «Специализированный застройщик «Талан-Пермь» (ООО СЗ «Талан-Пермь») о признании незаконным постановление администрации г. Перми от 28.09.2017 № 775 об утверждении проекта межевания территории в части установления границ земельного участка под многоквартирным жилым домом ** по ул. **** г. Перми; признании недействительными результаты межевания земельного участка под многоквартирным домом по установлению границ земельного участка площадью 1017 кв.м в границах земельного участка **247; признании незаконным снятие с кадастрового учета и исключение из ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером **10 площадью 1996 кв.м; признании незаконным внесение записи в ЕГРН о прекращение права собственности на земельный участок с кадастровым номером **10 площадью 1996 кв.м; признании незаконным постановку на кадастровый учет земельного участка площадью 1017 кв.м, расположенного по адресу: ****, кадастровый номер **247; исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером **247, восстановлении сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером **10 площадью 1996 кв.м; истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка с кадастровым номером **248 площадью 979 кв.м, в части наложения на границы земельного участка с кадастровым номером **10; внесении изменений в границы земельного участка с кадастровым номером **248 согласно границ земельного участка с кадастровым номером **10.
Требования обоснованы тем, что истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ****, долевым собственником земельного участка под многоквартирным домом. Согласование границ земельного участка с кадастровым номером **10 с собственниками при утверждении проекта планировки и межевания территории не проводилось. В результате принятия оспариваемого акта площадь земельного участка в размере 1996 кв.м была уменьшена на 979 кв.м, что нарушает права истца. Земельный участок с кадастровым номером **247 сформирован с нарушением требований к минимальному размеру земельного участка, расположенного в зоне Ц-2, в размере 1200 кв.м, установленных Правилами землепользования и застройки г. Перми. Не учтено, что на момент принятия постановления были согласованы иные границы и площадь земельного участка в межевом плане. Вопрос перераспределения земельного участка с кадастровым номером **10 с муниципальными землями при утверждении проекта межевания территории не рассматривался.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Втюрина Е.В. как незаконного и необоснованного. По мнению истца, суд неправильно определил, что требование об оспаривании постановления администрации г. Перми от 28.09.2017 № 775 является первоначальным по отношению к другим заявленным требованиям. Тогда как оспаривание указанного акта является одним из оснований для признания результатов межевания недействительными. Судом не приняты во внимание выводы, содержащиеся в определении Пермского краевого суда от 25.04.2018 по делу № 33а-5193\2018. Выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Так, судом не принято во внимание, что кадастровые работы в отношении земельного участка были осуществлены по инициативе ООО СЗ «Талант-Пермь», его границы установлены в нарушение требований законодательства. Земельный участок может быть сформирован органом местного самоуправления однократно, только по заявлению представителя уполномоченного собственниками жилого дома. Реализация нового проекта межевания прерогатива собственников земельного участка. Преобразование земельного участка возможно только в случае наличия соглашения между собственниками помещений в силу п.5 ст. 11.2 ЗК РФ. С такой просьбой собственники помещений многоквартирного дома в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми не обращались. Кроме этого, земельный участок площадью 1017 кв.м был образован путем перераспределения, тогда как такой вопрос проектом межевания не рассматривался. В связи с чем правовых оснований для постановки на кадастровый учет земельного участка площадью 1017 кв.м не имелось, осуществление кадастрового учета подлежало приостановлению на основании п.7 ч.1 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». Распоряжение ответчиком земельным участком противоречит и положениям ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». Незаконность действий ответчиков и государственного регистратора подтверждается письмом Управления Росреестра по Пермскому краю от 02.10.2018. Требования о признании результатов межевания недействительными суд фактически оставил без правовой оценки, что не соответствует требованиям ГПК РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу ООО СЗ «Талан-Пермь», Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, Управление Росреестра по Пермскому краю просят оставить решение суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к выводу об его отмене в части отказа в требованиях об оспаривании постановления администрации г. Перми от 28.09.2017 № 775 в оспариваемой части, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права (п.п.3,4 ч.1, ч.ч.2,3 ст. 330 ГПК РФ).
Из материалов дела следует, что решением исполнительного комитета Молотовского Совета депутатов трудящихся от 02.10.1952 № 617-д для строительства 8 квартирного жилого дома по ул. ****, в квартале ** Молотовской областной конторе «Гравкинопрокат» был отведен земельный участок площадью 0, 14 га.
На основании решения исполнительного комитета Молотовского Совета депутатов трудящихся № 98 от 04.02.1954 взамен изъятого земельного участка областной конторе Кинопрокат» был отведен земельный участок площадью до 180 кв.м с северной стороны ранее отведенного участка.
Земельный участок, расположенный по адресу: ****, с кадастровым номером **10, площадью 901 кв.м поставлен на государственный кадастровый учет 01.03.2004 на основании описания земельного участка от 10.02.2004 №908, границы земельного участка не были установлены в соответствии с требованиями законодательства, сведения о границах внесены в ЕГРН 06.10.2017.
Право общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом зарегистрировано в ЕГРН по заявлениям собственников 26.07.2017, впоследствии в отношении земельного участка продолжалась осуществляться государственная регистрация прав.
Постановлением администрации г. Перми от 08.12.2010 № 842 был утвержден проект планировки и проект межевания кварталов № 649, 650, 656, 660, 714, 717, 718, 861, ограниченных ул. Танкистов, ул. Сивкова, ул. Карпинского, ул. Формовщиков, пр. Декабристов, ул. Снайперов, ул. Парашютной, ул. Мира, ул. Кавалерийской, ул. Семченко, ул. Советской Армии Индустриального района г. Перми. Проектом межевания территории предусматривалось формирование земельного участка по ул. **** г. Перми, с разрешенным использованием под многоквартирный дом, площадью 2182, 978 кв.м, с учетом отвода на основании решения № 617-Д от 02.10.1952, решения №98 от 04.02.1954 (площадь по документам 1400 кв.м, по отводу -1403,21 кв.м) и свободных муниципальных земель.
Постановлением администрации г. Перми от 18.05.2015 № 279 принято решение о развитии застроенной территории, ограниченной ул. Танкистов, ул. Сивкова, ул. Карпинского, ул. Формовщиков в Индустриальном районе г. Перми (квартал **).
18.11.2016 между Управлением жилищных отношений администрации г. Перми и ООО «Консалтинговый центр «Эксперт» (в настоящее время – ООО СЗ «Талан-Пермь») заключен договор **-УЖО-РЗТ о развитии застроенной территории, ограниченной ул. Танкистов, ул. Сивкова, ул. Карпинского, ул. Формовщиков в Индустриальном районе г. Перми, площадь застроенной территории 1,70 га. В соответствии с пунктом 3.1 Договора застройщик обязался подготовить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания.
Проектом межевания территории, который был подготовлен ООО Пермархбюро» в 2017, предусматривалось, в том числе, образование земельного участка № 1 (для передачи застройщику) путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами **l, **2; **3, **4, **8, **9, **11, **12, **13, **17, **18 и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В проекте было указано, что земельный участок № 7 (согласно экспликации земельных участков фактического землепользования таблицы 1 земельный участок с кадастровым номером **10) является ранее учтенный, требуется уточнение границ и площади земельного участка, проектом предложено увеличение площади земельного участка в соответствии с фактическим использованием.
Согласно таблице № 2 экспликация образуемых и изменяемых земельных участков, площадь по проекту межевания земельного участка по ул. Сивкова г. Перми, землепользователь ООО «Консалтинговый Центр «Эксперт», составила 17540 (номер участка на чертеже 1), площадь земельного участка под многоквартирный дом – 991 кв.м (номер участка на чертеже 7). Проект содержит каталог координат земельных участков, из которого следует, что площадь участка 1 составляет 17540, 31 кв.м, участка 7 - 990,97 кв.м.
Постановлением главы г. Перми от 21.06.2017 № 117 назначены публичные слушания по обсуждению проекта планировки и межевания территории, ограниченной ул. Сивкова, ул. Карпинского, ул. Формовщиков, ул. Танкистов в Индустриальном районе г. Перми на 10.07.2017 в 18:10 по адресу: ****, администрация Индустриального района г. Перми, актовый зал. Постановление опубликовано в печатном издании «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» 30.06.2017, № 47. Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в этом же печатном издании 04.08.2017, №53.
Постановлением администрации г. Перми от 28.09.2017 № 775 по результатам публичных слушаний утвержден проект планировки территории ( пункт 1.1), проект межевания территории, ограниченной ул. Сивкова, ул. Карпинского, ул. Формовщиков, ул. Танкистов в Индустриальном районе города Перми» (пункт 1.2); признаны утратившим силу ряд постановлений администрации г. Перми, в том числе постановление от 08.12.2010 № 842 «Об утверждении проекта планировки (в части установления красных линий) и проекта межевания кварталов № 649,650,656,660,714,717,718,861, ограниченных ул. Танкистов, ул. Сивкова, ул. Карпинского, ул. Формовщиков, пр. Декабристов, ул. Снайперов, ул. Парашютной, ул. Мира, ул. Кавалерийской, ул. Семченко, ул. Советской Армии Индустриального района г. Перми» в части проекта планировки территории и проекта межевания территории, ограниченной ул. Сивкова, ул. Карпинского, ул. Формавщиков, ул. Танкистов в Индустриальном районе г. Перми (абзац 2 пункта 2 Постановления).
Постановление администрации г. Перми от 28.09.2017 № 775 опубликовано в печатном издании «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» №66 (1044) 03.10.2017.
06.10.2017 на основании межевого плана земельного участка с кадастровым номером **10 от 02.10.2017, подготовленного кадастровым инженером ООО «Континент» З., заявления об уточнении границ земельного в ЕГРН внесены сведения о границах и площади земельного участка в размере 1996 кв.м.
20.11.2017 в ЕГРН внесены записи о земельном участке с кадастровым номером **247, площадью 1017 +-6,48 кв.м, образованного из земельного участка с кадастровым номером **10 и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вид разрешенного использования: многоквартирные жилые дома, на основании межевого плана от 10.11.2017, подготовленного кадастровым инженером С., заявления представителя Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми.
14.12.2017 земельному участку с кадастровым номером **10 присвоен статус «архивный» (т.е. существовавший ранее).
15.12.2017 в ЕГРН внесены сведения об объекте недвижимости: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов разрешенное использование: многоквартирные дома разных типов со встроено-пристроенными помещениями нежилого назначения на нижних этажах, стоянки многоэтажные, встроенные, пристроенные, отдельно стоящие надземные, подземные, площадь 17 540 кв.м, кадастровый номер **248, по адресу: ****, образованного из земельных участков с кадастровыми номерами **:l, **2, **3, **4, **8, **9, **11, **12, **13, **17, **18 и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образуемый земельный участок был сформирован в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной постановлением администрации г. Перми от 28.09.2017 № 775.
29.08.2018 ООО СЗ «Талан-Пермь» выдано разрешение на строительство на земельном участке с кадастровым номером **248.
Разрешая требования, суд первой инстанции руководствовался ст. 301 ГК РФ, п.п. 32,52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», ч.ч. 1,4 ст. 3, ст.5, п.1 ст.5.1, ч.ч.1,2,5 ст. 41,ч.ч.1-3 ст. 42, ч.ч.1-5 ст.43, ст.46 ГрК РФ, п.5 ст. ст.11.2,11.3 ЗК РФ, ч.3 ст. 41 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», п.4 ч.1 ст. 36 ЖК РФ, ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», ст. ст. 56, 71 ГПК РФ, ст. 1 протокола N 1 от 20.03.1952 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950.
Отказывая в иске, суд исходил из того, что территория района, ограниченная ул. Танкистов, ул. Сивкова, ул. Карпинского, ул. Формовщиков в Индустриальном районе г. Перми, предназначена для комплексного освоения. Следовательно, иного способа образования территории, кроме как проектом межевания, не имеется.
По смыслу положений ГрК РФ публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности, результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер и их проведение учитывается компетентным органом при принятии решения. При этом публичные слушания и их результаты сами по себе не могут нарушать чьих-либо прав и интересов.
Процедура утверждения проекта планировки и проекта межевания территории регламентирована, как градостроительным законодательством, так и Правилами землепользования и застройки г. Перми, утвержденными Решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 г. №143.
Материалы дела содержат доказательства, свидетельствующие о соблюдении муниципальным органом установленной законом процедуры.
Публичные слушания по проекту межевания проведены в июне 2017, тогда как земельный участок с кадастровым номером **10 поставлен на кадастровый учет 06.10.2017. В связи с чем, администрация г. Перми руководствовалась сведениями о декларативной площади земельного участка в размере 901 кв.м, содержащимися в ГКН до 06.10.2017.
Проведение кадастровых работ по инициативе ООО СЗ «Талан-Пермь» и регистрационных действий в отношении земельного участка по заявлению Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми администрации г. Перми, основанием для признания постановления незаконным не является.
По смыслу ГрК РФ проект планировки и межевания конкретной территории призван обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Земельный участок с кадастровым номером **10, до издания Постановления №842 от 08.12.2010, имел площадь 901 кв.м, именно в этих границах сложилось фактическое его использование жителями многоквартирного дома. Доказательств, свидетельствующих о дальнейших фактических изменениях площади земельного участка, в результате чего его площадь была увеличена до 1996 кв.м, истцом не представлено. На территории спорного земельного участка не было возведено каких-либо объектов, необходимых для использования жильцами многоквартирного дома.
После издания Постановления №842 от 08.12.2010, границы земельного участка были уточнены лишь в октябре 2017, в момент признания его утратившим силу, в связи с чем существенных нарушений прав истца и других собственников жилых помещений в многоквартирном доме, не установлено.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания постановления в оспариваемой части незаконным.
Отклоняя требования истца об оспаривании регистрационных действий, результатов межевания, границ земельного участка, истребовании части земельного участка из чужого незаконного владения, суд первой инстанции исходил из того, что они являются производными от первоначального требования, заявлены в качестве применения последствий незаконности оспариваемого постановления, тогда как в удовлетворении данного требования отказано.
Судебная коллегия, с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований об оспаривании постановления об утверждении результатов межевания территории в части, согласиться не может в силу следующего.
Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ) РФ)РФ.
Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков: 3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии; 4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами (пункт 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ).
Земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 4 статьи 36 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Из частей 2,3,5 статьи 16 указанного закона (с учетом разъяснений, приведенных в пунктах 66, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав») следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Из анализа приведенных выше положений законодательства следует вывод о том, что формирование земельного участка представляет собой комплекс организационных действий и работ, направленных на индивидуализацию земельного участка. Формирование земельного участка под многоквартирный дом осуществляется органом местного самоуправления исключительно на основании проекта межевания территории. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности
Переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
При отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка возникает правовая неопределенность по вопросу о том, какой именно земельный участок принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме, так как объект права собственности является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Проект межевания территории относится к документации по планировке территории (пункт 2 часть 4 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ). Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения образуемых и изменяемых земельных участков (пункт 1 части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ).
Процедура подготовки проекта межевания территории и утверждения данной документации, в том числе в отношении территории, в отношении которой заключен договор о её развитии, регламентированы, в частности статьями 43,45,46,46.1,46 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил.
Частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки.
В силу положений части 5 статьи 46 названного Кодекса, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта, проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (пункт 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ).
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что земельный участок по ул. **** г. Перми расположен в территориальной зоне Ц-2 зона обслуживания и деловой активности местного значения.
Согласно статье 52.1 Правил землепользования и застройки г. Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143, Зона обслуживания и деловой активности местного значения Ц-2 выделена для обеспечения правовых условий формирования местных (локальных) центров городских районов и центров вдоль улиц с широким спектром коммерческих и обслуживающих функций, ориентированных на удовлетворение повседневных и периодических потребностей населения, к основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства относятся, в частности, многоквартирные дома разных типов со встроенно-пристроенными помещениями нежилого назначения на нижних этажах, многоквартирные жилые дома.
Названной нормой установлен минимальный размер земельного участка для многоквартирных жилых домов -1200 кв.м.
Правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть1 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ).
Получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства возможно при соблюдении требований технических регламентов и ряда процедур, включая рассмотрение этого вопроса на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, что следует из положений частей 3-6 статьи 40 названного Кодекса).
Из анализа документации по проекту межевания территории и протокола публичных слушаний следует, что проект межевания территории, подготовленный ООО Пермархбюро, не предусматривал образование земельного участка под многоквартирный дом по ул. ****, площадью 991 кв.м, в проекте указано на необходимость уточнения границ земельного участка с учетом фактического землепользования.
Экспликация проекта межевания образуемых и изменяемых земельных участков в состав проекта межевания (таблица 2) не содержит сведений о том, что образуемый участок по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, площадью 991 кв.м с видом разрешенного использования: многоквартирные жилые дома (номер участка 7), представляет собой существующий земельный участок **10.
Идентифицировать данный участок возможно только путем сравнения Чертежа межевания территории и Описания земельного участка от 2004, что следует из ответа Управления Росреестра по Пермскому краю от 02.10.2018, № 759\1-ж-29-31-13 в адрес прокуратуры Пермского края.
Из протокола публичных слушаний следует, что участки №№3,5,6 и 7 образованы из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для территорий общего пользования для размещения линейных объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
Таким образом, однозначно установить, что вопрос об образовании земельного участка под многоквартирный дом по ул. **** г. Перми, площадью 991 кв.м, обсуждался на публичных слушаний не представляется возможным.
Кроме этого, при утверждении проекта межевания в части установления границ земельного участка под многоквартирный дом не учтено расположение земельного участка в территориальной зоне Ц-2, для которой установлен минимальный размер земельного участка 1200 кв.м.
Вопросы об отступлении от градостроительного регламента в части формирования земельного участка менее минимального размера с учетом фактического землепользования, иных обстоятельств, а также образование земельного участка путем перераспределения с муниципальными землями, предметом обсуждения на публичных слушаниях не являлись, какого-либо обоснования площади земельного участка в размере 991 кв.м и его границ проект межевания ООО Пермархбюро также не содержит.
С учетом требований приведенного выше законодательства и обстоятельств дела, следует вывод о том, что проект межевания территории в оспариваемой части не соответствует ч.9 ст. 43, ч.10 ст. 45, ч.5 ст.46 Градостроительного кодекса РФ, ст.52.1 Правил землепользования и застройки города Перми и нарушает права собственников помещений многоквартирного дома на формирование земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
В связи с чем решение суда в указанной выше части нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения о признании недействующим оспариваемого постановления в части установления границ и площади земельного участка под многоквартирный дом с момента вступления настоящего определения в законную силу, так как ранее применялся.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером **247, площадью 1017+\-6,48 кв.м, по адресу: **** был поставлен на кадастровый учет на основании межевого плана, подготовленного в соответствии с проектом межевания территории, который не соответствует требованиям законодательства в оспариваемой части, судебная коллегия полагает необходимым указать в резолютивной части апелляционного определения, что настоящее определение является основанием для снятия с кадастрового учета земельного участка и восстановления в ЕГРН сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером **10, площадью 901 кв.м, на основании описания земельного участка от 10.02.2004 № 908.
Вместе с тем исковые требования по оспариванию снятие с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером **10, площадью 1996 кв.м, восстановлении сведений в ЕГРН в отношении земельного участка с указанной площадью, удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия исходит из того, что на момент подготовки межевого плана по уточнению границ земельного участка постановление об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания от 28.09.2017 № 775, которым проект планировки и проект межевания, утвержденный постановлением администрации г. Перми от 08.10.2010 № 842, признан утратившим в силу, был принят, на момент внесения сведений в ЕГРН вступил в законную силу. В данной части нормативный акт не оспорен, недействующим не признан и не отменен, следовательно, правовых оснований для внесения в ЕГРН сведений о границах и площади земельного участка 1996 кв.м под многоквартирный дом не имелось. Осуществление государственного кадастрового учета подлежало приостановлению на основании п.7 ч.1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Не подлежат удовлетворению и требования истца об истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка с кадастровым номером **248, площадью 979 кв.м, в части наложения границы земельного участка с кадастровым номером **10, поскольку границы земельного участка с кадастровым номером **248 установлены на основании проекта межевания территории, утвержденного постановлением администрации г. Перми 28.09.2017 №775, в данной части проект межевания не оспорен, недействующим не признан. Доказательств, подтверждающих право собственности на спорную часть земельного участка, а также доказательств наложения границ на земельный участок под многоквартирный дом в спорных границах с указанием конкретных координат поворотных точек в нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено, таких доказательств в материалах дела также не содержится.
При таких обстоятельствах выводы суда об отказе в остальной части требований по существу являются правильными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Индустриального районного суда г. Перми от 25 октября 2018 года отменить в части отказа в удовлетворении требования Втюриной Е.В. об оспаривании в части постановления администрации г. Перми от 28 сентября 2017 года № 775.
Признать не действующим с момента вступления в силу настоящего апелляционного определения постановление администрации г. Перми от 28 сентября 2017 года № 775 «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории, ограниченной ул. Сивкова, ул. Карпинского, ул. Формавщиков, ул. Танкистов в Индустриальном районе города Перми» в части установления площади и границ земельного участка с кадастровым номером **10, расположенного по адресу: ****, экспликация образуемых и изменяемых земельных участков таблица 2, номер участка на чертеже межевания территории 7.
Настоящее апелляционное определение является основанием для снятия с кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: ****, кадастровый номер **247, площадь 1017+\-6,48 кв.м, разрешенное использование многоквартирные жилые дома, и восстановления в Едином государственном реестре недвижимости сведений в отношении земельного участка, кадастровый номер **10, адрес: ****, площадь 901 кв.м, разрешенное использование под многоэтажный жилой дом на основании описания земельного участка от 10.02.2004 года № 908.
В удовлетворении остальной части иска Втюриной Елене Викторовне отказать.
Председательствующий
Судьи