Председательствующий – Иваныш И.В. (2-139/2019) Дело № 33-760
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 октября 2019 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Солоповой И.В.,
судей – Ялбаковой Э.В., Шинжиной С.А.,
при секретаре – Абашкиной А.Ф.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1- ФИО2 на решение Чемальского районного суда Республики Алтай от <дата>, которым
исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
Признан период работы ФИО1 в должности обслуживающего персонала с <дата> по <дата>, а также период службы с <дата> по <дата> в органах внутренних дел России - отделе внутренних дел <адрес> подлежащим включению в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Отказано в удовлетворении исковых требований о признании незаконным распоряжения администрации <адрес> от <дата>№-р «О снятии с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии», возложении обязанности на администрацию <адрес> восстановить ФИО1 в списках участников программы на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 125-ФЗ « О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» для получения жилищного сертификата применительно к мероприятиям «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с <дата> в категорию «Работающие», признании права на постановку на учет для получения жилищной субсидии ФИО1 с <дата>,
Заслушав доклад судьи ФИО7, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации <адрес> о признании периода работы в должности обслуживающего персонала с <дата> по <дата>, а также периода службы с <дата> по <дата> в органах внутренних дел России - отделе внутренних дел <адрес> подлежащим включению в стаж работы (трудовой стаж) в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; признании незаконным распоряжения администрации <адрес> от <дата>№-р «О снятии с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий»; обязании администрации <адрес> восстановить истца в списках участников программы на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» для получения жилищного сертификата применительно к мероприятиям «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с <дата> в категорию «Работающие», о признании права на постановку на учет для получения жилищной субсидии ФИО1 с <дата>. Требования мотивированы тем, что истец состояла в списке граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с <дата> в категории «Работающие». На основании распоряжения главы <адрес> от <дата>№-р снята с учета на основании протокола заседания Республиканской комиссии от <дата>, поскольку на момент постановки на учет не имела 15 лет стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. О наличии решения о снятии ее с учета истец узнала <дата>, считает, что период ее работы в должности обслуживающего персонала с <дата> по <дата>, а также период службы с <дата> по <дата> в органах внутренних дел России - отделе внутренних дел <адрес> подлежит включению в стаж работы (трудовой стаж) в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Стаж трудовой деятельности в районах Крайнего Севера у нее составляет более 15 лет, считает, что имеет право состоять в списках программы на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» для получения жилищного сертификата применительно к мероприятиям «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», поскольку прибыла в район, приравненный к районам Крайнего Севера не позднее <дата>, на момент постановки на учет имела необходимый 15 летний стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в который подлежит включению период прохождения службы в органах внутренних дел России. Другого жилья в других регионах России не имеет, ранее жилищные субсидии не получала.
Суд вынес вышеуказанное решение, с которым в апелляционной жалобе выражает свое несогласие представитель ФИО1ФИО2, просит решение отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным Распоряжения администрации <адрес> от <дата>№-р «О снятии с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидий», обязать администрацию <адрес> восстановить ФИО1 в списках участников программы на получение жилищной субсидии, признать право на постановку на учет для получения жилищной субсидии ФИО1 со <дата>. В обоснование жалобы указали, что основанием для снятия ФИО1 с учета явилось отсутствие 15-летнего стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Суд вышел за рамки требований, указанных в исковом заявлении ФИО1, и использовал в качестве оснований для отказа в удовлетворении части требований факты покупки и продажи жилья, которые не были основанием для снятия с учета ФИО1 и не должны были быть предметом исследования по делу. ФИО1 имеет 15 лет стажа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не имеет жилья в других регионах Российской Федерации нуждается в улучшении жилищных условий и не получала ранее субсидии на эти цели. В момент спорных правоотношений действовала ст. 1 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», которой предусматривалось, что правом на получение жилищной субсидии обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации. Истец родилась и живет в <адрес>, приобрела жилой дом также в <адрес>. Жилищная субсидия предоставляется государством из средств федерального бюджета с целью переезда гражданина со своего места жительства в другой населенный пункт, город, субъект РФ с целью улучшения жилищных условий. Органы исполнительной власти при ежегодном прохождении перерегистрации не проверяли наличие у нее права претендовать на получение жилищной субсидии по состоянию на текущий год. В учетном деле имелись сведения об адресе места жительства, ФИО1 неоднократно сообщала специалисту администрации <адрес> о факте покупки, а затем продажи квартиры, в том числе о прописке. Неправомерными действиями ответчика истец была введена в заблуждение относительно наличия права на получение жилищной субсидии.
Исследовав материалы дела, выслушав посредством видео-конференцсвязи представителя истца ФИО1 – ФИО2, поддержавшую доводы жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, законность и обоснованность судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что распоряжением администрации <адрес> Республики Алтай от <дата>№-р ФИО1 была поставлена на учет в качестве имеющей право на получение жилищной субсидии для приобретения жилого помещения с <дата>, включена в список граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий.
ФИО1 состояла на учете граждан МО «<адрес>», изъявивших желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим и выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с <дата>, состав семьи 2 человека, категория «пенсионер».
Распоряжением главы <адрес> от <дата>№-р ФИО1 снята с учета на основании протокола заседания Республиканской комиссии от <дата>, в связи с отсутствием у истца на момент постановки на учет стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях общей продолжительностью не менее 15 календарных лет, поскольку не был учтен период службы ФИО1 в ОВД <адрес> Республики Алтай (с <дата> по <дата>, а также период с <дата> по <дата>).
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющим других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получавшим субсидий на эти цели.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года №879, которым утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В соответствии с пунктами 24, 25 указанного Положения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
Согласно п. 20 Положения, в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, предусмотрен п. 21 Положения, к которым относятся: приобретение (строительство) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям; изменение других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, отсутствие жилых помещений на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость являются одним из обязательных условий возникновения права на получение жилищной субсидии.
Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, должны соответствовать требованиям вышеуказанного Закона об отсутствии жилых помещений за пределами указанных районов и местностей или нуждаться в улучшении жилищных условий весь период нахождения на учете на получение жилищных субсидий (социальных выплат).
Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 принадлежали следующие объекты недвижимости: 2-комнатная квартира по адресу: <адрес>, дата государственной регистрации <дата>, дата прекращения права <дата>; незавершенный строительством жилой дом по адресу: <адрес>, дата государственной регистрации <дата>, дата прекращения права <дата>; земельный участок по адресу: <адрес>, дата государственной регистрации <дата>, дата прекращения права <дата>
Таким образом, в период нахождения в очереди на получение жилищной субсидии, ФИО1 имела в собственности жилое помещение, расположенное за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В соответствии с действующим законодательством обязательным требованием к гражданину, претендующему на получение социальной выплаты, предусмотренной Федеральным законом № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», является отсутствие жилых помещений у него и (или) членов его семьи на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Учитывая характер и назначение указанных выплат, выделяемых в целях решения проблемы переселения и приобретения жилого помещения по новому месту жительства, наличие жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей влечет безусловную утрату гражданином, поставленным на учет, условий, с которыми закон связывает саму возможность возникновения права на получение социальных выплат, независимо от площади находящегося в собственности жилого помещений.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что ФИО1, в связи с приобретением жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утратила основания для нахождения на учете в списках.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований не имеется, оспариваемое распоряжение принято компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий, не нарушает охраняемые законом права и свободы заявителя.
В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 7, 8 Положения, контроль за осуществлением в соответствии с пунктом 3 настоящего Положения органами местного самоуправления регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, обеспечивают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Регистрация и учет граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г., имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту жительства таких граждан в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта, представляют в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сведения о количестве граждан, указанных в абзаце первом настоящего пункта, по форме, установленной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
ФИО1 была снята с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на основании протокола заседания Республиканской комиссии от <дата>.
Исходя из изложенных правовых норм, орган местного самоуправления осуществляет только регистрацию и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с чем, администрация <адрес> является ненадлежащим ответчиком по требованиям истца о возложении обязанности восстановить в списках и признать право на постановку на учет для получения жилищной субсидии.
При этом, доводы апелляционной жалобы о том, что жилье ФИО1 приобреталось в пределах Республики Алтай, и данное приобретение жилья не влечет утрату права на получение жилищной субсидии, основаны на неверном толковании норм материального права и противоречат существу законодательного регулирования в области рассматриваемых правоотношений.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ФИО1 состояла на учете в течение 18 лет, при этом администрация <адрес> не выявила наличие жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не имеют правового значения по делу, поскольку постановка на учет указанной категории граждан носит заявительный характер, право на получение жилищной субсидии подтверждается ежегодно, граждане обязаны предоставлять в орган, осуществляющий учет сведений, документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось, таким образом обязанность сообщить органу учета о покупке и последующей продаже жилья возлагается на ФИО1
С учетом изложенного судебная коллегия находит верными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворении требований истца о признании решения по снятию с учета незаконными и восстановлении в очереди.
Доводы апелляционной жалобы, по существу повторяют доводы истца, которыми поддерживались исковые требования в суде первой инстанции, связаны с неверным толкованием норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чемальского районного суда Республики Алтай от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца ФИО1 - ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий судья И.В. Солопова
Судьи Э.В. Ялбакова
С.А. Шинжина