Судья Нечаева Т.Ю. дело № 33-760/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 16 мая 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Лелекова Н.Г. и Ваулина А.А.,
при секретаре Романове Р.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 8 февраля 2017 года, которым исковые требования ФИО1 к Министерству социального развития Республики Марий Эл о включении в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет периодов работы оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Соснина А.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Республики Марий Эл, в котором просила обязать ответчика включить в ее стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет периоды работы в должности <...> в <...> с <дата> по <дата> и в муниципальном учреждении <...> с <дата> по <дата>. В обоснование иска указала, что проходила государственную гражданскую службу Республики Марий Эл. Спорные периоды ее работы распоряжением главы администрации городского округа «Город Волжск» от <дата><№> были включены в ее стаж муниципальной службы. Несмотря на это письмом ответчика от <дата><№>, направленным в ответ на ее заявление, ей сообщено о невозможности включения спорных периодов работы в ее стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет. Указанное истец полагает неправомерным.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении ее исковых требований. Настаивает на своей позиции о том, что спорные периоды работы подлежали включению в ее стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет ввиду включения этих периодов распоряжением главы администрации городского округа «Город Волжск» от <дата><№> в ее стаж муниципальной службы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения ФИО1, поддержавшей апелляционную жалобу, представителя Министерства социального развития Республики Марий Эл ФИО2, просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что государственный гражданский служащий имеет право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 166-ФЗ) условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона Республики Марий Эл от 23 февраля 1995 года № 194-III «О государственной службе в Республике Марий Эл» в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие по состоянию на 1 октября 1995 года и позднее должности государственной гражданской службы Республики Марий Эл, государственные должности государственной службы Республики Марий Эл, государственные должности государственных служащих Республики Марий Эл, при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должностей государственной гражданской службы Республики Марий Эл, государственных должностей государственной службы Республики Марий Эл, государственных должностей государственных служащих Республики Марий Эл не менее 12 полных месяцев при увольнении с государственной гражданской службы Республики Марий Эл по основанию, предусмотренному, в том числе, пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В силу пункта 2 статьи 37 Закона Республики Марий Эл от 5 октября 2004 года № 38-З «О регулировании отношений в области государственной гражданской службы Республики Марий Эл» стаж гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим устанавливается в соответствии с федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 166-ФЗ в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы Федерального закона № 166-ФЗ Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года № 1141 был утвержден Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих. Пунктом 20 названного Перечня к соответствующим должностям отнесены отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы. Согласно данному пункту Перечня периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
Пунктом 2 Положения о порядке назначения, перерасчета размера и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 января 2013 года № 17, назначение пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Республики Марий Эл отнесено к компетенции Министерства социального развития Республики Марий Эл.
Из дела видно, что ФИО1 до <дата> осуществляла трудовую деятельность, не связанную с прохождением государственной гражданской или муниципальной службы. При этом с <дата> по <дата>ФИО1 работала в должности <...> в <...>, с <дата> по <дата> – в должности <...> в муниципальном учреждении <...>, с <дата> по <дата> – в должности <...><...>, в последующем в должности <...> муниципального учреждения <...><дата>ФИО1 в занимаемой должности <...> вышеуказанного учреждения была переведена на муниципальную службу.
С <дата>ФИО1 замещала должность государственной гражданской службы Республики Марий Эл <...>.
<дата>ФИО1 была освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должности государственной гражданской службы в <...> в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
<дата> комиссией по установлению стажа государственной гражданской службы государственного гражданского служащего Республики Марий Эл, образованной при Министерстве социального развития Республики Марий Эл на основании распоряжения Президента Республики Марий Эл от 14 мая 2002 года № 161-рп, было принято решение о включении ФИО1 в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет периода работы в должности <...> муниципального учреждения <...> и <...> муниципального учреждения <...> с <дата> по <дата> продолжительностью 5 лет в связи с тем, что опыт и знание работы в данной должности были необходимы для выполнения обязанностей по замещаемой должности государственной гражданской службы (протокол <№>).
ФИО1 обратилась в Министерство социального развития Республики Марий Эл с заявлением о включении в ее стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет периодов работы в должности главного бухгалтера в Волжском центре социальной педагогики и социальной работы и в муниципальном учреждении «Волжский центр социального обслуживания пенсионеров и инвалидов» соответственно с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>.
Письмом Министерства социального развития Республики Марий Эл от <дата><№> истцу сообщено о невозможности включения указанных периодов в стаж государственной гражданской службы ввиду включения в спорный стаж истца периода работы в указанной должности в названных учреждениях продолжительностью 5 лет. В письме ответчиком также была приведена ссылка на пункт 4 Положения о комиссии по установлению стажа государственной гражданской службы государственного гражданского служащего Республики Марий Эл, утвержденного распоряжением Президента Республики Марий Эл от 14 мая 2002 года 161-рп.
Поскольку часть периода работы ФИО1 в должности <...> в <...> и в муниципальном учреждении <...> продолжительностью пять лет (с <дата> по <дата>) была включена ей в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет, суд первой инстанции с учетом вышеприведенного правового регулирования верно пришел к выводу об обоснованности отказа ответчика во включении спорных периодов работы истца в ее стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет.
При этом суд обоснованно отклонил ссылку ФИО1 на обстоятельство включения спорных периодов работы в ее стаж муниципальной службы распоряжением главы администрации городского округа «Город Волжск» от <дата><№>, приведенную в обоснование заявленных исковых требований.
Как следует из названного распоряжения (л.д. 22), спорные периоды работы были включены в стаж муниципальной службы ФИО1, дающей ей право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 года № 982 «О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет», а также в соответствии с Указом Президента Республики Марий Эл от 21 апреля 1998 года № 111 «О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы государственных служащих Республики Марий Эл, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет», то есть исключительно для целей материального обеспечения ФИО1 на период прохождения муниципальной службы, а не для целей последующего назначения ей пенсии за выслугу лет в связи с прохождением государственной гражданской службы Республики Марий Эл.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к повторению позиции, положенной истцом в обоснование заявленного иска, они основаны на неверном понимании правового регулирования спорных правоотношений, разграничивающего порядок исчисления стажа государственной гражданской службы для целей установления гражданским служащим ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет и порядок исчисления стажа государственной гражданской службы для целей установления гражданину, замещавшему должности государственной гражданской службы, пенсии за выслугу лет, и поэтому выводов суда не опровергают.
Таким образом, решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 8 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е.Соснин
Судьи Н.Г.Лелеков
А.А.Ваулин