ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-7620/2020 председательствующий судья суда первой инстанции Заболотная Н.Н.
УИД 91RS0003-01-2019-003745-58
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
председательствующего судьи Мотиной И.И.
судей Подлесной И.А., Шестаковой Н.В.
при секретаре Марковой Э.В.
рассмотрела 22 октября 2020 года в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО1 к Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» о взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы, о взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционным жалобам представителя Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым», представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республик Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополь Республики Крым от 04 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И., исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым». С учетом уточнения иска просила взыскать задолженность по заработной плате в размере 162 043, 14 рублей за период с 14.08.2017 года по 27.11.2018 года, денежную компенсацию за нарушение срока выплаты заработной платы в размере 50337,55 рублей по день фактической выплаты, компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
В обоснование иска ФИО1 указала, что состояла в трудовых отношениях с Некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым». При приеме на работу ей установлен должностной оклад, который не соответствовал нормам Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Крым. Учитывая приведенные обстоятельства, истец обратилась с иском в суд.
Решением Центрального районного суда г. Симферополь Республики Крым от 04 июня 2020 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. С Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» в пользу ФИО1 взыскана невыплаченная заработная плата за период с 14 августа 2017 года по 27 ноября 2018 года в размере 126566 рублей 46 копеек, денежная компенсация за нарушение срока выплаты заработной платы за период с 31 августа 2017 года по 04 июня 2020 года в размере 43005 рублей 38 копеек, а также денежная компенсация за нарушение установленного срока выплаты заработной платы за период с 05 июня 2020 года по день фактического расчета включительно, а также компенсация морального вреда в размере 2000 рублей 00 копеек. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, представитель ответчика подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении требований. В качестве доводов жалобы ответчик указывает на то, что судом сделан ошибочный вывод относительно того, что Отраслевое тарифное соглашение жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым применимо к спорным правоотношениям.
В судебном заседании ФИО1 возражала против доводов апелляционной жалобы представителя, полагая их необоснованными.
Представитель ответчика НК «Региональный Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» - ФИО2 в судебном заседании настаивала на доводах апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым в судебном заседании участия не принимал, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Заслушав судью–докладчика, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения истца, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно статье 41 Трудового кодекса Российской Федерации содержание и структура коллективного договора определяются сторонами, при этом, в коллективном договоре, с учетом финансово-экономического положения работодателя, может устанавливаться механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором.
Часть 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что соглашением признается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В соответствии с положениями статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Судом установлено, что ФИО1 с 14.08.2017 года состояла в трудовых отношениях с Некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым».
Согласно Уставу данной организации, Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым создана на основании распоряжения Совета Министров Республики Крым от 20 октября 2014 года № 1052-р, приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым от 19 ноября 2014 года №99-А. Фонд осуществляет деятельность по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Крым. Учредителем Фонда является Республика Крым, функции о полномочия учредителя осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым.
Приказом №120 от 14.08.2017 года ФИО1 принята на работу в Некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» на должность начальника отдела правовой работы с окладом в размере 41 400 рублей.
Дополнительным соглашением к трудовому договору от 21 мая 2018 года ФИО1 переведена на должность ведущего специалиста с должностным окладом в размере 36 788 рублей.
Приказом №15 от 01.08.2018 года ФИО1 переведена на должность ведущего специалиста отдела правовой работы с окладом в размере 36 788 рублей.
Согласно приказу № 26 от 26.11.2018 года трудовой договор с ФИО1 расторгнут 27.11.2018 года по инициативе работника п.3 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, при увольнении с истцом был произведен расчет.
В соответствии с условиями трудового договора от 14.08.2017 года заработная плата работника, в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда, состоит из должностного оклада, так же работнику может быть выплачена премия в размере, установленном в Коллективном договоре при соблюдении условий и порядка, установленного Положением об оплате труда.
Правовым документом, регулирующим социально-трудовые отношения работников и работодателя в Некоммерческой организации Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» является коллективный договор от 11.09.2017 года.
Согласно разделу 4 Коллективного договора форма и система оплаты труда работников, порядок распределения фонда оплаты труда, размеры окладов (должностных окладов) по категориям работников и отдельным должностям, тарифные коэффициенты и т.д. определяются Положением об оплате труда, которое принимается работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом (п.4.1). Должностные оклады руководителей и специалистов устанавливаются штатным расписанием (п.4.2).
В соответствии с п. 4.6 Коллективного договора, все решения, касающиеся установления условий оплаты труда, в том числе системы заработной платы, размеров должностных окладов, норм труда, стимулирующих доплат и надбавок, принимаются по согласованию с профсоюзным комитетом.
Из пунктов 2.1, 2.2 Положения об оплате труда, являющегося приложением №1 к коллективному договору Некоммерческой организации «Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» от 11.09.2017 года, следует, что заработная плата начисляется работникам в размере и порядке, предусмотренном данным Положением. Основанием для начисления заработной платы являются штатное расписание, трудовой договор, табель учета рабочего времени и приказы, утвержденные руководителем Регионального оператора.
Согласно разделу 3 Положения об оплате труда, в организации установлена повременно-премиальная система оплаты труда, ежемесячная оплата труда работников состоит из постоянной части – оклада и переменной части - премии, надбавки, и доплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных. Размер оклада устанавливается в трудовом договоре и может повышаться в случае увеличения финансирования. Повышение оклада оформляется приказом руководителя организации и дополнительным соглашением к трудовому договору с соответствующим работником.
Между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым и Крымской республиканской организацией Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения 21.01.2015 года было заключено Отраслевое тарифное соглашение по жилищно-коммунальному хозяйству Республики Крым, действующее с 01.01.2015 года по 31.12.2016 года (п.1.12).
Дополнением №4 к отраслевому тарифному соглашению по жилищно-коммунальному хозяйству Республики Крым на 2015-2016 год срок действия данного соглашения был продлен по 31.12.2019 года.
Согласно материалам дела, в отраслевое тарифное соглашение по жилищно-коммунальному хозяйству Республики Крым были внесены изменения №1В (рег. № 10 от 22.07.2015 года), дополнения №2К (рег. № 5 от 15.03.2016 года), дополнения №3 (рег.№18 от 20.07.2016 года), дополнение №4 (рег.№29.12.2016 года), дополнение№5 от 01.06.2018 года.
При заключении отраслевого тарифного соглашения по жилищно-коммунальному хозяйству Республики Крым в 2015 году, стороны договорились об установлении минимального размера оплаты труда в размере 5965,0 рублей, о том, что базовая тарифная ставка рабочего первого разряда устанавливается в размере не меньше 125% минимального размера оплаты труда, установленного законом. Так же стороны соглашения договорились о том, что по каждой организации тарифная ставка рабочего первого разряда основного производства устанавливается с учетом коэффициента особенностей работ согласно Приложению №1.
Данное региональное отраслевое соглашение является правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений между работниками и работодателя предприятий, на которые распространяет действие Отраслевое соглашение (п.1.5).
Из п. 1.6 Отраслевого соглашения следует, что оно распространяется на работников и работодателей предприятий и организаций независимо от их организационно-правовых форм собственности, предоставляющих услуги в сфере: коммунального водоснабжения и водоотведения; коммунального теплоснабжения; коммунального электроснабжения; комплексного обслуживания недвижимого имущества (в том числе управляющие организации); предоставление подрядных и других услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства; многоотраслевые организации жилищно-коммунального хозяйства; лифтового хозяйства; благоустройства населенных пунктов, санитарной очистки поселений; сбора, вывоза, переработки, утилизации и захоронения, размещения ТБО; ритуальных услуг, в том числе, похоронного дела; прочие организации жизнеобеспечения населения.
Из вышеизложенных условий следует, что не на все организации, находящиеся в ведении Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, распространяет свое действие отраслевое соглашение, а лишь на те, которые предоставляют услуги населению в указанной сфере.
В отношении Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым одновременно действуют и Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 г. (далее - Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации), и Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве в Республике Крым на 2015 - 2016гг., зарегистрированное в Министерстве труда о социальной защиты Республики Крым 21 января 2015г. N 2 (с изменениями и дополнениями).
Согласно п.1.3 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ) представляет собой вид экономической деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения, создание комфортных условий проживания граждан в своих жилищах и на благоустроенных территориях; жилищно-коммунальные хозяйства включают в себя виды деятельности, услуги, работы, поименованные в квалификационных характеристиках видов деятельности в Приказе Минстроя России от 27.04.2016 N 286/пр "Об утверждении собирательных классификационных группировок отрасли ЖКХ" и иных нормативных правовых актах, регулирующих деятельность в сфере ЖКХ.
В настоящем приложении указан перечень основных групп организаций, относящихся к сфере жизнеобеспечения населения и представленных, в том числе по видам экономической деятельности, работам и услугам в ЖКХ в Приложении N 4 и Приложении N 5 к настоящему ОТС.
Полный перечень организаций ЖКХ, относящихся к сфере жизнеобеспечения населения и представленных, в том числе по видам экономической деятельности, работам и услугам в ЖКХ приведен в Приложениях N 1, N 4 и N 5 к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации.
В вышеуказанных Перечнях организаций ЖКХ учитывается не только профиль деятельности организации, с которой работник состоит в трудовых отношениях, но и характер деятельности организации и самого работника. Так, в трудовые обязанности работника должно входить выполнение работы, непосредственно связанной с жизнеобеспечением населения: отоплением, энерго-, тепло-, водо- и газоснабжением, и т.д.
Согласно Уставу ответчик аккумулирует взносы на капитальный ремонт, открывает на свое имя специальные счета, финансирует расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, оказывает консультационную, информационную помощь по вопросам организации и проведении капитального ремонта многоквартирных домах, организует работу с обращениями граждан, возмещает часть процентной ставки по банковским кредитам, полученным на проведение капитального ремонта, управляет временно свободными денежными средствами в порядке определенном действующим законодательством, осуществляет контроль за целевым использованием средств фонда, осуществляет функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, контролирует качество и сроки оказания услуг, осуществляет технический надзор за капитальным ремонтом многоквартирных домов, приемку данных услуг, заключает договора о формировании фонда капитального ремонта общего имущества, обеспечивает подготовку проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта, предоставляет собственнику платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества, взыскивает в судебном порядке задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт, обеспечивает формирование и систематизацию информационной базы данных, размещает на официальном сайте фонда информацию о правах и обязанностях Фонда и собственников помещений в многоквартирном доме.
Исходя из целей, функций и полномочий Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым», изложенных в Уставе, ответчик не предоставляет услуги и работы в вышеперечисленных сферах, а также не относится к прочим организациям жизнеобеспечения населения.
Некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» не предоставляет услуги по ремонту, а лишь является техническим заказчиком работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, то есть не предоставляет услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства в том понятии, которое изложено в Отраслевом тарифном соглашении в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы.
Распространение действия Отраслевого соглашения на определенные организации обусловлено тем, что минимальный размер месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда применяется при расчете фонда оплаты труда для определения экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги, включая теплоэнергетику, электроэнергетику, услуги водоснабжения и водоотведения, вывоза, сбора, переработки, утилизации (захоронении) твердых бытовых отходов.
Как было указано ранее, в соответствии с п.1 Устава, Некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» создан в соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 20 октября 2014 года №1052-р. Учредителем Фонда является Республика Крым, функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым. Органами управления Фонда являются: Учредитель, Правление, Попечительский совет, генеральный директор. Правление Фонда формируется Учредителем.
Обеспечение текущей деятельности Фонда (оплата труда сотрудников Фонда, административные, хозяйственные и прочие расходы, необходимые для обеспечения работы Фонда и выполнения уставных задач), осуществляется исключительно за счет взносов (финансовых поступлений) учредителя, других незапрещенных законом источников. Размер средств необходимых для обеспечения деятельности Фонда, ежегодно определяется финансовым планом доходов и расходов (бюджетом) на содержание Фонда за счет взносов, субсидий из бюджета всех уровней на основании предложений правления Фонда, утвержденных учредителем Фонда ( п.3.3, 3.3.1, 3.3.2, 3.4, Устава).
К полномочиям правления Фонда относится согласование финансового плана доходов и расходов (бюджета) Фонда, в том числе, смет административно-хозяйственных расходов на содержание Фонда за счет взносов, субсидий из бюджетов всех уровней, организационной структуры, штатного расписания на основании предложений генерального директора, и направление на утверждение учредителю Фонда.
Согласно ответу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым от 19.06.2020 исх.№КО-40/2110/2; 5318/02-14/1 на обращение первичной профсоюзной организации работников Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» по вопросу применения положений Отраслевого тарифного соглашения при определении величины должностных окладов работников Фонда следует, что действие Отраслевого тарифного соглашения по жилищно-коммунальному хозяйству Республики Крым не распространяется на работников Фонда, так как Фонд не предоставляет услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства» (т.2 л.д.16-17).
Протоколом №1 от 14.02.2017 года заседания Высшего коллегиального органа управления Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» - Правления Фонда, на 2017 год утверждено штатное расписание и смета расходов на содержание Фонда.
Соглашением №3 о предоставлении в 2017 году субсидии Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» на расходы, связанные с обеспечением деятельности от 14.02.2017 года, установлено, что размер субсидии на 2017 год составляет 83 328 970,00 рублей.
Протоколом №2 от 26.01.2018 года заседания Высшего коллегиального орган; управления Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонт многоквартирных домов Республики Крым» - Правления Фонда, на 2018 год утверждено, штатное расписание и смета расходов на содержание Фонда.
Соглашением №27 о предоставлении из бюджета Республики Крым субсидии на расходы, связанные с обеспечением уставной деятельности Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» на 2018 год, установлено, что размер субсидии составляет 72 528 970 рублей.
Согласно Соглашению о предоставлении субсидии на 2017 год, заявка на оплату труда сотрудников формируется на основании утвержденного штатного расписания, в пределах выделенного фонда оплаты труда.
Соглашением о предоставлении субсидии на 2018 год предусмотрено, что субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до главного распорядителя.
Установленный ответчиком в коллективном договоре порядок индексации заработной платы не противоречит государственным гарантиям, поскольку размер установленной истцу заработной платы превышает установленную величину минимального размера заработной платы, а размер и периодичность ее индексации осуществляется с соблюдением баланса интересов, как работника, так и работодателя.
Согласно штатному расписанию, трудовому договору, расчетным листкам, размер оклада ФИО1 был установлен в размере 41400,0 рублей (начальник отдела правовой работы), с 01.05.2018 года в размере 36788,0 рублей (ведущий специалист общего отдела), с 01.08.2018 года - 36788,0 рублей (ведущий специалист отдела правовой работы). Заработная плата за спорный период начислялась и выплачивалась истцу в полном объеме, исходя из установленного должностного оклада.
Учитывая отсутствие оснований для применения Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Республике Крым, судебная коллегия пришла к выводу, что суд первой инстанции необоснованно удовлетворил требования истца о взыскании недоначисленной заработной платы, и как производные от данного требования, требования о взыскании денежной компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы и компенсации морального вреда.
В этом случае решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Симферополь Республики Крым от 04 июня 2020 года отменить и принять новое решение.
В удовлетворении требований ФИО1 к Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» о взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы, о взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Председательствующий И.И. Мотина
Судьи И.А. Подлесная
Н.В. Шестакова