Судья Говорова В.В. дело № 33-7632/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 31 июля 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.
судей: Синани А.М. и Мотиной И.И.
при секретаре: Гамуровой М.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 28 марта 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению Кифюк Владимира Ивановича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым о начислении пенсии,
УСТАНОВИЛА:
Кифюк В.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Алушта Республики Крым указав, что с 1999 года по настоящее время проживает на территории Республики Крым. Факт его постоянного проживания на территории Республики Крым установлен решением Алуштинского городского суда от 18.12.2014 г. по гражданскому делу № 2-2822/2014 вступившему в законную силу 10.01.2015 г. Истец является военным пенсионером и имеет право на получение гражданской пенсии. Управлением пенсионного фонда вынесено решение об отказе в назначении страховой пенсии по старости, в связи с недостаточностью трудового стажа. Истец не согласен с вынесенным решением и с учетом уточнения исковых требований просит суд обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Алушта Республики Крым, произвести начисление пенсии по возрасту Кифюк Владимиру Ивановичу, 30 декабря 1956 года рождения, включив в период перерасчета следующие периоды работы: с 01.01.2002 г. по 31.05.2002 г. место работы Совхоз-завод «Алушта»; с 03.06.2002 по 02.09.2002 место работы Совхоз-завод «Алушта»; с 13.01.2003 по 02.06.2003 место работы пансионат «Западный Донбас»; с 24.06.2003 по 01.10.2003 место работы ОАО «Крэмэнерго»; с 01.10.2003 по 01.01.2004 место работы ОАО «Крымэнерго»; с 06.01.2004 по 01.07.2004 место работы ОАО «Крымэнерго»;. с 01.07.2004 по 01.01.2005 место работы ОАО «Крымэнерго»; с 01.09.2005 по 01.12.2005 место работы ОАО «Крымэнерго»; с 21.06.2005 по 19.04.2001 место работы ОАО «Крымэнерго»; с 01.08.2013 по 30.05.2014 место работы Филиал РЭС ПАО «ДТЭК Крымэнерго»; с 15.06.2015 по 13.10.2015 место работы филиал объединения «Массандра», с 22.02.2017 по 11.12.2017 - место работы Управление благоустройства города и капитального строительства, с 22.04.2018 по 13.07.2018 место работы Совхоз-завод «Таврида» объединения «Массандра».
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 28 марта 2019 года исковые требования Кифюк В.И. удовлетворены частично.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Государственным учреждением – Управлением пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым подана апелляционная жалобу, в которой ставиться вопрос об отмене решение суда первой инстанции и принятии по делу нового решения, об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что ввиду отсутствия факта регистрации истца на территории РФ по состоянию на 18 марта 2014 года, а также в связи с отсутствием факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в период с 01.01.2002 по 31.12.2014, периоды трудового стажа истца с 01.01.2002 по 31.12.2014, на территории Украины, Республики Крым и г. Севастополя не включены в стаж истца для определения права на назначение пенсии по старости.
Установленный положениями Федерального закона от 21.07.2014 №208-ФЗ порядок учета стажа с 01.01.2002 по 31.12.2014 на территории Украины, Республики Крым и г. Севастополя к истцу Управлением не применен.
На заседание судебной коллегии представитель Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения жалобы ходатайств не представил, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. При указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Заслушав докладчика, истца Кифюк В.И. и его представителя Осинко Л.Б., возражавших против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Частью 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Согласно части 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении» (пункты 2, 3) решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Удовлетворяя исковые требования Кифюк В.И., суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014г. «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Федерального Закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Федеральным Законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установил, что истец является гражданином Российской Федерации постоянно проживающим на территории Республик Крым по состоянию на 18 марта 2014г., в связи с чем, на него распространяются нормы, предусмотренные ст.4 ФЗ №208 «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя».
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 19 ноября 2018 года Кифюк В.И. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Алуште Республики Крым с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости.
Решением Управления Пенсионного фонда от 04.12.2018 г. № 816024/18 в назначении трудовой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности страхового стажа работы. Ответчиком при определении страхового стажа не учитены периоды работы истца: с 01.01.2002 г. по 31.05.2002 г. место работы Совхоз-завод «Алушта»; с 03.06.2002 по 02.09.2002 место работы Совхоз-завод «Алушта»; с 13.01.2003 по 02.06.2003 место работы пансионат «Западный Донбас»; с 24.06.2003 по 01.10.2003 место работы ОАО «Крэмэнерго»; с 01.10.2003 по 01.01.2004 место работы ОАО «Крымэнерго»; с 06.01.2004 по 01.07.2004 место работы ОАО «Крымэнерго»; с 01.07.2004 по 01.01.2005 место работы ОАО «Крымэнерго»; с 01.09.2005 по 01.12.2005 место работы ОАО «Крымэнерго»; с 21.06.2005 по 19.04.2001 место работы ОАО «Крымэнерго»; с 01.08.2013 по 30.05.2014 место работы Филиал РЭС ПАО «ДТЭК Крымэнерго». Основанием отказа во включении перечисленных периодов работы явилось то, что работа осуществлялась гражданином иностранного государства на территории иностранного государства.
Вместе с тем, частью 1 ст. 23 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 г. «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон N 6-ФКЗ) установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Статьей 6 Закона N 6-ФКЗ установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Частью 6 ст. 11 Закона N 6-ФКЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального Закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» с 01.01.2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С 01.01.2015 г. основания назначения указанной пенсии предусмотрены Федеральным Законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку согласно ч. 1 и 3 ст. 36 данного закона со дня его вступления в силу (т.е. с 01.01.2015) Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным законом в части, не противоречащей данному закону.
Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 3 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (статья 8 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Доводы пенсионного органа о том, что стаж с 01.01.2002 г. по 31.05.2002 г. место работы Совхоз-завод «Алушта»; с 03.06.2002 по 02.09.2002 место работы Совхоз-завод «Алушта»; с 13.01.2003 по 02.06.2003 место работы пансионат «Западный Донбас»; с 24.06.2003 по 01.10.2003 место работы ОАО «Крэмэнерго»; с 01.10.2003 по 01.01.2004 место работы ОАО «Крымэнерго»; с 06.01.2004 по 01.07.2004 место работы ОАО «Крымэнерго»; с 01.07.2004 по 01.01.2005 место работы ОАО «Крымэнерго»; с 01.09.2005 по 01.12.2005 место работы ОАО «Крымэнерго»; с 21.06.2005 по 19.04.2001 место работы ОАО «Крымэнерго»; с 01.08.2013 по 30.05.2014 место работы Филиал РЭС ПАО «ДТЭК Крымэнерго» не может быть учтен в соответствии с законодательством Российской Федерации, противоречат требованиям статьи 4 Федерального Закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Как следует из материалов дела и материалов пенсионного дела истца решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 18.12.2014г., вступившим в законную силу 20.01.2015, установлен факт постоянного проживания Кифюк В.И. на территории Республики Крым, по состоянию на день принятия Республики Крым в Российскую Федерацию.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона N 208-ФЗ от 21 июля 2014 года «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом частью 2 статьи 2 Федерального закона N 208-ФЗ установлено, что при обращении граждан, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, за назначением пенсии, пенсия назначается с 1 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию. При этом заявление назначении пенсии может быть подано в период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно.
Поскольку истец являлся лицом, проживающим на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым, что подтверждается решением суда, вступившим в законную силу и обязательным для исполнения всех административных органов, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости назначения Кифюк В.И. пенсии с учетом периодов его работы исключенных пенсионным органом в соответствии с Федеральным Законом от 21.07.2014 N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на оценке собранных по делу доказательств и отвечающее требованиям вышеуказанных норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 28 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи