Судья ФИО2 Дело № 33-7633/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Е.А.
судей Жуковской С.В. и Костенко Е.Л.
при секретаре Калинкович И.С.
с участием прокурора Юдина А.В.
рассмотрела в судебном заседании 23 ноября 2017 года дело по апелляционной жалобе ГАУ РК Коми лесопожарный центр» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 июля 2017 года, по которому постановлено:
Исковые требования прокурора Удорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к государственному автономному учреждению Республики Коми «Коми лесопожарный центр» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в лесах удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие государственного автономного учреждения Республики Коми «Коми лесопожарный центр» в части необеспечения надлежащего хранения лесопожарной техники. Обязать государственное автономное учреждение Республики Коми «Коми лесопожарный центр» обеспечить надлежащее хранение лесопожарной техники в пожарных депо (боксах) в соответствии с п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390.
В остальной части исковые требования прокурора Удорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к государственному автономному учреждению Республики Коми «Коми лесопожарный центр» оставить без удовлетворения.
Исковые требования прокурора Удорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Министерству промышленности, природных ресурсов энергетики и транспорта Республики Коми о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в лесах оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., объяснения представителя ГАУ РК «Коми лесопожарный центр» Лазарева А.Н., представителя Министерства промышленности, природных ресурсов энергетики и транспорта Республики Коми Малышева К.И., прокурора Юдина А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Удорского района Республики Коми обратился в суд интересах неопределенного круга лиц с иском к ГАУ РК «Коми лесопожарный центр» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований законодательства в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в лесах; возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в лесах путем выполнения мероприятий в отношении пожарно-химической станции 3 типа, функционирующей на территории Удорского района в составе Косланского авиаотделения ГАУ РК «Коми лесопожарный центр» заключающихся в доукомплектовании противопожарной техникой, средствами тушения оборудованием, инвентарем, обеспечении запасными частями, внесении дополнения в штатное расписание, обеспечении хранения лесопожарной техники.
В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера и законодательства в сфере пожарной безопасности в лесах выявлены нарушения: в пожарно-химической станции-3 в штатном расписании отсутствуют штатные единицы мотористов катера, бригадиров лесопожарных бригад; отсутствуют отапливаемые здания (гаражи) и помещения (боксы, предназначенные для хранения техники, включая лесопожарные автоцистерны, оборудования, инвентарь, средства пожаротушения и размещения личного состава ПХС-3; отсутствуют необходимые техника, оборудование и инструменты.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечен Минпром Республики Коми, в качестве третьих лиц - Администрация МО МР «Удорский», Федеральное агентство лесного хозяйства.
Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал..
Представитель ГАУ РК «Коми лесопожарный центр» требования не признал.
Минпром Республики Коми, Администрация МО МР «Удорский», Федеральное агентство лесного хозяйства о времени и месте рассмотрения дела извещены, представителей не направили. Минпром Республики Коми, Федеральное агентство лесного хозяйства в представленных отзывах возражали против удовлетворения иска.
Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц и постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГАУ РК «Коми лесопожарный центр» просит решение суда в части удовлетворенных требований отменить, указывая на необоснованность выводов о том, что вся пожарная техника должна храниться в отапливаемых помещениях.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в соответствии с ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований приходит к следующему выводу.
Удовлетворяя требования прокурора в части признания незаконным бездействия государственного автономного учреждения Республики Коми «Коми лесопожарный центр» в части необеспечения надлежащего хранения лесопожарной техники и возложении на Государственное автономное учреждение Республики Коми «Коми лесопожарный центр» обязанности обеспечить надлежащее хранение лесопожарной техники в пожарных депо (боксах) в соответствии с п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, суд исходил из того, что ответчик не обеспечил наличие отапливаемого депо или боксов для хранения пожарной техники, что следует из акта проверки от 23.03.2016, поскольку в ПХС-3 отсутствуют отапливаемые здания (гаражи) и помещения (боксы), предназначенные для хранения техники.
Данный вывод суд сделал без учета всех требований законодательства и фактических обстоятельств спора.
Согласно ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров (ч. 1). Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (ч. 4). Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 7).
Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя в том числе, предупреждение лесных пожаров (п. 1 ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ).
Частью 5 ст. 51 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ч. 5).
Статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» гласит, что предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В силу ст. 7 Федерального закона № 68-ФЗ мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Организации обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, с том числе и пожаров, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций (п. «в» ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.
Согласно п. 3 Правил меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пунктах настоящих Правил, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований (пп. «а» п. 4 Правил).
Постановлением Правительства Республики Коми от 04.07.2011 № 292 создано ГАУ РК «Коми региональный лесопожарный центр» для реализации указанных выше задач на территории Республики Коми.
В соответствии с приказом Комитета лесов Республики Коми от 15.12.2011 № 1001 19.12.2011 была аттестована ПХС третьего типа Косланского авивотделения ГАУ РК «Коми региональный лесопожарный центр», территорией обслуживания которого являются ГУ РК «Удорское лесничество», ГУ РК «Ертомское лесничество и ГУ РК «Междуреченское лесничество».
Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19.12.1997 № 167 утверждено Положение о пожарно-химических станциях, которым определены примерная структура и численный состав команд пожарно-химических станций, примерный перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС.
На основании п. 1 раздела I Положения, Пожарно-химические станции (ПХС) являются специализированными структурными подразделениями, организуемыми в лесхозах, в том числе лесхозах - техникумах, опытных и других специализированных лесхозах, национальных парках, государственных природных заповедниках федерального органа управления лесным хозяйством, а также лесопользователями, с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров.
Согласно разделу VI положения Пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории (п. 1). Пожарно-химические станции должны иметь: помещения для размещения личного состава команд, а также для хранения техники, оборудования, инвентаря и средств пожаротушения, закрепленных за ПХС; отапливаемый гараж для автоцистерн, крытые стоянки для автотранспорта, тракторов, других машин или для размещения лошадей, причалы для водных средств транспорта; оборудование и инструмент для ремонта пожарной техники; устойчивую телефонную связь общего пользования с конторами лесхоза (национального парка, государственного природного заповедника), лесничества, авиаотделения, бригадами, расположенными вне станции, с временем установления связи до 5 мин. (при установлении связи с конкретным подразделением за время более 5 мин. обязательным является наличие радиосвязи); радиосвязь с подвижной пожарной техникой, патрульным наземным, водным транспортом, воздушными судами авиалесоохраны, с наблюдательными пунктами и вышками, не имеющими телефонной связи (п. 4).
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
В силу п. 67 Правил руководитель организации обеспечивает содержание пожарных автомобилей в пожарных депо или специально предназначенных для этих целей боксах, имеющих отопление, электроснабжение, телефонную связь, твердое покрытие полов, утепленные ворота, другие устройства и оборудование, необходимые для обеспечения нормальных и безопасных условий работы личного состава пожарной охраны.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда в части удовлетворенных требований прокурора не соответствует.
Как следует из буквального содержания п. 67 Правил содержание в пожарных депо или специально предназначенных для этих целей боксах, имеющих отопление, электроснабжение, телефонную связь, твердое покрытие полов, утепленные ворота, другие устройства и оборудование, необходимые для обеспечения нормальных и безопасных условий работы личного состава пожарной охраны, предусмотрено для пожарных автомобилей.
Согласно п. 2.1. Приказа ГУГПС МЧС РФ от 23.12.2002 N 48 "Об утверждении норм пожарной безопасности" (вместе с НПБ 307-2002 "Автомобили пожарные. Номенклатура показателей") пожарным автомобилем (ПА) признается - автомобиль на колесном шасси, оборудованный техническими средствами и агрегатами для хранения и подачи огнетушащих средств, выполнения специальных работ на пожаре и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения (ПТВ) и оборудования, проведения боевых действий по тушению пожаров в соответствии с его функциональным назначением.
Следовательно, для возложения на ответчика обязанности по обеспечению соблюдения п. 67 Правил, должны быть представлены доказательства, что именно пожарные автомобили, а не вся техника, в том числе и на гусеничном ходу, ответчиком не содержится в отапливаемых депо или боксах.
Согласно требованиям ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Между тем, доказательств ненадлежащего хранения ответчиком именно пожарных автомобилей прокурором Удорского района суду не представлено.
Из приложенных к акту проверки фотоснимков следует, что на улице содержится техника на гусеничном ходу.
Данных о содержании в ненадлежащих условиях пожарных автомобилей с учетом разъяснений п. 2.1. Приказа ГУГПС МЧС РФ от 23.12.2002 N 48 материалы дела не содержат, так же как и сведений о наличии у ответчика пожарной техники на колесном шасси.
Обосновывая свою позицию, в том числе и в апелляционной жалобе, ГАУ РК «Коми лесопожарный центр» ссылается на то, что надлежащий тепловой режим в боксе, где хранится техника, поддерживается двумя тепловыми пушками.
Ссылка прокурора в возражениях на апелляционную жалобу на ГОСТ Р 56778-2015 о том, что под отоплением, которое должно быть обеспечено в помещениях для содержания пожарных автомобилей, понимается только система отопления необходимая для поддержания температуры воздуха, не опровергает утверждение ГАУ РК «Коми лесопожарный центр», что надлежащий температурный режим в помещениях для содержания колесной пожарной техники поддерживается путем использования тепловых пушек.
Доказательств тому, что использование тепловых пушек не обеспечивает надлежащий температурный режим в помещениях для содержания колесной пожарной техники, прокурором в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Кроме того, судебная коллегия учитывает и то обстоятельство, что вся пожарная техника ответчиком используется при ликвидации лесных пожаров в пожароопасный период, в зимний период, когда проводилась проверка, техника по прямому назначению не используется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым решение суда в части удовлетворенных требований прокурора Удорского района отменить и вынести в этой части новое решение об отказе в удовлетворении этих требований.
Руководствуясь ст.328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сыктывкарского городского суда от 10 июля 2017 года в части признания незаконным бездействия государственного автономного учреждения Республики Коми «Коми лесопожарный центр» в части необеспечения надлежащего хранения лесопожарной техники и обязании государственное автономное учреждение Республики Коми «Коми лесопожарный центр» обеспечить надлежащее хранение лесопожарной техники в пожарных депо (боксах) в соответствии с п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 отменить, принять по делу новое решение:
Прокурору Удорского района в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Государственного автономного учреждения Республики Коми «Коми лесопожарный центр» в части необеспечения надлежащего хранения лесопожарной техники и возложении на Государственное автономное учреждение Республики Коми «Коми лесопожарный центр» обязанности обеспечить надлежащее хранение лесопожарной техники в пожарных депо (боксах) в соответствии с п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменений.
Председательствующий:
Судьи: