Судья Якименко А.С. Дело № 33- 7635/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 февраля 2018 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
Председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Роговой С.В., Башинского Д.А.,
по докладу судьи Дунюшкиной Н.В.,
при секретаре Ядришниковой А.Г,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации города Сочи в лице представителя по доверенности ФИО1, на решение Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 11 декабря 2017 года, принятое в рамках рассмотрения гражданского дела по иску ФИО2 к администрации города Сочи о понуждении к совершению действий,
Заслушав доклад судьи Дунюшкиной Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в Адлерский районный суд города Сочи Краснодарского края с иском к администрации города Сочи о возложении обязанности на Управление Росреестра по Краснодарскому краю осуществить кадастровый учет земельного участка общей площадью 578 кв.м., в кадастровом квартале <...>, категория земель земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), расположенного по адресу: <...>, на основании межевого плана подготовленного кадастровым инженером < Ф.И.О. >7 (квалификационный номер аттестата № 23-11-721 от 24.05.2011г.) на основании «Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» в 2017 году, при этом согласие правообладателя земельного участка и согласование границ со смежными землепользователями не требуется; возложении обязанности на администрацию города Сочи в лице департамента имущественных отношений зарегистрировать право муниципальной собственности на земельный участок общей площадью 578 кв.м., категория земель — земли населенных пунктов, вид разрешенного использования — для индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), расположенного по адресу: <...>, и заключить с ним (истцом) договор аренды земельного участка общей площадью 578 кв.м., категория земель — земли населенных пунктов, вид разрешенного использования — для индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), расположенного по адресу: <...>, рассчитав размер арендной платы исходя из арендной ставки 0,15 процента от кадастровой стоимости земельного участка в год, сроком на 20 лет.
Требования мотивированы тем, что он (истец), с целью реализации прав на получение земельного участка, в соответствии с требованиями действующего Земельного законодательства РФ, обратился в администрацию города Сочи с заявлением об утверждении схемы расположения вышеуказанного земельного участка, расположенного по адресу: <...>, в зоне «Ж-2» - зона застройки малоэтажными жилыми домами коттеджного и блокированного типа до 15 м. Вместе с этим, для утверждения схемы расположения земельного участка обратился в Департамент Архитектуры, Градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, где на устной консультации получен предварительный отказ в принятии данных документов, что является препятствием к дальнейшему оформлению прав на земельный участок. Считая, данное решение органа местного самоуправления нарушающим его права и законные интересы, обратился в суд.
В судебном заседании истец ФИО2 на исковых требованиях настаивал, просил суд удовлетворить их в полном объеме, по основаниям изложенным письменно.
Представитель ответчика - администрации города Сочи ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования ФИО2 не признала, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме, сославшись на возражения, приобщенные к материалам дела.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о дне, месте, времени судебного заседания надлежаще извещены, причины неявки суду не сообщены, ходатайств об отложении слушания дела не поступило.
Решением Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 11 декабря 2017 года требования ФИО2 удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом администрацией города Сочи Краснодарского края подана апелляционная жалоба, где просят решение суда отменить, полагая его незаконным, необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Письменных возражений по доводам апелляционной жалобы не поступило.
Представитель апеллянта (ответчика по делу) администрации г. Сочи – ФИО3, действующий по доверенности, доводы жалобы поддержал, настаивал на удовлетворении.
Иные участники процесса в суд апелляционной инстанции не явились, несмотря на то, что о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, в том числе информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Краснодарского краевого суда в сети Интернет, в связи с чем, с учетом положений ст. 35, ч. 1 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу по существу в отсутствие участников процесса.
Проверив материалы дела в пределах заявленных доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя апеллянта, судебная коллегия полагает, что решение суда постановлено в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для его отмены или изменения по заявленным доводам жалобы не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, по заявлению ФИО2, кадастровым инженером ФИО4 подготовлена схема расположения вышеуказанного земельного участка на кадастровом плане территории для индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), расположенного по адресу: <...>.
Согласно пояснительной записке, схема на КПТ выполнена с соблюдением требований, установленных Приказом Минэкономразвития от 27.11.2014 года № 762. В схеме на КПТ определены характеристики земельного участка: разрешенное использование формируемого земельного участка: личное подсобное хозяйство (в границах населенного пункта), местоположение: Краснодарский край, <...>, площадь формируемого земельного участка 578 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, территориальная зона - Ж- 2 (зона застройки малоэтажными жилыми домами коттеджного и блокированного типа до 15 м), зона округа горно-санитарной охраны курорта: вторая.
Так, ФИО2 с целью реализации прав на получение земельного участка, в соответствии с требованиями действующего Земельного законодательства Российской Федерации, обратился в администрацию города Сочи с заявлением об утверждении схемы расположения вышеуказанного земельного участка, на которое получен устный отказ, что по мнению суда первой инстанции является нарушением и препятствием к дальнейшему оформлению прав на земельный участок ФИО2, в связи с чем суд пришел к выводу об удовлетворении заявленный требований со ссылкой на положения ст. ст. 11.3, 39.1, 39.6, 64 ЗК РФ.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил юридически значимые обстоятельства, которые подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, получившими в решении правовую оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
В соответствии с п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.
Согласно ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории истец обратился в департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи.
Однако, в удовлетворении обращения Истца отказано по причине того, что схема расположения земельного участка не соответствует требованиям к ее подготовке.
Вместе с этим, исходя из положений ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В статье 39.2 Земельного кодекса РФ разъяснено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, регламентирован положениями ст. 39.14 Земельного кодекса РФ, согласно п. 6. ч. 1 которой предусмотрена возможность подачи в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка.
В силу п. 1 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав, а так же цель использования земельного участка.
Указанной статьей Земельного кодекса РФ определен порядок предоставления земельного участка.
На территории муниципального образования г. Сочи предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, гражданам, в том числе для личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и административными регламентами, утвержденными постановлениями администрации города Сочи от 27.02.2015 г. № 573 «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности и от 27.02.2015 г. № 577 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов».
На основании ст. 25 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает обоснованным вывод районного суда о нарушении органом местного самоуправления права истца на предоставление земельного участка, при этом позиция апеллянта является аналогичной возражениям, приводимым в ходе судебного рассмотрения дела, эти доводы являлись предметом исследования и оценки суда, не согласиться с которой у судебной коллегии, исходя из доводов апелляционной жалобы, оснований не имеется.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда, основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела, ошибочном толковании норм материального права, а потому не могут служить основанием для отмены решения суда.
Мотивы, по которым суд первой инстанции согласился с доводами сторон, а также мотивы, по которым суд отклонил их доводы, подробно со ссылкой на соответствующие нормы права и доказательства изложены в решении и не вызывают у судебной коллегии сомнения.
При таком положении, доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых фактических данных, не учтенных судом при рассмотрении дела. Иные доводы жалобы на правильность принятого судом решения не влияют и основанием для его отмены не являются.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы, которая в том числе не содержит правовых оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене постановленного судом решения, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 11 декабря 2017 года, принятое в рамках рассмотрения гражданского дела по иску ФИО2 к администрации города Сочи о понуждении к совершению действий - оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации города Сочи в лице представителя по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: