Томский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Томский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья: Шейкина Е.С. Дело №33-763/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 05 апреля 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Марисова А.М.,
судей Величко М.Б., Кущ Н.Г.,
при секретаре Степановой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по заявлению Мелкова М. М. об оспаривании решения областного государственного бюджетного учреждения «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Северск»
по апелляционной жалобе представителя областного государственного бюджетного учреждения «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Северск» Коробко К. Е. на решение Северского городского суда Томской области от 09 января 2013 года.
Заслушав доклад судьи Величко М.Б., судебная коллегия
установила:
Мелков М.М. обратился в Северский городской суд Томской области с заявлением о признании незаконным решения областного государственного бюджетного учреждения «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Северск» (далее по тексту – ОГБУ «ЦСПН ЗАТО Северск») №2318 от 01.11.2012 об отказе в выдаче справки для получения социальной стипендии в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в Томской области, возложении на ОГБУ «ЦСПН ЗАТО Северск» обязанности устранить нарушение его прав, обязав выдать указанную справку, взыскании с ОГБУ «ЦСПН ЗАТО Северск» судебных расходов по оплате госпошлины в сумме 200 рублей. В обоснование заявленных требований указал, что он является /__/. 31.10.2012 он (Мелков М.М.) подал в ОГБУ «ЦСПН ЗАТО Северск» заявление о выдаче справки для назначения государственной социальной помощи в виде предоставления социальной стипендии в институте. 01.11.2012 ему был дан ответ (решение) №2318 об отказе в выдаче справки для получения социальной стипендии в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в Томской области. Считает данное решение незаконным, поскольку оно нарушает его конституционные права, а именно: право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, гарантированное ст. 27 Конституции РФ и Законом от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах РФ» (далее — Закон от 25.06.1993 №5242-1), право на получение справки для назначения государственной социальной помощи по месту учебы как малоимущему одиноко проживающему гражданину РФ, гарантированное Законом от 05.04.2003 №44-ФЗ «О порядке учета доходов и среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (далее-Закон от 05.04.2003 №44-ФЗ); право на получение государственной социальной помощи как малоимущему одиноко проживающему гражданину в виде социальной стипендии по месту учебы, гарантированное Законом РФ от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее-Закон от 17.07.1999 №178-ФЗ). С 27.09.2011 он постоянно проживает на территории /__/, имеет регистрацию в /__/ по месту пребывания, которая ежегодно продляется отделом УФМС России по Томской области в городе Северске. Его (Мелкова М.М.) среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума по причинам от него независящим, связанным с тем, что он является /__/, никаких иных доходов не имеет. Все свои расходы и платежи производит в соответствии с ценами и тарифами этого региона и поэтому считает, что справка должна рассчитываться с учетом величины прожиточного минимума в ЗАТО Северск, где он в настоящее время постоянно проживает.
В судебном заседании Мелков М.М. настаивал на удовлетворении требований по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебном заседании представитель ОГБУ «ЦСПН ЗАТО Северск» Коробко К.Е. полагал требования не подлежащими удовлетворению.
Решением Северского городского суда Томской области от 09.01.2012 на основании ч.1 ст.254, ст.255, 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее- ГПК РФ), п. 5 ст. 5 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании», п. 3 ст. 16 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», п. 7, 25, 26 Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации 27.06.2001 № 487, ст. 7 Закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ, ст. 1 Закона от 05.04.2003 №44-ФЗ, п. 1 ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГКРФ), ст.2, 3 Закона от 25.06.1993 № 5242-1, п.28, 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее- постановление Пленума от 10.02.2009 №2) требования Мелкова М.М. удовлетворены частично. Признано незаконным решение от 01.11.2012 № 2318 ОГБУ «ЦСПН ЗАТО Северск» об отказе в выдаче Мелкову М.М. справки для получения социальной стипендии. На ОГБУ «ЦСПН ЗАТО Северск» возложена обязанность в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу рассмотреть заявление Мелкова М.М. о выдаче справки для получения социальной стипендии по существу.
В апелляционной жалобе представитель ОГБУ «ЦСПН ЗАТО Северск» Коробко К.Е. просит решение Северского городского суда Томской области от 09.01.2012 отменить и принять новое решение, отказав в удовлетворении заявленных требований Мелкова М.М. полностью.
Указывает, что во исполнение Закона от 17.07.1999 №178-ФЗ и Закона от 05.04.2003 №44-ФЗ на территории Томской области принят административный регламент предоставления государственной услуги «Выдача справки для получения социальной стипендии», утв. приказом ДСЗН Томской области от 03.06.2009 №119. Раздел 3 указанного регламента определяет, что заявителями являются студенты, проживающие на территории /__/. Иногородние студенты, обучающиеся в /__/, за получением справки на социальную стипендию должны обращаться по месту жительства, т.е. по адресу своей постоянной регистрации. Поскольку Мелков М.М. имеет постоянную регистрацию в /__/, то для получения справки на социальную стипендию он должен обратиться в соответствующий орган социальной защиты в /__/. Указанная правовая позиция выражена также в письме Рособразования от 02.04.2010 № 539/12-16.
В соответствии со ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть жалобу в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания заявителя Мелкова М.М. и представителя ОГБУ «ЦСПН ЗАТО Северск».
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не находит.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Разрешая требования Мелкова М.М. суд первой инстанции исходил из того, что решение ОГБУ «ЦСПН ЗАТО Северск» от 01.11.2012 № 2318 об отказе в выдаче Мелкову М.М. справки для получения социальной стипендии, в связи с отсутствием у последнего регистрации по месту жительства в Томской области, принято в нарушение действующего законодательства и нарушает права заявителя. Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными.
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» в целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений.
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» студенты имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведений, обучающиеся по очной форме обучения (далее – студенты очной формы обучения) и получающие образование за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендиями в порядке и на условиях, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Студентам очной формы обучения федеральных государственных высших учебных заведений выделяются дополнительные средства на оказание поддержки нуждающимся студентам в размере двадцати пяти процентов стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в расходах федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2001 №487 утверждено Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, согласно которому государственные социальные стипендии назначаются студентам, нуждающимся в социальной помощи (пункт 7).
Пунктами 25 и 26 указанного постановления предусмотрено, что право на получение государственной социальной стипендии имеет студент, представивший в образовательное учреждение выдаваемую органом социальной защиты населения по месту жительства справку для получения государственной социальной помощи. Эта справка представляется ежегодно. Назначение государственной социальной стипендии осуществляется приказом руководителя образовательного учреждения по представлению стипендиальной комиссии образовательного учреждения в пределах средств, предусмотренных на эти цели в стипендиальном фонде.
Социальная стипендия является одним из видов государственной социальной помощи, порядок назначения которой и круг лиц, имеющих право ее получения, определены Законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В соответствии со ст. 7 Закона от 17.07.1999 №178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Федеральный закон от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» устанавливает порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Федеральным законом от 24 октября 1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
Согласно ст. 1 от 05.04.2003 № 44-ФЗ расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо пребывания, в который поступило письменное заявление гражданина или лица, являющегося его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 20 ГКРФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 2, 3 Закона от 25.06.1993 № 5242-1 место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно. Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Приказом Департамента социальной защиты населения Томской области от 03.06.2009 № 119 «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг» утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Выдача справки для получения социальной стипендии» (л.д. 39-65).
Согласно разделу 3 Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача справки для получения социальной стипендии» (далее—Регламент) заявителями являются учащиеся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студенты федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспиранты и докторанты, студенты областных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования из числа: детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; лиц признанных в установленном порядке инвалидами 1 и 2 групп, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф, инвалидов и ветеранов боевых действий, членов малоимущих семей, одиноко проживающих малоимущих граждан, проживающие на территории Томской области.
Заявление о выдаче справки подается в уполномоченное учреждение по месту регистрации, по месту жительства либо по месту пребывания гражданина (п. 43 Регламента).
В силу п.п. 3, 8 п. 44 Регламента заявитель, помимо паспорта, представляет: свидетельство о регистрации по месту пребывания (для граждан, обратившихся по месту пребывания); для членов малоимущих семей, одиноко проживающих малоимущих граждан: документ о составе семьи заявителя (справка с места жительства / пребывания либо выписка из домовой книги); документы о доходах членов семьи (одиноко проживающего гражданина) за последние три месяца, предшествующие месяцу обращения; и один из следующих документов (для проживающих в одном помещении с гражданами, не являющимися членами их семьи): свидетельство о праве собственности; договор найма; решение суда о том, что проживающие совместно граждане не являются членами одной семьи; документ, подтверждающий разделение лицевых счетов по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, из приведенных положений закона следует, что за получением справки на социальную стипендию могут обращаться не только студенты, постоянно проживающие и зарегистрированные на территории Томской области, но и студенты, зарегистрированные в установленном порядке и преимущественно проживающие по месту пребывания, сохранившие регистрацию по месту жительства не в Томской области.
Доводы апелляционной жалобы о том, что студенты, обучающиеся в г. Северске, но не зарегистрированные на территории Томской области, за получением справки на социальную стипендию должны обращаться исключительно по месту жительства, а не по месту пребывания, основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии с п.п. 1.6, 2.1, 2.2 Устава ОГБУ «ЦСПН ЗАТО Северск» указанное учреждение является юридическим лицом, создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных действующим законодательством полномочий органов государственной власти Томской области в сфере социальной защиты населения. Целями деятельности, для которых создано Учреждение, являются обеспечение реализации прав отдельных категорий граждан на получение мер социальной поддержки и социальной помощи (л.д. 33-34).
Согласно справке /__/ от 14.11.2012 Мелков М.М. является студентом /__/ (л.д. 10).
Из договора от 01.09.2011 № 65 на предоставление места в общежитии /__/ студенту (аспиранту, докторанту) следует, что Мелкову М.М., являющемуся студентом /__/ предоставлено место в общежитии по адресу: /__/, для временного проживания в нем на весь срок обучения - с 01.09.2011 по 31.08.2014 (л.д. 71-72).
На основании свидетельств о регистрации по месту пребывания от 27.09.2011 №2378 и от 13.09.2012 №2419 Мелков М.М., /__/ г.р., зарегистрирован по месту пребывания по адресу: /__/ на срок с 27.09.2011 по 26.09.2012 и на срок с 12.09.2012 по 12.09.2013 (л.д. 8).
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что поскольку Мелков М.М. зарегистрирован в установленном порядке по месту пребывания, а именно в общежитии по адресу: /__/, он вправе был обратиться за получением справки в ОГБУ «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Северск».
Ссылка заявителя жалобы на письмо Рособразования от 02.04.2010 № 539/12-16 «О выплате академических и социальных стипендий» не принимается во внимание судебной коллегией, поскольку не опровергает вышеприведённый вывод, т.к. не содержит запрета на обращение в орган социальной защиты по месту пребывания для получения указанной справки.
Решение суда в части отказа в удовлетворении требования об обязании ОГБУ «ЦСПН ЗАТО Северск» выдать заявителю справку для получения социальной стипендии участниками не оспорено, поэтому судебная коллегия решению суда в указанной части в силу абзаца 1 ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ правовой оценки не дает.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства по делу, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ч. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Северского городского суда Томской области от 09 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя областного государственного бюджетного учреждения «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Северск» Коробко К. Е. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: