ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 05 сентября 2018 г. по делу № 33-7642/2018
Судья в 1-й инстанции А.С. Савченко
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи | И.И. Мотиной |
судей | И.А. Харченко |
И.А. Подлесной | |
при секретаре судебного заседания | М.А. Гамуровой |
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи И.А. Харченко гражданское дело по исковому заявлению Прокурора города Армянска Республики Крым в интересах Шостак Жанны Андреевны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) о признании решения незаконным и обязать выполнить определенные действия,
по апелляционному представлению прокурора города Армянска Республики Крым на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 13 июня 2018 года, которым в удовлетворении иска отказано, -
у с т а н о в и л а:
Прокурор города Армянска 20 апреля 2018 года обратился в суд с иском в интересах Шостак Ж.А. к ответчику Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) о признании решения незаконным и обязать выполнить определенные действия.
Заявленные требования мотивированы тем, что Шостак Ж.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в прокуратуру города Армянска с заявлением по вопросу защиты её интересов в суде путём предъявления искового заявления о признании решения Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Армянске (без образования юридического лица) ГУ – УП ФР в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) от 06.03.2018 года об отказе в назначении ей пенсии с учётом решения Армянского городского суда Республики Крым от 24.02.2015 года – незаконным. Проверкой было установлено, что Шостак Ж.А. 24.01.2018 года обратилась в клиентскую службу Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Армянске (без образования юридического лица) ГУ – УПФР в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) с заявлением о проведении заблаговременной работы по назначению досрочной страховой пенсии по старости (список № 1). После чего, 02.03.2018 года Шостак Ж.А. направила ответчику заявление, к которому приложила вступившее в законную силу решение Армянского городского суда Республики Крым от 24.02.2015 года об установлении факта постоянного проживания на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, в заявлении Шостак Ж.А. просила сообщить - будет ли учтено данное решение суда при назначении ей пенсии. Ответом ГУ – Управления ПФР в Красноперекопском районе Республики Крым от 06.03.2018 года истцу разъяснено, что для реализации права на установление пенсии с применением норм Федерального закона от 21.07.2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя» ей необходимо в судебном порядке установить факт постоянного проживания на территории Республики Крым на 18.03.2014 года, с обязательным привлечением к судебному разбирательству в качестве заинтересованного лица – ГУ УПФР в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное). Кроме того, указано на то, что решение Армянского городского суда Республики Крым от 24.02.2015 года не может служить основанием для установления ей пенсии с применением норм ФЗ № 208, поскольку целью установления данного факта для Шостак Ж.А. являлось оформление гражданства Российской Федерации. С таким решением прокурор города Армянска и истец Шостак Ж.А. не согласны, считают его необоснованным и противоречащим требованиям федерального законодательства, поскольку установление факта постоянного проживания на территории Республики Крым осуществляется на основе совокупности доказательств, лежащих в области жилищных, трудовых, межличностных и иных отношений и свидетельствующих о том, что на соответствующую дату лицо выбрало территорию, на которой фактически постоянно проживает, как место своих приоритетных каждодневных жизненных интересов и своими действиями установило или выразило явное стремление к установлению с ней реальной связи. Кроме того, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.10.2016 года № 18-П указано, что вступившее в законную силу судебное решение об установлении факта постоянного проживания гражданина на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18.03.2014 года является достаточным и безусловным основанием для признания его уполномоченным органом в установленном порядке гражданином Российской Федерации. Таким образом, вступившее в законную силу решения Армянского городского суда Республики Крым от 24.02.2015 года об установлении факта постоянного проживания Шостак Ж.А. на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, имеет для заявителя юридическое значение и позволяет в последующем определить статус заявителя, как гражданина Российской Федерации и не связывается с последующим разрешением спора о праве.
В связи с изложенным, прокурор города Армянска в интересах Шостак Ж.А. был вынужден обратиться в суд, и просить, с учётом уточнённых требований от 08.06.2018 года, признать ответ ответчика от 06.03.2018 года № 5-12-000022 о том, что решение Армянского городского суда Республики Крым от 24.02.2015 года не может служить основанием, необходимым для установления пенсии с применением норм Федерального Закона № 208- ФЗ, а также требование повторного установления факта постоянного проживания на территории Республики Крым на 18.03.2014 года с обязательным привлечением к судебному рассмотрению ГУ УПФ РФ в Красноперекопском района Республики Крым в качестве заинтересованного лица незаконным и обязать ответчика повторно рассмотреть представленные Шостак Ж.А. 24.01.2018 года в клиентскую службу Отдела документы о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 13 июня 2018 года в удовлетворении исковых требований Прокурора города Армянска Республики Крым в интересах Шостак Жанны Андреевны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) о признании решения незаконным и обязать выполнить определенные действия, – отказано.
Не согласившись с таким решением суда первой инстанции, прокурор города Армянска Республики Крым, 16 июля 2018 года, подал апелляционное представление, в котором просил оспариваемый судебный акт отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить в полном объёме исковые требования прокурора города Армянска.
Основные доводы апелляционного представления заключаются в том, что судом первой инстанции оставлено без внимания, что 02.03.2018 Шостак Ж.А. направила в адрес ответчика заявление, к которому приложила вступившее в законную силу решение Армянского городского суда Республики Крым от 24.02.2015 года об установлении факта постоянного проживания на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и попросила сообщить будет ли при назначении пенсии учтено данное решение суда. Таким образом, Шостак Ж.А. просила дать оценку представленным документам на предмет полноты и соответствия их для назначения досрочной страховой пенсии по старости (Список №1). Прокурор полагает, что суд необоснованно отказывая в исковых требованиях указал, что у Шостак Ж.А. по сути не было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по основаниям указанным в письменном ответе на её обращение от 24.01.2018 года, у неё не наступило право для назначения досрочной страховой пенсии и право на пенсионное обеспечение не нарушено, поскольку предметом иска прокурора не был отказ в назначении пенсии, а предметом было признание незаконных действий Отдела, выразившейся в требовании Шостак Ж.А. повторно в судебном порядке установить факт постоянного проживания на территории Республики Крым на 18.03.2014 года, с обязательным привлечением к судебному разбирательству в качестве заинтересованного лица – Государственное учреждение – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное). Исходя из вышеизложенного, прокурор полагает, что выводы суда первой инстанции являются ошибочными и сделаны с нарушением норм материального права, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В судебном заседании прокурор Алескеров Д.А. просил решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение, которым восстановить пенсионные права Шостак Ж.А. виде получения надлежащей услуги. Пояснив, что Шостак Ж.А. обращаясь с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии должна бы получить решение органа пенсионного фонда в соответствии с Административным регламентом, а не в соответствии со статьей 59 Закона «Об обращениях граждан». То есть, ответчиком была нарушена процедура, а поэтому такие действия ответчика должны быть признаны незаконными.
Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждено материалами дела, ходатайств об отложении слушания по делу не подали.
Заслушав доклад судьи Харченко И.А., проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав пояснения прокурора, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец Шостак Жанна Андреевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка села Ивановка, <адрес>, является гражданкой Российской Федерации (лист дела 6).
24 января 2018 года истица обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) с заявлением в целях проведения заблаговременной работы по назначению страховой пенсии по старости и предоставила ряд документов (лист дела 7).
29 января 2018 года отдел Пенсионного фонда РФ в города Армянске направил по месту работы Шостак Ж.А. уведомление о том, что то в связи с отсутствием факта проживания на 18.03.2014 года на территории Республики Крым периоды работы с 01.01.2002 года по 16.03.2014 года на общих условиях могут быть учтены для определения права, в случае подтверждения уплаты взносов компетентными органами Украины; по списку № 1 могут быть учтены с 01.01.2002 года по 31.12.2012 года в случае подтверждения компетентным органом, что этот период работы учитывается при досрочном назначении пенсии в соответствии с законодательством Украины. По представленным справкам, уточняющие льготный характер работы, стажа по Списку № 1-7 лет, 1 месяц 24 дня, что недостаточно для установления пенсии женщинам, достигшим возраста 45 лет, необходимый стаж – 7 лет 6 месяцев, право на пенсию возникает с 06.08.2020 года, в случае продолжения работы по Списку № 1 реализация права на пенсию возникает ранее указанной даты, в связи с чем, необходимо установить факт постоянного проживания на территории Республики Крым на 18.03.2014 года (лист дела 8).
02 марта 2018 года Шостак Ж.А. направила на адрес отдела Пенсионного фонда РФ в городе Армянске заявление, к которому приобщила решение Армянского суда Республики Крым от 24.02.2015 года об установлении факта постоянного проживания на территории Республики Крым, а также, просила разъяснить будет ли учитываться данное решение при назначении ей пенсии (лист дела 9).
06 марта 2018 года за № 5-12-000022 на адрес Шостак Ж.А. было направлено сообщение отделом Пенсионного фонда РФ в городе Армянске, о том, что для реализации права на установление пенсии с применением норм Федерального закона № 208-ФЗ ей необходимо для этой цели в судебном порядке установить факт постоянного проживания на территории Республики Крым на 18.03.2014 года, с обязательным привлечением к судебному рассмотрению Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) в качестве заинтересованного лица (листы дела 15-16).
Из содержания указанного ответа от 06 марта 2018 года следует, что истцу разъяснено её право на обжалования решения в административном или судебном порядке в соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что у Шостак Ж.А. ещё не наступило право для назначения досрочной страховой пенсии, то есть ей в настоящее время не хватает специального стажа (по Списку №1), а ответ от 06.03.2018 года носил разъяснительный характер на обращения Шостак Ж.А. по поводу назначения досрочной страховой пенсии. Таким образом, суд пришёл к выводу что, так как Шостак Ж.А., по сути, не было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по основаниям указанным в письменном ответе на её обращение от 24.01.2018 года. Суд первой инстанции счёл, что её право на пенсионное обеспечение нарушено не было и, на основании изложенного, отказал в удовлетворении заявленных требований.
С таким выводом суда первой инстанции коллегия судей согласиться не может, исходя из следующего.
Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» были определены порядок назначения и выплаты страховых пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, перерасчёта размеров ранее назначенных пенсий, исчисления страхового (трудового) стажа при установлении страховой пенсии, особенности исчисления её размера, подтверждения периодов работы (иной деятельности) и заработка, организации индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (статьи 2-6). Одновременно тем же Федеральным законом закреплялись гарантии, конкретизирующие запрет снижения размеров ранее выплачиваемых пенсий при переходе с 1 января 2015 года к осуществлению пенсионного обеспечения на основании и по нормам законодательства Российской Федерации, в частности предусматривалось правило о выплате пенсии в сохраненном, более высоком, размере в случаях, когда при перерасчёте размера пенсии гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину, лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии и иных устанавливаемых к ней выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, в том числе с учётом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 192 (часть 4 статьи 3).
Предписаниями федеральных законов «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», конкретизирующими и дополняющими гарантии в сфере пенсионного обеспечения, которые были закреплены в статье 11 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», обеспечивалась возможность реализации гражданами в полном объёме пенсионных прав, приобретённых на момент окончания переходного периода, то есть по состоянию на 31 декабря 2014 года, и признанных в рамках правоприменительной процедуры назначения пенсии и установления выплаты к ней.
Положения вышеуказанных законов регламентируют, в том числе, полномочия органов Пенсионного фонда Российской Федерации применительно к назначению и выплате страхового обеспечения, проживающих на территориях Республики Крым.
Согласно копии решения Армянского городского суда Республики Крым от 24.02.2015 года был установлен факт постоянного проживания Шостак Ж.А. на территории Республики Крым на день принятия в РФ Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (листы дела 10-12).
Установления факта, имеющего юридическое значение, Шостак Ж.А. необходимо было в целях признания и подтверждения факта её постоянного проживания на территории города Армянска на день принятия в РФ Республике Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов для последующего обращения по поводу оформления гражданства Российской Федерации.
Из положений статьей 264-265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан и организаций.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 04 октября 2016 года №18-П констатировал, что вступившее в законную силу судебное решение об установлении факта постоянного проживания гражданина на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18.03.2014 года является достаточным и безусловным основанием для признания его уполномоченным органом в установленном порядке гражданином Российской Федерации.
Как уже было указано выше, 24 января 2018 года истец обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) с заявлением в целях проведения заблаговременной работы по назначению страховой пенсии по старости. Указанное заявление подано по форме, предусмотренной Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 января 2016 года № 14н, в подтверждение чего истцу выдана расписка-уведомление о приёме и регистрации заявления (лист дела 7).
Пунктом 79 вышеупомянутого регламента установлено, что Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
- приём и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
- истребование документов (сведений) в рамках межведомственного взаимодействия;
- рассмотрение заявления и определение в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании представленных документов наличия либо отсутствия у гражданина права на назначение пенсии, перерасчёт размера пенсии, перевод с одной пенсии на другую;
- принятие решения о результате предоставления государственной услуги.
Вопреки установленному регламентом порядку, по заявлению истца Шостак Ж.А. от 24 января 2018 года для назначения страховой пенсии по старости досрочно, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) решение по результатам предоставления государственной услуги принято не было. Вместо этого, в адрес истца Шостак Ж.А. было направлено письмо разъяснительного характера в порядке Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», что не предусмотрено Административным регламентом.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции неправильно определил юридически значимые обстоятельства, в связи с чем, сделал выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, что является основанием для отмены обжалуемого решения на основании пунктов 1, 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и принятия нового решения – о частичном удовлетворении требований прокурора в интересах Шостак Ж.А., при этом указав, что требования прокурора о возложении на ответчика обязанностей (пункт 2 исковых требований) заявлены преждевременно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, -
о п р е д е л и л а:
Апелляционное представление прокурора города Армянска Республики Крым удовлетворить.
Решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 13 июня 2018 года отменить и принять новое решение.
Иск Прокурора города Армянска Республики Крым в интересах Шостак Жанны Андреевны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) о признании решения незаконным и обязать выполнить определенные действия - удовлетворить частично.
Признать ответ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) от 06.03.2018 года № 5-12-000022 - незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) рассмотреть заявление Шостак Жанны Андреевны от 24 января 2018 года в порядке, установленном Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 января 2016 года № 14н.
В удовлетворении иных требований отказать.
Председательствующий судьяСудьи | И.И. МотинаИ.А. Харченко |
И.А. Подлесная | |