Судья Сень Е.В. Дело № 33-7642/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 августа 2018 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Диденко О.В., Дмитриевой О.С.
при секретаре Рогожиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш Дом» о понуждении к действиям, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш дом» на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 24 апреля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Науменко Л.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ООО «Управляющая компания «Наш дом» (далее – ООО «УК «Наш Дом»), в ходе рассмотрения дела изменяла требования, просила признать незаконными действия ООО «УК «Наш Дом» по применению методики начисления на вывоз мусора с квадратного метра; обязать ответчика производить начисление платы за вывоз твердых бытовых отходов истцу, исходя из количества лиц, проживающих в квартире, до начала осуществления деятельности региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами; взыскать компенсацию морального вреда в размере 1 500 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 является собственником <адрес>. ООО «УК «Наш Дом» является компанией, обслуживающей данный жилой дом. Между ООО «Ремстройбыт» и ООО «УК «Наш Дом» заключен договор на оказание возмездных услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, в том числе по <адрес>. Ответчик ООО «УК «Наш Дом» производит начисления за вывоз и утилизацию мусора исходя из площади помещения, что подтверждается квитанцией. Услуги по сбору, вывозу, утилизации твердых бытовых отходов и обслуживанию контейнерных площадок должны оплачиваться исходя из количества граждан, проживающих в жилом помещении, объема вывезенных контейнеров и периодичности вывоза. Зависимость оплаты услуг от площади помещений в доме в отношении населения не установлена. Применение методики начисления платы за вывоз мусора без расчета периодичности и количества проживающих является незаконной и ущемляющей права потребителя.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 24.04.2018 иск удовлетворен частично. На ООО «УК «Наш дом» возложена обязанность начислять оплату за вывоз мусора по обращению с твердыми коммунальными отходами по <...> по формуле 9(3) приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» до дня начала осуществления деятельности региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. С ООО «УК «Наш дом» в пользу ФИО1 взыскана компенсация морального вреда в размере 100 руб., штраф в размере 50 руб., всего взыскано 150 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С ООО «УК «Наш дом» в доход бюджета муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе ответчик ООО «УК «Наш дом» просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает решение суда незаконным. Полагает, что формула № 9(3) приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, не может быть применена при расчете платы за вывоз твердых бытовых отходов. Данная формула предусмотрена постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 № 232 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Однако согласно пункту 2 данного постановления утвержденные им изменения применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Региональный оператор не осуществляет деятельность на территории Алтайского края. Таким образом, пункт 3 постановления № 232 от 27.02.2017, сославшись на который суд возложил обязанность использовать формулу № 9(3) при расчете платы за вывоз мусора, не подлежит применению. Кроме того согласно пункту 3 постановления № 232 от 27.02.2017 формулы 9(3), 9(4) и 9(6) приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, применяются до утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Алтайского края утверждены решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.10.2017 № 215. В то же время в названном решении указано, что оно вступает в силу с момента присвоения юридическому лицу, действующему на территории Алтайского края, статуса регионального оператора и определения зоны его деятельности на основании конкурсного отбора. Ответчик полагает, что если юридическому лицу присвоен статус регионального оператора, но не утвержден норматив, то необходимо применять формулы 9(3), 9(4) и 9(6), но судом не учтено, что региональный оператор отсутствует, соответственно данные формулы применяться не могут.
В возражениях истец ФИО1, действуя через представителя ФИО2, просит решение суда оставить без изменения. Кроме того, отмечает, что с 01 марта 2018 года ответчик производит начисление платы за вывоз твердых бытовых отходов исходя из количества проживающих, размер платы за эту услугу составляет 50,83 руб. с человека.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки в судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости *** от ДД.ММ.ГГ (л.д. 17-20).
Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «УК «Наш дом» на основании протокола общего собрания собственников от ДД.ММ.ГГ, договора управления (л.д. 58-66).
Разрешая дело по существу и частично удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу о незаконности действий управляющей компании по применению методики начисления платы за вывоз мусора исходя из площади жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует требованиям закона, обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пп. «д» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (в действующей редакции), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, содержание общего имущество включает в себя, в числе прочего, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов
Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» введено понятие «твердых коммунальных отходов».
Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 4 статьи 154 ЖК РФ изложена в новой редакции, в состав платы за коммунальные услуги включена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 № 232 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).
Правила № 354 дополнены разделом XV(1) «Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами», приложение № 2 Правил дополнено разделом II(1). Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю за расчетный период в i-м жилом помещении (жилой дом, квартира) или нежилом помещении, а также в занимаемой им j-й комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире».
Названным постановлением от 27.02.2017 № 232 внесены изменения и в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, из содержания общего имущество исключен сбор и вывоз твердых бытовых отходов.
Вместе с тем изменения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 232 от 27.02.2017, применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 2 постановления).
Таким образом, до дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами применяются положения действующего законодательства, предусматривающие включение услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в состав содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В пункте 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, закреплено, что при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Согласно имеющимся в деле квитанциям на имя ФИО1 за ноябрь 2017 года, февраль 2018 года (л.д. 9, 160) оплата за услугу «вывоз мусора» включена в статью «содержание жилья» и указана в платежном документе отдельной строкой. При этом стоимость данной услуги рассчитывается путем умножения 1,27 руб. (тариф) на <данные изъяты> кв.м (площадь принадлежащего истцу помещения).
В ответ на запрос суда ООО «УК «Наш дом» сообщило, что начисление платы за «вывоз мусора» за 2017, 2018 гг. производится исходя из площади помещения по тарифу 1,27 руб. Протоколы собственников помещений по установлению платы за вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов по <адрес> не поступали (письмо ООО «УК «Наш дом» от ДД.ММ.ГГ – л.д. 44).
Поскольку ответчиком не подтверждено, что применяемый им тариф 1,27 руб./кв.м утвержден в установленном законом порядке решением общего собрания собственников, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что действия управляющей компании по применению методики начисления платы за вывоз мусора исходя из площади жилого помещения нельзя признать законными.
При этом судебная коллегия учитывает следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в доме по <адрес>, осуществляется ООО «Ремстройбыт» на основании договора *** от ДД.ММ.ГГ, заключенного с ООО «УК «Наш дом».
Согласно п. 4.1 договора *** от ДД.ММ.ГГ, приложению *** к договору заказчик «ООО «УК «Наш дом» производит оплату за предоставленные услуги по вывозу ТБО по тарифу 164,81 руб./1 м3. При этом расчет цены договора за вывоз отходов произведен исходя из количества проживающих человек, а не из площади помещений.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что требования истца об обязании ответчика производить начисление платы за вывоз твердых бытовых отходов исходя из количества проживающих человек являются обоснованными и подлежат удовлетворению, так как соответствуют порядку расчета оплаты, расходы по внесению которой несет ответчик, и которые подлежат возмещению за счет жильцов.
Кроме того, как следует из представленных стороной истца и приложенных к возражениям на апелляционную жалобу документов, в настоящее время начисление платы за вывоз твердых бытовых отходов производится ответчиком исходя из количества проживающих.
Судебная коллегия принимает во внимание доводы жалобы о невозможности использования при расчете платы за вывоз отходов формулы № 9(3) приложения № 2 к Правилам № 354.
Возлагая такую обязанность на ответчика, суд первой инстанции руководствовался п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 № 232, в котором установлено, что до утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, но не позднее 1 сентября 2017 года, расчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется по формулам 9(3), 9(4) и 9(6) приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Согласно п. 9(3) раздела II(1) приложения № 2 к Правилам № 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании объема вывезенных контейнеров согласно пункту 148(30) Правил по формуле 9(3):
где:
ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
n - расчетное количество граждан, использующих место накопления твердых коммунальных отходов;
V - объем контейнеров, вывезенных с места накопления твердых коммунальных отходов, за расчетный период;
Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом решением суда на ответчика возложена обязанность производить по определенной формуле расчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Между тем судом не учтено следующее.
Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года (ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».
Более того, одним из составляющих элементов формулы 9 (3) является «Tотх» – цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Однако единый тариф на услугу регионального оператора в Алтайском крае не утвержден, региональный оператор по Рубцовской зоне не определен.
Таким образом, принимая во внимание содержание пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 № 232, формула 9 (3) в настоящее время не может быть применена, в связи с чем решение суда в данной части подлежит уточнению.
Решение суда в остальной части сторонами не обжаловано.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш дом» оставить без удовлетворения.
Абзац второй резолютивной части решения Рубцовского городского суда Алтайского края от 24 апреля 2018 года изложить в следующей редакции:
«Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш Дом» производить начисление платы за вывоз твердых бытовых отходов ФИО1 по <адрес> Алтайского края, исходя из количества лиц, проживающих в квартире, до момента начала применения порядка исчисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами».
Председательствующий:
Судьи: