Дело №33-7648/2020 город Хабаровск
(2-1939/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Кустовой С.В.
судей: Тарасовой А.А., Верхотуровой И.В.
при секретаре: Шитовой И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 декабря 2020 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству обороны РФ, федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ о возложении обязанности, по апелляционной жалобе Министерства обороны РФ на решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 9 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Тарасовой А.А., объяснения представителя ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ ФИО1, судебная коллегия
установила:
Военный прокурор гарнизона Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ о возложении обязанности.
Просит суд возложить на ответчиков обязанность произвести оборудование котельной газоочистным оборудованием и средствами контроля за выбросами вредных веществ в атмосферный воздух в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 9 июля 2020 года исковые требования удовлетворены частично, судом постановлено:
Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность произвести оборудование котельной инв. №4, расположенной по адресу: Хабаровский край Комсомольский район, военный городок «Аэродром Хурба», газоочистным оборудованием и средствами контроля за выбросами вредных веществ в атмосферный воздух в соответствии с требованием действующего законодательства, в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда по данному гражданскому делу в законную силу.
В удовлетворении иска к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ – отказать.
В апелляционной жалобе Министерство обороны РФ просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к МО РФ. В обоснование доводов жалобы указывает о несогласии с выводом суда о возложении обязанности произвести оборудование спорной котельной на Министерство обороны РФ. В ходе прокурорской проверки не проведена инвентаризация выбросов вредных веществ.
В возражениях ФГБУ «ЦЖКУ», военный прокурор гарнизона Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель истца, представитель Министерства обороны РФ не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом. На основании ч.ч. 3, 4 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав ФИО1, проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях, в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, и подтверждается материалами дела:
В результате проведения надзорных мероприятий военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре выявлены нарушения в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в частности, при эксплуатации котельной Минобороны РФ, расположенной на территории гарнизона Комсомольск-на-Амуре - в/ч 77983 военного городка «Аэродром Хурба», находится теплогенерирующий объект-котельная инв. №4, которая эксплуатируется без газоочистительного оборудования и средств контроля за выбросами вредных веществ. Также при эксплуатации котельной используется уголь марки «3БПКО», при сжигании которого загрязняется окружающая среда.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными материалами проверки военной прокуратуры от 28.01.2020.
Собственником котельной инв. №4, расположенной по адресу: Хабаровский край Комсомольский район, военный городок «Аэродром Хурба» (в/ч 77983), является Министерство обороны РФ.
Оценив вышеуказанные обстоятельства, руководствуясь положениями ст.ст. 3-4, 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 15-16 Закона РФ от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст.ст. 209-210 ГК РФ, ст. 206 ГПК РФ, суд первой инстанции, установив факт отсутствия газоочистного оборудования и средств контроля за выбросами вредных веществ в котельной инв. №4, расположенной по адресу: Хабаровский край Комсомольский район, военный городок «Аэродром Хурба», собственником которой является Министерство обороны РФ, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований о возложении на Министерство обороны РФ как на собственника объекта теплоснабжения обязанности произвести оборудование котельной инв. №4, расположенной по адресу: Хабаровский край Комсомольский район, военный городок «Аэродром Хурба», газоочистным оборудованием и средствами контроля за выбросами вредных веществ, и об отказе в удовлетворении исковых требований к ФГБУ «ЦЖКУ», установив срок для исполнения решения суда в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Оснований не согласиться с такими выводами у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на верном толковании норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" от 31 мая 1996 года №61-ФЗ имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с УказомУказом Президента Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1624 "О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 марта 2017 года от 02.03.2017 N 155 в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства было создано Федеральное Государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации. Основной целью деятельности Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации (п.12,13 Устава). Для достижения указанных целей, данное учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном в Министерстве обороны, осуществляет, в том числе производство, передачу и распределение тепловой энергии и теплоносителя (п.14 Устава).
Пунктом 19 Устава определено, что имущество учреждения формируется за счет имущества, закрепленного Минобороны России за Учреждением на праве оперативного управления или предоставленного Учреждению в безвозмездное пользование.
Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Пунктом 28 Устава установлено, что контроль за использованием имущества, предоставленного учреждению, осуществляется собственником имущества.
Согласно акту №107а от 31.05.2019г., ответу ФГБУ «ЦЖКУ» от 14.02.2020 №370/ЖКС/2/4/57Г помещение котельной №4 на основании приказа МО РФ передано в эксплуатацию, оперативное управление ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ.
Таким образом, приняв в эксплуатацию здание котельной ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ обязано обеспечить использование имущества по назначению.
В соответствии с пунктом 4.1.1.2 ГОСТ Р 50831-95 «Установки котельные. Тепломеханическое оборудование. Общие технические требования» к оборудованию установок относят в том числе, оборудование для очистки дымовых газов.
Как усматривается из материалов дела, котельная инв. №4 расположена на территории военного городка Аэродром «Хурба» в с. Хурба Комсомольского района Хабаровского края, в котельной отсутствует газоочистное оборудование, и средства контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, что не соответствует требованиям п. 4.1.1.2 ГОСТ Р 50831-95.
Согласно п. п. 2.7.1., 3.2.1., 3.3.1. и 5.3.2. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министра энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 г. №115, при эксплуатации тепловых энергоустановок необходимо обеспечить их техническое обслуживание, ремонт, модернизацию и реконструкцию. Производственные здания и сооружения котельных надлежит содержать в исправном состоянии, обеспечивающие длительное, надежное использование их по назначению, с учетом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда (п. 3.3.1).
Согласно пункту 7 статьи 16 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Необходимость оснащения котельной инв.№4 газоочистным оборудованием и средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подтверждается доказательствами по делу. В результате сжигания угля через дымовую трубу осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферу, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
ФГКУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ в эксплуатации которого находится котельная обязано обеспечить использование имущества по назначению, однако самостоятельным правом на проведение работ по реконструкции не обладает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статья 210 ГК РФ устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Для устранения выявленных нарушений необходимо провести работы по модернизации либо закупки нового оборудования в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды, которые осуществляются на бюджетные средства.
Доказательства доведения до ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России лимитов бюджетных средств на такие работы в материалах дела отсутствуют, как и отсутствуют доказательства, что Министерство обороны России профинансировало необходимые мероприятия, однако учреждение эти мероприятия не выполнило.
При таком положении суд первой инстанции правомерно возложил обязанность по совершению действий, связанных с установкой газоочистного оборудования и средств контроля в указанной котельной на МО РФ.
Доводы жалобы о том, что в ходе прокурорской проверки не проведена инвентаризация выбросов вредных веществ, судебной коллегией отклоняются, поскольку в соответствии с п. 2 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки", утвержденного Приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352, инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - источники загрязнения атмосферного воздуха, ИЗАВ, выбросы и загрязняющие вещества, ЗВ). Решение о проведении инвентаризации выбросов, которым определяются сроки проведения инвентаризации выбросов и назначается должностное лицо, ответственное за проведение инвентаризации выбросов, утверждается хозяйствующим субъектом.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и выражают несогласие с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки доказательств отсутствуют.
Доводы жалобы относительно допущенных судом нарушений норм процессуального права, не основаны на законе, и на правильность постановленного решения не влияют.
Судебная коллегия полагает, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, его выводы соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, нарушения или неправильного применения норм материального права либо норм процессуального права не установлено, поэтому решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований к его отмене не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 9 июля 2020 года по делу по иску военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству обороны РФ, федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ о возложении обязанности -оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны РФ -без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий: С.В. Кустова
Судьи: А.А. Тарасова
И.В. Верхотурова