ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7654/2018 от 26.04.2018 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Дворникова Т.Б. дело № 33-7654/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 апреля 2018г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе председательствующего судьи Татуриной С.В.,

судей Корниенко Г.Ф., Шамрай М.С.

при секретаре Гребёнкиной Э.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения Администрации Зерноградского района Ростовской области, 3 лицо Министерство труда и социального развития Ростовской области, о признании незаконным прекращения предоставления мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и удержанию денежных сумм, как излишне выплаченных, обязании предоставить меры социальной поддержки, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 12 января 2018 г. Заслушав доклад судьи Корниенко Г.Ф., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации Зерноградского района Ростовской области, 3 лицо Министерство труда и социального развития Ростовской области, о признании незаконным прекращения предоставления мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и удержанию денежных сумм, как излишне выплаченных, обязании предоставить меры социальной поддержки.

В обоснование требований указала, что с 16.08.1990г. работала учителем начальных классов в сельской местности, с 16.08.1990г. по 31.08.2011г. - в средней школе №3 г.Зернограда, а с 01.09.2011г. по 31.08.2015г. – в МБОУ СОШ УИОП г.Зернограда Ростовской области, была уволена по собственному желанию 31.08.2015г.

С 2011 года являлась получателем мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных педагогическим работникам и пенсионерам из их числа, проработавшим в сельской местности не менее 10 лет.

20.03.2013г. ей исполнилось 55 лет, на эту дату она являлась педагогическим работником образовательного учреждения, работавшим в сельской местности, после выхода на пенсию продолжала получать указанные меры социальной поддержки.

С 01.07.2017г. выплата мер социальной поддержки прекращена в связи с увольнением ФИО1 31.08.2015г.

Согласно ответу Управления социальной защиты населения Администрации Зерноградского района Ростовской области (далее - УСЗН Администрации Зерноградского района) от 12.07.2017г. она утратила право на получение денежной компенсации как работающий педагогический работник, так как согласно п.8 Приложения к Постановлению Правительства Ростовской области от 15.12.2017г. №232 обязана была проинформировать ответчика об изменении условий, обязательных для получения компенсационной выплаты (о перемене места жительства, изменении фамилии, имени, отчества, реквизитов для перечисления компенсационной выплаты, способа перечисления (доставки) компенсационной выплаты и др.). В связи с несвоевременным предоставлением сведений об увольнении, образовалась переплата сумм компенсации фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплаченных ФИО1 в период с 01.09.2015г. по 30.06.2017г. в размере 64 327,25 руб. С 01.07.2017г. УСЗН производится удержание переплаты из начисленных ФИО1, как работнику образования – пенсионеру сумм денежной компенсации фактически произведенных расходов. После погашения переплаты ей будет производиться выплата денежной компенсации на оплату услуг ЖКХ, как пенсионеру, проработавшему в должности педагогического работника не менее 10 лет.

В настоящее время фактически сумма компенсации ей не выплачивается.

Истец считает, что УСЗН неправомерно удерживает ежемесячную денежную компенсацию, поскольку в спорный период она являлась пенсионером из числа педагогических работников, проработавших более 10 лет в сельской местности, за которым сохраняется право на получение мер социальной поддержки. При этом увольнение её из образовательного учреждения правового значения не имеет и не может служить основанием для ограничения права на получение мер социальной поддержки. Она не меняла условий, обязательных для получения компенсационной выплаты, указанных в п.8 Приложения к Постановлению Правительства Ростовской области от 15.12.2017г. №232, все необходимые документы для назначения компенсации она предоставляла ответчику вовремя.

В соответствии со ст. 3 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005г. № 274-ЗС меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливаются и предоставляются УСЗН на основании списков граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в порядке, установленном Правительством Ростовской области. Списки граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, составляются отделами, управлениями органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере образования, на территории которых проживают указанные граждане.

Кроме того, в целях подтверждения права педагогических работников на предоставление мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг органы социальной защиты населения муниципальных районов ежемесячно в срок до 5 числа запрашивают списки у отделов, управлений, органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере образования, на территории которых проживают педагогические работники, с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия (п.2 Положения о порядке предоставления компенсации фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам и пенсионерам из их числа, утв. Постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011г. №232).

Считает, что действия ответчика по прекращению предоставления мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и удержанию денежных сумм, как излишне выплаченных, являются незаконными, нарушают её права.

Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 12 января 2018 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 считает решение суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права. При рассмотрении дела суд не применил положения ст.ст.1, 3 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005г. № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области», не дана надлежащая оценка тем обстоятельствам, что ответчиком подтверждается обязанность Управления образования Администрации Зерноградского района Ростовской области предоставлять списки, в том числе – об уволенных педагогических работниках, которая в нарушение требований закона не исполнялась.

Ответчик ссылается на то, что ФИО1 утратила право на получение указанной меры социальной поддержки с момента увольнения, т.е. с 01.09.2015г., но судом установлено и не отрицалось сторонами, что на момент увольнения ФИО1, получавшей меры социальной поддержки на основании п.2 ч.1 ст.1 Областного закона, сохранилось право на получение той же меры социальной поддержки на основании п.7 ч.1 ст.1 Областного закона.

Апеллянт считает, что после 01.09.2015г. она не утратила право на получение меры социальной поддержки. При этом не может быть поставлено в вину истца, что она не сообщила о своем увольнении ответчику, поскольку обязанность по составлению и предоставлению списков граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, на основании которых они предоставляются, в соответствии со ст. 3 Областного закона №274-ЗС и п.6.7.2 Постановления Правительства Ростовской области №232 возложена на отделы, управления органов местного самоуправления муниципальных образований. Суд же исходил из того, что данная обязанность возложена на гражданина, поскольку начисление выплат носит заявительный характер, а потому удержание из назначенных денежных сумм производится независимо от основания, дающего право на получение денежной выплаты.

То обстоятельство, что истец после увольнения стала относиться к другой категории, не может являться основанием для лишения её права на получение льгот. Ответчиком не представлено суду ни одного доказательства о законности удержания ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения, а ссылка на п.8 Приложения 3.1 к Постановлению Правительства Ростовской области от 15.12.2011г. №232 является необоснованной, поскольку обязанности сообщать ответчику о прекращении трудовых отношений в нем не содержится и в понятие изменения условий, обязательных для назначения компенсационной выплаты, данное обстоятельство законодателем не включено. Оно включено в п.2 указанного Положения, предусматривающего обязанность органов местного самоуправления предоставлять списки и обязанность ответчика их запрашивать.

Управлением социальной защиты населения Администрации Зерноградского района Ростовской области и Министерством труда и социального развития Ростовской области представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых они просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции ФИО1 и её представитель, действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Представитель третьего лица - Министерства труда и социального развития Ростовской области, действующая на основании доверенности, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика Управления социальной защиты населения Администрации Зерноградского района Ростовской области, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеется в материалах дела уведомление (л.д. 125).

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных положениями ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, ФИО1 в период с 16.08.1990г. по 31.08.2011г. работала учителем в средней школе №3 г.Зернограда, которой 21.12.2005г. установлен государственный статус муниципального общеобразовательного учреждения лицей №3 г. Зернограда Ростовской области, а с 01.09.2011г. по 31.08.2015г. работала учителем в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением математики, информатики, иностранных языков г.Зернограда (л.д.7-8).

ФИО1 зарегистрирована по месту жительства в <...> 21.07.1990 г., что подтверждено сведениями в паспорте (л.д.6).

С 27.08.2007г. ФИО1 назначена пенсия по старости на основании п.10 ч.1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», что подтверждается копией удостоверения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выданного 19.11.2007г. ГУ УПФ РФ в Зерноградском районе Ростовской области (л.д.32).

В судебном заседании установлено, что ФИО1 как педагогическому работнику была назначена и предоставлялась мера социальной поддержки в денежной форме в виде ежемесячной денежной выплаты льготным категориям граждан - компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 100% фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

С июня 2017 года УСЗН Администрации Зерноградского района Ростовской области прекратило выплату указанных денежных средств.

В направленном в адрес ФИО1 письме от 12.07.2017г. начальником управления было разъяснено, что с июля 2017 года производится удержание из начисляемых ФИО1, как работнику образования – пенсионеру, сумм денежной компенсации фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Указано, что в июне 2017 года стало известно об увольнении ФИО1 с должности педагогического работника в августе 2015 года, в связи с чем с 01.09.2015г. ею утрачено право на получение денежной компенсации, как работающего педагогического работника. В связи с несвоевременным предоставлением сведений об увольнении образовалась переплата сумм компенсации фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплаченных ФИО1 в период с 01.09.2015г. по 30.06.2017г. в размере 64 327,25 руб. После погашения переплаты выплата будет продолжена как пенсионеру, проработавшему в должности педагогического работника не менее 10 лет (л.д. 10).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд первой инстанции руководствовался нормами ч. HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=454A6D1B1575C9F1C43042A0F5485019B32424598865BF0413504E26E7FDCE2120CB025EACD114B4VDcFO"8 ст. 47 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. ст. 1, 2 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 г. № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области», п.8 Положения, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011г. №232, и исходил из того, что начисление выплат носит заявительный характер, а ответчик действовал в рамках предоставленных законом полномочий, поскольку обязанность предоставлять сведения в УСЗН (в том числе – об увольнении) возложена на гражданина.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что переплата образовалась в связи с несвоевременным предоставлением истицей сведений об изменении условий, обязательных для получения компенсационной выплаты, указав при этом, что законом установлены две категории граждан, пользующихся льготами: педагогические работники и пенсионеры из их числа, проработавшие в сельской местности не менее 10 лет, при этом истица, состоявшая ранее в базе данных как педагогический работник, была уволена в августе 2015 года, в связи с чем стала относиться к другой категории лиц, о чем обязана была сообщить в УСЗН.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04.05.1971 г. № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», которым установлено, что за перешедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж их работы в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.

Распоряжением Совета Министров СССР от 23.05.1984 г. № 1003р указанная мера социальной поддержки была распространена на перешедших на пенсию педагогических работников общеобразовательных школ всех типов, расположенных в поселках городского типа (рабочих поселках), и на проживающих с ними членов их семей.

Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24.05.1982 г. № 437, от 24.01.1985 г. № 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.

Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного Совета Профессиональных Союзов от 28.05.1985 г. № 154/12-22 утверждены Разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного хозяйства в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)».

Согласно п. п. 1, 4 указанных Разъяснений право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за перечисленными работниками при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами и независимо от того, когда и какая им пенсия назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу. Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в общеобразовательных школах, межшкольных учебно-производственных комбинатах, детских домах и домах ребенка, расположенных в сельской местности или в поселках городского типа (рабочих поселках), а также в средних профессионально-технических училищах, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, и дошкольных учреждениях, находящихся в сельской местности, работники имели право перейти на пенсию, но по каким-либо причинам не воспользовались этим правом.

Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1.

В силу абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», действовавшего до 01.09.2013 г., педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Из приведенных правовых норм следует, что федеральным и региональным законодательством был изменен лишь порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности.

Положениями ч. 8 ст. 47 действующего в настоящее время Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предоставлены аналогичные меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам (за исключением педагогических работников федеральных государственных образовательных организаций), установлены Областным законом Ростовской области от 17.01.2005 г. № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области».

Согласно ст. ст. 1, 2 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 г. № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» педагогические работники государственных областных и муниципальных учреждений образования (абз. 1 п.2 ч.1 ст.1) и пенсионеры из их числа, проработавшие в сельской местности не менее десяти лет (п.7 ч.1 ст.1), имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100% оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги.

Уровень социальных гарантий педагогических работников и пенсионеров из их числа остался прежним и в связи с внесением изменений в указанные положения Областного закона РО от 17.01.2005 г. № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области». Так, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 1 Областного закона Ростовской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» (в редакции Областного закона от 27.06.2013 г. № 1106-ЗС) компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится работающим и проживающим на территориях муниципальных районов в Ростовской области (далее - работающим и проживающим в сельской местности) пенсионерам, проработавшим в сельской местности не менее десяти лет, из числа лиц, указанных в абзаце первом пункта 2 настоящей части, в том числе прибывшим из других субъектов Российской Федерации. В случае переезда пенсионера в городской округ на постоянное место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим пунктом, не предоставляются.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 г. № 958-О-О, субъект Российской Федерации не наделен полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.

В соответствии с п.1 ст. 3 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 г. № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан работающих и проживающих в Ростовской области» меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливаются и предоставляются органами социальной защиты населения муниципальных районов на основании списков граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, в порядке, установленном Правительством Ростовской области.

Порядок предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных Областным законом от 17.01.2005г. №274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан работающих и проживающих в Ростовской области», указанным в пунктах 2 и 7 части 1 статьи 1 Областного закона, определен Положением о порядке предоставления компенсации фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам и пенсионерам из их числа, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011г. №232 (далее – Положение).

При этом Положение не содержит отдельных норм и предписаний для каждой категории льготников: педагогических работников (абз. 1 п.2 ч.1 ст.1 Областного закона) или пенсионеров из их числа (п.7 ч.1 ст.1 Областного закона), нормы, определяющие порядок предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанным категориям граждан, являются едиными для всех указанных лиц, без особенностей и каких-либо оговорок и изъятий.

В силу п.2 ст. 3 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 г. № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан работающих и проживающих в Ростовской области» списки граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, составляются отделами, управлениями органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания населения, ветеринарии, на территории которых проживают указанные граждане, и передаются в органы социальной защиты населения муниципальных районов.

Согласно п. 3 ст. 3 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 г. № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан работающих и проживающих в Ростовской области» (в ред. Областного закона РО от 26.07.2013г. № 1106-ЗС) список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, должен содержать следующие сведения: фамилия, имя, отчество, место работы, должность, адрес регистрации. Для граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 1 настоящего Областного закона, в список дополнительно вносятся сведения о членах их семей с указанием фамилии, имени, отчества, адреса регистрации, степени родства. Для граждан, указанных в пунктах 6 и 7 части 1 статьи 1 настоящего Областного закона, в список дополнительно вносятся сведения о периодах работы на соответствующих должностях.

Таким образом, обязанность представлять соответствующие сведения о педагогических работниках и пенсионерах из их числа, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе сведения о месте работы (для работающих) или о периодах работы на соответствующих должностях (для пенсионеров) возложена Областным законом не на граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, а на соответствующие отделы и управления органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере образования.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, данная обязанность не была исполнена надлежащим образом Управлением образования Администрации Зерноградского района Ростовской области, поскольку впервые после увольнения ФИО1 31.08.2015г., она была включена Управлением образования Администрации Зерноградского района Ростовской области в список пенсионеров из числа педагогических работников, имеющих право на получение мер социальной поддержки, лишь 29.06.2017г.

Какие-либо списки Управления образования Администрации Зерноградского района Ростовской области за предшествующий период в материалы дела не представлены.

Кроме того, пунктом 2 Положения предусмотрено, что в целях подтверждения права педагогических работников на предоставление мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 100 процентов фактически произведенных расходов органы социальной защиты населения муниципальных районов ежемесячно, в срок до 5 числа, запрашивают списки у отделов, управлений, органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере здравоохранения, образования, социального обслуживания населения, культуры, на территории которых проживают педагогические работники, с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия.

Ответчиком не представлено суду доказательств исполнения им указанной обязанности.

Положением установлено, что компенсационные выплаты устанавливаются и предоставляются на основании заявления с указанием способа перечисления (доставки) компенсационной выплаты; паспорта гражданина Российской Федерации или иных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации; документа, подтверждающего сведения о текущих платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, за последний перед подачей заявления месяц.

Орган социальной защиты населения муниципального района Ростовской области или МФЦ в рамках межведомственного информационного взаимодействия запрашивает у государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций ряд документов, необходимых для предоставления компенсационных выплат.

Педагогические работники вправе по своей инициативе представить необходимые для компенсационных выплат документы в полном объеме.

Решение о предоставлении компенсационных выплат или об отказе в их предоставлении принимается органом социальной защиты населения муниципального района Ростовской области в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.

Основаниями для отказа педагогическому работнику в предоставлении компенсационных выплат являются представление не всех документов, указанных в настоящем пункте; предоставление недостоверных сведений.

Из материалов дела следует, что на основании заявления ФИО1 от 25.02.2005г. о предоставлении адресной социальной помощи в виде социальных льгот в соответствии с Областным законом Ростовской области «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности», как учитель, проживающий в сельской местности, она была поставлена на учет в Зерноградском отделе социальной защиты населения и являлась получателем мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг.

На основании заявления ФИО1 от 31.07.2013г. ей была назначена и выплачивалась компенсация фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты, размер которой определен исходя из представленных заявителем квитанций об оплате за услуги ЖКХ за июнь 2013г.

В соответствии с п.3 Положения расчет компенсационной выплаты производился на основании оригиналов документов, содержащих сведения о текущих платежах за жилое помещение и коммунальные услуги за последний перед подачей заявления месяц. По окончании шестимесячного периода производился перерасчет ранее выплаченных компенсационных выплат на основании оригиналов документов, содержащих сведения о текущих платежах за жилое помещение и коммунальные услуги. Суммы переплаты или недоплаты, полученные в результате проведенного перерасчета, учитывались в последующем периоде.

На каждые последующие шестимесячные периоды размер компенсационной выплаты определяется на основании оригиналов документов, содержащих сведения о текущих платежах за жилое помещение и коммунальные услуги за месяц, предшествующий расчетному периоду, с учетом сумм переплаты или недоплаты (абз. 5 п.3 Положения).

При этом оригиналы платежных документов представляются в орган социальной защиты населения муниципального района Ростовской области или МФЦ непосредственно педагогическим работником. Педагогическим работником, не представившим оригиналы платежных документов, предоставление компенсационных выплат приостанавливается до предъявления оригиналов документов (абз.6 п.3 Положения).

ФИО1 в установленном законом порядке регулярно с 31.07.2013г. (25.06.2014г., 22.12.2014г., 07.07.2015г., 15.12.2015г., 30.06.2016г., 14.12.2016г., 30.06.2017г.) предоставлялись ответчику заявления на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с Областным законом от 17.01.2005г. № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» с приложением всех необходимых документов, ответчиком решения об отказе в предоставлении компенсационных выплат не принималось, что подтверждено материалами учетного дела ФИО1

Таким образом, материалами дела подтверждено, что возложенные на истца обязанности ФИО1 исполнялись надлежащим образом, тогда как доказательств надлежащего исполнения своих обязанностей, предусмотренных Областным законом от 17.01.2005г. №274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан работающих и проживающих в Ростовской области» и Положением о порядке предоставления компенсации фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам и пенсионерам из их числа, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011г. №232, Управлением социальной защиты населения Администрации Зерноградского района суду не представлено.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об обязанности представления ответчику указанных сведений ФИО1, основан на неправильном толковании и применении судом указанных норм материального права, что привело к неправильному распределению судом бремени доказывания и вынесению незаконного решения.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Статьей 67 ГПК РФ установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 1, 3, 4 статьи 67 ГПК РФ).

Суд первой инстанции, делая вывод о правомерности действий ответчика по прекращению выплат ежемесячной денежной компенсации, в обоснование данного вывода сослался на то, что начисление указанных выплат носит заявительный характер, а поскольку ФИО1 после увольнения стала относиться к другой категории лиц, она обязана была сообщить об этом в УСЗН. Однако суд первой инстанции не дал правовой оценки имеющимся в материалах учетного дела ФИО1 поданным ею после увольнения заявлениям на предоставление мер социальной поддержки от 15.12.2015г., от 30.06.2016г., от 14.12.2016г., от 30.06.2017г., оформленным в соответствии с требованиями областного законодательства и принятыми ответчиком без каких-либо замечаний.

Кроме того, суд первой инстанции не выполнил требования статей 56, 57 ГПК РФ и неправильно применил правила статьи 67 ГПК РФ, не отнес к обстоятельствам, подлежащим доказыванию, правомерность действий ответчика по фактическому прекращению выплат истице мер социальной поддержки и удержанию уже выплаченных сумм без принятия УСЗН Администрации Зерноградского района в установленном порядке решения о прекращении предоставления компенсационных выплат, об отказе или приостановке выплат.

Ссылка суда на нарушение ФИО1 п.8 Положения, предусматривающего обязанность педагогического работника своевременно информировать орган социальной защиты населения муниципального района Ростовской области об изменении условий, обязательных для получения компенсационной выплаты (о перемене места жительства, изменении фамилии, имени, отчества, реквизитов для перечисления компенсационной выплаты, способа перечисления (доставки) компенсационной выплаты и др.) является необоснованной, поскольку сведения о работе в силу ст. 3 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 г. № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан работающих и проживающих в Ростовской области» и Положения о порядке предоставления компенсации фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам и пенсионерам из их числа, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011г. №232, не относятся к сведениям, которые предоставляет гражданин.

Из материалов дела следует, что в период с 21.07.1990 г. и по настоящее время истица проживает в сельской местности и более 20 лет являлась педагогическим работником. По состоянию, как на день назначения пенсии по старости (27.08.2007г.), так и на день увольнения с должности учителя она имела стаж педагогической работы более 10 лет, при этом учреждения, в которых работала истица, являлись муниципальными общеобразовательными учреждениями.

Таким образом, в соответствии с действовавшим в 2007 году и действующим в настоящее время законодательством истица, как пенсионер из числа педагогических работников муниципальных учреждений образования, проработавших в сельской местности не менее 10 лет и проживающая в сельской местности, при назначении ей пенсии имела право на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

ФИО1 до момента увольнения при назначении ей впервые компенсационных выплат, как работающий пенсионер, имела право на получение данных компенсационных выплат и как педагогический работник (п. 2 ч. 1 ст.1 Областного закона от 17.01.2005г. №274‑ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан работающих и проживающих в Ростовской области»), и как пенсионер из числа педагогических работников, проработавших в сельской местности более 10 лет и проживающих в сельской местности (п.7 ч.1 ст.1 Областного закона от 17.01.2005г. №274‑ЗС).

Согласно п.2 Положения о порядке предоставления компенсации фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам и пенсионерам из их числа, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011г. №232 при наличии у педагогического работника права на получение идентичных мер социальной поддержки, предусмотренных различными нормативными правовыми актами, они назначаются по одному из них по выбору самого педагогического работника.

После увольнения в соответствии с действующим законодательством ФИО1, как пенсионер из числа педагогических работников муниципальных учреждений образования, проработавших в сельской местности не менее 10 лет, проживающая в сельской местности также имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

При этом установленный законодателем заявительный порядок ФИО1 был соблюден, так как она после увольнения неоднократно обращалась к ответчику соответствующими заявлениями о предоставлении ей мер социальной поддержки в соответствии с Областным законом от 17.01.2005г. № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» с приложением всех необходимых документов, на основании указанных заявлений принимались решения о выплате соответствующих компенсаций.

Право истца на получение компенсационных выплат никем не оспорено, в установленном законом порядке решения об отказе в предоставлении или о приостановлении компенсационных выплат не принималось, в связи с чем прекращение ответчиком предоставления ФИО1 указанных мер социальной поддержки с 01.07.2017г., а также действия УСЗН Администрации Зерноградского района Ростовской области по удержанию денежных сумм, как излишне выплаченных ей в период с 01.09.2015г. по 30.06.2017г., не соответствуют требованиям как федерального законодательства, так и законодательства Ростовской области, нарушают права ФИО1 и не могут быть признаны законными.

При таких обстоятельствах решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 12.01.2018г. нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.

При рассмотрении заявленных истцом требований по существу, судебная коллегия учитывает, что предметом спора является устранение нарушения прав ФИО1 на получение мер социальной поддержки в полном объеме с 01.07.2017г., а требования о признании незаконным прекращения предоставления мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и удержанию денежных сумм, как излишне выплаченных, фактически являются основанием заявленных требований о восстановлении нарушенного права.

В связи с изложенным решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 12 января 2018г. подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению социальной защиты населения Администрации Зерноградского района Ростовской области об обязании предоставить меры социальной поддержки.

Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 12 января 2018г. отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 к Управлению социальной защиты населения Администрации Зерноградского района Ростовской области об обязании предоставить меры социальной поддержки удовлетворить.

Возложить обязанность на Управление социальной защиты населения Администрации Зерноградского района Ростовской области возобновить ФИО1 выплату мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.07.2017г.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение изготовлено 08.05.2018г.