Судья Корнеева Е.А. Дело № 33- 7655/13
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 июля 2013 года г. Волгоград
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.
судей Тертышной В.В., Балашовой И.Б.
при секретаре Серовой О.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой С. А., поданному в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Ивановой Ю. С., Ивановой Д. С., к администрации городского поселения г. Дубовки Волгоградской области, администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области об оспаривании действий и обязывании предоставить жильё
по апелляционной жалобе представителя И. С.А. Ярцева М.Г.
на решение Дубовского районного суда Волгоградской области от 23 апреля 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Ивановой С. А., поданного в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Ивановой Ю. С., Ивановой Д. С., к администрации городского поселения г. Дубовки Волгоградской области, администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области о признании неправомерными действия администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области и администрации городского поселения г. Дубовка Волгоградской области в отношении непредставления жилья семье И.: И. Сергея Фёдоровича, Ивановой С. А., Ивановой Ю. С., Ивановой Д. С., и обязывании администрацию городского поселения г. Дубовка Волгоградской области, а в случае невозможности, администрацию Дубовского муниципального района Волгоградской области предоставить жильё семье И. в составе четырёх человек, согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации - отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., выслушав представителя И. С.А. Ярцева М.Г., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
И. С.А. обратилась в суд с иском к администрации городского поселения г. Дубовки Волгоградской области, администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области об оспаривании их действий и возложении обязанности предоставить жильё семье И. в составе четырёх человек, согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указала, что постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <...> утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, основной деятельностью входящей в неё подпрограммы является государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Постановлением администрации г. Дубовки Волгоградской области от 16 августа 2004 года № <...> было принято решение о включении в список № <...> на получение жилья И. С.А. по данной подпрограмме.
Правительством РФ установлен Порядок формирования молодых семей - участников подпрограммы, в соответствии с п. 18 которого основанием для отказа в признании молодой семьи участником подпрограммы являются: несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в п. 5 настоящих правил; не предоставление или предоставление не в полном объёме документов, указанных в п. 5 настоящих Правил; недостоверность сведений содержащихся в представленных документах; ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием субсидий или иной формы государственной поддержки за счёт средств федерального бюджета.
На момент подачи И. С.А. заявления все условия были соблюдены, в связи с чем, вынесено постановление администрации г.Дубовки Волгоградской области от 16 августа 2004 года № <...>.
Неоднократно истец устно обращалась в администрацию городского поселения г. Дубовка Волгоградской области о результатах получения жилья по данной программе, однако ей поясняли о необходимости ждать.
Вместе с тем никаких письменных извещений, телефонограмм И. С.А. не получала, в средствах массовой информации известий об изменениях, либо предоставления дополнительных документов по программе «Молодая семья» не было.
На письменное обращение истец получила ответ о том, что семья И. была исключена из списка очерёдности федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, однако мотивированное письменное решение жилищно-бытовой комиссии об этом ей представлено не было.
До настоящего времени неизвестно на каком основании неправомерно отменено постановление администрации городского поселения г. Дубовка Волгоградской области от 16 августа 2004 года.
Фактически ни администрация Дубовского муниципального района Волгоградской области, ни администрация городского поселения г. Дубовки Волгоградской области надлежащим образом не исполняли постановление Правительства РФ по программе «Молодая семья», бездействовала в отношении граждан участников данной программы, не извещала о необходимости предоставления дополнительных документов и внесённых изменений. На протяжении восьми лет администрация городского поселения г. Дубовки Волгоградской области фактически дезинформировала семью Ивановых об изменении в получении жилья. Чиновники городского поселения знали о необходимости улучшения жилищных условий, однако до настоящего времени бездействуют.
Просила признать действие (бездействие) администрации городского поселения г. Дубовки Волгоградской области, администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области в отношении не предоставления жилья семье И.: И. С.Ф., И. С.А., несовершеннолетних И. Ю.С., И. Д.С. незаконными и обязать администрацию городского поселения г. Дубовки Волгоградской области, а в случае невозможности - администрацию Дубовского муниципального района Волгоградской области - предоставить жильё семье И. в составе четырёх человек, согласно нормам Жилищного кодекса РФ.
Впоследствии И. С.А. уточнила свои требования в части признания неправомерными действия администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области и администрации городского поселения г. Дубовка Волгоградской области в отношении непредставления жилья семье И.: И. С.Ф., И. С.А., И. Ю.С., И. Д.С.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель И. С.А. Ярцев М.Г. оспаривает законность и обоснованность решения, просит его отменить.
В обоснование жалобы указано на нарушение и неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
Согласно п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
На основании ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № <...> «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы» утверждена подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», которая начала реализовываться после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № <...> «Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».
По окончании действия данной программы постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № <...> «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» утверждена подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, действующая в настоящее время.
В целях реализации положений названных федеральных программ в Волгоградской области были приняты следующие областные целевые программы: областная целевая программа «Жилище» на 2007 - 2010 годы, в рамках которой утверждена подпрограмма «Молодой семье - доступное жильё» на 2007 - 2010 годы; долгосрочная областная целевая программа «Жилище» на 2009-2011 годы, в рамках которой утверждена подпрограмма «Молодой семье - доступное жильё» на 2009 - 2011 годы»; реализуемая в настоящее время долгосрочная областная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, в рамках которой утверждена подпрограмма «Молодой семье - доступное жильё» на 2011 - 2015 годы».
Изначально Подпрограмма предусматривала, что её участником может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 30 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий.
При этом данная Подпрограмма начала реализовываться после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № <...>, которым утверждены «Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (далее - Правила).
В п. 5 Правил было установлено, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с п. 8 Правил участие в подпрограмме является добровольным.
В силу п. 15 Правил для участия в подпрограмме молодая семья подаёт в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы:
а) заявление по форме согласно приложению № <...> в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
б) документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи;
в) свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется);
г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретённое (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 г.;
д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома - кредитный договор (договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом);
е) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счёта.
В соответствии с п. 17 Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 15 Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления.
Согласно п. 18 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил;
б) непредставление или представление не в полном объёме документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счёт средств федерального бюджета.
На основании п.п. 21, 22 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.
Из п. 23 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учётом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учётом указанных средств, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат по установленной форме и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по установленной форме.
Условия предоставления социальных выплат молодым семьям после 2010 года закреплены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № <...>, которым утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, включающая подпрограмму «Обеспечение жильём молодых семей», и постановлением администрации Волгоградской области от 14 декабря 2010 года № 658-П, которым утверждена долгосрочная областная целевая программа «Молодой семье - доступное жильё» на 2011-2015 годы.
Согласно п. 1.3 вышеуказанной областной целевой программы, участницей программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия Комитетом по делам молодежи администрации Волгоградской области решения о включении молодой семьи - участницы программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (до фактического достижения 36 лет);
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с п. 1.7 областной целевой программы право молодой семьи - участницы Программы на получение социальной выплаты возникает после утверждения Комитетом сводного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат по Волгоградской области в соответствующем году, в который включена молодая семья, и удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья (далее именуется - свидетельство), которое не является ценной бумагой.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 13 августа 2004 года И. С.А. обратилась к главе администрации г. Дубовки Волгоградской области с заявлением о постановке её семьи, состоящей из четырёх человек, имеющей статус «Молодая семья», на учёт для получения жилой площади.
13 августа 2004 года администрацией г. Дубовки Волгоградской области была проведена проверка жилищных условий заявителя по месту проживания её семьи по адресу: <адрес>
Постановлением администрации г. Дубовки Волгоградской области от 16 августа 2004 года № <...> И. С.А. была включена в списки № <...> на получение жилья, поскольку её семья нуждалась в улучшении жилищных условий и подпадала под статус «Молодая семья».
16 апреля 2012 года И. С.А. обратилась к главам городского поселения г. Дубовка Волгоградской области и Дубовского муниципального района Волгоградской области с требованиями о сообщении в её адрес сведений об исполнении постановления администрации г. Дубовки Волгоградской области от 16 августа 2004 года № <...> и времени получения жилого помещения.
17 апреля 2012 года и 19 июля 2012 года администрацией городского поселения г. Дубовка Волгоградской области И. С.А. даны ответы на её обращения, из которых следует, что в 2004 году семья И. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список очерёдности № <...> учёта граждан, имеющих право на получение жилья (молодые семьи). Не все молодые семьи, поставленные в очередь № <...>, изъявили желание участвовать в подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, поэтому к концу 2006 года из очереди № <...> сформировалась другая очередь из семей, проходивших по возрастному цензу и написавших заявление на участие в указанной подпрограмме.
С 2004 года И. С.А. не сообщила об изменениях в составе своей семьи, либо других изменениях, произошедших за период с 2004 года по 2012 год, с заявлением и иными документами, предусмотренными п.п. «а» п. 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утверждённых постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № <...>, И. С.А. в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства не обращалась.
В настоящее время семья И. продолжает стоять в единой общей очереди городского поселения г. Дубовка Волгоградской области, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.
Указанные обстоятельства также подтверждаются доказательствами, исследованными судом первой инстанции.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии доказательств участия семьи И. в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что Постановление администрации г. Дубовки Волгоградской области от 16 августа 2004 года № <...>, которым принято решение о включении в список № <...> на получение жилья И. С.А. по данной программе не исполнено, не может повлечь отмену судебного акта, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.
Реализация подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей», входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, а в последующем на 2011-2015 годы, осуществляется путём предоставления государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путём предоставления им социальных выплат из федерального, областного и местного бюджетов.
При этом предоставление жилья молодым семьям указанная подпрограмма не предусматривает. Администрация городского поселения г. Дубовки Волгоградской области и администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области не наделены полномочиями по предоставлению жилья молодым семьям в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище».
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дубовского районного суда Волгоградской области от 23 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя И. С.А. Ярцева М.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи: