ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7655/19 от 16.04.2019 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

В Е Р Х О В Н Ы Й С У Д

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу № 33-7655/2019

г. Уфа 16 апреля 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Вахитовой Г.Д.,

судей Гибадуллиной Л.Г.,

ФИО1,

при секретаре Киселевой Р.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании несоответствующим выплачиваемого денежного довольствия, обязании произвести соответствующий перерасчет, установлении соответствующего денежного довольствия,

по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 07 февраля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Вахитовой Г.Д., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан, в котором с учетом уточнения требований просил признать выплачиваемый истцу в период с 01 октября 2016 года по 31 декабря 2017 года оклад в размере 15 500 рублей по должности старшего инспектора ОЛРР (по городу Уфе и Уфимскому району) г. Уфа Управления Росгвардии по Республике Башкортостан незаконным, заменив на размер оклада, на установленный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации – 17 500 рублей, и произвести перерасчет соответствующих выплат, за все месяцы просрочки, выплатив денежные средства в сумме 30 000 рублей (15 месяцев по 2 000 рублей); признать выплачиваемый истцу в период с 01 января 2018 года по 20 августа 2018 года оклад в размере 16 200 рублей по должности старшего инспектора ОЛРР (по городу Уфе и Уфимскому району) г. Уфа Управления Росгвардии по Республике Башкортостан незаконным, заменив на размер оклада, на установленный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации – 18 200 рублей, и произвести перерасчет соответствующих выплат, за все месяцы просрочки, выплатив денежные средства в сумме 17 340 рублей (8 месяцев по 2 000 рублей и 20 дней по 67 рублей в день =1 340+16 000=17 340 рублей); обязать Управление Росгвардиипо Республике Башкортостан произвести перерасчет выплачиваемого истцу денежного довольствия в период с 01 октября 2016 года до 20 августа 2018 года с учетом установленного оклада в период времени с 01 октября 2016 года по 31 октября 2017 года в размере 17 500 рублей и с 01 января 2018 года по 20 августа 2018 года в размере 18 200 рублей, всего на общую сумму 47 340 рублей, взыскать с ответчика компенсацию за невыплату денежного довольствия в установленном размере, за каждый день просрочки начиная с 01 октября 2016 года по 20 августа 2018 года, компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.

В обоснование предъявленных требований ФИО2 указал на то, что в период с 07 июня 2000 года по 01 октября 2016 года включительно ФИО2 проходил службу в составе органов внутренних дел, а именно в Управлении МВД России по городу Уфе в должности старшего инспектора отдела лицензионно-разрешительной работы. В период с 01 октября 2016 года по 20 августа 2018 года ответчик выплачивал денежное довольствие не в полном объеме, что нарушает права и законные интересы истца. Ежемесячный оклад по типовой должности - старший инспектор отдела ЛPP был установлен и выплачивался на основании: Приложения № 1, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 ноября 2011 года № 878 «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (далее по тексту Постановление № 878) и составлял 15 500 рублей. Указом Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, в структуру, которой для прохождения дальнейшей службы переведены сотрудники подразделений, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, т. е. сотрудники подразделений лицензионно-разрешительной работы территориальных органов внутренних дел. В соответствии с подпунктом «б» пункта 14 настоящего Указа до вступления в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, действуют нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов, регулирующие деятельность внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и полиции. Так в соответствии с приказом Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан № 36 от 27 октября 2016 года утверждено положение об отделе лицензионно-разрешительной работы (по г. Уфе и Уфимскому району) Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан, согласно которому отдел ЛPP является структурным подразделением Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан. ФИО2 был переведен в состав вновь организованной Федеральной службы войск национальной гвардии, и был назначен на должность старшего инспектора отдела лицензионно-разрешительной работы (по городу Уфе и Уфимскому району) Управления Росгвардии по Республике Башкортостан в звании капитана полиции. Несмотря на реорганизацию, и изменение не только состава, должностей, но и должностных инструкций, Указов Президента Российской Федерации, на основании которых произведена реорганизация, согласно которых были изменены и должностные оклады, которые стали на порядок выше, чем прежние должностные оклады. Несмотря на перевод, на 01 октября 2016 год денежный оклад у ФИО2 остался на прежнем уровне и составил 15 500 рублей в период времени с 01 октября 2016 года по 31 декабря 2017 года и 16 120 рублей (с учетом проведенной индексации в 2018 году) в период времени с 01 января 2018 года. Учитывая, что Управление Росгвардии по Республике Башкортостан является территориальным органом по субъекту Российской Федерации, с численностью населения свыше 2,5 млн. человек, и должно выполнять безукоризненно все Постановления и Указания вышестоящих инстанций, тем более за подписью Президента Российской Федерации, а равно и лиц вышестоящих по должности. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 01 ноября 2011 года № 878 «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» разработано и утверждено Приложение № 1 «Размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям сотрудников органов внутренних дел РФ», в разделе 3 данного Приложения, «Территориальные органы МВД Российской Федерации по субъекту РФ с численностью населения свыше 2,5 млн. человек» с установлением должностного оклада старшего инспектора в размере 17 500 руб., а именно: в период времени с 01 октября 2016 года
по 31 декабря 2017 года - в размере 17 500 рублей; в период времени
с 01 января по 20 августа 2018 года – 18 200 рублей (с учетом индексации). Численность населения Республики Башкортостан составляет более 4 млн. человек. Отдел ЛPP является структурным подразделением Управления Росгвардии по Республике Башкортостан, т. е. не является самостоятельным юридическим лицом, денежное довольствие на содержание личного состава УФСВНГ РФ по РБ производится за счет Федерального бюджета, и происходит на основании Постановления Российской Федерации. Позднее, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 894
от 28 июля 2017 года «Об установлении окладов месячного денежного содержания лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции», разработано Приложение № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 894 «Размеры месячных окладом в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции» устанавливает оклады месячного денежного содержания лицам, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее по тексту постановление Правительства № 894), согласно которому установлены размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой мною должностью - старшего инспектора. В соответствии, с чем оклад по должности старшего инспектора в территориальном органе Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в субъекте Российской Федерации с численностью населения более 2,5 млн. человек составлял 17 500 рублей до 31 декабря 2017 года и соответственно 18 200 рублей в период времени с 01 января по 20 августа 2018 года. Пункт 2 настоящего Постановления гласит, что постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01 октября 2016 года, т. е. с момента перевода ФИО2 для прохождения службы в состав Росгвардии. Таким образом, согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 894 от 28 июля 2017 года «Об установлении окладов месячного денежного содержания лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции», мне на протяжении моей службы, начиная с реорганизации, производились не корректные выплаты должностного оклада, которые не соответствуют Постановлению Правительства Российской Федерации, и идут в разрез
с законодательными актами Российской Федерации, чем соответственно причинили не только материальный, но и моральный ущерб. Кроме того, к приказу Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 26 сентября 2017 года № 406 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием лиц, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, а также предоставления им отдельных выплат» утвержден порядок обеспечения денежным довольствием лиц, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, разработано приложение - Порядок обеспечения денежным довольствием лиц, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, а так же предоставления им отдельных выплат. Согласно
п. 12 утвержденного Порядка к приказу № 406 от 26 сентября 2017 года, должностные оклады по типовым должностям, и месячные оклады в соответствии с присвоенным специальным званием выплачиваются в размерах, установленных Правительством Российской Федерации
(в редакции Постановления Правительства Российской Федерации № 894). В пункте 2 настоящего Приказа директором Федеральной службы войск национальной гвардии приказано начальникам территориальных органов Росгвардии обеспечить выплату денежного довольствия лицам, имеющим специальные звания полиции и проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в соответствии с Порядком, утвержденным данным Приказом. Однако до настоящего времени этого не сделано. ФИО2 выплачивалось денежное довольствие не соответствующее утвержденному Постановлению Правительства Российской Федерации окладу.

Решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 07 февраля 2019 года в удовлетворении иска ФИО2 отказано.

В апелляционной жалобе ФИО2 ставится вопрос об отмене решения и вынесении нового судебного акта об удовлетворении исковых требований полностью, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, Судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Учитывая приведенные положения части 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителей ФИО2 – ФИО3, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по РБ – ФИО4, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.

В порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, - основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в период с 07 июня 2000 года по 01 октября 2016 года ФИО2 проходил службу в составе органов внутренних дел, а именно в Управлении МВД России по городу Уфе в должности старшего инспектора отдела лицензионно-разрешительной работы.

На 01 октября 2016 года денежный оклад по должности ФИО2 составлял 15 500 рублей.

ФИО2 был переведен в состав Федеральной службы войск национальной гвардии и в период с 01 октября 2016 года по 20 августа 2018 года ФИО2 проходил службу в должности старшего инспектора отдела лицензионно-разрешительной работы (по городу Уфе и Уфимскому району) Управления Росгвардии по Республике Башкортостан в звании капитана.

С 01 октября 2016 год по 31 декабря 2017 года денежный оклад по должности ФИО2 составлял 15 500 рублей, в период
с 01 января 2018 года до увольнения - 16 120 рублей.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 2, 21, 129 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 03 июля 2016 года № 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", Федерального закона от 30 ноября 2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 19 июля 2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дав оценку доводам и возражением сторон, представленным по делу доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применив положения вышеприведенных норм права, регулирующих спорные правоотношения, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО2 требований в части несоответствия его оклада занимаемой должности в период после декабря 2017 года, исходя из того, что работодателем в полном объеме выполнена обязанность по выплате заработной платы, поскольку на основании п. 7 раздела 3 Перечня от 10 августа 2016 года № 60дсп должности «старшего инспектора» в отделе (отделении) лицензионно-разрешительной работы по муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах соответствует 17 тарифный разряд, специальное звание – капитан; должности «старший инспектор» в отделе (отделении) лицензионно-разрешительной работы по муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах соответствует оклад по 17 тарифному разряду – 15 550 рублей (до 31 декабря 2017 года) и 16 120 рублей (с 01 января 2018 года).

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, согласуются с представленными доказательствами и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.

В соответствии с приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 30 сентября 2016 года № 013 утверждено штатное расписание Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан и установлено, что к «Управлению» относится: Руководство; Штаб; Центр лицензионно-разрешительной работы; Отдел государственного контроля; Отдел кадров; Отдел правового обеспечения; Группа медицинского обеспечения; Отделение делопроизводства и режима; Финансово-экономический отдел; отдел материального обеспечения; к «основным подразделениям» относится: Отряд мобильный особого назначения; Специальный отряд быстрого реагирования; авиационный отряд специального назначения; Отдел лицензионно-разрешительной работы; Отделение лицензионно-разрешительной работы (в управлении-12).

В соответствии с приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 30 сентября 2016 года № 013 в Отделе лицензионно-разрешительной работы (по городу Уфе и Уфимскому району) Управления Росгвардии по Республике Башкортостан имеется должность «старший инспектор», тарифный разряд – 17, специальное звание – капитан.

Должность истца поименована как «старший инспектора отдела лицензионно-разрешительной работы (по городу Уфе и Уфимскому району) Управления Росгвардии по Республике Башкортостан»; специальное звание – «капитан».

Согласно пункту 2 раздела 1 Приложения № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 894 «Об установлении окладов месячного денежного содержания лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции» определены размеры месячных окладов по типовым должностям в территориальных органах Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в субъекте Российской Федерации с численностью населения более 2,5 млн. человек, по одной из которых - «старший инспектор» установлен месячный оклад 17 500 рублей.

Перечень должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава подразделений (органов), организаций Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и соответствующих им специальных званий и тарифных разрядов утвержден приказом Росгвардии от 10 августа 2016 года № 60дсп.

По должности «старший инспектор», являющейся типовой в территориальных органах Росгвардии в субъекте Российской Федерации с численностью населения более 2,5 миллионов человек, в п. 2 (Управление по субъекту Российской Федерации) с численностью населения более 2,5 миллионов человек) раздела 3 (Территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации на региональном уровне) Перечнем от 10 августа 2016 года № 60дсп установлено специальное звание «майор полиции» и тарифный разряд 24 - 17 500 рублей.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неверно применены нормы права, регулирующие сроки обращения в суд за разрешением настоящего спора несостоятельны и основаны на неверном толковании действующих правовых положений.

Разрешая спор и отказывая в иске в части требований о взыскании задолженности по заработной плате за период до декабря 2017 года, суд руководствовался положениями статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, и пришел к выводу, что истцом пропущен предусмотренный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации годичный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, о применении которого было заявлено ответчиком.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют требованиям закона, фактическим обстоятельствам дела, и разъяснениям, содержащимся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации № 295-О-О от 05 марта 2009 года, из которых следует, что статья 392 Трудового кодекса Российской Федерации направлена на обеспечение функционирования механизма судебной защиты трудовых прав и в системе действующего правового регулирования призвана гарантировать возможность реализации работниками права на индивидуальные трудовые споры (статья 37 часть 4 Конституции Российской Федерации), устанавливая условия, порядок и сроки обращения в суд за их разрешением.

Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда" статья 392 Трудового кодекса Российской Федерации дополнена новой частью, в силу которой за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. Согласно статье 4 Федерального закона от 03 июля 2016 N 272-ФЗ данный Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, то есть с 03 октября 2016 года.

Условия об обратной силе отдельных положений названный Федеральный закон не содержит, в связи с чем новый годичный срок, предусмотренный в частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, подлежит применению к индивидуальным трудовым спорам, возникшим относительно заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, срок выплаты которых приходится на 03 октября 2016 года и последующие дни.

Вывод суда о пропуске истцом срока обращения в суд в решении мотивирован и соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и не могут являться основанием для отмены оспариваемого судебного постановления.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного анализа письменных доказательств, которым дал надлежащую оценку в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

Доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность постановленного решения и не могут служить основанием к отмене решения, поскольку направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия считает, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 07 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

Председательствующий Вахитова Г.Д.

Судьи Гибадуллина Л.Г.

ФИО1

Справка:

судья ФИО12