ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7664 от 12.07.2017 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья –Шатуленко И.В.

Дело № 33 –7664

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего Опалевой Т.П.

и судей Ворониной Е.И., Хасановой В.С.

при секретаре Семченко И.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 12 июля 2017 г. дело по апелляционной жалобе Новоселовой Т.И. на решение Соликамского городского суда Пермского края от 19 апреля 2017 года, которым постановлено:

Исковые требования Новоселовой Т.И. удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Соликамске и Соликамском районе Пермского края о включении в специальный страховой стаж Новоселовой Т.И., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы с 26 октября 1987 года по 27 апреля 1992 года в должности музыкального руководителя яслей-садов № **, № ** Объединенного управления ЖКХ Главчувашстроя г. ****.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Соликамске и Соликамском районе Пермского края включить в специальный страховой стаж, дающий Новоселовой Т.И. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы с 26 октября 1987 года по 27 апреля 1992 года в должности музыкального руководителя яслей-садов № **, № ** Объединенного управления ЖКХ Главчувашстроя г. ****.

Исковые требования Новоселовой Т.И. в части признания незаконным отказа Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Соликамске и Соликамском районе Пермского края о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости по п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов работы с 11 ноября 1983 года по 23 июля 1986 года в должности музыкального руководителя ясли-сад № ****** автотранспортного предприятия МБОН ****, с 15 августа 1986 года по 03 июля 1987 года в должности инструктора по работе с детьми, художественного руководителя клуба постройкома Стройтреста № **; с 28 апреля 1992 года по 05 августа 1992 года в должности музыкального руководителя ясли-сада № ** Объединенного управления ЖКХ Главчувашстроя г. ****, с 01 января 2004 года по 31 августа 2005 года в должности учителя музыки МОУ «Общеобразовательная средняя школа № ** г. ****»; с 02 сентября 2013 года по 25 марта 2015 года, с 28 марта 2015 года по 04 мая 2015 года, с 06 мая 2015 года по 20 мая 2015 года в должности учителя музыки МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № ** г. ****»; с 27 августа 2012 года по 11 декабря 2012 года, с 13 декабря 2012 года по 10 марта 2013 года, с 12 марта 2012 года по 18 июня 2013 года, с 22 июня 2013 года по 01 сентября 2013 года в должности педагога дополнительного образования МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № ** г. ****», с 17.11.2014 по 29.05.2015 в должности учителя музыки в МАОУ «Основная общеобразовательная школа № **», возложении обязанности включить указанные периоды в специальный трудовой стаж и назначить страховую пенсию по старости досрочно, с 05 февраля 2016 года, оставить без удовлетворения.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Ворониной Е.И., объяснения истца Новоселовой Т.И.,, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Новоселова Т.И. обратилась в суд с иском кУправлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Соликамске и Соликамском районе Пермского края о признании незаконным решения комиссии, включении периодов работы в специальный стаж, досрочном назначении страховой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что решением комиссии ответчика от 05.05.2016 г. ей отказано в досрочном назначении пенсии по п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 17.12.2001 г. «О страховых пенсиях», при этом в специальный трудовой стаж ей не включены период работы с 11.11.1983 по 23.07.1986 в должности музыкального руководителя **** автотранспортного предприятия МБОН **** «ясли-сад №**»; с 26.10.1987 по 05.08.1992 в должности музыкального руководителя Объединенного управления ЖКХ Главчувашстроя г.**** «ясли-сады №**, №**, №**»; с 15.08.1986 по 03.07.1987 в должности инструктора по работе с детьми, художественного руководителя клуба постройкома Стройтреста № **; с 01.01.2004 по 31.08.2005 в должности учителя музыки МОУ «Общеобразовательная средняя школа № ** г. ****»; с 02.09.2013 по 25.03.2015, с 28.03.2015 по 04.05.2015, с 06.05.2015 по 20.05.2015 в должности учителя музыки МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № ** г. ****»; с 27.08.2012 по 11.12.2012, с 13.12.2012 по 10.03.2013, с 12.03.2012 по 18.06.2013, с 22.06.2013 по 01.09.2013 в должности педагога дополнительного образования МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № ** г. ****». С решением ответчика не согласна. С учетом дополнений просила признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Соликамске и Соликамском районе Пермского края о включении в её трудовой стаж, дающий право на лдосрочное назначение пенсии по старости по п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 17.12.2001 г. «О страховых пенсиях» периодов работы с 11.11.1983 по 23.07.1986 в должности музыкального руководителя **** автотранспортного прдприятия МБОН **** «ясли-сад №**»; с 26.10.1987 по 05.08.1992 в должности музыкального руководителя Объединенного управления ЖКХ Главчувашстроя г.**** «ясли-сады №**, №**, №**»; с 15.08.1986 по 03.07.1987 в должности инструктора по работе с детьми, художественного руководителя клуба постройкома Стройтреста № **; с 01.01.2004 по 31.08.2005 в должности учителя музыки МОУ «Общеобразовательная средняя школа № ** г. ****»; с 02.09.2013 по 25.03.2015, с 28.03.2015 по 04.05.2015, с 06.05.2015 по 20.05.2015 в должности учителя музыки МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № ** г. ****»; с 27.08.2012 по 11.12.2012, с 13.12.2012 по 10.03.2013, с 12.03.2012 по 18.06.2013, с 22.06.2013 по 01.09.2013 в должности педагога дополнительного образования МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № ** г. ****», обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Соликамске и Соликамском районе Пермского края включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» периоды работы с 11.11.1983 по 23.07.1986 в должности музыкального руководителя **** автотранспортного предприятия МБОН **** «ясли-сад №**»; с 26.10.1987 по 05.08.1992 в должности музыкального руководителя Объединенного управления ЖКХ Главчувашстроя г.**** «ясли-сады №**, №**, №**»; с 15.08.1986 по 03.07.1987 в должности инструктора по работе с детьми, художественного руководителя клуба постройкома Стройтреста № **; с 01.01.2004 по 31.08.2005 в должности учителя музыки МОУ «Общеобразовательная средняя школа № ** г. ****»; с 02.09.2013 по 25.03.2015, с 28.03.2015 по 04.05.2015, с 06.05.2015 по 20.05.2015 в должности учителя музыки МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № ** г. ****»; с 27.08.2012 по 11.12.2012, с 13.12.2012 по 10.03.2013, с 12.03.2012 по 18.06.2013, с 22.06.2013 по 01.09.2013 в должности педагога дополнительного образования МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № ** г. ****»; с 17.11.2014 по 29.05.2015 в должности учителя музыки в МАОУ «ООШ № **» и назначить ей пенсию по старости досрочно, с 05 февраля 2016 года.

В судебном заседании истец и ее представитель настаивали на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика с иском не согласилась.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в части отказа в удовлетворении исковых требований просит в апелляционной жалобе истец Новоселова Т.И. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на неверное толкование и применение судом норм материального права. Полагает, что при оценке периода работы с 11.11.1983 года по 23.07.1986 года в должности музыкального руководителя в «ясли-сад № **», с 15.08.1986 года по 03.07.1987 года необходимо руководствоваться Перечнем учреждений и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 и разъяснениями Госкомтруда СССР от 17.05.1960 года № 19, поскольку указанные акты предусматривали включение работы в должности музыкального руководителя в льготный стаж без каких-либо условий относительно нормы выработки, последующие нормативные акты ухудшают положение истца, а потому применению не подлежат. Далее истец считает, что в спорые периоды времени она работала в школе в должности учителя с одновременным выполнением функций педагога дополнительного образования в этой же школе, поэтому спорные периоды работы должны ей быть включены в специальный стаж, полагает, что суд формально истолковал нормативно правовые акты в области пенсионного регулирования. Далее истец не согласна с выводом суда о том, что период работы с 17.11.2014 года по 29.05.2015 года не являлся предметом рассмотрения пенсионного органа.

В судебную коллегию поступили письменные возражения ответчика, в которых ставится вопрос об оставлении решения суда без изменения.

В письменном отзыве третье лицо МАОУ «СОШ № **» поддерживают позицию истца.

Проверив материалы дела, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, заслушав объяснения истца Новоселовой Т.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, обозрев поступившую по электронной почте копию должностной инструкции педагога дополнительного образования МАОУ «СОШ № **», обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

При этом решение суда в соответствии со ст.327-1 ГПК РФ проверяется в пределах доводов жалобы.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

С 1 января 2015 года основания назначения указанной пенсии предусмотрены пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку согласно частям 1 и 3 статьи 36 названного Федерального закона со дня его вступления в силу (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Подпунктом "м" пункта 1 Постановления Правительства от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781

В соответствии со Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, право на досрочное пенсионное обеспечение дает работа в должности учителя в общеобразовательных учреждениях: школах всех наименований и гимназиях, а также в должности музыкального руководителя в дошкольных образовательных учреждениях, к которым относятся детские сады всех наименований.

Согласно пунктам 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости..., утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 11.11.1983 по 23.07.1986 истица работала в должности музыкального руководителя ясли-сад № ****** автотранспортного предприятия МБОН ****, в период с 26.10.1987 по 24.08.1992 - в должности музыкального руководителя яслей-садов №**, №**, №**» Объединенного управления ЖКХ Главчувашстроя г.****.

Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Минпроса СССР от 16 мая 1985 года N 94, с учетом дополнений и изменений, внесенных Приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 08 июня 1990 года N 400, утратившей силу в связи с изданием Приказа Минобрнауки РФ от 09 декабря 2011 года N 2816, были установлены ставки заработной платы педагогическим работникам детских садов, яслей-садов, яслей, домов ребенка, детских комнат (площадок) детских парков в зависимости от занимаемой должности, образования и стажа педагогической работы. В соответствии с данной Инструкцией музыкальным руководителям, имеющим среднее специальное образование, месячные ставки заработной платы при стаже педагогической работы до 5 лет устанавливались в размере 110 рублей в месяц.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении вышеуказанного периода работы суд исходил из того, что истцом не представлено доказательств работы в указанный период времени на полной ставке заработной платы.

Проанализировав имеющиеся материалы дела, судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда, доводы апелляционной жалобы истицы относительно указанного периода работы являются ошибочными.

Должность музыкального руководителя (музыкального работника) в перечень должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), не включалась.

Разделом «Наименование должностей» списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 должность "музыкальный руководитель" не была предусмотрена, т.е. работа в этой должности до 01.11.1999 права на досрочную трудовую пенсию по старости (пенсию за выслугу лет) не давала.

Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 должность "музыкальный руководитель" предусмотрена и работа в этой должности, начиная с 01.11.1999, стала засчитываться в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию за выслугу лет при условии выполнения суммарно по основному и другим местам работы нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.

Согласно пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Такое правовое регулирование прав истца не нарушает, поскольку установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.

Между тем, истцом, в нарушение требований ст.56 ГПК РФ, не представлено доказательств, отвечающих требованиям относимости, допустимости, достоверности, подтверждающих обстоятельства выполнения ею в спорный период нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Никаких доказательств подтверждающих размер заработной платы в указанный спорный период материалы дела не содержат, из архивной справки от 29.09.2016 года следует, что в приказе **** АТП Министерства бытового обслуживания населения **** от 01.11.1983 года № ** записано « тов.Кадурину Т.И. принять на работу в я\с № ** музыкальным руководителем с 11 ноября 1983 г.», указание о сведениях о размере заработной платы отсутствуют. Таким образом, поскольку истец работая музыкальным руководителем в ясли-сад № ** не подтвердила обстоятельства выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, то оснований для включения данного периода времени в специальный стаж не имеется.

Отказывая в удовлетворении требований в части включения в специальный стаж периода работы с 15.08.1986 по 22.10.1986 в должности инструктора по работе с детьми постройкома Стройтреста № **, а также с 23.10.1986 по 03.07.1987 в должности художественного руководителя клуба постройкома Стройтреста № **, суд правомерно исходил из того, что Списками, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, а также Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, наименование должностей «инструктор по работе с детьми», «художественный руководитель» не поименованы.

Поскольку ни действующим в настоящее время Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, равно как и ранее действовавшими Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 не предусматривалось право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности «инструктора по работе с детьми» и «художественного руководителя клуба», оснований для включения указанного периода работы истицы в специальный стаж не имелось.

Таким образом, ответчиком правомерно было принято решение об отказе во включении периода работы Новоселовой Т.И. с 15 августа 1986 года по 03 июля 1987 года в должности инструктора по работе с детьми, художественного руководителя клуба постройкома Стройтреста № **.

Как видно из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 05.05.2016 года Новоселовой Т.И. отказано во включении в специальный стаж периодов работы с 27.08.2012 года по 11 декабря 2012 года, с 13 декабря 2012 года по 10 марта 2013 года, с 12 марта 2012 года по 18 июня 2013 года, с 22 июня 2013 года по 01 сентября 2013 года в должности педагога дополнительного образования МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № ** г. ****». Разрешая исковые требования истицы относительно указанного спорного периода работы и отказывая в их удовлетворении, суд правомерно исходил из того, что работа в должности педагога дополнительного образования согласно разъяснений, содержащихся в абз.7 п.20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", начиная с 1 января 2001 года засчитываются только при наличии условий, предусмотренных в вышеприведенном пункте 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.

Пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотрено, что работа в должностях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 01 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 01 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" и в п. 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Как установлено судом, на 01 января 2001 г. у Новоселовой Т.И. не имелось требуемого стажа работы (16 лет 8 месяцев) в указанной должности в учреждениях, указанных в списке, что обусловило вывод об отсутствии оснований для включения в льготный стаж вышеуказанных спорных периодов работы после 01 января 2001 г.

Исходя из п.3 Правил № 781 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка. Между тем, истец работала в должности педагога дополнительного образования в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № ** г.****», то есть в учреждении, не поименованном Списками.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что работа истицы в должности педагога дополнительного образования в период с 27.08.2012 года по 01.09.2013 года не подлежит зачету в специальный стаж, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имелось.

Судом установлено, что 01.01.2004 по 31.08.2005 Новоселова Т.И. работала в должности учителя музыки МОУ «Общеобразовательная средняя школа № ** г. ****», с 02.09.2013 по 25.03.2015, с 28.03.2015 по 04.05.2015, с 06.05.2015 по 20.05.2015 - в должности учителя музыки МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № ** г. ****»; с 27.08.2012 по 11.12.2012, с 13.12.2012 по 10.03.2013, с 17.11.2014 по 29.05.2015 в должности учителя музыки в МАОУ «ООШ № **».

Разрешая заявленные исковые требования истицы относительно указанного спорного периода работы, суд оценив представленные в материалы дела доказательства, в частности тарификационные списки, лицевые счета, книги приказов по правилам ст.67 ГПК РФ применительно к нормам пенсионного законодательства, пришел к выводу об отказе во включении спорных периодов работы в специальный стаж в виду отсутствия доказательств с достоверностью подтверждающих выработку Новоселовой Т.И. нормы педагогической нагрузки.

Судебная коллегия также не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных данными Правилами.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 года № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы на ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений", действовавшим в спорный период времени (утратили силу 20.07.2011 года), установлена норма часов педагогической работы на ставку заработной платы:

18 часов в неделю - учителям 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений, общеобразовательных школ-интернатов, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

20 часов в неделю - учителям 1 - 4 классов общеобразовательных учреждений.

Пунктом 2 данного Постановления для учителей общеобразовательных учреждений установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (а не продолжительность рабочего времени). Таким образом, в норму часов преподавательской работы не может быть включена иная педагогическая работа, кроме часов, включенных в объем учебной нагрузки.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) учителям 1-11 (12) классов образовательных учреждений составляет 18 часов в неделю.

Между тем, как видно из материалов дела, учебная нагрузка Новоселовой Т.И. (Кадуриной) в 2003-2004 году составляла 20 часов, однако из которых уроки музыки – 17 часов, кружковые часы – 3 часа; в 2004-2005 года – уроки музыки – 15 часов, кружковые часы – 2 часа, всего 17 часов.

Согласно приказам о тарификации работников МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № **» г. **** в 2013-2015 годах, тарифицируемая педагогическая нагрузка Новоселовой (Кадуриной) Т.И. была распределена следующим образом: в 2012-2013 учебном году – внеурочная деятельность ФГОС НОО – 3 часа, протарифицирована педагогом дополнительного образования на 1 ставку; в 2013-2014 учебном году – 5 часов уроков основы религиозной культуры и светской этики, внеурочная деятельность ФГОС НОО – 5 часов; в 2014-2015 учебном году – 6 часов уроков музыки и ОРКСЭ, внеурочная деятельность ФГОС НОО – 7 часов (л.д. 73-89).

Из информации, содержащейся в справке МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № **» от 06.06.2016 № **, следует, что в 2012-2013 учебном году истице с 01.09.2012 была установлена тарифицируемая нагрузка: 3 часа в неделю внеурочной деятельности ФГОС НОО в неделю, протарифицирована педагогом дополнительного образования на 1 ставку, с 04.02.2013 добавлена к тарифицируемой нагрузке 2 часа в неделю по предмету «Основы светской этики»; в 2013-2014 учебном году с 01.09.2013 установлена тарифицируемая нагрузка: 2 часа в неделю по предмету «Основы религиозной культуры и светской этики», 3 часа в неделю по предмету «Музыка», 5 часов внеурочной деятельности по ФГОС НОО, протарифицирована педагогом дополнительного образования на 1 ставку; в 2014-2015 учебном году установлена тарифицируемая нагрузка: 5 часов в неделю по предмету «музыка», 1 час в неделю по предмету «Основы светской этики и религиозной культуры», протарифицирована педагогом дополнительного образования (л.д. 44)

Таким образом, истицей не была выработана необходимая педагогическая нагрузка, осуществление внеурочной деятельности по тарификации педагога дополнительного образования не могло суммироваться с должностью учителя по изложенным выше основаниям, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы со ссылкой на осуществление истцом работы как по должности учителя и педагога дополнительного образования в виде организации и работы хора, ансамбля, вокала являются несостоятельными. Ссылка на то, что указанная деятельность входила непосредственно в обязанности учителя не подтверждается имеющимися материалами дела, равно как и не представлено доказательств и сведений о том, что входило во внеурочную деятельность учителя музыки. Представленная истцом должностная инструкция педагога дополнительного образования данные обстоятельства не подтверждает, выводы суда первой инстанции не опровергает.

Таким образом, установленные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии правовых оснований для включения указанных спорных периодов работы в специальный стаж Новоселовой Т.И., дающий право на льготное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Учитывая вышеизложенное оснований для признания решения суда незаконным и необоснованным и для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Поскольку, как усматривается из мотивировочной части решения суда, период работы истицы с 14.11.2014 года по 29.05.2015 года не анализировался по основаниям, указанным в решении суда, судебная коллегия считает возможным доводы апелляционной жалобы относительно указанного периода работы с правовой точки зрения не оценивать.

Руководствуясь ст.ст. 193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Соликамского городского суда Пермского края от 19 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Новоселовой Т.И. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: