ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-766/2013 от 15.01.2013 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Матиевский С.М. Дело № 33-766/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 января 2013 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе

председательствующего Поповой Е.И.,

судей Шелудько В.В., Сидорова В.В.,

по докладу Сидорова В.В.,

при секретаре Лесных Е.А.,

с участием прокурора Руденко М.В.,

слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации Калининского сельского поселения Калининского района Краснодарского края по доверенности Нарожной Т.В. на решение Калининского районного суда Краснодарского края от 02 ноября 2012 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Калининского района Краснодарского края обратился в суд в интересах Агабабян О.Н. о признании незаконным бездействия Калининского сельского поселения по защите населения от чрезвычайной ситуации.

В обоснование своих требований прокурор ссылается на то, что прокуратурой Калининского района в связи с разрешением обращения Агабабян О.Н. о чрезвычайной ситуации, произошедшей 17.05.2012г. в ст. Калининской, проведена проверка исполнения природоохранного законодательства.

В результате проверки установлено, что 17.05.2012г. на территории Калининского сельского поселения произошла чрезвычайная ситуация (шквалистый ветер), в результате чего были вырваны многолетние деревья с корнем, на домах сорваны крыши.

Вместе с тем, пенсионерка Агабабян О.Н. (удостоверение < номер обезличен >, выданное УПФР в < адрес обезличен >< дата обезличена >) обращалась в администрацию муниципального образования < адрес обезличен >, администрацию Калининского сельского поселения, Управление социальной защиты населения в Калининском районе с заявлением об оказании материальной помощи на ремонт крыши ее домовладения.

Согласно ответу главы Калининского сельского поселения от 13.06.2012 года №589 в бюджете Калининского сельского поселения Калининского района на 2012 год не запланировано финансовых средств на ремонт крыш частных домовладений.

Администрацией Калининского сельского поселения мер по защите населения и ликвидации последствий чрезвычайного характера в границах поселения принято не было, чрезвычайная ситуация объявлена не была.

Агабабян О.Н. является пенсионером, по уважительным причинам в силу возраста, юридической неграмотности и состояния здоровья не может самостоятельно обратиться в суд для защиты своих прав. Данный факт послужил основанием обращения прокурора в суд с исковым заявлением в интересах Агабабян О.Н.

Прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации Калининского сельского поселения по защите населения от чрезвычайной ситуации (шквалистый ветер произошедшей 17.05.2012г. в границах Калининского сельского поселения и обязать администрацию Калининского сельского поселения в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести расчет и оказать материальную помощь по оплате расходов Агабабян О. Н. на ремонт крыши, в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей 17.05.2012г.

Обжалуемым решением Калининского районного суда Краснодарского края от 02 ноября 2012 года суд признал незаконным бездействие администрации Калининского сельского поселения Калининского района по защите населения от чрезвычайной ситуации (шквалистый ветер) произошедшей 17.05.2012г. в границах Калининского сельского поселения.

Также суд обязал администрацию Калининского сельского поселения Калининского района в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести расчет и оказать материальную помощь по оплате расходов Агабабян О. Н. на ремонт крыши, в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей 17.05.2012г.

С указанным решением суда представитель администрации Калининского сельского поселения Калининского района Краснодарского края по доверенности Нарожная Т.В. не согласилась и подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Калининского районного суда от 02 ноября 2012 года, поскольку денежные средства на ремонт частных домовладений в бюджете сельского поселения не предусмотрены.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 17.05.2012 года на территории Калининского сельского поселения имел место сильный ветер в течение семи минут, в результате которого на территории поселения были повалены деревья, повреждены автобусные остановки.

Судом установлено, что пенсионерка Агабабян О.Н. (удостоверение < номер обезличен >, выданное УПФР в < адрес обезличен >< дата обезличена >) обращалась в администрацию муниципального образования < адрес обезличен >, администрацию Калининского сельского поселения, Управление социальной защиты населения в < адрес обезличен > с заявлением об оказании материальной помощи на ремонт крыши ее домовладения.

Письмом администрации МО Калининский район «О рассмотрении обращения» < номер обезличен > от < дата обезличена > на имя Агабабян О.Н., заявительнице сообщено, что в соответствии с п. 1 «Б» «О классификации чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера» (Постановление Правительства РФ от < дата обезличена >< номер обезличен >) - чрезвычайная ситуация, сложившаяся 17.05.2012 года на территории Калининского сельского поселения классифицирована как чрезвычайная ситуация «локального характера», в связи с этим, выделение денежных средств на ликвидацию последствий чрезвычайны ситуаций в границах поселения в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-Ф3 «Об общих принципах местной самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения поселения. Возмещение ущерба возможно, в случае если домовладение было застраховано в страховой компании в установленном порядке.

Согласно ответу главы Калининского сельского поселения < номер обезличен > от < дата обезличена > на имя прокурора Калининского района, на территории Калининского сельского поселения 17.05.2012г. режим чрезвычайной ситуации природного характера не вводился. Распоряжение Главы поселения о введении режима чрезвычайной ситуации не издавалось. Средства из резервного фонда на ремонт крыши дома Агабабян О.Н. не выдавались.

Согласно ответу главы администрации Калининского сельского поселения < номер обезличен > от < дата обезличена > на имя Агабабян О.Н., заявительнице сообщено, что администрацией поселения рассмотрено обращение Агабабян О.Н. по вопросу выделения финансовых средств на восстановление крыши дома, поврежденной ураганным ветром, при этом разъяснено, что для получения компенсации необходимо обращаться в страховую компанию, в бюджете Калининского сельского поселения на 2012 год не запланировано финансовых средств на ремонты крыш частных домовладений (л.д. 10)

Письмом Управления социальной защиты в < адрес обезличен >< номер обезличен > от < дата обезличена > на имя Агабабян О.Н., заявительнице сообщено, что Законом Краснодарского края от < дата обезличена >< номер обезличен >-КЗ «О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае» установлено, что государственная социальная помощь в виде социального пособия оказывается малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам имеют среднемесячный доход семьи (одиноко проживающего гражданина) ниже величины прожиточного минимума семьи (одиноко проживающего гражданина). Приказом департамента труда и занятости населения Краснодарского края от < дата обезличена >< номер обезличен > «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за 1 квартал 2012 года» величина прожиточного минимума для пенсионеров установлена в размере 4976,0 рублей. Поскольку на момент обращения среднемесячный доход семьи Агабабян О.Н. превышал прожиточной минимум, ей было отказано в предоставлении материальной помощи.

Между тем, согласно п. 1.1. Распоряжения администрации Калининского сельского поселения < номер обезличен >-р от < дата обезличена >, в соответствии со ст.81 БК РФ, решением Совета Калининского сельского поселения Калининского района от 28.11.2011 года №113 «О бюджете Калининского сельского поселения Калининского района на 2012 год», в связи с неблагоприятными погодными условиями (шквалистый ветер) и создавшейся чрезвычайной ситуацией в мае 2012 года, принято решение направить бюджетные средства из резервного фонда Калининского сельского поселения Калининского района в сумме 83578,97 рублей администрации Калининского сельского поселения Калининского района: за услуги техники по расчистке от завалов деревьев на дорогах, тротуарах, распиловке, погрузке, вывозу поваленных деревьев, за материал для замены упавших крыш на общественных остановках ст. Калининской.

Согласно подп. А п. 1 Постановления Правительства РФ от 21.05.2007г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлена классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, согласно которой к чрезвычайной ситуации локального характера отнесена чрезвычайная ситуация, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей.

В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ от 06.10.2003г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ от 06.10.2003г. № 131-Ф3, к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В силу п. 2 ст. 11 ФЗ РФ от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно: а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; е) организуют и проводят аварийно- спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 7 ФЗ РФ от 21.12.1994г. № 68-ФЗ, мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Согласно п. 1 и п. 4 ст. 81 БК РФ, в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций. Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Постановлением главы Калининского сельского поселения от 08.05.2007г. № 47 утверждено Положение о порядке расходования средств резервного фонда администрации Калининского сельского поселения, согласно которому, средства резервного фонда используются для финансирования непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году на территории муниципального образования. Средства резервного фонда расходуются на восстановление инженерных сетей, жилого фонда и другой инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства и социально- культурной сферы поселения; оказание материальной помощи малоимущим гражданам, ветеранам, инвалидам, а также другим категориям граждан.

Постановлением главы Калининского сельского поселения от 21.04.2011г. № 11 в п. 4 вышеуказанного Положения, утвержденного Постановлением от 08.05.2007г. №47 внесены изменения, согласно которым средства резервного фонда направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно- восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций на территории Калининского сельского поселения Калининского района.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что непринятие мер администрацией Калининского сельского поселения по оказанию помощи пенсионерке Агабабян О.Н., по ее обращению по вопросу выделения финансовых средств на восстановление крыши жилого дома заявительницы, поврежденной в результате чрезвычайной ситуации локального характера (шквалистый ветер) произошедшей 17.05.2012 года в границах Калининского сельского поселения, является незаконным бездействием, поскольку проведение восстановительных работ, в том числе и жилья граждан, проживающих на территории поселения, входит в полномочия органа местного самоуправления.

Доводы апелляционной жалобы о том, что денежные средства на ремонт частных домовладений в бюджете сельского поселения не предусмотрены, судебная коллегия не может признать основанием для отмены решения суда, поскольку в суде первой инстанции они были предметом исследования, им была дана надлежащая правовая оценка, которая не вызывает сомнений в своей правильности.

Кроме того, исходя из материалов дела, глава Калининского сельского поселения Калининского района Боровик В.Г. подтвердил, что он лично выезжал по месту жительства Агабабян О.Н., у которой с крыши дома этим ветром было сорвано шесть листов шифера и то, что эти повреждения были причинены 17.05.2012г. в результате произошедшего сильного ветра.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности решения районного суда, принятого в соответствии с требованиями материального и процессуального права.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Калининского районного суда Краснодарского края от 02 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Калининского сельского поселения Калининского района Краснодарского края по доверенности Нарожной Т.В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи