дело № 33-767\2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 25 февраля 2015 года
Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Степина А.Б.,
судей областного суда: Хаировой Д.Р., Сорокиной О.А.,
при секретаре: Хоюровой Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сорокиной О.А. дело по апелляционной жалобе представителя Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области по доверенности ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 11 декабря 2014 года по заявлению ФИО2 о признании незаконными действий Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области по исключению государственного жилищного сертификата из реестра,
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратилась в суд с заявлением о признании действий Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области по исключению государственного жилищного сертификата, выданного ДД.ММ.ГГГГ на ее имя, из реестра выданных сертификатов и приостановке оплаты по нему, - незаконными. Заявление мотивировано тем, что она - вдова участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобылькой АЭС, является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и имеет право на получение государственного жилищного сертификата. Ей ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи из 8 человек в Министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области выдан государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ она сдала указанный жилищный сертификат в <данные изъяты>», где с ней заключен договор о банковском счете государственного жилищного сертификата. Затем, ДД.ММ.ГГГГ на основании договоров купли-продажи она и члены ее семьи приобрели три жилых помещения, расположенных в городе Астрахани. Получив в регистрационном органе свидетельства о государственной регистрации права на приобретаемые объекты недвижимости, она обратилась в <данные изъяты> по вопросу оплаты приобретаемых объектов, представив необходимый пакет документов. Однако в <данные изъяты> ей сообщили, что оплата государственного жилищного сертификата, выданного на ее имя, не производится, так как сертификат Министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области исключен из реестра выданных сертификатов. Заявитель считает действия Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области по исключению выданного государственного жилищного сертификата из реестра выданных сертификатов и приостановлению оплаты по нему незаконными, нарушающими ее права.
В судебном заседании ФИО2, надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте слушания по делу, не присутствовала, а ее представитель по доверенности ФИО3 заявление поддержала.
Представитель Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области по доверенности ФИО1 требования не признала.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 11 декабря 2014 года действия Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области по исключению из реестра выданных сертификатов сертификата серии № от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО2 признанными незаконными.
В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области по доверенности ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права. Представитель Министерства сообщает, что ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России довело до них информацию о том, что при выдаче сертификатов необходимо учитывать только членов семьи инвалида-чернобыльца на момент его смерти. Соответственно, на государственный жилищный сертификат могут претендовать только трое из восьми членов семьи ФИО4. По этим основаниям Министерство исключило государственный жилищный сертификат из единого реестра выданных сертификатов.
На заседание судебной коллегии ФИО2, третьи лица и представитель Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте слушания по жалобе, не явились. От Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области поступило ходатайство об отложении слушания по делу в связи с занятостью представителя. Уважительных причин неявки представителя Министерства в суд, не представлено. Неявка представителя юридического лица в судебное заседание в силу статьи 167 Гражданской процессуального кодекса Российской Федерации не влечет отложение слушания по делу, в связи с чем, в удовлетворении ходатайства отказано. С учетом надлежащего извещения сторон и, руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав докладчика, выслушав объяснения представителей заявителя и третьих лиц по доверенности ФИО3, ФИО5, возражавших против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда по указанным в ней доводам.
Как следует из материалов дела, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 с составом семьи 4 человека состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку являлся инвалидом <данные изъяты> группы и участником ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС. В связи со смертью ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий принята ФИО2
Постановлением администрации г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, состав семьи ФИО2 увеличен до 8 человек. Основанием для внесения изменений в список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в части количества членов семьи ФИО6 явилось решение Ленинского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ. Этим решением членами семьи ФИО2 признаны ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 (решение суда не отменено).
ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи из 8 человек Министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области выдан государственный жилищный сертификат серия МЧ № о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Жилищный сертификат ДД.ММ.ГГГГ передан в <данные изъяты> для оплаты, с заявителем заключен договор о банковском счете государственного жилищного сертификата. На основании договоров купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ заявитель и члены ее семьи приобрели три жилых помещения. Однако, ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области в адрес Астраханского отделения <данные изъяты> направлено письмо о приостановлении оплаты государственного жилищного сертификата. Письмом ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ уведомила <данные изъяты> о непринятии к оплате государственного жилищного сертификата, выданного на имя ФИО2, в связи с его исключением из реестра выданных сертификатов Министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области.
При разрешении заявления суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений и закон, подлежащий применению, на основании которого верно определил круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу.
Решение о выдаче гражданам - участникам подпрограммы сертификатов, об отказе в выдаче гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» сертификатов относится в силу Положения «О рабочей группе по работе с гражданами -участниками подпрограммы», утвержденного Постановлением Минстроя Астраханской области от 10 декабря 2012 года № 40, к компетенции рабочей группы. Материалами дела подтверждено, что рабочая группа, в рамках возложенных на нее полномочий, рассмотрела вопрос о выдаче ФИО2 на состав семьи 8 человек государственного жилищного сертификата, приняв соответствующее решение. Данное решение в настоящее время не отменено. В тоже время, жилищный сертификат от ДД.ММ.ГГГГ № №, выданный ФИО2 на основании данного решения, не оплачен по причине исключения его из реестра выданных сертификатов Министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области.
В соответствии с пунктом 41 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года, сертификаты, подлежат исключению из единого реестра выданных сертификатов, в случае: истечения срока их действия, истечения срока представления сертификата в банк для открытия банковского счета; если они подлежат замене по заявлению их владельцев либо в связи с гибелью (смертью) их владельцев. Иных оснований, в силу которых жилищные сертификаты подлежат исключению из единого реестра выданных сертификатов, законом не предусмотрено.
Оценив обстоятельства дела и применив материальный закон, районный суд пришел к правильному выводу, что законных оснований для исключения выданного ФИО2 жилищного сертификата от ДД.ММ.ГГГГ серия МЧ № не имелось. Соответственно, исключение жилищного сертификата от ДД.ММ.ГГГГ серии МЧ № из реестра выданных сертификатов является незаконным.
В полномочия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации входит представление государственному заказчику подпрограммы перечня сертификатов, подлежащих исключению из единого реестра выданных сертификатов, а также заявку на дополнительный выпуск сертификатов. В соответствии с Приказом Госстроя от 4 марта 2013 года № 65\ГС на ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» возложена обязанность по обеспечению учета бланков государственных жилищных сертификатов о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения. В силу пункта 2.1.36 Постановления Правительства Астраханской области от 5 марта 2005 года № 11-П «О министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области» в полномочия министерства входит предоставление гражданам, жилищных сертификатов, осуществление социальных выплат за счет средств федерального бюджета в установленном порядке. Обязанность по ведению реестра выданных сертификатов, представлению государственному заказчику подпрограммы перечня сертификатов, подлежащих исключению из единого реестра выданных сертификатов, а также заявок на дополнительный выпуск сертификатов возложена на Министерство строительство и дорожного хозяйства Астраханской области. В этой связи, районный суд правомерно признав исключение жилищного сертификата от ДД.ММ.ГГГГ серии МЧ № из реестра выданных сертификатов незаконным, обязал министерство произвести действия по реализации прав ФИО2 на получение жилищного сертификата как участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы».
Доводы апелляционной жалобы направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, на иное толкование норм права и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы районного суда и нуждающихся в дополнительной проверке. Каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 11 декабря 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области– без удовлетворения.