ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-768/2015 от 14.05.2015 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Иванишена С.А.

Дело № 33-768/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕСудебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

ФИО1,

судей

Ерютина К.И., ФИО2,

при секретаре

ФИО3

рассмотрела 14 мая 2015 года в г. Петропавловске-Камчатском в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО4 на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 января 2015 года, которым постановлено:

иск удовлетворить.

Обязать администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа в срок до 1 сентября 2016 года организовать выполнение работ по приведению в соответствие с требованиями действующих стандартов остановок общественного транспорта «Сапун-Гора» по улице Сапун-Гора в городе Петропавловске-Камчатском:

- по направлению движения в сторону района СРВ г. Петропавловска-Камчатского путем обустройства данной остановки остановочной площадкой шириной равной ширине основной полосы проезжей части, длиной не менее 13 метров и поднятия посадочной площадки на 0,2 метра над поверхностью остановочной площадки;

- по направлению движения в сторону улица Ленинская города Петропавловска-Камчатского путем обустройства данной остановки остановочной площадкой шириной равной ширине основной полосы проезжей части, длиной не менее 13 метров; поднятия посадочной площадки на 0,2 метра над поверхностью остановочной площадки; обустройства данной остановки тротуаром шириной не менее 1,5 метров в направлении основных потоков пассажиров от посадочной площадки в сторону района улицы Ленинская в г. Петропавловске-Камчатском на расстоянии 37 метров (до пешеходного перехода), в сторону района СРВ в г. Петропавловске-Камчатском - на расстоянии 24 метров (до поворота к жилым домам).

Заслушав доклад судьи Ерютина К.И., объяснения представителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского Кирилловой Е.Е., полагавшей решение суда первой инстанции правильным, а доводы апелляционной жалобы – несостоятельными,

УСТАНОВИЛА:

заместитель прокурора г. Петропавловска-Камчатского в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – администрация ПКГО) с требованием обязать администрацию ПКГО в срок до 1 октября 2014 года привести остановку общественного транспорта «ул. Сапун-Гора» по ул. Сапун гора в г. Петропавловске-Камчатском в соответствие с требованиями п.п. 3.3.1, 3.3 ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», п.5.3.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», а также п. 3 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

В обоснование иска указал, что по результатам проведенной прокуратурой г. Петропавловска-Камчатского проверки соблюдения требований законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации установлено, что на остановках общественного транспорта «Сапун-Гора» по ул. Сапун гора в г. Петропавловске-Камчатском по направлению движения в сторону «СРВ» и по направлению в сторону ул. Ленинская, отсутствуют остановочная площадка и тротуар, посадочная площадка на отвечает требованиям действующего законодательства, находится на одном уровне с проезжей частью, загрязнена песком.

В судебном заседании 21 июля 2014 года представитель истца ФИО5 исковые требования уточнил и просил суд обязать администрацию ПКГО в срок до 1 сентября 2015 года организовать производство работ по оборудованию остановок общественного транспорта «Сапун-Гора» по ул. Сапун гора в г. Петропавловске-Камчатском по направлению движения в сторону «СРВ» площадкой ожидания, посадочной площадкой, поднятой над поверхностью остановочной площадки на высоту 0,2 м, шириной не менее 3 м, длиной не менее длины остановочной площадки, но не менее 13 м; по направлению движения в сторону ул. Ленинская: тротуаром, площадкой ожидания, посадочной площадкой, поднятой над поверхностью остановочной площадки на высоту 0,2 м, шириной не менее 3 м, длиной не менее длины остановочной площадки, но не менее 13 м.

Определением суда от 21 июля 2014 года производство по делу по иску в части требований к администрации ПКГО о возложении обязанности в срок до 1 октября 2014 года привести остановку общественного транспорта «Сапун-Гора» по ул. Сапун гора в г. Петропавловске-Камчатском в соответствие с требованиями п. 3 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно по очистке песчаных наносов, прекращено в связи с отказом от иска.

В судебном заседании 19 сентября 2014 года представитель истца ФИО6 уточнил требования и просил обязать администрацию ПКГО в срок до 1 сентября 2015 года организовать выполнение работ по приведению остановок общественного транспорта «Сапун-Гора» по ул. Сапун гора в г. Петропавловске-Камчатском:

- по направлению движения в сторону района «СРВ» г. Петропавловска-Камчатского в соответствие с требованиями пунктов 5.3.1, 5.3.3 Национального стандарта Российской Федерации и ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утверждённого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 270-ст, пунктов 1, 3.2, 3.3 Стандарта отрасли ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», утверждённого распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 23.05.2003 № ИС-460-р, путём обустройства данной остановки остановочной площадкой шириной равной ширине основной полосе проезжей части, длиной - не менее 13 м, поднятия посадочной площадки на 0,2 м над поверхностью остановочной площадки;

- по направлению движения в сторону ул. Ленинская в г. Петропавловске-Камчатском в соответствие с требованиями пунктов 5.3.1, 5.3.3 Национального стандарта Российской Федерации и ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утверждённого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 270-ст, пунктов 1, 3.2, 3.3, 3.8 Стандарта отрасли ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», утверждённого распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 23.05.2003 № ИС-460-р, путём: обустройства данной остановки остановочной площадкой шириной равной ширине основной полосы проезжей части, длиной не менее 13 м, поднятия посадочной площадки на 0,2 м над поверхностью остановочной площадки, обустройства остановки тротуаром шириной не менее 1,5 м в направлении основных потоков пассажиров от посадочной площадки в сторону района ул. Ленинская г. Петропавловска-Камчатского на расстоянии 37 м (до пешеходного перехода) в сторону района «СРВ» в г. Петропавловске-Камчатском - на расстоянии 24 м (до поворота к жилым домам).

В судебном заседании 29 января 2015 года представитель истца ФИО7, измененные требования поддержал, уточнив срок исполнения возлагаемой обязанности до 1 сентября 2016 года.

Представитель ответчика администрацию ПКГО ФИО4 требования полагала необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Третье лицо Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа просил дело рассмотреть в отсутствие своего представителя, исковые требования полагал необоснованными и не подлежащими удовлетворению, указав, что земельный участок под автодорогой по ул. Сапун гора не сформирован.

Третьи лица МКУ «Управление дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа» (далее – МКУ «УДХ ПКГО»), ОГИБДД УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому, Комитет городского хозяйства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Комитет по управлению имуществом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Комитет ПКГО) о времени и месте рассмотрения дела извещены, своих представителей в судебное заседание не направили.

Рассмотрев дело по существу, суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации ПКГО ФИО4 решение суда первой инстанции просит отменить, ссылаясь на то, что администрация ПКГО является ненадлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб,судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

В силу положений ст. 3, п. 6 ч. 1 ст. 13 указанного Федерального закона осуществление дорожной деятельности, то есть деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с п.п. 3.1.1 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования. ОСТ 218.1.002-2003», утвержденные распоряжением Минтранса РФ от 23 мая 2003 года № ИС-460-р, на автомобильных дорогах I - III категорий в состав автобусной остановки входят, в том числе: остановочная площадка; посадочная площадка; площадка ожидания (для дорог I - III категорий); тротуары и пешеходные дорожки (для дорог I - III категорий).

Остановочные площадки предназначены для остановки автобусов, движущихся по установленным маршрутам, с целью высадки и посадки пассажиров. Ширину остановочных площадок следует принимать равной ширине основных полос проезжей части, а длину - в зависимости от числа одновременно останавливающихся автобусов и их габаритов по длине, но не менее 13 м. Дорожную одежду на остановочных площадках следует предусматривать равнопрочной с дорожной одеждой основных полос движения (п. 3.2 ОСТ 218.1.002-2003).

Посадочная площадка предназначена для высадки и посадки пассажиров в автобус. Ширину посадочной площадки принимают не менее 3 м, а длину - не менее длины остановочной площадки. Посадочные площадки должны быть приподняты на 0,2 м над поверхностью остановочных площадок. По границе остановочной и посадочной площадок устанавливают бордюр, который продолжают на участки переходно-скоростных полос, прилегающих к остановочной площадке при наличии идущего рядом с ними тротуара (п. 3.3, п. 3.35 ОСТ 218.1.002-2003).

Тротуары и пешеходные дорожки устраивают в направлении основных потоков пассажиров от посадочных площадок до существующих тротуаров или пешеходных дорожек, а при их отсутствии - на расстоянии не менее расстояния боковой видимости. Ширину тротуаров или пешеходных дорожек принимают не менее 1,5 м (п. 3.8 ОСТ 218.1.002-2003).

Судом первой инстанции установлено, что автомобильная дорога по ул. Сапун гора в г. Петропавловске-Камчатском находится в границе Петропавловск-Камчатского городского округа, относится к дороге местного значения, и организация работ по приведению остановок общественного транспорта в соответствие с установленными требованиями, является обязанностью органа местного самоуправления – администрации ПКГО.

Установив на основании совокупности представленных доказательств, что в нарушение требований, установленных п. 5.3.1, п. 5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007, на автобусных остановках общественного транспорта «Сапун-Гора» по ул. Сапун гора в г. Петропавловске-Камчатском по направлению движения в сторону «СРВ» и ул. Ленинская посадочная площадка не отвечает требованиям действующего законодательства и находится на одном уровне с проезжей частью, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования и возложил на ответчика – администрацию ПКГО обязанность организовать выполнение работ по приведению в соответствие с требованиями действующих стандартов указанные остановки общественного транспорта путем поднятия посадочных площадок на 0,2 м над поверхностью остановочной площадки, определив срок для выполнения указанных работ до 1 сентября 2016 года.

Выводы суда первой инстанции в указанной части подробно мотивированы в состоявшемся судебном решении, они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, требованиям закона, основаны на исследованных доказательствах, полно изложенных в мотивировочной части решения и правильно оцененных в их совокупности по правилам ст.ст. 12, 67 ГПК РФ. Оснований для иной оценки доказательств у судебной коллегии не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация ПКГО является ненадлежащим ответчиком по требованиям о возложении обязанности организовать выполнение работ по обустройству остановки посадочной площадкой, не могут быть признаны состоятельными, поскольку на администрацию ПКГО возлагается не непосредственное выполнение работ, а в обязанность по обеспечению выполнения работ, что входит в ее полномочия в силу положений Устава Петропавловск-Камчатского городского округа.

Удовлетворяя требования прокурора г. Петропавловска-Камчатского о возложении на администрацию ПКГО обязанности организовать выполнение работ по приведению в соответствие с требованиями действующих стандартов остановок общественного транспорта «Сапун-Гора» по ул. Сапун гора в г. Петропавловске-Камчатском по направлению движения в сторону «СРВ» и ул. Ленинская путем обустройства остановочной площадкой шириной равной ширине основной полосы проезжей части, длиной не менее 13 м; обустройства остановки по направлению в сторону ул. Ленинская тротуаром шириной не менее 1,5 м в направлении основных потоков пассажиров от посадочной площадки в сторону района улицы Ленинская в г. Петропавловске-Камчатском на расстоянии 37 м (до пешеходного перехода), в сторону района СРВ в г. Петропавловске-Камчатском - на расстоянии 24 м (до поворота к жилым домам), суд исходил из того, что указанные общественные остановки не соответствуют требованиям п. 5.3.1, п. 5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007, а именно по направлению движения в сторону «СРВ» и ул. Ленинская отсутствуют остановочная площадка и тротуар.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что на остановках «Сапун-Гора» на направлению движения в сторону «СРВ» и ул. Ленинская остановочные площадки имеются.

Так, согласно акту МКУ «УДХ ПКГО» от 18 декабря 2014 года на автобусных остановках общественного транспорта «Сапун-Гора» по ул. Сапун гора в г. Петропавловске-Камчатском по направлению движения в сторону: «СРВ» имеется остановочная площадка размером 21,0 х 3,2 м, посадочная площадка, площадка для ожидания отсутствуют. По направлению движения в сторону ул. Ленинская имеется остановочная площадка размером 12,0 х 3,0 м, посадочная площадка и площадка для ожидания отсутствуют, что подтверждается приложенными к данному акту фотоматериалами (л.д. 71-77).

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

Между тем доказательств, отвечающих критериям относимости и допустимости, опровергающих сведения, изложенные в акте МКУ «УДХ ПКГО» от 2014 года, истцом суду не представлено.

Кроме того, суд первой инстанции не дал оценку наличию технической возможности обустройства остановки в сторону ул. Ленинская тротуаром шириной не менее 1,5 м в направлении в сторону ул. Ленинская и района «СРВ» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007, с учетом рельефа местности и открытой ливневой канализации в непосредственной близости от автобусной остановки.

Представленный истцом акт дополнительной проверки от 19 ноября 2014 года о возможности установки тротуара над ливневой канализацией, а также возможности среза (выемки) грунта с нагорной стороны откоса на остановке по направлению в сторону ул. Ленинская, возможности отсыпания грунта, бетонирования площадки или иного способа уширения площади территории остановки общественного транспорта по направлению в сторону «СРВ» не является технической, проектно-сметной документацией, он составлен лицами, не обладающими специальными познаниями в сфере дорожной деятельности, носит предположительный характер, в связи с чем не может быть признан надлежащим доказательством возможности обустройства автобусной остановки тротуаром (л.д. 54).

При таких обстоятельствах правовые основания для возложения на администрацию ПКГО обязанности организовать выполнение работ по приведению в соответствие с требованиями действующих стандартов остановок общественного транспорта «Сапун-Гора» по ул. Сапун гора в г. Петропавловске-Камчатском: по направлению движения в сторону района «СРВ» путем обустройства данной остановки остановочной площадкой шириной равной ширине основной полосы проезжей части, длиной не менее 13 метров; по направлению движения в сторону ул. Ленинская путем обустройства данной остановки остановочной площадкой шириной равной ширине основной полосы проезжей части, длиной не менее 13 метров; тротуаром шириной не менее 1,5 метров в направлении основных потоков пассажиров от посадочной площадки в сторону района улицы Ленинская в г. Петропавловске-Камчатском на расстоянии 37 метров (до пешеходного перехода), в сторону района СРВ в г. Петропавловске-Камчатском - на расстоянии 24 метров (до поворота к жилым домам), отсутствуют.

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции в частивозложения обязанности на администрацию ПКГО в срок до 1 сентября 2016 года организовать выполнение работ по приведению в соответствие с требованиями действующих стандартов остановок общественного транспорта «Сапун-Гора» по ул. Сапун гора в г. Петропавловске-Камчатском:

- по направлению движения в сторону района СРВ г. Петропавловска-Камчатского путем обустройства данной остановки остановочной площадкой шириной равной ширине основной полосы проезжей части, длиной не менее 13 метров;

- по направлению движения в сторону ул. Ленинская г. Петропавловска-Камчатского путем обустройства данной остановки остановочной площадкой шириной равной ширине основной полосы проезжей части, длиной не менее 13 метров; обустройства данной остановки тротуаром шириной не менее 1,5 метров в направлении основных потоков пассажиров от посадочной площадки в сторону района ул. Ленинская в г. Петропавловске-Камчатском на расстоянии 37 метров (до пешеходного перехода), в сторону района СРВ в г. Петропавловске-Камчатском - на расстоянии 24 метров (до поворота к жилым домам), не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене в данной части. С учетом того, что правовые основания для удовлетворения исковых требований в указанной части отсутствуют, судебная коллегия считает необходимым принять в этой части новое решение – об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 января 2015 года в части возложения обязанности на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа в срок до 1 сентября 2016 года организовать выполнение работ по приведению в соответствие с требованиями действующих стандартов остановок общественного транспорта «Сапун-Гора» по ул. Сапун гора в г. Петропавловске-Камчатском:

- по направлению движения в сторону района СРВ г. Петропавловска-Камчатского путем обустройства данной остановки остановочной площадкой шириной равной ширине основной полосы проезжей части, длиной не менее 13 метров;

- по направлению движения в сторону ул. Ленинская г. Петропавловска-Камчатского путем обустройства данной остановки остановочной площадкой шириной равной ширине основной полосы проезжей части, длиной не менее 13 метров; обустройства данной остановки тротуаром шириной не менее 1,5 метров в направлении основных потоков пассажиров от посадочной площадки в сторону района ул. Ленинская в г. Петропавловске-Камчатском на расстоянии 37 метров (до пешеходного перехода), в сторону района СРВ в г. Петропавловске-Камчатском - на расстоянии 24 метров (до поворота к жилым домам), отменить, в удовлетворении исковых требований в данной части отказать.

В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи