ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7697/19 от 08.08.2019 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья: Монастырная Н.В. Дело № 33-7697/2019

Докладчик: Никифорова Е.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Черных С.В.,

судей Кузнецовой Н.Е., Никифоровой Е.А.,

при секретаре Тарасовой М.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Новосибирске «08» августа 2019 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ООО «ФлотСиб» Черепанова А.П. на решение Ленинского районного суда г.Новосибирска от 22 апреля 2019 года по исковому заявлению Новосибирского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ФлотСиб» о запрете эксплуатировать судно, которым установлено:

Исковые требования Новосибирского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ФлотСиб» удовлетворить.

Запретить ООО «ФлотСиб» эксплуатировать судно «НС-1051» с момента вступления настоящего решения в законную силу и до признания его годным к плаванию по результатам освидетельствования Западно-Сибирским филиалом Российского Речного Регистра.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Никифоровой Е.А., объяснения представителя истца, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Новосибирский транспортный прокурор обратился с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «ФлотСиб» о запрете эксплуатировать судно, указав в обоснование своих требований, что Новосибирской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности плавания на внутреннем водном транспорте при эксплуатации судна «НС- 1051» в навигацию 2018 года.

Установлено, что ООО «ФлотСиб» согласно выписке из Государственного судового реестра, предоставленной службой регистрации ФБУ «Администрация Обского БВГТ», принадлежит судно «НС-1051».

При этом, согласно сведениям администрации Обского бассейна указанное судно в навигацию 2018 года эксплуатировались на территории Обского бассейна (р.Обь, р.Нюролька) в мае-июле 2018 года.

Вместе с тем, по сведениям Западно-Сибирского филиала Российского Речного Регистра судно «НС-1051» не имеет действующих документов Речного Регистра. В связи с чем, годным к плаванию не признавалось, однако было допущено к плаванию.

Судно является самостоятельным объектом, к которому предъявляется определенный перечень требований для его безопасной эксплуатации и обеспечения безопасности плавания, как со стороны судовладельца, так и лиц непосредственное его эксплуатирующих.

На территории Новосибирской области классификацию судов осуществляет Западно-Сибирский филиал ФАУ «Российский Речной Регистр».

Кроме того, п. 5.4. Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, утв. приказом Министерства транспорта РФ от 01.11.2002 предусматривает, что судовладелец предъявляет суда, состоящие на классификационном учете Речного Регистра, к освидетельствованию в сроки, указанные в документах, выдаваемых на судно Речным Регистром.

В связи с тем, что ООО «ФлотСиб» эксплуатирует судно без признания его годным Российский Речным Регистром, прокуратурой было внесено представление, по результатам рассмотрения которого в части указанных доводов был получен отказ в их удовлетворении.

Кроме того, установлено, что указанное судно продолжает эксплуатироваться ООО «ФлотСиб» в навигацию 2018 года после внесения прокуратурой представления.

Данные факты указывают на возможность допуска указанного рода нарушений со стороны ООО «ФлотСиб» и в навигацию 2019 года.

Таким образом, судно «НС-1051» не пригодно для эксплуатации, не отвечает требованиям безопасности, эксплуатируется без признания его годным к плаванию Российским Речным Регистром, что является нарушением цели предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с осуществлением отдельных видов деятельности.

В связи с чем, деятельность ООО «ФлотСиб», направленная на эксплуатацию судна «НС-1051» без признания его годным к плаванию Российским Речным Регистром, может повлечь за собой возникновение транспортного происшествия, причинение вреда жизни, здоровью людей, а также причинение вреда окружающей среде.

При этом несоблюдение требований безопасности на внутреннем водном транспорте при наступлении тяжких последствий создает непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц.

Просили запретить ООО «ФлотСиб» эксплуатировать судно «НС-1051» с момента вступления решения суда в законную силу до признания его годным к плаванию по результатам освидетельствований филиалом Российского Речного Регистра.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился председатель ООО «ФлотСиб» Черепанов А.П., в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов жалобы указано, что судом было вынесено решение в отсутствие сведений о надлежащем извещении ответчика.

При рассмотрении материалов дела судом не были исследованы доказательства в полном объеме. В связи с тем, что ответчик не был осведомлен об имеющемся судебном разбирательстве, не имел возможности в судебном заседании представить свои возражения относительно заявленных исковых требований Новосибирского транспортного прокурора, а также доказательств в подтверждение своей правовой позиции по данному делу, которые бы повлияли на выносимое судом решение о запрете эксплуатации судна «НС-1101». Таким образом, судом был нарушен принцип состязательности и равноправия сторон.

При вынесении решения судом были нарушены нормы материального права. Выводы суда о том, что судно «НС-1051», не имея свидетельство о годности к плаванию, о классификации, о предотвращении загрязнения окружающей среды, фактически эксплуатировалось в навигацию 2018 года, не имеют каких-либо обоснованных подтверждений и доказательств.

Исходя из представленных Новосибирским транспортным прокурором документов не следует, что судно «НС-1051» эксплуатировалось в мае-июле 2018г.

Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В силу ч. 2 ст. 34 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца. Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта РФ.

Согласно ч. 1 ст. 35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.

На территории Новосибирской области классификацию суде, осуществляет Западно-Сибирский филиал ФАУ «Российский Речной Регистр».

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ООО «ФлотСиб», согласно выписке из Государственного судового реестра, предоставленной службой регистрации ФБУ «Администрация Обского БВП», принадлежит судно «НС- 1051».

Новосибирской транспортной прокуратурой в ходе проверки соблюдения ООО «ФлотСиб» законодательства в сфере обеспечения безопасности плавания на внутреннем водном транспорте установлено, что судно «НС-1051» эксплуатировалось ответчиком в навигацию 2018 года без документов Российского Речного Регистра, подтверждающих его годное техническое состояние, чем нарушено действующее законодательство.

Ответчику 07.09.2018 внесено представление об устранении выявленных нарушений (л.д. 17-23).

Сведения об устранении ответчиком указанных нарушений на дату рассмотрения дела у суда отсутствуют (л.д. 47-49). Доказательств обратного ООО «ФлотСиб» в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представило.

Разрешая заявленные требования, руководствуясь указанными нормами закона, исходя из отсутствия доказательств признания судна годным к эксплуатации в установленном порядке, что может повлечь за собой возникновение транспортного происшествия, причинение вреда жизни, здоровью людей, а также причинение вреда окружающей среде, суд пришел к выводу об удовлетворении иска.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на имеющихся в деле доказательствах, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии надлежащего извещения ответчика о дате и времени судебного заседания не принимаются, поскольку опровергаются почтовым уведомлением, из которого следует, что судебное извещение о вызове в судебное заседание 22.04.2019 получено 28.03.2019. При таких обстоятельствах суд обоснованно, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.

Ссылки апеллянта на неполное исследование судом доказательств по делу также не состоятельны, так как апеллянтом не предоставлено доказательств опровергающих доводы истца, как суду первой инстанции, так и суду апелляционной инстанции.

При этом материалы дела содержат письменные доказательства, подтверждающие эксплуатацию судна в навигацию 2018 года, в том числе заключение прокурорской проверки и представление об устранении нарушений, которые не оспорены в установленном порядке, а также выписки из диспетчерских данных по перевозкам грузом, согласно которым 21.07.2018 судно НС-1051 эксплуатировалось, что подтверждает факт эксплуатации.

Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, а доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о неправильности выводов суда и не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения судебного решения.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г.Новосибирска от 22 апреля 2019 года в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ООО «ФлотСиб» Черепанова А.П. без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи