ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7709/2018 от 18.06.2018 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Туранова Н.В. Дело № 33-7709/2018

А-093г

18 июня 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Киселевой А.А.

судей Беляковой Н.В., Щуровой А.Н.

при секретаре Корнийчук Ю.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.

гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, Администрации Мотыгинского района Красноярского края о признании права на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья, признании права на включение в жилищный сертификат

по апелляционной жалобе ФИО1 и ее представителя Гора И.В.

на решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 16 февраля 2018 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству строительства, Администрации Мотыгинского района Красноярского края о признании права на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья, признании права на включение в жилищный сертификат, отказать.»

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с требованиями (с учетом уточнений) к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (изменило наименование на Министерство строительства Красноярского края) о признании за ней права на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья, как за членом семьи АМ, являвшегося участником Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, умершего 09.09.2016 года, признании права на включение в жилищный сертификат в качестве члена семьи АМ

Требования мотивировала тем, что ее дедушка АМ, являясь инвалидом I группы, приобрел право на предоставление государственной помощи гражданам, проживающим в <...> и выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Указывает, что с рождения проживала и до сих пор зарегистрирована в квартире, находящейся в <...>, так как была вселена в нее с волеизъявления всех собственников, другого постоянного места жительства не имела и не имеет, как и не имеет в собственности объектов недвижимости жилищного назначения.

Вступившим в законную силу 28.08.2017г. решением Мотыгинского районного суда Красноярского края от 11.05.2017 года ФИО1 признана членом семьи участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, АМ, умершего 09.09.2016 года.

18.10.2017 года истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей безвозмездной субсидии на приобретение или строительство жилья. Письмом № 82-996/9 от 03.11.2017 года ей было отказано в предоставлении данной субсидии со ссылкой на то, что решение суда не содержит обязанности предоставить ей данную социальную выплату.

С данным отказом она не согласна, указывая, что АМ при жизни 29.07.2016 года получил государственный жилищный сертификат , в который были включены его жена ЛС и их дочь - ее мать ОА, однако истца в данный сертификат не включили, чем было нарушено ее право на получение безвозмездной субсидии на приобретение или строительство жилья как члена семьи умершего АМ

Определением суда от 24.11.2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Мотыгинского района Красноярского края.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 и ее представитель Гора И.В. просят отменить решение суда, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

Проверив материалы дела, заслушав ФИО1, ее представителей Гора И.В. и ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ (ред. от 07.06.2017) "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют, в том числе: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, в состав которой входит подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".

Выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы".

В соответствии с пунктом 1 указанного Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Согласно пункта 12 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.

В силу пункта 17 вышеназванных Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются: постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены участником подпрограммы в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, решением районной комиссии по жилью и жилищной политике при администрации Мотыгинского района Красноярского края от 01.09.2001г. АМ, работающий и имеющий северный стаж 27 лет, признан участником федеральной программы переселения в соответствии с Федеральным законом 131-ФЗ от 25.07.1998 года «О жилищных субсидиях граждан, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и поставлен на учет с 26.02.2001 года.14.01.2014 года АМ обратился к главе администрации Мотыгинского района Красноярского края с заявлением, в котором просил включить его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством с составим семьи: супруга-ЛС, дочь-ОА, внучка-ФИО1

30.06.2015 года АМ обратился к главе администрации Мотыгинского района Красноярского края с заявлением, в котором просил выделить ему, как участнику подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленный федеральным законодательством», выезжающих из района Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, государственный жилищный сертификат в 2016 году.

Вступившим в законную силу 11.04.2016г. решением Мотыгинского районного суда Красноярского края от 12.01.2016 года АМ отказано в удовлетворении заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, а именно - о признании внучки ФИО1 членом его семьи, что было необходимо для включения ее в жилищный сертификат, выданный на его имя.

15.01.2016 года АМ обратился к главе Мотыгинского район Красноярского края с заявлением, в котором просил выдать государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории Красноярского края, указав состав семьи: супруга - ЛС, дочь - ОА

29.07.2016 года АМ в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленный федеральным законодательством» федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы выдан государственный жилищный сертификат , в рамках которого за счет средств федерального бюджета предоставлена социальная выплата в размере 1915791 рублей.

Вступившим в законную силу 28.08.2017г. решением Мотыгинского районного суда Красноярского края от 11.05.2017 года ФИО1 признана членом семьи АМ, умершего 09.09.2016 года.

10.10.2017 года ФИО1 обратилась в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края с заявлением, в котором просила предоставить ей, как члену семьи АМ, <дата> года рождения, умершего 09.09.2016 года, безвозмездную субсидию на приобретение или строительство жилья.

Ответом от 03.11.2017 года Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края ФИО1 отказано в предоставлении социальной выплаты.

Не согласившись с данным отказом и полагая, что имеет право на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья, как член семьи умершего АМ, являвшегося участником Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, истец обратилась с иском в суд.

Разрешая требования истца о признании за ней права на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья, как за членом семьи АМ, являвшегося участником Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, умершего 09.09.2016 года, признании права на включение в жилищный сертификат в качестве члена семьи АМ, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении данных требований.

При этом суд обоснованно исходил из того, что правовых оснований для признания за ФИО1 права на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья, как за членом семьи АМ, являвшегося участником Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, умершего 09.09.2016 года, признании права на включение в жилищный сертификат в качестве члена семьи АМ, не имеется.

Выводы суда об этом подробно мотивированы в решении суда, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, в связи с чем судебная коллегия находит их убедительными.

Так, судом было правильно установлено, что до принятия судом 11.05.2017 года решения, которым ФИО1 была признана членом семьи АМ, умершего 09.09.2016 года, последний, на основании поданного 15.01.2016 года главе Мотыгинского район Красноярского края заявления о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Красноярского края, в котором указал состав семьи: супруга -ЛС, дочь - ОА, 29.07.2016 года в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы получил государственный жилищный сертификат, не оспаривая условия подпрограммы и полученный размер социальной выплаты, реализовал данный сертификат с использованием средств социальной выплаты на приобретение жилого помещения, в связи с чем был снят с учета граждан, имеющих право на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Судебная коллегия полагает, что суд обоснованно отклонил довод стороны истца о том, что первоначально 14.01.2014 года АМ был включен в состав участников подпрограммы с составом семьи 4 человека, в том числе, ФИО1, поскольку в дальнейшем – 15.01.2016г. АМ обратился с заявлением, в котором просил включить его в состав участников подпрограммы с составом семьи 3 человека, без учета истца ФИО1, получил жилищный сертификат и при жизни реализовал его.

Таким образом, поскольку на основании пункта 12 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата, с учетом того, что действующим законодательством не предусмотрена возможность перерасчета размера социальной выплаты после реализации сертификата, принимая во внимание, что истец участником вышеуказанной подпрограммы не являлась, на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных в ним местностей не состояла, а в ходе рассмотрения дела установлено, что на момент обращения АМ с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата истец не была включена в состав членов его семьи, а выданный государственный жилищный сертификат был реализован путем приобретения жилого помещения, судебная коллегия соглашается с правомерным выводом суда об отсутствии правовых оснований для признания за истцом права на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья и права на включение в жилищный сертификат.

Доводы апелляционной жалобы о неправильной оценке судом представленных истцом по делу доказательств, в связи с чем необоснованно было отказано в восстановлении ее нарушенного права, судебная коллегия во внимание не принимает, так как судом в ходе рассмотрения дела всесторонне и объективно исследованы все фактические обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, правильно применены нормы материального права.

Все иные доводы апелляционной жалобы аналогичны исковому заявлению и уточнениям к нему и не могут служить основанием для признания состоявшегося по делу решения незаконным, фактически сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.

Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 16 февраля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 и ее представителя Гора И.В. – без удовлетворения.

Председательствующий: Киселева А.А.

Судьи: Белякова Н.В.

Щурова А.Н.