ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-772-2017 от 23.03.2017 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело №33-772-2017

Судья Сергеева Д.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Кожиной Е.А.

судей Процкой Т.В., Щаповой И.А.

при секретаре Епифанцеве И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 23 марта 2017 года гражданское дело по иску ФИО1 к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Забайкальскому краю о признании незаконным решения о приостановлении осуществления кадастрового учета, понуждении к действиям

по апелляционной жалобе представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ФИО2

на решение Центрального районного суда г.Читы от 12 декабря 2016 года, которым постановлено:

исковые требования ФИО1 к Филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Забайкальскому краю о признании незаконным решения о приостановлении осуществления кадастрового учета, понуждению к определенным действиям удовлетворить.

Признать незаконным решение Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Забайкальскому краю от 26.08.2016 года о приостановлении осуществления кадастрового учета.

Обязать Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Забайкальскому краю произвести кадастровый учет объекта недвижимости – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>

Заслушав доклад судьи Процкой Т.В., судебная коллегия

установила:

Обращаясь в суд, ФИО1 ссылалась на то, что 11 июня 2013 года приобрела земельный участок для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1500 кв.м. В дальнейшем домовладению присвоен адрес: <адрес>. Строительство дома окончено в 2016 году. В августе 2016 года истец обратилась в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Забайкальскому краю с заявлением о постановке жилого дома на кадастровый учет, предоставила технический план объекта недвижимости от 18 августа 2016 года. Решением органа кадастрового учета от 26 августа 2016 года осуществление кадастрового учета приостановлено со ссылкой на ч. 8 ст. 41 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» по причине того, что в состав технического плана не включено разрешение на строительство. Данное решение незаконно, поскольку противоречит действующему законодательству. При подаче заявления в орган кадастрового учета представлена декларация об объекте недвижимости в соответствии с указанной нормой. Исходя из пункта 3 статьи 48 ГрК РФ осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства. Действующее законодательство не предусматривает, что разрешение на строительство должно являться приложением к техническому плану на жилой дом. Для постановки на кадастровый учет объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке, принадлежащем заявителю на праве собственности, необходимо предоставление лишь заявления и технического плана, составленного на основании декларации об объекте недвижимости. Декларация при отсутствии проектной документации содержит необходимые технические сведения о здании, предоставление разрешения на строительство не требуется и его получение невозможно, так как дом построен. Оспариваемое решение нарушает конституционное право истца на жилище. Просила признать решение филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Забайкальскому краю от 26 августа 2016 года о приостановлении осуществления кадастрового учета незаконным; обязать ответчика произвести кадастровый учет объекта недвижимости – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 3-8).

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 75-79)

В апелляционной жалобе представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ФИО2 выражает несогласие с решением суда, считает его принятым с нарушением норм материального права. Исходя из частей 1, 2, 17 статьи 51 ГрК РФ получение разрешения на строительство является обязательным при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. Исходя из части 8 статьи 41 Закона о кадастре сведения о здании – объекте индивидуального жилищного строительства указываются в техническом плане либо на основании разрешения на строительство и проектной документации такого здания, либо в случае отсутствия проектной документации на основании разрешения на строительство и декларации. Учитывая, что понятие «здание» является общим по отношению к частному понятию «объект индивидуального жилищного строительства», сведения в технический план здания (объекта индивидуального жилищного строительства) могут быть внесены также на основании технического паспорта здания, изготовленного до 1 января 2013 года. Поскольку технический паспорт, изготовленный до 1 января 2013 года, и проектная документация на объект индивидуального жилищного строительства отсутствуют, сведения в техническом плане, подготовленном 17 августа 2016 года, то есть после введения части 8 статьи 41 Закона о кадастре, должны быть указаны на основании разрешения на строительство и декларации об объекте недвижимости. Поэтому решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета здания законно и обоснованно. Данная позиция соответствует письму Министерства экономического развития РФ от 9 сентября 2016 года №Д23и-4285. Просит решение районного суда отменить (л.д. 80-82).

В дополнении к апелляционной жалобе представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ФИО2 указывает на то, что разрешение на строительство и градостроительный план земельного участка при обращении истца в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Забайкальскому краю не представлялись, в техническом плане сведений о данных документах не имелось. Поэтому при принятии решения от 26 августа 2016 года филиал данными документами не располагал. Исходя из пункта 3 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» у филиала не имелось оснований запрашивать разрешение на строительство, заявителю рекомендовано представить технический план, подготовленный в соответствии с требованиями действовавшего законодательства. Указанные документы не могут оцениваться при решении вопроса о соблюдении ответчиком требований законодательства. Просит решение районного суда отменить.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, заслушав истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании договора купли-продажи земельного участка от 12 марта 2013 года ФИО1 приобрела в собственность земельный участок с кадастровым номером из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28 марта 2013 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.11-13).

Распоряжением администрации городского округа «Город Чита» от 27 июля 2015 года упразднен адрес объекта <адрес>, присвоен новый адрес объекта: <адрес> (л.д.14).

Согласно техническому паспорту по состоянию на 09 августа 2016 года по адресу: <адрес> возведен жилой дом - объект индивидуального жилищного строительства общей площадью 70 кв.м., состоящий их 3 жилых комнат и кухни (л.д.23-28).

23 августа 2016 года кадастровым инженером (ФИО 1) в отдел кадастрового учета ФГБУ «ФКП Росреестра» по Забайкальскому подано заявление о постановке на государственный кадастровый учет вышеназванного объекта недвижимости. К заявлению приложен технический план от 18 августа 2016 года (л.д.44-61).

Как следует из технического плана на объект недвижимости в состав приложения плана включена декларация об объекте недвижимости, распоряжение администрации городского округа «Город Чита» от 27 июля 2015 года о присвоении нового адреса объекту, кадастровый план территории от 29 сентября 2015 года (л.д.46-61).

26 августа 2016 года отделом кадастрового учета ФГБУ «ФКП Росреестра» по Забайкальскому краю принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости – здания (жилой дом), расположенного (местоположение): <адрес> в связи с тем, что необходимые для государственного кадастрового учета документы по форме и (либо) содержанию не соответствуют требованиям закона о кадастре.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 22 Закона о кадастре, в орган кадастрового учета с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости – здание, представлен технический план в виде электронного документа от 17 августа 2016 года, подготовленный на основании Декларации об объекте недвижимости.

В ходе проверки представленных для кадастрового учета документов было выявлено: представленный технический план подготовлен не в соответствии с частью 8 статьи 41 Закона о кадастре, а именно, в состав приложения технического плана не включена копия разрешения на строительство (л.д.9-10).

28 ноября 2016 года отделом кадастрового учета ФГБУ «ФКП Росреестра» по Забайкальскому краю принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета по причине того, что в течение срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета причины, повлекшие принятие решения о приостановлении, заявителем не были устранены (л.д.64-65).

Удовлетворяя требования истицы, суд исходил из того, что поскольку до 1 марта 2018 года не требуется разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета такого объекта, отсутствие разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства компенсируется наличием декларации об объекте недвижимости.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, доводы апелляционной жалобы ответчика заслуживают внимания по следующим основаниям.

Так, статьей 22 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действующей на дату подачи заявления о кадастровом учете объекта) предусмотрено, что для осуществления государственного кадастрового учета вновь возведенного объекта капитального строительства необходимо представить заявление о кадастровом учете, а также технический план здания.

Согласно пункту 16 Требований к подготовке технического плана здания, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2010 года №403 (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), сведения о здании, за исключением сведений о местоположении здания на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации здания, разрешения на ввод здания в эксплуатацию или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта здания. Копии указанных документов включаются в состав Приложения.

Если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление или принятие указанных документов, сведения о здании указываются в техническом плане на основании декларации (далее - Декларация), подготовленной в соответствии с формой и требованиями к подготовке Декларации, установленными органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений на основании части 10 статьи 41 Закона. В указанном случае Декларация в соответствии с частью 8 статьи 41 Закона является неотъемлемой частью технического плана и включается в состав Приложения.

Если для подготовки технического плана использовались иные документы, предусмотренные федеральными законами, их копии также включаются в состав Приложения.

В случае подготовки технического плана на основе проектной документации в состав Приложения включаются копии тех листов проектной документации, которые содержат включенные в состав технического плана сведения.

В соответствии с частью 8 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №361-ФЗ) сведения о здании - объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство, проектной документации таких объектов недвижимости при ее наличии либо декларации об объекте недвижимости в случае отсутствия проектной документации.

В силу положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом, подтверждающим соответствие проектной документации, является разрешение на строительство.

Исходя из положений части 3 статьи 48, частей 1, 2, 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также части 4 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»:

подготовка проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства;

получение разрешения на строительство является обязательным при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства;

до 1 марта 2018 г. не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.

Из положений части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; капитального ремонта объектов капитального строительства; строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр; иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Таким образом, сведения о здании – объекте индивидуального жилищного строительства указываются в техническом плане либо на основании разрешения на строительство и проектной документации такого здания, либо в случае отсутствия проектной документации, на основании разрешения на строительство и декларации.

Как усматривается из представленного кадастровым инженером в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Забайкальскому краю технического плана, он выдан на основании поданной заявителем декларации.

Между тем возведенный ФИО1 жилой дом является объектом капитального строительства, расположенным на земельном участке для индивидуального жилищного строительства, для возведения которого в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации требовалось получение соответствующего разрешения на строительство.

Однако разрешение на строительство не включено в состав технического плана.

Судом не учтено, что истицей получено разрешение на строительство индивидуального жилого дома, на что истица указывала в районном суде.

В суд апелляционной инстанции истицей представлено разрешение на строительство от 05 августа 2015 года , выданное отделом разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию управления архитектуры и градостроительства комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита», на строительство двухэтажного жилого дома площадью 280 кв.м на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Также истицей представлен градостроительный план земельного участка, утвержденный и.о. заместителя Мэра г.Читы, председателя комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» 15 сентября 2014 года, согласно которому на земельном участке с кадастровым номером планировалось размещение объекта капитального строительства (индивидуального жилого дома).

При этом нежелание использовать полученное разрешение на строительство для оформления возведенного жилого дома истица мотивировала в суде апелляционной инстанции тем, что она планирует на участке построить второй дом большей площади, а первый перевести в нежилое помещение.

Данная позиция истицы не может быть принята во внимание, поскольку сведения о здании – объекте индивидуального жилищного строительства указываются в техническом плане либо на основании разрешения на строительство и проектной документации такого здания, либо в случае отсутствия проектной документации, на основании разрешения на строительство и декларации.

Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание то обстоятельство, что земельный участок имеет вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, что предполагает возведение на земельном участке одного жилого дома, а не двух и более.

Ссылки истицы на то, что оформление возведенного жилого дома должно быть проведено в упрощенном порядке, по дачной амнистии, подлежат отклонению, поскольку постановка на кадастровый учет индивидуального жилого дома в данном случае в декларативном порядке законом не предусмотрена.

Ссылки истицы на то, что имеется технический паспорт от 26 ноября 2015 года, согласно которому строительство дома начато в 2014 году, не могут быть приняты, поскольку указанный паспорт оформлялся на незавершенный строительством объект, при этом его действие погашено 09 августа 2016 года, до обращения в отдел кадастрового учета с заявлением о постановке на кадастровый учет жилого дома.

Таким образом, оспариваемое решение филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Забайкальскому краю о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета жилого дома ФИО1 в связи необходимостью включения в состав приложения технического плана разрешения на строительство является законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению.

С учетом изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований ФИО1

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г.Читы от 12 декабря 2016 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Забайкальскому краю о признании незаконным решения о приостановлении осуществления кадастрового учета, понуждении к действиям отказать.

Председательствующий: Кожина Е.А.

Судьи: Процкая Т.В.

Щапова И.А.