ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7720/2015 от 14.04.2015 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья - Белозеров Р.Г. Дело № <...>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 апреля 2015 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Лободенко К.В.

судей: Морозовой Н.А., Перовой М.В.

по докладу судьи Морозовой Н.А.

при секретаре Щербине Ю.А.

с участием прокурора Руденко М.В.

слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района по доверенности Шмарина С.С. на решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 11 февраля 2015 года.

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Приморско-Ахтарского района в интересах неопределённого круга, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Приморско-Ахтарский районный суд с иском к администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района об обязании разработать и внести на рассмотрение в Совет городского поселения программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что администрацией Приморско-Ахтарского городского поселения допускаются нарушения требований градостроительного законодательства и законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в связи с чем, прокурор просил обязать администрацию Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района разработать в соответствии с действующим законодательством и внести на рассмотрение в Совет Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на территории Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района.

В судебном заседании помощник прокурора Приморско-Ахтарского района Врублевская Г.А., поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района по доверенности Шмарин С.С., исковые требования прокурора в интересах неопределённого круга, в порядке ст. 45 ГПК РФ к администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района об обязании разработать и внести на рассмотрение в Совет городского поселения программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, признал частично.

Обжалуемым решением Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 11 февраля 2015 года на администрацию Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района возложена обязанность разработать в соответствии с действующим законодательством и внести на рассмотрение в Совет Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на территории Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе представитель администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района по доверенности Шмарин С.С. просит решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 11 февраля 2015 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно и подлежит отмене.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Приморско-Ахтарского района Врублевская Г.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав мнение прокурора Руденко М.В., полагавшую решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений.

Согласно ч. 5.1 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений подлежат утверждению представительными органами местного самоуправления таких поселений в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов.

Положения части 5.1 статьи 26 применяются к правоотношениям, связанным с утверждением программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов и возникшим после дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2012 № 289-ФЗ (с 01.04.2013г.). При наличии генеральных планов поселений и генеральных планов городских округов, утвержденных до дня вступления в силу указанного Закона, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры соответствующих поселений, городских округов должны быть разработаны и утверждены не позднее 01 января 2014 года.

Проверкой, проведенной прокуратурой Приморско-Ахтарского района, установлено, что решением Совета администрацией Приморско-Ахтарского городского поселения от 25.09.2012 г. № 202 утвержден генеральный план сельского поселения. Таким образом, программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры подлежала утверждению Советом Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района не позднее 01 января 2014 года.

Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 502 утверждены требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов.

Согласно п.3 постановления Правительства РФ от 14.06.2013 № 502 программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры разрабатывается на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генерального плана поселения. Мероприятия и целевые показатели, предусмотренные программой, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) -без разбивки по годам. Если на момент разработки программы генеральный план реализуется менее 5 лет, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели указываются с разбивкой по годам в течение первых 5 лет, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Если на момент разработки программы срок реализации генерального плана составляет 5 лет и более, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели указываются с разбивкой по годам.

В соответствии с п. 8 постановления Правительства РФ от 14.06.2013 № 502 программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры должна включать в себя: а) паспорт, который содержит сведения по перечню согласно приложению; б) характеристику существующего состояния систем коммунальной инфраструктуры (в форме текста); в) план развития поселения, городского округа, план прогнозируемой застройки и прогнозируемый спрос на коммунальные ресурсы на период действия генерального плана; г) перечень мероприятий и целевых показателей, указанных в пункте 5 настоящих требований; д) анализ фактических и плановых расходов на финансирование инвестиционных проектов с разбивкой по каждому источнику финансирования с учетом реализации мероприятий, предусмотренных программой; е) обосновывающие материалы.

Судом первой инстанции обоснованно установлено, что более детальный порядок разработки программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры отражен в методических рекомендациях по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденных Приказом Госстроя от 01.10.2013 № 359/ГС.

В ходе проверки была получена информация администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района от 28.11.2014 № 5451, согласно которой постановлением администрации Приморско-Ахтарского городского поселения от 07.02.2014г. № 147 утверждена ведомственная целевая программа «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района на основе документов территориального развития на 2014 год» на условиях софинансирования с краевым бюджетом. При этом мероприятия программы, предусматривающие разработку программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на территории Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района, не выполнены ввиду отсутствия финансирования из краевого бюджета.

Таким образом, в нарушение ч. 5.1 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 6.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией Приморско-Ахтарского городского поселения не разработана программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, которая должна быть утверждена Советом поселения. Денежные средства на подготовку данной программы не выделялись, работа администрации строится на ожидании выделения средств из краевого бюджета.

В свою очередь отсутствие разработанной программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры не позволяет в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органам местного самоуправления Приморско-Ахтарского городского поселения разрабатывать условия технического задания и утверждать инвестиционные программы организации коммунального комплекса.

Кроме того, согласно пп. «в», п 9.9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке на территории соответствующего муниципального образования схемы теплоснабжения, схемы водоснабжения, схемы водоотведения, программы комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры муниципального образования - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на реализацию региональной программы по модернизации системы коммунальной инфраструктуры после вступления в силу обязательных требований о разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, но не ранее 1 января 2015 года.

Таким образом, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод, что администрация поселения не способствует улучшению (модернизации) систем коммунальной инфраструктуры, их рационального использования, повышения энергетической эффективности, внедрению энергоснабжающих технологий, снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод, что нарушает права граждан на получение коммунальных услуг бесперебойно и надлежащего качества.

В результате вышеуказанных нарушений ущемляются не персонифицированные интересы неопределенного круга лиц - граждан, проживающих в муниципальном образовании Приморско-Ахтарское городское поселение Приморско-Ахтарского района, поскольку вышеназванные нарушения в целом не позволяют реализовывать государственную политику, направленную на охрану здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения

При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно возложил обязанность на администрацию Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района разработать в соответствии с действующим законодательством и внести на рассмотрение в Совет Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на территории Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании выше изложенного, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не усматривает оснований для его отмены.

Доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и направлены на ошибочное толкование норм действующего законодательства.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлиять на законность принятого судебного решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 11 февраля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района по доверенности Шмарина С.С. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: