ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7724/17 от 08.11.2017 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 33-7724/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 ноября 2017 года г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Васякина А.Н.,

судей Малкова А.И., Трифоновой О.М.,

при секретаре Лексиковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Южноуральская теплосбытовая компания» на решение Ясненского районного суда Оренбургской области от 13 июля 2017 года по гражданскому делу по иску Тишкиной Лидии Васильевны к открытому акционерному обществу «Южноуральская теплосбытовая компания» об изменении условий договора и компенсации морального вреда,

Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Васякина А.Н., судебная коллегия

установила:

Тишкина Л.В. обратилась в суд с иском к ОАО «Южноуральская теплосбытовая компания», указав, что между ней и ответчиком был заключен договор от (дата) на поставку тепловой энергии гражданам, проживающим в жилых помещениях всех форм собственности. Пунктом 3 договора предусмотрено, что платежные документы доставляются поставщиком покупателю в их почтовые ящики по адресу, указанному в п. 1.1 договора, т.е. по месту нахождения объекта недвижимости. Ответчик поставляет горячую воду и теплоресурсы, являющиеся товаром и услугой, ежемесячно непостоянной величиной, сложно рассчитываемой и с переменной ценой. В соответствии с законом о защите прав потребителей она вправе требовать предоставление необходимой и достоверной информации в наглядной форме. Получать счета в почтовый ящик по месту нахождения объекта недвижимости в (адрес) для нее не является доступной формой, поскольку она проживает и зарегистрирована в (адрес), имеет преклонный возраст и является инвалидом. Почтовые ящики в доме по адресу: (адрес) каждый рассчитан на 2-х абонентов, кроме того у нее нет возможности ежемесячно извлекать квитанции. Квитанции содержат персональную информацию о ней и доступны неопределенному кругу лиц, что нарушает ее права. (дата) ею и ответчиком подписан протокол разногласий к договору от (дата) и ей было направлено дополнительное соглашение на урегулирование разногласий, которое без оснований было отвернуто ответчиком. Ответчик предложил в протоколе разногласий размещать платежные документы на интернет ресурсе dom.gosuslugi.ru, однако в бумажных экземплярах счетов на оплату информировал ее, что лицевой счет в системе ГИС ЖКХ не присвоен. Ответчик обязан размещать платежные документы на интернет ресурсе dom.gosuslugi.ru в силу закона. Она зарегистрирована в личном кабинете на сайте dom.gosuslugi.ru и ни одного платежного документа ответчиком не размещено. Указанный сайт в настоящее время недостаточно развит и получение информации пока не возможно. Квитанции на оплату потребленных ресурсов ответчик направил ей посредством сети интернет лишь два раза (дата) и (дата). Тишкина М.В. полагает, что ответчиком нарушены ее права, и в досудебном порядке урегулировать конфликт не представляется возможным. Длительная переписка, отсутствие результата добиться более 6 месяцев восстановления ее нарушенных прав привела к тяжелым моральным страданиям. Она часто плачет от страха и чувствует себя беззащитной перед ответчиком. Просила суд обязать ответчика изложить п. 3.3 договора в редакции «платежные документы доставляются поставщиком покупателю в их почтовые ящики по адресу, указанному в п. 8.2 договора и (или) на электронный адрес, указанный покупателем в дополнительном соглашении», а также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей. В дополнении к иску указала, что договор от (дата) на поставку тепловой энергии гражданам, проживающим в жилых помещениях всех форм собственности, был заключен ею с момента приобретения квартиры по адресу: (адрес). Данный договор был опубликован (дата) в газете ***, который стал действовать с момента государственной регистрации ее права на недвижимое имущество. В договоре содержится п. 1.3, согласно которого платежные документы доставляются энергоснабжающей организацией потребителю в их почтовые ящики. Потребители тепловой энергии, теплоносителя, проживающие в общежитиях получают платежные документы по адресу: у. (адрес). Таким образом, этот пункт был истолкован истцом о направлении платежных документов во все почтовые ящики потребителя или на выбор потребителя, т.е. по месту фактического нахождения и регистрации. Ответчик доставляет платежные документы без использования какой-либо упаковки и без использования услуг почтовой связи. Полагает, что понятие «почтовый ящик» не может быть использовано и имеет более широкую трактовку, в том числе «электронный почтовый ящик». Ее предложение о заключении индивидуального договора было основано на том, что она вправе была рассчитывать на получение платежных документов в электронный почтовый ящик, указанный в заявлении от (дата), а не по месту нахождения объекта недвижимости, поскольку это условие не противоречит п. 1.3 публичного договора. Гражданским и Жилищным законодательством не регламентировано место доставки платежного документа и истец вправе была рассчитывать на заключение договора в соответствии с Законом о защите прав потребителей. Полагала, что в соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса РФ имеются основания для изменения условий договора, поскольку имеется нарушение договора одной из сторон – ответчиком, которое влечет для другой стороны – истца такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была праве рассчитывать при заключении договора, т.е. на предоставление информации в наглядной форме и таким образом, истец договор на предложенных условиях не подписала бы, будь у нее свобода выбора. В своем ответе от (дата) ответчик сообщил, что платежные документы до конца 2016 году будут направлены на ее электронный адрес *** что свидетельствует о возможности и необременимости для ответчика направлять документы на данный адрес. При этом период направления на электронный адрес истца документов всегда совпадал с периодами проверок ответчика надзорными органами по ее заявлениям.

В судебное заседание истец Тишкина Л.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель истца Тишкин А.И., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал.

Представитель ответчика - ОАО «ЮТСК» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Решением Ясненского районного суда Оренбургской области от 13 июля 2017 года исковые требования Тишкиной Л.В. удовлетворил частично. Суд постановил: изменить индивидуальный договор на поставку тепловой энергии гражданам, проживающим в жилых помещениях от 20 марта 2017 года, заключенный между Тишкиной Л.В. и ОАО «Южноуральская теплосбытовая компания», изложив п. 3.3 договора в следующей редакции: «Платежные документы доставляются поставщиком покупателю в их почтовые ящики (по адресу, указанному в п. 1.1 договора) и в электронном виде направляются на электронный адрес покупателя *** или размещаются на официальном сайте Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства»; взыскать с открытого акционерного общества «Южноуральская теплосбытовая компания» в пользу Тишкиной Л.В. компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

На решение суда ответчиком АО «Южноуральская теплосбытовая компания» подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.

Проверив материалы дела и решение суда, доводы апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что истец Тишкина Л.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: (адрес) на основании договора дарения от (дата). Право собственности истца зарегистрировано в установленном законом порядке (дата), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющей проведенную регистрацию прав от (дата).

Из материалов дела следует, что на основании протокола общего собрания собственников многоквартирного дома по (адрес) от (дата) избран способ управления домом - управление управляющей организацией с выбором управляющей организации ООО «Городская управляющая компания».

Ответчик ОАО «ЮТСК» является энергоснабжающей организацией и осуществляет предоставление коммунальных услуг «отопления» и «горячее водоснабжение» потребителям МКД по адресу (адрес), осуществляет начисление и сбор оплаты тепловой энергии за фактическое принятое потребителями количество энергии, что подтверждается Уставом, утвержденным общим собранием акционеров (дата), и выпиской из ЕГРЮЛ от (дата).

Истец Тишкина Л.В. является потребителем оказываемых ответчиком ОАО «ЮТСК» коммунальных услуг, производит их оплату.

Из материалов дела следует, что (дата) Тишкина Л.В. обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила направить в ее адрес индивидуальный договор на поставку тепловой энергии и направлять счета ежемесячно на ее E-mail: ***

В сообщении от (дата) ответчик указал Тишкиной Л.В. о возможности получения информации по жилищно-коммунальным услугам в личном кабинете ГИС ЖКХ и указал, что платежные документы до конца 2016 года будут направлены на ее электронный адрес.

(дата) ответчиком дополнительно на заявление истца было сообщено о необходимости предоставить ряд документов для заключения индивидуального договор на поставку тепловой энергии.

(дата) Тишкина Л.В. обратилась в ОАО «ЮТСК» с заявлением о заключении индивидуального договора на поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения по адресу жилого помещения, расположенного в (адрес), приложив предусмотренные для заключения договора документы.

По результатам рассмотрения данного заявления ОАО «ЮТСК» направило (дата) в адрес истца подписанный и скрепленный печатью экземпляр договора от (дата) на теплоснабжение принадлежащего ей жилого помещения, указав, что договор составлен в соответствии с опубликованной формой публичного договора.

(дата) Тишкина Л.В. направила в адрес ОАО «ЮТСК» протокол разногласий и дополнительное соглашение к договору теплоснабжения от (дата), а также подписанный ею договор теплоснабжения от (дата) с отметкой «с протоколом разногласий от (дата)».

(дата) ОАО «ЮТСК» направило в адрес истца подписанный и скрепленный печатью экземпляр протокола разногласий к договору от (дата) с протоколом согласования разногласий от (дата), а также дополнительное соглашение без подписания, указав, что п. 3.3 отражен в протоколе согласования разногласий от (дата).

Из пункта 3.3 представленного договора теплоснабжения от (дата) следует, что платежные документы доставляются поставщиком потребителю в их почтовые ящики (по адресу, указанному в п. 1.1 договора). Потребители тепловой энергии, теплоносителя, проживающие в общежитиях получают платежные документы по адресу: (адрес)

Из п. 3.3 протокола разногласий от (дата) Тишкиной Л.В. следует, что платежные документы доставляются энергоснабжающей организацией потребителю в его почтовый ящик и на его электронный адрес ***

Согласно протоколу согласования разногласий от (дата) ОАО «ЮТСК» согласована редакция п. 3.3 договора: «Платежные документы доставляются поставщиком покупателю в их почтовые ящики (по адресу, указанному в п. 1.1 договора), а также выставляются в электронном виде на сайте www.dom.gosuslugi.ru».

Из материалов дела следует, что в газете *** от (дата) ОАО «ЮТСК» был опубликован типовой договор на поставку тепловой энергии гражданам, проживающим в жилых помещениях всех форм собственности, из которого следует, что его структурная нумерация пунктов отличается от спорного индивидуального договора, однако в разделе 3 (порядок расчета стоимости и оплаты тепловой энергии в горячей воде) в п. 1.3 предусмотрено следующее: «Платежные документы доставляются энергоснабжающей организацией потребителю в их почтовые ящики. Потребители тепловой энергии, теплоносителя, проживающие в общежитиях получают платежные документы по адресу: (адрес)

Разрешая спор, суд первой инстанции, исходя из положений ст.ст. 426, 432, 539, 540, 548, 426, 446 Гражданского кодекса РФ, пришел к верному выводу о том, что истец Тишкина Л.В. и ответчик ОАО «ЮТСК» заключили договор на поставку тепловой энергии с момента возникновения у истца права собственности на жилое помещение и фактического потребления услуг путем совершения конклюдентных действий потребителя и предоставленного законом ответчику права заключать публичные договора на поставку тепловой энергии.

В соответствии со ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.

Пунктом 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 предусмотрено, что потребитель, в том числе имеет право получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней).

Согласно п. 6, 7 Правил предоставления коммунальных услуг, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил; договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия); договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.

Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг при определенных условиях (п. 17, п. 14) может быть ресурсоснабжающая организация.

Как следует из содержания п. 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08 августа 2012 года № 808, и п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг, к существенным условиям договора теплоснабжения относится порядок расчетов по договору; договор должен определять адрес и способ доставки потребителю платежного документа для оплаты коммунальных услуг.

В соответствии с ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: 1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; 2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.

С 01 июля 2017 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» на исполнителя коммунальной услуги, в том числе ресурсоснабжающую организацию, возложена обязанность размещать в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информацию о расчетах за потребляемые коммунальные услуги (размер платы и образовавшейся задолженности). При этом размещение в ГИС ЖКХ информации о размере платы за коммунальные услуги, задолженности по оплате коммунальных услуг является достаточным основанием для оплаты потребителем соответствующих услуг в установленный для этого срок.

В соответствии с п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (п. 9 ст. 2, ч. 2 ст. 155 ЖК РФ). На потребителя услуг не может быть возложена обязанность по получению платежного документа только на бумажном носителе или только в электронном виде.

Из текста опубликованного 16 сентября 2016 года публичного договора следует, что в нем отсутствуют условия о местонахождении почтового ящика, в который будут доставляться платежные документы, направляемые потребителям коммунальной услуги.

Из протокола разногласий следует, что истец не имеет возможности получать платежные документы по месту нахождения жилого помещения и, соответственно, своевременно исполнять обязанность по оплате коммунальных услуг.

Судом установлено, что информация о размере платы истца впервые была размещена в системе ГИС ЖКХ в период рассмотрения дела по периоду оплаты за май 2017 года, при этом сведения о размещении платежного документа в полном объеме не представлено, и что ответчиком на адрес электронной почты истца направлялись платежные документы.

Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что указание в публичном договоре от (дата) и индивидуальном договоре от (дата) о получении платежных документов только в форме бумажного документа, не может быть признано соответствующим закону, поскольку действующим законодательством предусмотрено получение потребителем платежного документа, как на бумажном носителе, так и в электронном виде, а также право потребителя на получение информации о размере платы по адресу его электронной почты.

В связи с чем суд правомерно частично удовлетворил требования Тишкиной Л.В. об изменении условий договора о направлении платежных документов потребителю в форме электронного документа, изложив п. 3.3 договора в следующей редакции: «Платежные документы доставляются поставщиком покупателю в их почтовые ящики (по адресу, указанному в п. 1.1 договора) и в электронном виде направляются на электронный адрес покупателя *** или размещаются на официальном сайте Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства», исходя из того, что ответчик, выполняя обязанность по предоставлению потребителю платежных документов и исполняя условия договора, в зависимости от технических возможностей вправе выбрать способ направления платежных документов по электронной почте либо посредством размещения только лишь в системе ГИС ЖКХ.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда.

Судебная коллегия также полагает верным вывод суда первой инстанции о том, что поскольку ответчик нарушил права Тишкиной Л.В. как потребителя, то в соответствии сост. 15 Закона «О защите прав потребителей», п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителя», п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса РФ, также подлежат удовлетворению требования истца о компенсации морального вреда в размере 1 000 рублей.

Доводы апелляционной жалобы основаны не несогласии с решением суда, обязывающем ответчика внести изменения в п.3.3 теплоснабжения от (дата). Довод апелляционной жалобы, что платежные документы о размере платы, подлежащей внесению Тишкиной Л.В. за потребленную тепловую энергию размещены в системе ГИС ЖКХ с июля 2017 года, не является основанием для отмены решения суда, как и довод о том, что составленный договор на поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения соответствует опубликованной форме публичного договора, поскольку законодательством предусмотрены различные способы направления потребителю платежных документов, в том числе и в адрес электронной почты потребителя.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда и не находит оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Ясненского районного суда Оренбургской области от 13 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Южноуральская теплосбытовая компания» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: