Судья: Башмакова Н.С. № 33-7725
Докладчик: Карасовская А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 августа 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Чудиновой Т.М.
судей Карасовской А.В., Пастухова С.А.
при секретаре Крюковой Е.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Карасовской А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 11 мая 2018 года
по иску ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения Администрации Таштагольского муниципального района» об отмене решения,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд к МКУ «Управление социальной защиты населения Администрации Таштагольского муниципального района» об отмене решения.
Требования мотивировал тем, что на основании распоряжения Администрации Кемеровской области № … от 06.09.2005, удостоверения от 21.09.2005, он является ветераном труда и имеет право на льготы, предоставляемые на условиях и в порядке установленных статьями 22 и 23 Федерального Закона «О ветеранах». Пенсия за выслугу лет была ему назначена 26.08.2004. С 2014 года, то есть с момента выхода на пенсию по достижении 60 лет, он пользовался льготами на бесплатный проезд в общественном транспорте, ежегодно получал единый социальный билет. 14.12.2017 Управлением социальной защиты ему был выдан единый социальный проездной билет ГИМ № … на срок с 01.01.2018 по 31.12.2019.
Решением Управления социальной защиты населения администрации Таштагольского муниципального района от 26.12.2017 № … (личное дело № …) ему отказано в денежной компенсации на оплату жилого помещения. В обоснование отказа в решении дана ссылка, на статью 4 Закона Кемеровской области от 20.12.2004 № 105-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной Войны и ветеранов труда» в которой указано, что меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда после назначения им страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Письмом от 31.01.2018 Управление социальной защиты населения Администрации Таштагольского муниципального района потребовало вернуть в УСЗН его единый социальный билет.
Считает, что решение Управления социальной защиты населения об отказе ему в предоставлении льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, а также требования вернуть единый социальный билет незаконными, нарушающими его право на социальное обеспечение.
Полагает, что ссылка ответчика на то, что он не является получателем страховой пенсии незаконна, так как закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ был принят 28.12.2013, тогда как звание ветерана труда ему присвоено в сентябре 2005 года.
Просил решение Управления социальной защиты населения Администрации Таштагольского муниципального района от 26.12.2017 № … отменить; обязать ответчика назначить ему компенсацию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Определением Таштагольского городского суда Кемеровской области от 28.04.2018 приняты уточненные исковые требования ФИО1 в части отмены решения Управление социальной защиты населения Таштагольского муниципального района от 26.12.2017 № …; обязывании ответчика предоставить меры социальной поддержки в виде компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; признании незаконным действия по лишению права на меру социальной поддержки по оплате проезда отдельными видами транспорта; восстановлении право на меру социальной поддержке по оплате проезда отдельными видами транспорта.
Решением Таштагольского городского суда Кемеровской области от 11 мая 2018 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 к МКУ «Управление социальной защиты населения Администрации Таштагольского муниципального района» об отмене решения Управления социальной защиты населения Администрации Таштагольского муниципального района от 26.12.2017 № …, обязании предоставить меру социальной поддержки в виде компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг, признании незаконными действий по лишению права на меру социальной поддержки по оплате проезда отдельными видами транспорта, восстановлении права на меру социальной поддержки по оплате проезда отдельными видами транспорта отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Ссылаясь на те же обстоятельства, что и в исковом заявлении, считает, что ссылка в решении на то, что он не является получателем страховой пенсии незаконна, так как Закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ был принят 28.12.2013, а звание ветерана труда ему присвоено в сентябре 2005 года.
Судом не учтено, что после выхода на пенсию он занимался трудовой деятельностью, о чем имеются записи в трудовой книжке от 19.10.1972, в трудовом договоре от 25.11.2008. Полагает незаконным отказ в удовлетворении его исковых требований со ссылкой на ст. 7 Конституции РФ.
Относительно апелляционной жалобы УСЗН администрации Таштагольского муниципального района принесены возражения.
В суде апелляционной инстанции ФИО1 настаивал на доводах апелляционной жалобы.
Представитель УСЗН администрации Таштагольского муниципального района в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о слушании извещены. Поскольку об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили, в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 на основании распоряжения администрации Кемеровской области от 06.09.2005 года № … присвоено звание «Ветеран труда», 21.09.2005 ему выдано удостоверение.
ФИО1 является получателем пенсии по линии МВД РФ за выслугу лет с 26.08.2004. Уволен из МВД по ст. 58 (б) «по достижении предельного возраста».
С 2014 года (достижение 60 лет) истец пользовался льготами на бесплатный проезд в общественном транспорте. ФИО1 трижды: 30.01.2015, 18.12.2015 и 14.12.2017 выдавались единые социальные проездные билеты: № … на срок действия с 01.01.2015 по 31.12.2015, № … на срок действия с 01.01.2016 по 31.12.2017, № … на срок действия с 01.01.2018 по 31.12.2019.
31.01.2018 Управлением социальной защиты населения Администрации Таштагольского муниципального района ФИО1 было направлено требование о возврате единого социального билета в связи с отсутствием права пользования мерами социальной поддержки и 26.01.2018 единый социальный проездной билет № … закрыт.
26.12.2017 ФИО1 обратился в Управление социальной защиты населения администрации Таштагольского муниципального района за назначением компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Решением № … от 26.12.2017 г. Управления социальной защиты населения администрации Таштагольского муниципального района ФИО1 отказано в назначении компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку ФИО1 не является получателей страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», поэтому не имеет права на меры социальной поддержки.
Разрешая заявленные ФИО1 требования об отмене решения Управления социальной защиты населения Администрации Таштагольского муниципального района от 26.12.2017 № …; обязании предоставить меру социальной поддержки в виде компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг, признании незаконными действий по лишению права на меру социальной поддержки по оплате проезда отдельными видами транспорта, восстановлении права на меру социальной поддержки по оплате проезда отдельными видами транспорта суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в их удовлетворении.
Судебная коллегия согласна с данным выводом суда, поскольку он основан на нормах действующего законодательства.
Так, согласно ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются, в том числе, имеющие удостоверение «Ветеран труда».
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О Ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей:
1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) получение ежемесячной денежной выплаты;
3) предоставление жилых помещений;
4) компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;
5) оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 22 Федерального закона «О ветеранах»).
Из указанных выше положений следует, что, поскольку до 1 января 2005 ветераны военной службы, достигшие общего пенсионного возраста, были приравнены по уровню прав и льгот к ветеранам труда, то, следовательно, в настоящее время меры их социальной поддержки должны определяться законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с указанным законодательным положением в субъектах Российской Федерации устанавливаются меры социальной поддержки ветеранов военной службы.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 2 Закона Кемеровской области от 28.12.2016 № 97-03 «О мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельными видами транспорта» к категориям лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом (далее - меры социальной поддержки), относятся ветераны труда в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах»; лица, которым с 1 января 2005 года до 1 июля 2016 года присвоено звание «Ветеран труда» в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».
В статье 4 п. 1 Закона Кемеровской области от 20.12.2004 г. N 105-0З «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда» перечислены меры социальной поддержки, предоставляемые ветеранам труда после назначения им пенсии в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно п. 4 ст. 10 Закона Кемеровской области «О мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельными видами транспорта» № 97-ОЗ от 28.12.2016 меры социальной поддержки, предусмотренные подпунктами 1, 2, 4 и 5 пункта 1 статьи 3 настоящего Закона, предоставляются лицам, относящимся к категориям лиц, предусмотренным подпунктами 8 и 9 статьи 2 настоящего Закона, при условии назначения страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Согласно ч. 4 ст. 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1, введенной Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ, лица, указанные в ст. 1 данного Закона (военнослужащие), при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» право на страховую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Федеральный закон от 22 июля 2008 N 156-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования (24 июля 2008 ). Однако изменения, внесенные в военно-пенсионное законодательство, в части установления страховой части трудовой пенсии по старости гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...», распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.
Данное обстоятельство обусловлено тем, что с 01 января 2002 в Российской Федерации было введено новое законодательство, регламентирующее условия, нормы установления и порядок выплаты трудовых пенсий. В соответствии с ним право на трудовую (страховую) пенсию у граждан Российской Федерации возникает при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В соответствии Федеральным законом от 22 июля 2008 N 156-ФЗ не все военные пенсионеры имеют право на получение страховой части трудовой пенсии, а только те, которые достигли пенсионного возраста, дающего основание для назначения трудовой пенсии по старости (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), и имеющие официальный страховой стаж не менее пяти лет.
Страховой стаж - это периоды работы, когда работодатель уплачивает страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за своего работника (ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Из указанных выше норм права следует, что для того, чтобы получать трудовую (страховую) пенсию после увольнения с военной службы, необходим не только трудовой стаж необходимый для назначения пенсии, но и пять лет страхового стажа, что отмечено в Федеральном законе N 156-ФЗ от 22.07.2008.
Как правильно указал суд в решении, у ФИО1 отсутствует необходимый страховой стаж (5 лет), следовательно, отсутствуют правовые основания для назначения страховой пенсии по старости и право на получение мер социальной поддержки.
Служба в органах МВД РФ в страховой стаж не включается, так как в соответствии с Федеральным законом №4468-1 сотрудники органов МВД РФ подлежат особому пенсионному обеспечению, не основанному на принципе страхования.
Таким образом, у истца отсутствует право на предоставление социальных льгот, которые предоставляются ветеранам труда, достигшим пенсионного возраста, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах» N 5-ФЗ от 12.01.1995 и Законом Кемеровской области от 20.12.2004 г. N 105-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда».
Доводы жалобы о том, что истец осуществлял трудовую деятельность после выхода на пенсию, материалами дела не подтверждены. Доказательств наличия у истца 5 лет страхового стажа в материалы дела истцом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено. В суде апелляционной инстанции истец указал на отсутствие у него страхового стажа, пояснил, что получателем трудовой (страховой) пенсии не является.
Доводы жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, всем им дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные доводы жалобы не опровергают выводы суда, сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены решения суда.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда по делу законным и обоснованным, так как оно соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном толковании.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 11 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Т.М. Чудинова
Судьи А.В. Карасовская
С.А. Пастухов