Судья: Сучкова И.А. № 33А- 7726
Докладчик: Евтифеева О.Э.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«30» июля 2014г. Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Евтифеевой О.Э.,
судей: Быковой С.В., Михеевой С.Н.,
с участием прокурора Чичина С.С.
при секретаре: Плотниковой С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Евтифеевой О.Э. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Кемеровского муниципального района на решение Заводского районного суда г. Кемерово от 06 мая 2014 года
по делу по заявлению прокурора Кемеровского района в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим распоряжения Администрации Кемеровского муниципального района от 01.03.2005г. № 400-р «О нормативе потребления угля для населения Кемеровского района»,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Кемеровского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании недействующим со дня принятия распоряжения Администрации Кемеровского муниципального района от 01.03.2005 года № 400-р «О нормативе потребления угля для населения Кемеровского района».
Требования мотивированы тем, что 01.03.2005г. Администрацией Кемеровского муниципального района издано распоряжение № 400-р «О нормативе потребления угля для населения Кемеровского района», которым утверждены нормативы потребления угля. Распоряжение опубликовано в Кемеровской районной газете «Заря» от 12.03.2005г. № 11. Настоящее Распоряжение утверждает нормативы потребления угля для населения Кемеровского муниципального района в целях предоставления населению равных социальных гарантий и рационального использования бюджетных средств, а также для расчета оплаты коммунальных услуг жителям Кемеровского района и последующего расчета при назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.
Полагает, что нормативный акт противоречит законодательству, поскольку органы местного самоуправления не наделены федеральным законодательством полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе твердого топлива для жилых домов с печным отоплением. Нормативными правовыми актами Кемеровской области органы местного самоуправления также не наделены полномочиями по утверждению нормативов потребления населением твердого топлива. Таким образом, распоряжение Администрации Кемеровского муниципального района от 01.03.2005 № 400-р «О нормативе потребления угля для населения Кемеровского района» противоречит требованиям закона.
В судебном заседании помощник прокурора Кемеровского района Кирюшина М.А. на доводах заявления настаивала.
Представитель Администрации Кемеровского муниципального района Герасимова М.Н. в удовлетворении требования прокурора Кемеровского района возражала.
Решением Заводского районного суда г.Кемерово от 06 мая 2014 года постановлено: «Заявление прокурора Кемеровского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным и отмене распоряжения администрации Кемеровского муниципального района от 01.03.2005г. № 400-р «О нормативе потребления угля для населения Кемеровского района» - удовлетворить.
Признать распоряжение администрации Кемеровского муниципального района от 01.03.2005г. № 400-р «О нормативе потребления угля для населения Кемеровского района» недействующим полностью с момента вступления решения суда в законную силу».
В апелляционной жалобе представитель Администрации Кемеровского муниципального района ФИО1 просит решение суда отменить, принять новое.
Полагает, что судом неправильно применены нормы материального права. Настаивает, что на территории Кемеровской области нормативный правовой акт, устанавливающий нормативы потребления твердого топлива (угля), на сегодняшний день не принят.
Указывает, что на территории Кемеровской области действует постановление Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 20.12.2010 № 173 «Об установлении розничных цен на уголь и дрова, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье», которым установлены розничные цены на уголь и дрова, реализуемые гражданам, проживающим в домах без центрального отопления, в пределах установленных нормативов потребления.
Полагает, что отмена распоряжения приведет к невозможности исполнения функции, направленной на поддержку жителей Кемеровского района путем предоставления твердого топлива по льготной цене в пределах установленной нормы, что повлечет негативные последствия для жителей Кемеровского муниципального района.
Лица, участвующие в деле и их представители в судебное заседание не явились. Извещены. Об уважительности причин неявки не сообщали. Об отложении рассмотрения дела не заявляли. С учетом требований ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Кемеровской области Чичина С.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив, законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Согласно заявлению судом разрешались требования, предъявленные в порядке главы 24 ГПК РФ, о признании недействующим нормативного акта органа местного самоуправления.
Резолютивная часть решения содержит выводы об удовлетворении требований о признании незаконным и отмене распоряжения Администрации Кемеровского муниципального района, что не соответствует предмету заявленных требований и ст. 253 ГПК РФ. В указанной части решение суда не соответствуют процессуальному законодательству и подлежит отмене.
В части выводов суда о признании недействующим нормативного акта судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, распоряжением Администрации Кемеровского района от 01.03.2005г. № 400-р «О нормативе потребления угля для населения Кемеровского района» (<данные изъяты> утвержден норматив потребления угля, реализуемого населению. Распоряжение опубликовано в газете «Заря» от 12.03.2005г. № 11 <данные изъяты>
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый нормативный акт противоречит требования законодательства, поскольку норматив потребления коммунальной услуги утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Выводы суда судебная коллегия полагает незаконными, постановленными на основе неправильного применения норм материального права, с нарушением требований о действии закона во времени, установленных ст. 6 ЖК РФ,
В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного акта) было установлено, что размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. «а» п. 4 Постановления Правительства РФ от 21.08.2001 N 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было рекомендовано устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг для населения в соответствии с Методическими рекомендациями по определению потребительской корзины для основных социально - демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. N 192.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого распоряжения утверждение норматива потребления коммунальной услуги было отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, доводов и доказательств, что на момент принятия установленные нормативы не соответствовали указанным выше Методическим рекомендациям в ходе рассмотрения дела не приведено, судебной коллегией не установлено. Таким образом, выводы суда об отсутствии полномочий у органа местного самоуправления по утверждению нормативов потребления коммунальной услуги не соответствуют закону.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" утверждены «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», и признан утратившим силу подпункт "а" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов". В соответствии с пунктами 2 и 4 «Правил» нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, к которым относятся органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 8, 12 «Правил» (в редакции, действовавшей на момент принятия «Правил») установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций, изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления.
Согласно п. 13 «Правил» основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
Согласно п. 16 «Правил» срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
В ходе рассмотрения дела доводов и доказательств, свидетельствующим о том, что оспариваемый нормативный акт содержит противоречия с «Правилами», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 заявителем не приведено.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в пункт 1 статьи 157 ЖК РФ внесены изменения, вступившие в силу с 13.08.2010 года, согласно которым полномочия по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 6-1 Закона Кемеровской области от 28.06.2010 N 70-ОЗ "О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере жилищно-коммунального комплекса" (в редакции Закона Кемеровской области от 14.12.2010 N 143-ОЗ) исполнительный орган государственной власти Кемеровской области, проводящий государственную политику в сфере жилищно-коммунального комплекса устанавливает нормативы потребления коммунальных услуг (за исключением электроснабжения и газоснабжения) в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, полномочия по установлению нормативов потребления коммунальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации только после 13.08.2010г., требования ст. 157 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 года № 237-Фз не могут быть применены к отношениям, возникшим до вступления с силу соответствующих изменений. Применив для оценки законности нормативного акта, принятого в 2005 году требования ст. 157 ЖК РФ в редакции, действующей после 13.08.2010г., суд нарушил принцип действия закона во времени.
Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 258 "О внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" Правила изложены в новой редакции, вступившей в силу с 01.07.2012 года.
Согласно п. 3 «Правил» (в новой редакции) нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 14-16 «Правил» установлено, что срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами, изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления, установлены основания для изменения нормативов потребления коммунальных услуг, в числе которых не указано такое основание для изменения нормативов, как изменение компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в области установления нормативов потребления.
После внесения изменения в нормативные акты Российской Федерации (Жилищный кодекс РФ, указанные выше Постановления Правительства РФ), нормативные акты Кемеровской области, органом местного самоуправления нормативных актов устанавливающих или изменяющих нормативы потребления коммунальной услуги не принималось.
Нормативные акты, вносящие изменение компетенцию органов государственной власти в области установления нормативов потребления не содержат указание на обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации по принятия нормативного акта, устанавливающего нормативы потребления уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в какой – либо срок. В ходе рассмотрения дела не представлено доказательств, свидетельствующих о наступлении обстоятельств, являющихся основанием для изменения установленных нормативов.
При рассмотрении дела указанное не было принято во внимание судом, выводы суда постановлены на основе неправильного применения норм материального права.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что оспариваемый акт принят уполномоченным органом в пределах установленной компетенции органа местного самоуправления, не противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, оснований для признания нормативного акта недействующим не имеется, решение суда подлежит отмене. Принимая новое решение, судебная коллегия полагает необходимым в удовлетворении требований прокурора отказать.
Руководствуясь ст. ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Заводского районного суда г.Кемерово от 06 мая 2014 года отменить, принять по делу новое решение: в удовлетворении требований прокурора о признании недействующим распоряжения Администрации Кемеровского района от 01.03.2005г. № 400-р «О нормативе потребления угля для населения Кемеровского района» отказать.
Председательствующий:
Судьи: