дело №33-772/2016 судья Кукурекин К.В.
категория 57
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Севастополь 21 апреля 2016 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи - Лядовой Т.Р.,
судей - Андрейченко А.А., Дудкиной Т.Н.,
при секретаре - Нудьга Р.Н.,
с участием:
представителей истца - ФИО25, ФИО4,
ответчика - ФИО1,
представителя ответчика - ФИО5,
представителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю - ФИО6;
представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя - ФИО7;
третьего лица - ФИО2, действующего в своих интересах и в интересах заинтересованного лица ФИО3,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общественной организации «Клуб любителей активного отдыха «Шторм» (далее ОО «КЛАО «Шторм»), ФИО25 к ФИО26, Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю (далее ГУ МЮ РФ по Республике Крым и Севастополю), Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя (далее ИФНС по Ленинскому району г. Севастополя) о признании недействительными решения о государственной регистрации, распоряжения о государственной регистрации изменений, записи в Едином государственном реестре юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) о внесении сведений о юридическом лице, и обязании ИФНС по Ленинскому району г. Севастополя внести сведения о признании записи в ЕГРЮЛ недействительной
по апелляционным жалобам ФИО2, ФИО3, ФИО1 и ГУ МЮ РФ по Республике Крым и Севастополю на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 16 декабря 2015 г.
Заслушав доклад судьи Андрейченко А.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
истец обратился в суд с указанным иском к ответчикам, в котором, уточнив в ходе судебного разбирательства требования, просил признать недействительными:
решение ОО «КЛАО «Шторм» о внесении сведений в ЕГРЮЛ;
распоряжение №-р ГУ МЮ РФ по Республике Крым и Севастополю о государственной регистрации изменений в учредительные документы ОО «КЛАО «Шторм» (ИНН <***>);
запись в ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ о внесении сведений о юридическом лице, зарегистрированном на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя;
а также обязать ИФНС по Ленинскому району г. Севастополя внести сведения о признании записи в ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ недействительной.
В обоснование исковых требований ФИО25 указал, что 27 февраля 2015 г. ОО «КЛАО «Шторм» было получено заочное решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 3 сентября 2014 г. по делу по иску ФИО1 к ОО «КЛАО «Шторм» о признании недействительным решения очередного общего собрания ОО «КЛАО «Шторм» (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) о назначении ФИО25 на должность председателя.
18 марта 2015 г. определением Ленинского районного суда г. Севастополя указанное заочное решение было отменено.
В ходе рассмотрения заявления об отмене заочного решения стало известно, что 28 февраля 2015 г. ФИО26 подал заявление о внесении в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице - ОО «КЛАО «Шторм». На основании данного заявления ДД.ММ.ГГГГ ГУ МЮ РФ по Республике Крым и Севастополю было принято решение о государственной регистрации изменений в учредительные документы ОО «КЛАО «Шторм» и государственной регистрации данного общественного объединения путем внесения таких сведений в ЕГРЮЛ (распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ).
Однако члены общественной организации решения о внесении сведений в ЕГРЮЛ не принимали, послужившее основанием для внесения сведений об ОО «КЛАО «Шторм» в ЕГРЮЛ послужило решение лиц, не имеющих отношения к ОО «КЛАО «Шторм».
Распоряжение ГУ МЮ РФ по Республике Крым и Севастополю №-р от 27 февраля 2015 г. является незаконным и нарушающим права и законные интересы общественной организации, поскольку оно издано на основании заявления ФИО1, не имеющего полномочий выступать от имени ОО «КЛАО «Шторм», так как заочное решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 27 февраля 2015 г. было отменено и не вступило в законную силу, а также на основании оспариваемого ничтожного решения ОО «КЛАО «ШТОРМ».
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 16 декабря 2015 г. исковые требования удовлетворены частично, признаны недействительными решение общего собрания ОО «КЛАО «Шторм» от 1 декабря 2014 г. (протокол №) и распоряжение ГУ МЮ РФ по Республике Крым и Севастополю №-р от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации изменений в учредительные документы ОО «КЛАО «Шторм», ИФНС по Ленинскому району г. Севастополя обязана исключить из ЕГРЮЛ запись от ДД.ММ.ГГГГ о внесении сведений о Севастопольской региональной общественной организации «Клуб любителей активного отдыха «Шторм» (далее СРОО «КЛАО «Шторм»). В удовлетворении остальной части требований отказано.
Ответчики ФИО26 и Главное управления Минюста РФ по РК и Севастополю, а также заинтересованные лица (члены Севастопольской региональной общественной организации «Клуб любителей активного отдыха «Шторм» (далее СРОО «КЛАО «Шторм») - ФИО2 и ФИО3 подали апелляционные жалобы, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение - об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
В частности, ФИО2 и ФИО3 указывают, что по состоянию на 15 мая 2012 г. членами ОО «КЛАО «Шторм» были 4 человека: ФИО26, ФИО3, ФИО12 и ФИО2 С 15 мая 2012 г. по настоящее время они не принимали в организацию новых членов, в том числе не избирали в члены правления ФИО25 и ФИО13 Вместе с тем председатель правления ФИО26, проявив халатность, в соответствии с пунктом 6 статьи 181.4 ГК РФ не уведомил членов правления о подаче в суд иска о признании недействительным решения очередного общего собрания ОО «КЛАО «Шторм» (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) о назначении ФИО25 на должность председателя, а также о передаче по акту учредительных документов, печати бухгалтерской и иной документации организации.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное.
В соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, что в силу части 5 статьи 330 ГПК РФ влечет рассмотрение дела судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 этого Кодекса.
Из материалов дела следует, что участники СРОО «КЛАО «Шторм» ФИО2 и ФИО3 не были уведомлены ФИО1 об оспаривании решения участников указанной организации о проведении регистрационных действий по внесению сведений об организации в ЕГРЮЛ, и судом первой инстанции они также к участию в деле привлечены не были, в то время как принятым решением разрешен вопрос об их правах и обязанностях, что является основанием для отмены решения суда в любом случае, и в связи с чем определением от 31 марта 2016 г. судебная коллегия определила о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 этого Кодекса, с привлечением ФИО2 и ФИО3 к участию в деле в качестве третьих лиц.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился третье лицо ФИО3, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомил. Учитывая изложенное, а также защиту интересов третьего лица его представителем по доверенности ФИО2 и то обстоятельство, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, судебная коллегия в соответствии со статьями 167, 327 считает необходимым рассмотреть дело в отсутствие третьего лица ФИО3
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 25 июля 2005 г. Ленинским районным управлением юстиции г. Севастополя было зарегистрировано объединение граждан - Общественная организация «Клуб любителей активного отдыха «Шторм», в подтверждение чего было выдано свидетельство № (л. д. 9).
Государственная регистрация юридического лица - ОО «КЛАО «Шторм» была проведена Ленинской районной государственной администрацией в г. Севастополе 25 июля 2005 г. (номер записи о включении сведений о юридическом лице в ЕГРПОУ №) (л. д. 14).
ДД.ММ.ГГГГ ИФНС по Ленинскому району г. Севастополя в ЕГРЮЛ внесена запись № о внесении сведений о юридическом лице, зарегистрированном на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя (л.д. 16-17).
Учредителями (основателями) ОО «КЛАО «Шторм» являлись физические лица ФИО14, ФИО15 и ФИО26 (т. 1 л. д. 46).
Решением общего собрания членов ОО «КЛАО «Шторм» от 15 июня 2005 г., оформленного протоколом №, было избрано правление организации в количестве трех человек в лице ФИО1 - председателя правления, ФИО14 - члена правления и ФИО15 - члена правления (т. 1 л. д. 47).
По состоянию на 29 мая 2006 г. и 27 июля 2007 г. ОО «КЛАО «Шторм» состояла из 7 членов: ФИО14, ФИО15, ФИО1, ФИО2, ФИО16, ФИО3 и ФИО17 (т. 1 л. <...>).
Решением общего собрания членов ОО «КЛАО «Шторм» от 29 мая 2006 г., оформленного протоколом №, было избрано правление организации в количестве трех человек в лице ФИО1 - председателя правления, ФИО2 - члена правления и ФИО3 - члена правления (т. 1 л. д. 66).
Согласно акту проверки уставной деятельности ОО «КЛАО «Шторм», проведенной 30 марта 2009 г. Ленинским районным управлением юстиции в г. Севастополе председателем правления организации является ФИО26, членами правления - ФИО2 и ФИО3 (т. 1 л.д. 65).
Из представленной истцом копии протокола очередного собрания членов правления ОО «КЛАО «Шторм» №, состоявшегося 1 августа 2012 г., усматривается, что по состоянию на день проведения данного собрания участниками организации по списку являлись три человека: ФИО25, ФИО13 и ФИО26 (т. 1 л. д. 181).
Согласно копии протокола общего собрания членов ОО «КЛАО «Шторм» № от 1 сентября 2012 г. по состоянию на день проведения собрания участниками организации по списку уже являлись 8 человек: ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО25, ФИО13 и ФИО26 (т. 1 л. д. 10).
При этом, как усматривается из обстоятельств дела, на общем собрании членов ОО «КЛАО «Шторм», которое состоялось ДД.ММ.ГГГГ, председателем правления организации был избран ФИО25 (т. 1 л. д. 10).
Согласно сведениям Информационно-ресурсного цента Единого государственного реестра предприятий и организаций ФИО8 от 27 мая 2014 г., учредителями ОО «КЛАО «Шторм» по состоянию на день получения таких сведений являлись: ФИО15, ФИО14, ФИО26 Руководителем организации согласно указанных сведений с 1 сентября 2012 г. является ФИО25 (т. 2 л. д. 21-23).
1 декабря 2014 г. состоялось общее собрание членов ОО «КЛАО «Шторм» (протокол №). Участие в данном собрании приняли четыре члена организации, а именно: ФИО2, ФИО26, ФИО12 и ФИО3 (л. д. 103). При этом, как усматривается из содержания протокола указанного собрания, на день его проведения членами организации являлись именно указанные лица в количестве четырех человек.
На указанном собрании членов ОО «КЛАО «Шторм» были приняты следующие решения: 1) утвердить новое наименование организации - Севастопольская региональная общественная организация «Клуб любителей активного отдыха «Шторм». Сокращенное наименование - СРОО «КЛАО «Шторм»; 2) утвердить устав СРОО «КЛАО «Шторм» в новой редакции и привести его в соответствие с законодательством РФ; 3) определить местонахождение организации по адресу: <адрес>; 4) избрать ФИО1 председателем организации; 5) избрать ФИО3 ревизором организации; 6) избрать правление организации в составе ФИО1 - председателя правления, и членов правления - ФИО2 и ФИО16; 7) поручить ФИО26 обратиться с заявлением в ФНС РФ для проведения регистрационных действий по внесению сведений об организации (л. д. 103 - 105).
27 февраля 2015 г. ГУ МО РФ по Республике Крым и Севастополю было издано распоряжение №-р, которым принято решение осуществить государственную регистрацию изменений, вносимых в Устава СРОО «КЛАО «Шторм», представленный в новой редакции, утвержденной решением общего собрания членов от 1 декабря 2014 г.; внести сведения о СРОО «КЛАО «Шторм» в ЕГРЮЛ; направить в ИФНС по Ленинскому району г. Севастополя документы, необходимые для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (т. 1 л. д. 87).
ДД.ММ.ГГГГ ИФНС по Ленинскому району г. Севастополя внесла в ЕГРЮЛ запись за основным государственным регистрационным номером № о регистрации юридического лица - СРОО «КЛАО «Шторм» (л. д. 88).
В соответствии с положениями статьи 1202 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо. На основе личного закона юридического лица определяются, в частности, вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, содержание правоспособности юридического лица, организационно-правовая форма юридического лица, внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками, вопросы ответственности учредителей (участников) юридического лица по его обязательствам.
Иными словами статья 1202 ГК РФ содержит принцип выявления гражданской правоспособности иностранного юридического лица по праву той страны, в которой оно учреждено.
Из фактических обстоятельств дела усматривается, что ОО «КЛАО «Шторм» было учреждено в Республике Украина и на основании законодательства Республики Украина.
Российская Федерация и Республика Украина являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 20.03.1992 г. «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности», в силу п. а) статьи 11 которого установлено, что гражданская правоспособность и дееспособность юридических лиц и предпринимателей определяется по законодательству государства - участника Содружества Независимых Государств, на территории которого учреждено юридическое лицо, зарегистрирован предприниматель.
Также Российская Федерация и Республика Украина являются участниками Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 г. (далее Конвенция).
Согласно пункту 3 статьи 3 Конвенции ее положения применяются также к юридическим лицам, созданным в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон.
Пунктом 3 статьи 23 Конвенции установлено, что правоспособность юридического лица определяется законодательством государства, по законам которого оно было учреждено.
Согласно положениям статьи 6 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образований в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ) со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 10 Закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ государственные и местные учреждения, предприятия и организации, функционирующие на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, осуществляют свою деятельность с сохранением прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 г. законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
5 мая 2014 г. был принят Федеральный закон № 124 «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее ФЗ № 124). Согласно указанному ФЗ № 124 Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» дополнен статьей 19, а пункт 1 статьи 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации изложен в новой редакции.
Пунктами 1 и 5 статьи 19 ФЗ № 52 предусмотрено:
«1. В целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (за исключением юридических лиц, имущество которых находится в собственности у публично-правового образования, или юридических лиц, участником которых является публично-правовое образование), могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 января 2015 г…
5. Указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица, которые обратились с заявлением, приобретают права и обязанности российских организаций с момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц, при этом их личным законом (статьи 1202) становится право Российской Федерации…».
Согласно частям первой и второй статьи 1202 части 3 ГК РФ на основе личного закона юридического лица, определяются в частности: внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками.
На момент созыва и проведения общего собрания членов ОО «КЛАО «Шторм», состоявшегося 1 декабря 2014 г., данное юридическое лицо в ЕГРЮЛ Российской Федерации зарегистрировано не было. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается и подтверждается письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Таким образом, поскольку общее собрание членов ОО «КЛАО «Шторм», состоявшееся 1 декабря 2014 г., проводилось до обращения организации с заявлением о внесении сведений о нем в единый государственный реестр юридических лиц, правом юридического лица на тот момент являлось право ФИО8, в соответствии с которым и регламентировались внутренние отношения организации и ее членов.
Вместе с тем, поскольку ФЗ № 124 содержит требование о приведении учредительных документов юридического лица в соответствие с законодательством Российской Федерации, то на содержание новой редакции устава распространяются нормы российского права.
Деятельность общественных организаций с 19 апреля 2012 г. в Украине регулируется Законом ФИО8 «Об общественных объединениях» № 4572-VI от 22.03.2012 г. До указанной даты такая деятельность регулировалась Законом ФИО8 «Об объединениях граждан» № 2460-ХII от 16.06.1992 г., который утратил силу в соответствии с Законом ФИО8 № 4572-VI от 22.03.2012 г.
В соответствии с положениями статьи 3 Закона ФИО8 «Об общественных объединениях» № 4572-VI от 22.03.2012 г. одним из основных принципов создания и деятельности общественных объединений является, в частности, саморегулирование, которое предусматривает право членов участников общественного объединения самостоятельно осуществлять управление деятельностью общественного объединения в соответствии с его целью (целями), определять направления деятельности, а также невмешательства органов государственной власти, иных государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления в деятельность общественного объединения, кроме случаев, определенных законом.
При этом согласно положениям статьи 7 указанного Закона, учредителями (основателями) общественной организации могут быть граждане ФИО8, иностранцы и лица без гражданства, которые находятся в Украине на законных основаниях, достигли 18 лет, а молодежной и детской общественной организации - 14 лет.
В свою очередь в силу положений статьи 8 Закона ФИО8 «Об общественных объединениях» № 4572-VI членами (участниками) общественной организации, кроме молодежной и детской, могут быть лица, определенные частью 1 статьи 7 этого закона, которые достигли 14 лет.
Пунктом 3.2. устава ОО «КЛАО «Шторм», утвержденного на учредительном собрании организации протоколом № от 15 июня 2005 г. и зарегистрированного Ленинским районным управлением юстиции 25 июля 2005 г. за № определено, что члены организации документально оформляют свое членство в организации. Документальное оформление членства в организации осуществляется правлением организации на основании письменного заявления индивидуального члена либо решения трудового коллектива. При этом в силу пунктов 3.4 и 3.5 устава организации, решение о приеме в члены организации принимается простым большинством голосов членов правления и вступает в силу после оплаты вступительного взноса (т. 1 л. д. 55).
Из условий пункта 4.3 устава ОО «КЛАО «Шторм» также усматривается, что при наличии определенных оснований, член организации может быть исключен из ее состава решением правления, принятым простым большинством голосов (т. 1 л. д. 55).
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие основание и время (дату) принятия новых членов в состав организации в виде соответствующих решений правления (п. 3.4 устава), а именно граждан ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО25 и ФИО13, равно как и доказательства, подтверждающие принятие правлением организации решений об исключении из состава ее членов граждан ФИО14, ФИО15, ФИО2, ФИО16, ФИО17 и ФИО3
Отсутствуют в материалах дела и какие-либо доказательства, на основании которых возможно было бы достоверно установить факт переизбрания членов правления организации в лице ФИО2 и ФИО3
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 17 Закона ФИО8 «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц -предпринимателей» № 755-VI от 15.05.2003 г. (с изменениями и дополнениями) сведения о юридическом лице или физическом лице-предпринимателе включаются в Единый государственный реестр путем внесения записей на основании сведений из соответствующих регистрационных карточек. В Едином государственном реестре содержаться такие сведения относительно юридического лица, в частности: полное наименование юридического лица и сокращенное, в случае его наличия; местонахождения юридического лица; перечень основателей (участников) юридического лица, в том числе имя, место проживания, идентификационный номер физического лица - налогоплательщика, если основатель - физическое лицо; фамилию, имя и отчество лиц, которые имеют право совершать юридические действия от имени юридического лица без доверенности, в том числе подписывать договоры, их идентификационные номера физических лиц - налогоплательщиков.
Как указывалось выше, по состоянию на 27 мая 2014 г. в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц - предпринимателей ФИО8 содержались сведения о том, что учредителями ОО «КЛАО «Шторм» являются: ФИО15, ФИО14, ФИО26; руководителем организации с 1 сентября 2012 г. является ФИО25
Частью 1 статьи 18 Закона ФИО8 «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей» № 755-VI от 15.05.2003 г. определено, что если сведения, которые подлежат внесению в Единый государственный реестр, были внесены в него, то такие сведения считаются достоверными и могут быть использованы в споре с третьим лицом, пока в них не внесены соответствующие изменения.
Истцом не представлено надлежащих доказательств в подтверждение того обстоятельства, что сведения в ЕГРПОУ, содержащиеся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ относительно состава основателей (учредителей) ОО «КЛАО «Шторм» были изменены в установленном законом порядке.
Таким образом, данные сведения являются достоверными.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает предусмотренных статьей 181.5 ГК РФ оснований для признания оспариваемого решения организации ничтожным.
Относительно требований о признании незаконным и отмене решения ГУ МЮ РФ по Республике Крым и Севастополю о государственной регистрации СРОО «КЛАО «Шторм» путем внесения в ЕГРЮЛ сведений об организации, судебная коллегия отмечает следующее.
Согласно пункту 4 статьи 19 Закона № 52-ФЗ решение о государственной регистрации, являющееся основанием для внесения соответствующих сведений, принимается в случае соответствия содержащихся в заявлении сведений сведениям об указанном в пункте 1 статьи 19 Федерального закона № 52-ФЗ юридическом лице, имеющимся у органа, уполномоченного на принятие решения о государственной регистрации юридического лица.
Такими полномочиями на государственную регистрацию юридических лиц - общественных организаций обладает Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю. Таким образом, распоряжение №-р от 27 февраля 2015 г. было принято уполномоченным органом и в пределах его компетенции.
По результатам проведения правовой экспертизы от 27 февраля 2015 г. специалистами ГУ МЮ РФ по Республике Крым и Севастополю было установлено, что поданные ФИО1 документы соответствуют требованиям Федерального закона «Об общественных объединениях», а также требованиям Федерального закона «О некоммерческих организациях», в связи с чем подлежат внесению в ЕГРЮЛ. Оснований для отказа, предусмотренных статьей 23 Федерального закона № 82-ФЗ, установлено не было.
При указанных обстоятельствах оснований для признания распоряжения ГУ МЮ РФ по Республике Крым и Севастополю №-р от 27 февраля 2015 г. не усматривается.
Согласно положениям части 2 статьи 1 Федерального Закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. (с изменениями) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» под государственной регистрацией юридических лиц понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц в соответствии с настоящим Федеральным законом.
По смыслу статей 12, 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в целях государственной регистрации сведений, вносимых в единый государственный реестр, вносимые сведения должны соответствовать установленным законодательством Российской Федерации требованиям, а содержащиеся в заявлении сведения предполагаются достоверными. Ответственность за достоверность предоставленных сведений несет заявитель.
Согласно статье 4 Федерального закона № 129-ФЗ Единый государственный реестр юридических лиц является официальным информационным ресурсом. При этом одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (ст. 3 ФЗ № 149-ФЗ).
Следовательно, необходимым условием проведения регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, является достоверность заявленной информации, в том числе подлежащей внесению в Единый государственный реестр юридических лиц, что подтверждается положениями статей 4, 17, 25 Федерального закона № 129-ФЗ, статьями 3, 13 14 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации определен пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ на момент обращения заявителя в регистрирующий орган не предусматривал.
Из обстоятельств дела следует, что ОО «КЛАО «Шторм» были представлены все документы, необходимые для регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ.
Кроме того, судебная коллегия соглашается с доводом представителя ИФНС по Ленинскому району г. Севастополя о том, что основанием для внесения сведений в ЕГРЮЛ о государственной регистрации ОО «КЛАО «Шторм» является Распоряжение ГУ МЮ РФ по Республике Крым и Севастополю №-р от 27.02.2015г., а не решение общего собрания членов организации, оформленное протоколом № от 01.12.2014г.
Данный довод в полном объеме согласуется с положениями ст.ст. 2, 9, 10, 17 ФЗ № 129-ФЗ, а также положениями Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 г., Приказа МЮ РФ № 343 от 12.11.2010 г., которыми установлен специальный порядок государственной регистрации некоммерческих организаций и порядок взаимодействия Министерства юстиции РФ с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций.
При этом истцом ФИО25 не представлено надлежащих доказательств в подтверждение того обстоятельства, что сведения, изложенные в представленных организацией на регистрацию документах, не отражали действительное положение дел в ней на момент проведения таких регистрационных действий.
Кроме того, из смысла законоположений, содержащихся в статье 11 ГК РФ усматривается, что суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.
Вместе с тем, из заявленного иска и имеющихся в деле доказательств не усматривается, какое нарушенное либо оспоренное право ФИО25 в данном случае подлежит защите в судебном порядке.
Анализ фактических обстоятельств дела позволяет прийти к выводу о том, что в организации имеет место конфликт между ее членами, в частности ФИО25 с одной стороны, и ФИО1 - с другой.
При этом действия ФИО25 направлены не столько на восстановление своих нарушенных или оспоренных прав, сколько на ликвидацию организации как юридического лица, тогда как иные члены данной организации, в том числе ее учредители ФИО26, ФИО14 и ФИО15, намерены сохранить организацию как юридическое лицо и продолжать ее работу.
Пунктом 1 статьи 10 ГК РФ определено, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В силу пункта 2 статьи 10 ГК РФ в случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Принимая во внимание внутрикорпоративный конфликт между членами организации, в частности между ФИО1 и ФИО25, а также то обстоятельство, что ФИО25, равно как и иные ее члены, не лишены возможности в добровольном порядке (на основании личного заявления) выйти из состава членов ОО «КЛАО «Шторм», что не повлечет за собой ликвидацию данной организации, судебная коллегия приходит к выводу о том, что исключение из ЕГРЮЛ сведений об организации как юридическом лице может привести к негативным последствиям - фактической ликвидации юридического лица, и как следствие, к нарушению прав иных ее участников.
В соответствии с положениями пункта 3.6. устава ОО «КЛАО «Шторм» в редакции от 25 июля 2005 г., равно как и согласно положениям пункта 5.1.1. устава СРОО «КЛАО «Шторм» в редакции от 1 декабря 2014 г. член общественной организации может в добровольном порядке выйти из состава членов организации на основании письменного заявления (т. 1 л. <...>).
При этом судебная коллегия отмечает, что ликвидация организации является крайней мерой, которая может применяться лишь тогда, когда последствия действий ее члена (членов) не могут быть устранены в ином порядке.
Относительно требований о возложении обязанности на ИФНС по Ленинскому району г. Севастополя исключить из ЕГРЮЛ запись № от ДД.ММ.ГГГГ о внесении в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с положениями ГПК РФ избранный способ защиты должен обеспечивать восстановление нарушенного права, а судебное решение должно быть исполнимо.
Исходя из части 2 статьи 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 3 статьи 5 указанного Федерального закона в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.
Согласно пункту 4 той же статьи Федерального закона записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр, при этом документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и представленные в регистрирующий орган при государственной регистрации, являются частью соответственно единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Как видно из материалов дела и не опровергнуто истцами, оспариваемые записи в ЕГРЮЛ внесены ответчиком, как регистрирующим органом, на основании представленных для государственной регистрации необходимого перечня документов с соблюдением установленной процедуры разрешения данного вопроса.
Указанные действия ответчиком (регистрирующим органом) совершены в связи с исполнением возложенной законом обязанности по внесению в государственные реестры сведений относительно юридических лиц.
При такой ситуации запись в ЕГРЮЛ о внесении сведений о юридическом лице - ОО "КЛАО «Шторм», которая является предметом оспаривания по настоящему делу, произведена в установленном законом порядке, является единой и не может быть исключена (аннулирована), поскольку в ЕГРЮЛ хронологически отражаются и сохраняются все внесенные сведения, а констатация недействительности решения органа юридического лица, явившегося основанием для внесения такой записи, дает основание лишь для внесения новой (последующей) записи об изменении указанных сведений. Таким образом, возложение такой обязанности на ИФНС, и, как следствие, исполнение судебного акта в данной части, фактически является неисполнимым.
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляется судом. Поэтому суды должны принимать иски граждан и юридических лиц о признании недействительными актов, изданных органами управления юридических лиц, если эти акты не соответствуют закону и иными нормативно правовым актам и нарушают права и охраняемые законом интересы этих граждан и юридических лиц, поскольку такие споры вытекают из гражданских правоотношений.
Иное толкование судом первой инстанции положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, свидетельствует о неправильном применении судом норм права и неверном установлении существенных обстоятельств дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований в силу недоказанности истцом обстоятельств, которыми они обоснованы.
В силу положений статьи 98 ГПК РФ в связи с отказом в иске судебные расходы истца возмещению не подлежат.
Руководствуясь ч. ч. 4, 5 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 16 декабря 2015 г. отменить. Принять новое решение. В удовлетворении иска Общественной организации «Клуб любителей активного отдыха «Шторм», ФИО25 к ФИО26, Главному управлению Министерства юстиции РФ по Республике Крым и Севастополю, Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя о признании недействительными решения о государственной регистрации, распоряжения о государственной регистрации изменений, записи в Едином государственном реестре юридических лиц о внесении сведений о юридическом лице, и обязании ИФНС по Ленинскому району г. Севастополя внести сведения о признании записи в ЕГРЮЛ недействительной – отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Т.Р. Лядова
Судьи А.А. Андрейченко
Т.Н. Дудкина