УИД 47RS0№-88
Дело №
№
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 8 февраля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего ФИО10,
судей Алексеевой Г.Ю., Головиной Е.Б.,
при секретаре ФИО6,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Волховского муниципального района <адрес> на решение Волховского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску ФИО2 и ФИО1 к администрации Волховского муниципального района <адрес> о признании незаконным отказа в передачи однокомнатной квартиры в частную собственность, обязании заключить договор купли-продажи о передаче в общую долевую собственность однокомнатной квартиры по выкупной цене (30 % от стоимости квартиры).
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда ФИО10, возражения представителя ФИО2 и ФИО1 – ФИО7, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
ФИО2 и ФИО1 обратились в Волховский городской суд <адрес> с иском к администрации Волховского муниципального района <адрес> о признании незаконным отказа в передачи однокомнатной квартиры в частную собственность, обязании заключить договор купли-продажи о передаче в общую долевую собственность однокомнатной квартиры по выкупной цене (30 % от стоимости квартиры), расположенной по адресу: <адрес>.
В обоснование требований указали, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО8 (в настоящее время ФИО2) и администрацией Волховского муниципального района <адрес> был заключен договор найма служебного жилого помещения возмездного пользования №.
Согласно п. 2 указанного договора жилое помещение предоставлено ФИО8 в связи с трудовыми отношениями с администрацией Волховского муниципального района на основании постановления главы администрации Волховского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ. По условиям п. 21 договора: семья ФИО8 имеет право выкупа предоставленной по договору однокомнатной квартиры, общей площадью 42, 6 кв.м, по адресу: <адрес>, по истечении семи лет с момента подписания Договора и при условии работы в администрации Волховского муниципального района за 30% от стоимости квартиры. Стоимость 1 кв. метра составляет 39 350 рублей. Условия для выкупа предоставленной квартиры выполнены в полном объеме, а именно: с момента подписания договора прошло более семи лет, ФИО2 (ранее ФИО8) работала и продолжает работать в администрации Волховского муниципального района <адрес>. Жилое помещение по договору найма жилого помещения на возмездной основе предоставлено в рамках долгосрочной целевой программы «Жилье для молодежи на 2009-2011 годы» и строительством жилого дома на территории муниципального образования <адрес> для реализации региональной целевой программы «Жилье для молодежи на 2009-2011 годы» с целью обеспечения жильем работников бюджетной сферы.
Однако, администрация не исполняет условия программы и предусмотренное договором найма служебного жилого помещения возмездного пользования № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась в администрацию Волховского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность квартиры, предоставленной ФИО2 на основании договора найма, от ДД.ММ.ГГГГ, общей площадью 42,6 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, за 30% от ее стоимости, в чем ей администрацией отказано со ссылкой на положения на ч. 3 ст. 92 ЖК РФ ввиду невозможности отчуждения специализированных жилых помещений.
Данный отказ истцы считают незаконным, нарушающим их жилищные права, поскольку не дает возможности реализовать исключительное право на приобретение квартиры в собственность за плату в размере определенном договором, в связи с чем обратились в суд за защитой нарушенного права.
Решением Волховского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены.
Суд признал незаконным отказ администрации Волховского муниципального района <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности передачи однокомнатной квартиры в частную собственность.
Обязал администрацию Волховского муниципального района <адрес> заключить с ФИО2 и ФИО1 договор купли-продажи жилого помещения о передаче в общую долевую собственность однокомнатной квартиры, общей площадью 42,6 кв. м., расположенной по адресу: <адрес>, с установлением выкупной цены в размере 502 893 рубля (30 % от стоимости квартиры) в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе администрация Волховского муниципального района <адрес> просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы указывает, что суд, обязывая администрацию предоставить в собственность жилое помещение по определенной выкупной стоимости сослался на постановление <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, которое утратило силу в связи с изданием постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об итогах выполнения долгосрочной целевой программы «Жилье для молодежи» на 2009-2011 годы», вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому был принят к сведению отчет о реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Жилье для молодежи» на 2009-2011» и отчет о достижении показателей социальной, бюджетной и экономической эффективности долгосрочной целевой программы «Жилье для молодежи» на 2009-2011», в связи с чем, заключение с истцом договора № от ДД.ММ.ГГГГ найма служебного жилого помещения возмездного пользования, в силу п.1 ст. 417 ГК РФ стало невозможным. При этом правом на оспаривание постановления администрации Волховского муниципального района <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГФИО2 (ФИО11) Т.А. не воспользовалась, в административном порядке действия администрации не обжаловала. Учитывая данные обстоятельства, выводы суда первой инстанции об обязании администрацию выполнить возложенные на нее обязательства, являются незаконными.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав лиц участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище, которым наряду с другими правами и свободами человека и гражданина определяется деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и для осуществления которого органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать условия (статья 18; статья 40, части 1 и 2), в том числе путем предоставления жилища малоимущим и иным нуждающимся в нем гражданам, указанным в законе, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов (статья 40, часть 3).
Условия для реализации права на жилище определяются в жилищном законодательстве, которое согласно статье 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и к которому относятся Жилищный кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними акты федерального уровня, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 309 и пункта 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена долгосрочная целевая программа «Жилье для молодежи» на 2009-2011 годы, с учетом изменений внесенных Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проекте областного закона признании утратившим силу областного закона «О региональной целевой программе «Жилье для молодежи» на 2002-2011 годы» и утверждении долгосрочной целевой программы «Жилье для молодежи» на 2009-2011 годы» в раздел долгосрочной целевой программы «Жилье для молодежи» на 2009-2011 годы были внесены изменения, которыми было предусмотрено предоставление субсидий муниципальным образованиям (Бокситогорское городское поселение Бокситогорского муниципального района, <адрес> муниципального района, Лодейнопольское городское поселение Лодейнопольского муниципального района, Лужское городское поселение Лужского муниципального района, Кингисеппское городское поселение Кингисеппского муниципального района) как территориям, требующим усиления кадрового потенциала путем привлечения и закрепления специалистов различных отраслей народного хозяйства в связи с необходимостью интенсификации процессов диверсификации экономики, развития территориальной экономической инфраструктуры.
Субсидии муниципальным образованиям предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по долевому участию в жилищном строительстве и приобретению жилых помещений во вновь построенных жилых домах со сроком ввода в эксплуатацию не ранее 2011 года для предоставляемых молодым гражданам (молодым семьям) по договору найма жилого помещения.
Право на обеспечение жильем на условиях, предусмотренных Положением, имеют молодые граждане и члены их семьи, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Пунктом 22 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проекте областного закона «О признании утратившим силу областного закона «О региональной целевой программе «Жилье для молодежи» на 2002-2011 годы» и утверждении долгосрочной целевой программы "Жилье для молодежи" на 2009-2011 годы» установлено, что жилые помещения, построенные в порядке, установленном настоящим Положением, относятся к жилищному фонду коммерческого использования и предоставляются молодым гражданам (молодым семьям) в возмездное владение и пользование по договору найма жилого помещения. В указанном договоре предусматривается право молодого гражданина (молодой семьи) по истечении пяти лет работы по трудовому договору с соответствующим работодателем (после заключения договора найма жилого помещения) приобрести указанное жилое помещение в собственность по выкупной цене жилья - в размере 30 % расчетной стоимости строительства жилья, определенной в соответствии с п. 7 настоящего Положения.
Существенным условием договора найма жилого помещения является осуществление трудовой деятельности нанимателем жилого помещения по трудовому договору в организациях и на предприятиях <адрес> не менее пяти лет с даты заключения договора найма жилого помещения в суммарном исчислении (срок перерыва трудовой деятельности при этом не может превышать двух месяцев).
В соответствии с принятым <адрес> постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проекте областного закона «О признании утратившим силу областного закона «О региональной целевой программе «Жилье для молодежи» на 2002-2011 годы» и утверждении долгосрочной целевой программы «Жилье для молодежи» на 2009-2011 годы» главой администрации МО <адрес> муниципального района <адрес> вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждено Положение о предоставлении жилого помещения по договору найма молодым гражданам (молодым семьям) в возмездное пользование, согласно п. 5 которого жилые помещения предоставляются в возмездное пользование по договору найма при осуществлении трудовой деятельности нанимателя жилого помещения, по трудовому договору с работодателем бюджетной организации, расположенной на территории МО <адрес>, не менее 5 лет с даты заключения договора найма жилого помещения. После истечения пяти лет указанное жилое помещение приобретается в собственность по выкупной цене жилья в размере 30% расчетной стоимости строительства жилья.
Главой администрации МО <адрес> муниципального района <адрес> вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ№, которым утверждено Положение о порядке предоставлении жилого помещения по договору найма молодым семьям (молодым специалистам) в возмездное пользование, в котором срок трудовой деятельности нанимателя жилого помещения, по трудовому договору с работодателем бюджетной организации, расположенной на территории МО <адрес>, установлен не менее 7 лет с даты заключения договора найма жилого помещения. После истечения семи лет указанное жилое помещение приобретается в собственность по выкупной цене жилья в размере 30% расчетной стоимости строительства жилья.
Постановлением главы администрации муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ истец ФИО2 (ФИО11) Т.А. в составе семьи два человека (ФИО8, ФИО1 (дочь)) признаны малоимущими в соответствии со ст. 49 ЖК РФ и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п.п. 2 п. 1 ст. 51 ЖК РФ. (т. 1 л.д. 40)
Постановлением главы администрации муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в связи с реализацией региональной адресной программы «Жилье для молодежи на 2011-2015 годы» утверждены списки молодых семей (молодых специалистов), находящихся на муниципальной службе, которым планируется предоставить жилое помещение по договору найма на возмездной основе. Истцы включены в указанный список (приложение №).
Постановлением главы администрации муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ на основании Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение жилья молодым гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий в <адрес>, в том числе молодым семьям, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО8 в составе семьи 2 человека (ФИО8, ФИО1) признана участником долгосрочной целевой программы «Жилье для молодежи» на 2012-2015 годы». (т. 1 л.д. л.д. 188-190)
ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по строительству <адрес> и администрацией Волховского муниципального района <адрес> заключено соглашение № об условиях и порядке предоставления субсидий из областного бюджета <адрес> на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по долевому участию в строительстве и приобретению жилых помещений во вновь построенных жилых домах для предоставления молодым гражданам (молодым семьям) по договору найма жилого помещения в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Жилье для молодежи» на 2009-2011 годы, утвержденной постановлением <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изменениями).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Волховского муниципального района <адрес> и ЗАО «Домостроительный комбинат «Блок» был заключен муниципальный контракт №-ЭА на покупку жилых помещений (квартир) для нужд муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> в малоэтажном многоквартирном жилом доме в рамках соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (№) жилое помещение по адресу: <адрес>-а, <адрес>, общей площадью 42,6 кв.м, находится в собственности муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> на основании муниципального контракта №-ЭА от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы администрации Волховского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (п. 1.8) данное жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд с отнесением данного его к служебному жилищному фонду (т. 1 л.д. 181-184).
Постановлением главы администрации Волховского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в рамках региональной целевой программы «Жилье для молодежи 2009-2011 год» ФИО8 на состав семьи 2 человека: ФИО8, ФИО1 (дочь) предоставлена однокомнатная квартира, находящаяся по адресу: <адрес>, отнесенная к специализированному жилищному фонду – служебное жилое помещение на время трудовых отношений с администрацией Волховского муниципального района <адрес>. (т. 1 л.д. 100-101)
Судом установлено, что ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время трудоустроена в администрации Волховского муниципального района <адрес>. (т. 1 л.д. 110-121)
Возражая против удовлетворения исковых требований ФИО9 и ФИО1 ответчик указал, что постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ "О внесении изменений в постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 239 "О проекте областного закона "О признании утратившим силу областного закона "О региональной целевой программе "Жилье для молодежи" на 2002-2011 годы" и утверждении долгосрочной целевой программы "Жилье для молодежи" на 2009-2011 годы", утратили силу в связи с изданием постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, вступившего в силу с даты официального опубликования.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что установленный статьей 92 ЖК РФ запрет на отчуждение специализированных жилых помещений не является абсолютным.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 22-П указал, что органы местного самоуправления, самостоятельно управляя муниципальной собственностью от имени местного сообщества, определяют в своих правовых актах, являющихся официальной формой осуществления муниципальной власти, настоящее и будущее предназначение объектов муниципальной собственности. Самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальным жилищным фондом (если только это связано с решением задач, возложенных на местное самоуправление) не зависит, таким образом, от того, образован этот фонд за счет жилых помещений, переданных муниципалитетам иными уровнями публичной власти, или он сформирован посредством использования муниципальных финансов и других материальных ресурсов.
Установив, что ответчик принял на себя обязательства по передаче в собственность ФИО2 и ФИО1 предоставленного служебного жилого помещения и наступление обстоятельств, при которых у истца возникает право на заключение договора, суд признал ее исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Также суд первой инстанции, руководствуясь положения ст. 450, 452 ГК РФ, обоснованно отклонил довод представителя ответчика о том, что в связи с отменой постановления администрации №, пункт 21 договора найма жилого помещения исключен, поскольку отмена указанного постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ противоречит положениям Конституции Российской Федерации, поскольку допускает возможность придания обратной силы муниципальному нормативному правовому акту, позволяющему лицу, занимающему служебное жилое помещение, при наступлении определенных условий осуществить выкуп такого помещения по льготной цене.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, основанном на нормах действующего законодательства.
Довод апелляционной жалобы, что Законом РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлен запрет на приватизацию служебных жилых помещений, основанием для отмены решения суда не является.
Часть вторая статьи 4 указанного Закона предусматривает, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.
Конституционность указанной нормы неоднократно являлась предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации, который указал, что закрепление в муниципальных правовых актах целей и способов использования объектов муниципальной собственности, в том числе исключение тех или иных служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда, определение возможности, сроков и условий их приватизации, не только гарантирует соблюдение конституционных прав населения муниципального образования на самостоятельное владение, пользование и распоряжение объектами муниципальной собственности, но и, делая механизм стимулирования нуждающихся в жилище граждан к осуществлению своих трудовых и служебных функций на территории муниципального образования более прозрачным и сбалансированным, обеспечивает выполнение публичной властью своих социальных функций, реальную подконтрольность органов местного самоуправления населению, позволяя гражданам при необходимости влиять на содержание правовых актов по вопросам муниципальной собственности.
Учитывая необходимость соблюдения интересов населения муниципального образования, нуждающегося в получении услуг специалистов, занятых в социально значимых сферах деятельности, а также граждан, заинтересованных в приватизации служебных жилых помещений, и собственников (владельцев) соответствующего жилищного фонда, пределы установления условий и порядка приватизации специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда должны соответствовать цели местного самоуправления, которая, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, состоит в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований как субъекта права на самостоятельное осуществление местного самоуправления (Постановление от 2 апреля 2002 года N 7-П).
Поскольку для достижения этой цели необходимо стимулирование граждан определенных профессий к осуществлению длительной трудовой деятельности в конкретном муниципальном образовании, органы местного самоуправления не могут быть лишены права устанавливать порядок и условия приватизации служебных жилых помещений (в том числе в отношении неопределенного круга лиц). При этом, однако, они должны исходить и из необходимости сохранения в муниципальном жилищном фонде определенного массива служебных жилых помещений, что предполагает возможность приватизации только части из них, а значит, требует определения критериев, на основании которых приватизация должна осуществляться в каждом конкретном случае, например установления определенных сроков проживания и трудовой деятельности в муниципальном образовании, по прошествии которых граждане - наниматели служебных жилых помещений могли бы рассчитывать на предоставление им преимущественного права на получение в собственность жилого помещения из специализированного жилищного фонда, если его собственником будет принято решение о приватизации входящих в него служебных жилых помещений.
Таким образом, условия договора найма служебного жилого помещения, заключенного с истцом, которым предусмотрена возможность приобретения нанимателем квартиры в собственность за установленную договором плату по истечение семи лет с момента подписания договора и при условии работы в администрации Волховского муниципального района <адрес>, не противоречат требованиям закона.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
Доводы апелляционной жалобы, оспаривающие вышеуказанные выводы суда, аналогичны тем, что указывались в суде первой инстанции, и по своему содержанию сводятся к разъяснению обстоятельств настоящего дела с изложением позиции истца относительно возникшего спора и собственного мнения о правильности разрешения дела, переоценке доказательств, исследованных судом при разрешении спора, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения суда.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
определила:
решение Волховского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Волховского муниципального района <адрес> – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи