ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7734/2015 от 19.08.2015 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Коняева З.А. Дело № 33-7734/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 августа 2015 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Кузнецовой С.В.,

судей Чубукова С.К., Варнавского В.М.,

при секретаре Горской О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца С.В.М. на решение Павловского районного суда Алтайского края от 29 мая 2015 года по делу

по иску С.В.М. к администрации Павловского района Алтайского края и администрации Павловского сельсовета Павловского района Алтайского края о признании действий (бездействия) незаконными, понуждении включить домовладение в проект газификации и заказать дополнительный проект.

Заслушав доклад судьи Варнавского В.М., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

С.В.М. обратился в суд с иском к администрации Павловского района Алтайского края, администрации Павловского сельсовета Павловского района Алтайского края о признании действий незаконными, обязании включить домовладение в проект газификации и заказать дополнительный проект.

В обоснование исковых требований указывает, что в обязанности администрации Павловского района согласно ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» входит организация электро- и газоснабжения поселений района. Администрация Павловского района являлась заказчиком проектирования и строительства газовых сетей на объекте «Распределительный газопровод низкого давления от ГРП-*** в с. Павловск Алтайского края».

При проектировании и утверждении проектно–сметной документации на данный объект домовладение истца по <адрес> необоснованно не было включено в план газификации и проект «Распределительный газопровод низкого давления от ГРП-*** в с.Павловск Алтайского края», хотя входит в зону действия проекта, и в информации, размещенной в газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ о газификации улиц <адрес> и привязке улиц села к газораспределительным пунктам было указано, что <адрес> без ограничения нумерацией домов будет газифицирована от ГРП-***.

Согласование подключаемых к строящимся газовым сетям домовладений, уточнение списков домовладений, подлежащих газификации, составление адресной справки при проектировании указанного газопровода осуществляла администрация Павловского сельсовета, которая также незаконно и необоснованно пропустила домовладение истца по указанному адресу, лишив возможности газифицировать жилое помещение. Возможность подключения указанного домовладения к газовым сетям от ГРП-*** имеется, что следует из ответа ОАО «Газпром газораспределение Барнаул». Администрация Павловского района отказала истцу в этом.

На основании изложенного истец просит признать незаконным бездействия администрации Павловского района по не включению принадлежащего ему домостроения, расположенного по адресу: <адрес> Алтайского края, в проект «Распределительный газопровод низкого давления от ГРП-*** в <адрес> Алтайского края» при проектировании, разработке и утверждении проектно-сметной документации, признать незаконным действие (бездействие) администрации Павловского сельсовета в части исполнения обязанности по согласованию подключаемых к газовым сетям абонентов, уточнения списка домовладений граждан, подлежащих газификации от ГРП-***; обязать администрацию Павловского района внести изменения (дополнения) в план газификации от ГРП-***, включить его домовладение в объект «Распределительный газопровод низкого давления от ГРП-*** в <адрес> Алтайского края» и выступить заказчиком дополнительного проекта по включению в него пропущенного домовладения.

Решением Павловского районного суда Алтайского края от 29 мая 2015 года исковые требования С.В.М. оставлены без удовлетворения.

Не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе истец С.В.М. просит его отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом допущено несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Не соответствует действительности вывод, что домовладение истца не включено в проект газораспределительного газопровода от ГРП-*** по причине того, что в зону действия проекта дом истца не входит. В соответствии с государственной программой газификации Алтайского края газификации от ГРП-*** в <адрес> подлежат в обязательном порядке все частные домовладения в секторе индивидуальной жилой застройки, находящиеся в зоне действия распределительного газопровода низкого давления, в том числе по <адрес>. В задании на проектирование ГРП-*** ограничение нумерации домов по <адрес> не указано. В муниципальных правовых актах, на которые ссылается суд, предусмотрена газификация от ГРП-*** всех домов по <адрес> без ограничения нумерации.

Вывод суда о том, что в полномочия администрации Павловского сельсовета входит лишь составление градостроительного плана, является необоснованным. Администрацией сельсовета осуществляется подключение абонентов к газовым сетям от ГРП-***, уточнение списков домовладений граждан, подлежащих газификации, в соответствии с данными похозяйственного учета, что подтверждается ответом заместителя главы Администрации Павловского района от ДД.ММ.ГГ *** и представлением прокурора Павловского района от ДД.ММ.ГГ ***. Администрацией Павловского сельсовета ненадлежащим образом исполнены перечисленные выше обязанности, что влечет существенную угрозу прав истца на газификацию его домовладения.

Необоснован вывод суд, что домовладение истца не входит в зону действия проекта «Распределительный газопровод низкого давления от ГРП-***». Согласно ответу ОАО «Газпром газораспределение Барнаул» подключение вышеуказанного жилого дома возможно от строящего объекта ГРП-***. Из ответов начальника и заместителя начальника Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Администрации Алтайского края следует, что имеется нарушение прав истца по газификации дома от ГРП-***, так как проект строительства газопровода включает <адрес>. Кроме того, в рамках рассмотрения дела была истец ходатайствовал о назначении экспертизы с целью получения ответа на вопрос, входит ли в зону действия (облако) ГРП-*** его домовладение. Однако судом содержание вопросов было изменено, что лишило истца возможности предоставить дополнительные доказательства. В определении о назначении экспертизы суд не мотивировал причины отклонения вопросов истца.

Ответчиками в нарушение прав истца были газифицированы дома по <адрес>, которые не были включены в проект и не входили в зону действия ГРП-***, без дополнительных затрат и при отсутствии дополнительного проекта.

Не представлено доказательств ответчиками об отсутствии нарушения прав истца, поскольку газификация его домовладения предусмотрена от газораспределительных сетей ГРП-***.

В районной газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГ, которая является источником официальной информации органов власти Павловского района, размещен ответ заместителя главы Администрации района, согласно которому газификация <адрес> производится от ГРП-***, ГРП-***, ГРП-***. От ГРП*** газифицируются <адрес>, <адрес> и <адрес>.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец С.В.М., представитель истца Р. на доводах апелляционной жалобы настаивали, представитель ответчика администрации Павловского района Алтайского края Д. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Принимая решение по делу, суд руководствовался положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Газификация Алтайского края на 2013-2015 годы».

Согласно ст. 7 ФЗ от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации" организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельных участков, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 настоящей статьи.

Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов.

В случае, если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик обязан предоставить такому лицу:

1) градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;

2) результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий);

3) технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).

Технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.

Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

В состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются в числе прочих документов: пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка.

Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.

В соответствие со ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации документация по планировке территории, подготовленная на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления муниципального района, до ее утверждения подлежит согласованию с органами местного самоуправления поселения, городского округа, применительно к территориям которых разрабатывалась такая документация.

Одним из видов документации по планировке территории является градостроительный план земельного участка (ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В ч. 1 и 2 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано на то, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

В ч. 6 ст. 43 данного Кодекса отражено, что подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, должна осуществляться в составе проектов межевания территорий, такая же возможность предусмотрена и в отношении застроенных земельных участков.

В силу п.2 ст.4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004, действующей на момент утверждения рассматриваемого градостроительного плана подготовка проектной документации объекта капитального строительства осуществляется на основании информации, указываемой в составе градостроительного плана земельного участка.

Судом было установлено, что согласно разделу 1 Пояснительной записки от проектируемого ГРП-*** предусмотрено строительство газопровода низкого давления и подача природного газа на пищеприготовление, горячее водоснабжение и отопление в индивидуальные жилые дома в границах проектирования, по улицам:

-<адрес> от жилого дома №*** до конца улицы,

-<адрес> от жилых домов №№*** до жилых домов №***;

-<адрес> от жилых домов №*** до жилых домов №№ ***;

-<адрес> от жилых домов №№*** до жилых домов №***;

-пер. <адрес> от жилого <адрес> до жилых домов №№***

-пер. <адрес> от <адрес> до <адрес>;

-пер <адрес> от жилого дома №*** до <адрес>.

В задании на проектирование данного газопровода заказчик- администрация Павловского района указала: предусмотреть установку ГРП*** в районе существующего отключающего устройства на газопроводе высокого давления на пересечении <адрес> и пер. <адрес>, запроектировать газопровод низкого давления от ГРП-*** до жилых домов по <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, пер. <адрес>, пер.<адрес> в <адрес>. Ориентировочная протяженность газопровода низкого давления с учетом газопроводов-вводов *** км. (уточнить при проектировании). Количество газифицированных домов -*** шт. (уточнить при проектировании).

Постановлением *** от ДД.ММ.ГГ администрация Павловского сельсовета был утвержден градостроительный план земельного участка для строительства распределительного газопровода низкого давления от ГРП-*** в <адрес> Алтайского края, включающий ситуационный план - чертеж градостроительного плана земельного участка, на котором газификация домов по <адрес> предусмотрена от домов № №*** до домов №***

Из акта выбора и обследования земельного участка для проектирования и строительства объекта газификации «Распределительный газопровод низкого давления от ГРП-*** в с. Павловск Алтайского края» от ДД.ММ.ГГ года, утвержденного постановлением администрации <адрес>*** от ДД.ММ.ГГ также следует, что зона ГРП-*** от домов № №*** по улице <адрес>.

Исходя из раздела 2 проектной документации «Проект полосы отвода» лист *** строительство газопровода должно быть предусмотрено от жилых домов №*** до жилых домов №***.

Данный проект утвержден заказчиком, получил положительное заключение экспертизы от ДД.ММ.ГГ, где указано, что проектная документация «Распределительный газопровод низкого давления от ГРП-*** в <адрес> и результаты инженерных изысканий соответствуют установленным требованиям.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что, дом истца С.В.М.*** по <адрес> не включен в рассматриваемый проект распределительного газопровода от ГРП-***.

Указанный вывод суда подтверждается заключением судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГ.

Градостроительный план, акт выбора земельного участка, полоса отвода земельного участка подтверждают, что в зону действия проекта «Распределительный газопровод низкого давления от ГРП-*** в <адрес>» дом истца не входит, не включен заказчиком проекта – администрацией Павловского района, что является правом данного ответчика, реализующего свои полномочия, в том числе с учетом своих финансовых возможностей. Для осуществления подключения С.В.М. к ГРП*** необходимо наличие дополнительного проекта, выполненного проектной организацией в соответствии с требованиями действующих норм проектирования, а следовательно, дополнительных затрат на изготовление проекта и строительство газопровода до дома С.В.М. Понуждение к этому является вмешательством в хозяйственную деятельность администрации Павловского района

Суд также исходил из того, что газификация дома истца предусмотрена от газораспределительных сетей ГРП-***, то есть ему не отказано в газоснабжении жилого дома, реализация которого зависит от времени и финансовых возможностей.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований С.В.М., поскольку не включение домовладения истца в проект «Распределительный газопровод низкого давления от ГРП-*** в <адрес> Алтайского края» было обоснованным, в связи с чем нарушения прав истца со стороны ответчиков не усматривается.

По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, правильно применил нормы материального и процессуального закона, дал обоснованную и мотивированную оценку доводам сторон.

Кроме того, решение суда по гражданскому делу об удовлетворении иска должно основываться на требованиях закона, установленных по конкретному делу обстоятельствах и доказательствах, и быть исполнимым. Если иск не отвечает указанным критериям, он не может быть удовлетворен судом.

Исковые требования С.В.М. игнорируют закрепленные законодательно процедуры, финансирование, перечень органов власти и местного самоуправления, их полномочия и компетенцию и иные составляющие, закрепленные в Градостроительном кодексе, Федеральном законе «О газоснабжении в Российской Федерации», постановлении Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Газификация Алтайского края на 2013-2015 годы».

Из этих нормативных актов следует, что разрешение вопроса газификации дома, способом, избранным истцом лишь за счет администрации Павловского района Алтайского края, невозможно.

Доводы апелляционной жалобы о том, что домовладение по <адрес> включено в проект газораспределительного газопровода, необоснованны и не соответствуют материалам дела.

Согласно проектной документации на «Распределительный газопровод низкого давления от ГРП-*** в <адрес> Алтайского края» предусмотрено строительство газопровода, в частности, по <адрес> от жилых домов №№*** до жилых домов №***

Исходя из заключения судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГ, указанное домовладение также не входит в существующий проект газификации.

В постановлении Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Газификация Алтайского края на 2013-2015 годы» и постановлении администрации Павловского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ «О принятии муниципальной целевой программы муниципального образования Павловский район Алтайского края «Газификация Павловского района на 2013-2015 годы» отсутствует указание, что газификации подлежат все частные домовладения в секторе индивидуальной жилой застройки, находящиеся в зоне действия газораспределительного газопровода низкого давления, в том числе по <адрес>.

Ссылка в жалобе о ненадлежащем исполнении обязанностей по ведению похозяйственного учета и уточнению списка домовладений граждан администрацией Павловского сельсовета не может повлечь отмену решения суда.

Согласно материалам дела и пояснениям ответчиков домовладение истца не вошло в проект газификации не из-за того, что данный дом не состоял на похозяйственном учете, а вследствие того, что домовладение по <адрес> не было включено в схему газификации и мощности объекта. Схему газификации разрабатывает научно-исследовательский институт на основании съемки села. <адрес> входит в 3 зоны газификации: ГРП-*** ГРП-***, ГРП-***.

Доказательств того, что подключение домовладения истца к ГРП-*** при его строительстве и проектировании будет невозможно, не представлено. В связи с чем доводы апелляционной жалобы в этой части не состоятельны.

Доводы жалобы о том, что суд изменил содержание вопросов при назначении экспертизы, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с ч. 2 статьи 79 ГПК РФ окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, определяется судом.

Указание в жалобе на газификацию иных домов, не включенных в проект «Распределительный газопровод низкого давления от ГРП-*** в с. Павловск Алтайского края», в обход домовладения истца, необоснованно.

Предметом судебного разбирательства, в том числе экспертного заключения, являлась возможность газификации домовладения, расположенного по адресу: <адрес> Алтайского края.

Возможность газификации других домов от ГРП-*** в рамках настоящего дела не рассматривалась.

Иные доводы жалобы являлись предметом судебного рассмотрения в районном суде, выводы по которым мотивированы в решении суда.

В целом доводы жалобы сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции и направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с нормами ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Павловского районного суда Алтайского края от 29 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца С.В.М. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: