Докладчик Степанова З.А. Апелляционное дело № 33-773/2020
Судья Порфирьев В.Г.
УИД 21RS0007-01-2019-000363-05
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 февраля 2020 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Карлинова С.В.,
судей Степановой З.А. и Филимоновой И.В.,
при секретаре судебного заседания Львовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Козловского района Чувашской Республики Зотова Александра Павловича в интересах неопределенного круга лиц к администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики о признании детских игровых площадок бесхозяйными им обязать администрацию Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики принять их в муниципальную собственность в течении 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поступившее по апелляционной жалобе администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики на решение Козловского районного суда Чувашской Республики от 9 декабря 2019 года,
установила:
Прокурор Козловского района Чувашской Республики Зотов А.П., в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд (с последующим уточнением) с иском к администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики о признании движимого имущества - 30 детских игровых площадок, распложенных на территории г. Козловка по адресам: г.Козловка, <адрес>, в состав которой входят 1 песочница, 1 горка, 1 качеля - балансир, 1 качеля, 1 стенка, 2 перекладины (7 элементов); г.Козловка, <адрес>, в состав которой входят 3 перекладины, 1 горка, 3 качели- балансир (7 элементов); г.Козловка, <адрес>, в состав которой входят 6 перекладин, 2 горки, 1 зонт (9 элементов); г.Козловка, <адрес> в состав которой входят 4 перекладины, горка, 1 качеля, 1 песочница с зонтом, 3 качели-балансир (10 элементов); г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 3 перекладины, 1 песочница в форме корабля, 1 карусель, 1 малая архитектурная форма (далее - МАФ) в форме самолета (6 элементов); г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 1 песочница с зонтом, 2 качели-балансиры, 1 качеля (4 элемента); г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 1 горка, 2 качели-балансир, 2 перекладины, 1 МАФ - гусеница (6 элементов); г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 4 перекладины, 1 песочница с зонтом, 1 качеля, 1 горка, 1 качели-балансиры, 1 скамейка (9 элементов); г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 4 качели- балансир, 1 песочница (5 элементов); г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 1 песочница с зонтом, 1 карусель, 2 качели, 1 турник, 1 баскетбольное кольцо (6 элементов); г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 2 футбольных ворот, 1 баскетбольное кольцо, 14 скамеек, 3 качели- балансира, стенки, 1 карусель, 2 качели, 2 МАФ в форме рыбы, 1 МАФ в виде самолета, 1 перекладина, 1 песочница, 1 МАФ в виде корабля (31 элемент); г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 2 горки, 1 качеля, 2 МАФ в виде лодки, 1 МАФ в виде ракеты, 2 лестницы, 1 беседка, 1 стенка, 3 перекладины, 1 песочница, 1 скамейка, 1 баскетбольное кольцо (16 элементов); г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 4 перекладины, 1 горка, 1 МАФ в виде ракеты, 2 лестницы, 1 стенка, 1 скамейка (10 элементов); г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 2 горки, 1 карусель, 1 качели, 6 стенок, 1 песочница, 1 стойка для качелей (12 элементов); г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 1 горка, 1 карусель, 1 стенка, 1 качели-балансир, 2 качели, 1 скамейка, 1 песочница с зонтом, 1 МАФ (9 элементов); г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 9 перекладин (9 элементов); г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят футбольные ворота - 2, 8 перекладин, 1 качеля, 3 скамейки, 1 горка, 1 карусель, 2 качели-балансиры, 2 МАФ в виде вертолета и петуха (20 элементов); г.Козловка, <адрес>, в состав которой входят 4 МАФ, 1 карусель (5 элементов); г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 1 песочница с зонтом, 1 качели-балансир, 1 качели (3 элемента); г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 1 стенка, 2 карусели, 1 баскетбольное кольцо, 3 стойки для качелей, 1 зонт (8 элементов); г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 1 качели, 1 карусель, 1 горка, 1 качеля, 1 качеля-балансир, 3 перекладины, 1 песочница (9 элементов); г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 1 качеля, 1 качеля-балансир, 1 лестница, 1 песочница с зонтом, 1 перекладина, 1 хоккейные ворота, 1 периметральное металлическое ограждение (7 элементов); г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 2 футбольных ворот, 1 горка, 1 брусья, 1 качели-балансиры, 1 МАФ в виде лодки, 1, качеля, 1 МАФ в виде ракеты, 3 перекладины, 1 песочница с зонтом,. 1 стенка, 1 лестница: (14 элементов); г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 2 качели, 1 горка, 2 футбольные вороты, 6 перекладин, 1 качели - балансир (12 элементов); г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 3 стенки, 1 качели (4 элемента); г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 1 лестница, 1 стенка, 4 качели - балансир, 4 скамейки, 3 перекладины, 1 мишень (14 элементов); г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 1 качели, 1 горка, 1 стенка, 1 домик (4 элемента); г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 2 скамейки, 1 горка, 1 качеля - балансир (4 элемента); г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 1 скамейка, 1 качели, 1 карусели, 2 песочницы (5 элементов); г. Козловка, <адрес> в состав которой входят 1 качеля, 1 качеля-балансир, 1 песочница (3 элемента) бесхозяйными, и обязать администрацию Козловского городского поселения принять в муниципальную собственность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Козловского района Чувашской Республики проведена проверка соблюдения законодательства при эксплуатации детского игрового оборудования на территории г.Козловка Козловского района Чувашской Республики, в ходе которой установлено, что на территории г.Козловка имеется 30 детских игровых площадок. В нарушение требований закона какая-либо документация на игровое оборудование в администрации города и управляющих организациях отсутствует, капитальный и текущий ремонт игрового оборудования не производится, что может повлечь негативные последствия для безопасности детей, проживающих в указанных домах. Несмотря на то, что детские игровые площадки находятся в неудовлетворительном состоянии, бюджетное финансирование содержания детских игровых и спортивных площадок в Козловском городском поселении не предусмотрено. Собственник детских игровых площадок на территории г. Козловка отсутствует. По указанным фактам 25.04.2019 г. внесено представление об устранении нарушений. Согласно ответу администрации Козловского городского поселения от 24.05.2019 № 875, последней направлено обращение в управляющие компании на проведение ремонта и надлежащего содержания в исправном состоянии всех элементов детских площадок. Таким образом, в настоящее время детские игровые площадки, расположенные на территории г.Козловка, являются бесхозяйными, не имеют собственника. В целях обеспечения безопасности детей должно обеспечиваться техническое обслуживание детской площадки. Техническое обслуживание проводится в целях обеспечения надлежащего технического состояния. Под надлежащим техническим состоянием понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности, а также исправность конструкций. Таким образом, ввиду не принятия в собственность детских игровых площадок, на территории г. Козловка администрацией Козловского городского поселения, детские площадки остаются без ухода, находятся в неудовлетворительном состоянии, что может привести к получению детьми травмы, или их смерти. Согласно информации, представленной прокурору ООО «УК «Домовой» и ООО «УК «Доверие», детские игровые площадки не включены в состав общего имущества многоквартирных домов и находятся на землях, находящихся в муниципальной собственности, в связи, с чем они, по мнению прокурора, подлежат привлечению в качестве третьих лиц.
В судебном заседании старший помощник прокурора Козловского района Чувашской Республики Мишалин А.Б. уточненные исковые требования прокурора Козловского района ЧР поддержал полностью по изложенным в исковом заявлении мотивам и основаниям, просил их удовлетворить.
Представители администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики глава администрации ФИО1, представитель по доверенности ФИО2, уточненный иск прокурора Козловского района Чувашской Республики не признали, считают подлежащим удовлетворению частично, а именно требование прокурора района о признании бесхозяйной, и принятии в муниципальную собственность детской площадки по адресу: г. Козловка, <адрес> в состав которой входят 1 качеля, 1 качеля-балансир, 1 песочница (3 элемента), представители ответчика признают, поскольку эта детская площадка расположена в частном секторе. В остальной части уточненные исковые требования прокурора Козловского района Чувашской Республики не признают, поскольку сведения указанные в исковом заявлении прокурора у представителей ответчика вызывают сомнения, являются недостоверными, так по адресу: г. Козловка, <адрес>, детская площадка вообще отсутствует, а расположенные по указанному адресу девять перекладин, к детскому игровому оборудованию, не относятся. Так же считают, что администрация Козловского городского поселения является в данном деле ненадлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с действующим законодательством, детские площадки, расположенные на придомовой территории, относятся к общедомовому имуществу и бремя содержания этого имущества должны нести собственники многоквартирного дома пропорционально занимаемой общей площади. Кроме того полагают, что изложенное подтверждается и заключением специалиста, проводившего исследование по определению экономически обоснованного размера тарифа на содержание жилья по многоквартирным домам, расположенным г. Козловка ЧР № 61/2019, которое содержит сведения что в экономически обоснованном тарифе на содержание жилья по многоквартирным домам, расположенным г. Козловка ЧР, уже включены расходы на содержание и ремонт детских площадок.
Представители третьих лиц, ООО «УК «Домовой» и ООО «УК «Доверие», извещенные надлежащим образом, на судебное заседание не явились.
От представителя третьего лица - ООО «УК «Доверие» в суд поступил отзыв на иск прокурора, в котором директор ФИО3 указал, что спорные детские игровые площадки, ООО Управляющая компания «Доверие» не обслуживаются, так как права собственности на указанные объекты ни за кем не зарегистрированы. Вышеуказанные детские площадки не входят в границы земельного участка вышеуказанных многоквартирных домов, находящихся в управлении УК «Доверие», границы земельного участка детских игровых площадок не установлены с учетом требований земельного законодательства. В связи с тем, что детские игровые площадки расположены на муниципальной земле и данные объекты являются бесхозяйными, органы местного самоуправления обязаны принять меры по постановке их на учет и принять на свой баланс. Указывает, что требования прокурора Козловского района ЧР основаны на законе, являются обоснованными.
Представитель третьего лица - директор ООО «БТИ Козловского района» ЧР на судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв на исковое заявление прокурора Козловского района ЧР, в котором указала, что в последнее время на территории г. Козловка появилось много детских площадок, большая часть которых расположена на прилегающей к жилому сектору территории. Для признания движимой вещи бесхозной надо представить доказательства того, что бесхозные вещи не имеют собственника или собственник не известен, или собственник отказался от права на данную вещь. Согласно информации ОО УК «Домовой», и УК ООО «Доверие» детские площадки не включены в состав общего имущества многоквартирных домов и находятся на землях, находящихся в муниципальной собственности. Сведения о наличии детских площадок в технических паспортах на многоквартирные дома согласно списка: г. Козловка, ул. <адрес>, г. Козловка <адрес>, г. Козловка <адрес>, г.Козловка, <адрес>, г. Козловка <адрес>, г. Козловка <адрес>, г. Козловка, <адрес>, г. Козловка, <адрес>, г. Козловка <адрес>, г. Козловка <адрес>, г. Козловка <адрес>, г. Козловка <адрес>, г. Козловка, <адрес>, г. Козловка <адрес>, г. Козловка <адрес>, г. Козловка <адрес>, г. Козловка, <адрес>, г. Козловка, <адрес>, г. Козловка <адрес>, г. Козловка <адрес>, г. Козловка <адрес>, г. Козловка <адрес>, г. Козловка <адрес> (возле индивидуального жилого дома по <адрес>) указанного в исковом заявлении прокуратуры Козловского района ЧР, и уточненном исковом заявлении прокуратуры Козловского района ЧР, - отсутствуют. Управляющая организация отвечает за безопасное состояние детской игровой площадки только в том случае, если детская площадка является общедомовым имуществом. Исходя из Правил содержания общего имущества, в многоквартирном доме, утвержденного постановлением правительства РФ от 13 августа 2008 года в состав общего имущества входит земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных кадастрового учета с элементами озеленения и благоустройства, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации многоквартирного дома расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Если границы земельного участка многоквартирного дома не установлены, либо если детские площадки не попадают в границу общедомового земельного участка, вопросы содержания и ремонта игровых площадок должен решать муниципалитет. Ответственность за ненадлежащее содержание несет орган местного самоуправления. Передача таких объектов на содержании управляющей организации возможна на основании договора заключенного между органом местного самоуправления и управляющей организацией.
Представитель третьего лица - Управление Росреестра по Чувашской Республике, на судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление прокурора Козловского района ЧР, в котором указал, что детская площадка по своему назначению является территорией, на которой расположены элементы детского уличного игрового оборудования, которые не являются самостоятельными объектами гражданских прав, и не обладают признаками недвижимого имущества, поскольку по конструктивному исполнению не имеют прочной связи с землей, выполняя лишь вспомогательную функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям, т.е. являются элементами благоустройства земельного участка. Действующее законодательство не предусматривает осуществление кадастрового учета объекта, не являющегося объектом недвижимости. Порядок формирования земельного участка под многоквартирным домом как общего имущества собственников помещений в жилом доме установлен статьей 16 Федерального закона от 29.12.2014 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». В связи с отсутствием заинтересованности в разрешении спора удовлетворение заявленных требований оставляют на усмотрение суда. Дело просят рассмотреть без участия представителя органа регистрации прав.
Решением Козловского районного суда Чувашской Республики от 9 декабря 2019 года постановлено:
«Уточненные исковые требования прокурора Козловского района Чувашской Республики Зотова А.П. действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики, удовлетворить частично.
Признать движимое имущество - детские игровые площадки, распложенные на территории г. Козловка по адресу:
г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 1 песочница, 1 горка, 1 качеля-балансир, 1 качеля, 1 стенка, 2 перекладины (7 элементов);
г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 3 перекладины, 1 горка, 3 качели-балансир (7 элементов);
г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 6 перекладин, 2 горки, 1 зонт (9 элементов);
г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 4 перекладины, 1 горка, 1 качеля, 1 песочница с зонтом, 3 качели - балансир (10 элементов);
г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 3 перекладины, 1 песочница в форме корабля, 1 карусель, 1 малая архитектурная форма (далее - МАФ) в форме самолета (6 элементов);
г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 1 песочница с зонтом, 2 качели-балансиры, 1 качеля (4 элемента);
г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 1 горка, 2 качели- балансир, 2 перекладины, 1 МАФ-гусеница (6 элементов);
г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 4 перекладины, 1 песочница с зонтом, 1 качеля, 1 горка, 1 качели-балансиры, 1 скамейка (9 элементов);
г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 4 качели-балансир, I песочница (5 элементов);
г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 1 песочница с зонтом, 1 карусель, 2 качели, 1 турник, 1 баскетбольное кольцо (6 элементов);
г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 2 футбольных ворот, 1 баскетбольное кольцо, 14 скамеек, 3 качели-балансира, 2 стенки, 1 карусель, 2 качели, 2 МАФ в форме рыбы, 1 МАФ в виде самолета, 1 перекладина, 1 песочница, 1 МАФ в виде корабля (31 элемент);
г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 2 горки, 1 качеля, 2 МАФ в виде лодки, 1 МАФ в виде ракеты, 2 лестницы, 1 беседка, 1 стенка, 3 перекладины, 1 песочница, 1 скамейка, 1 баскетбольное кольцо (16 элементов);
г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 4 перекладины, 1 горка, 1 МАФ в виде ракеты, 2 лестницы, 1 стенка, 1 скамейка (10 элементов);
г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 2 горки, 1 карусель, 1 качели, 6 стенок, 1 песочница, 1 стойка для качелей (12 элементов);
г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 1 горка, 1 карусель, 1 стенка, 1 качели-балансир, 2 качели, 1 скамейка, 1 песочница с зонтом, 1 МАФ (9 элементов);
г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят футбольные ворота - 2, 8 перекладин, 1 качеля, 3 скамейки, 1 горка, 1 карусель, 2 качели-балансиры, 2 МАФ в виде вертолета и петуха (20 элементов);
г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 4 МАФ, 1 карусель (5 элементов);
г. Козловка, <адрес> в состав которой входят 1 песочница с зонтом, 1 качели-балансир, 1 качели (3 элемента);
г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 1 стенка, 2 карусели, 1 баскетбольное кольцо, 3 стойки для качелей, 1 зонт (8 элементов);
г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 1 качели, 1 карусель, 1 горка, 1 качеля, 1 качеля-балансир, 3 перекладины, 1 песочница (9 элементов);
г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 1 качеля, 1 качеля- балансир, 1 лестница, 1 песочница с зонтом, 1 перекладина, 1 хоккейные ворота, 1 периметральное металлическое ограждение (7 элементов);
г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 2 футбольных ворот, 1 горка, 1 брусья, 1 качели-балансиры, 1 МАФ в виде лодки, 1 качеля, 1 МАФ в виде ракеты, 3 перекладины, 1 песочница с зонтом, 1 стенка, I лестница (14 элементов);
г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 2 качели, 1 горка, 2 футбольные вороты, 6 перекладин, 1 качели - балансир (12 элементов);
г. Козловка, <адрес>, в состав которой"входят 3 стенки, 1 качели (4 элемента);
г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 1 лестница, 1 стенка, 4 качели - балансир, 4 скамейки, 3 перекладины, 1 мишень (14 элементов);
г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 1 качели, 1 горка, 1 стенка, 1 домик (4 элемента);
г. Козловка, <адрес>, в состав которой, входят 2 скамейки, 1 горка, 1 качеля - балансир (4 элемента);
г. Козловка, <адрес>, в состав которой входят 1 скамейка, 1 качели, 1 карусель, 2 песочницы (5 элементов);
г. Козловка, <адрес> в состав которой входят 1 качеля, 1 качеля-балансир, 1 песочница (3 элемента), бесхозяйными, и обязать администрацию Козловского городского поселения принять их в муниципальную собственность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В части исковых требований прокурора Козловского района Чувашской Республики к администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики о признании движимого имущества - детскую игровую площадку, распложенную на территории г. Козловка по адресу: Чувашская Республика, г. Козловка, <адрес> в состав которой входят 9 перекладин (9 элементов), бесхозяйной и обязании администрацию Козловского городского поселения принять ее в муниципальную собственность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, отказать».
На данное решение Главой администрации Козловского городского поселения Козловского района ЧР ФИО1 подана апелляционная жалоба на предмет отмены в части признания движимого имущества - детские игровые площадки, расположенные по адресам: г.Козловка, <адрес>; <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес><адрес>, <адрес>, по мотиву незаконности и необоснованности. По мнению автора жалобы, детские площадки, расположенные на придомовой территории, относятся в общедомовому имуществу МКД и бремя содержания этого имущества должны нести собственники многоквартирного дома пропорционально общей площади. ООО УК «Домовой» и ООО УК «Доверие» самоустранились от возложенных обязанностей по содержанию детских площадок, предоставив истцу данные о том, что детские площадки не включены в состав общего имущества МКД. В материалах дела нет документов о том, что собственники МКД отказались от права собственности на общедомовое имущество в виде детских и спортивных площадок.
В возражении на апелляционную жалобу прокурор Козловского района Чувашской Республики Зотов А.П. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители администрации Козловского городского поселения Козловского района ЧР ФИО1, ФИО2 в заседании суда апелляционной инстанции доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе в возражении, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на территории Козловского городского поселения по адресам: г. Козловка, <адрес>; <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> расположены детские игровые площадки, с различными элементами игрового оборудования, которые в реестре муниципального имущества Козловского городского поселения не числятся.
Также отсутствуют сведения о наличии детских площадок в технических паспортах на многоквартирные дома в МУП «БТИ Козловского района».
Управление многоквартирными домами находящимися рядом со спорными детскими площадками, за исключением жилого дома по ул. <адрес>, осуществляют УК ООО «Домовой» и УК ООО «Доверие».
Разрешая данный спор, суд установил, что техническое обслуживание, ремонт, содержание спорных детских площадок, расположенных рядом с многоквартирными домами, ООО УК Домовой» и УК ООО «Доверие» не производятся по причине того, что данные детские площадки не включены в состав общедомового имущества многоквартирных домов и находятся на землях находящихся в муниципальной собственности, а границы и размеры земельных участков многоквартирных домов в установленном порядке не определены, в связи с чем суд пришел к выводу, что собственник спорных детских площадок, расположенных по вышеперечисленным адресам, не известен.
Удовлетворяя частично исковые требования прокурора Козловского района Чувашской Республики, суд исходил из того, что доказательств того, что спорные детские игровые площадки являются общей собственностью жителей многоквартирных домов не представлено, признал их бесхозяйными и руководствуясь п.п.12, 14 ст.14, ст.ст.50, 51 ФЗ от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.12 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», возложил на администрацию Козловского городского поселения принять движимое имущество - детские игровые площадки по вышеуказанным адресам в муниципальную собственность администрации Козловского городского поселения.
Между тем, судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции согласиться не может.
Исходя из положений статей 130, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания; вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом; регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе; бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался; бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Предметом спора по настоящему делу являлись 30 детских игровых площадок, расположенных в районах жилых домов по конкретным адресам в г.Козловка, с размещенным на них оборудованием, которые, по мнению прокурора, являлись бесхозяйными и подлежащими учету и содержание, которых должно осуществляться в рамках Правил благоустройства территории муниципального образования.
Детские игровые площадки с размещенным на них оборудованием относятся к движимому имуществу, а, следовательно, вопрос, связанный с их принадлежностью, подлежит разрешению в порядке статьи 226 ГК РФ.
Согласно положениям ст. 236 ГК РФ, гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
В силу ст. 226 ГК РФ, движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи. Брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
Согласно ч. 1 ст. 291 ГПК РФ, в заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая движимая вещь подлежит признанию бесхозяйной, должны быть описаны ее основные признаки, а также приведены доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение вещью.
Для принятия вещи в муниципальную собственность как бесхозяйной необходимым условием является установление факта отсутствия собственника как такового или отказ собственника от своего права. При этом отсутствие соответствующей регистрации права собственников помещений многоквартирного дома или иного лица на указанные объекты само по себе не может являться основанием для признания их бесхозяйными.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии с подп. "ж" п. 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются объекты, предназначенные для обслуживания и благоустройства многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Пунктом 66 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", предусмотрено, что согласно части 1 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
Согласно п. 67 данного Постановления, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствие со ст. 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ.
Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в частности, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В силу п. 3.5.11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, предусмотрено, что территория каждого домовладения, как правило, должна иметь детскую площадку.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией. В приложении N 4 Правил эксплуатации в перечень работ по содержанию жилых домов включен ремонт оборудования детских и спортивных площадок.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм законодательства содержание придомовых территорий производят организации, осуществляющие содержание жилищного фонда, либо собственники при непосредственном управлении многоквартирным домом. В данном случае именно на организациях осуществляющих обслуживание соответствующих многоквартирных жилых домов лежит обязанность по надлежащему содержанию придомовых территорий данных многоквартирных жилых домов, в том числе, и по обслуживанию таких объектов благоустройства как детские площадки.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Поэтому наличие государственного кадастрового учета земельного участка под многоквартирным жилым домом и прилегающей к нему территории имеет значение для определения собственника земельного участка, но не влияет на обязанность управляющей организации поддерживать порядок на придомовой территории, обеспечивать надлежащее состояние детской площадки как элемента благоустройства.
Прокурором Козловского района Чувашской Республики заявлены требования в отношении движимого имущества - детских игровых площадок, расположенных по адресам: г.Козловка, <адрес>; <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>. <адрес>, <адрес>, которые расположены на придомовой территории многоквартирных домов.
Поскольку строительство спорных детских площадок осуществлено в рамках благоустройства придомовых территорий МКД для их использования прежде всего жителями этих домов, спорные детские площадки находятся на придомовых территориях МКД, судебная коллегия приходит к выводу о том, что указанные детские площадки бесхозяйными не являются, поскольку подлежат отнесению к общей собственности сособственников помещений МКД.
Доказательств того, что земельные участки, занятые детскими площадками и дворами находятся не в границах земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, не представлено. То обстоятельство, что все дома вокруг спорных участков детских площадок также относятся к ведению управляющих компаний не оспорено.
Нахождение детских площадок в фактическом владении и пользовании собственников МКД и управляющих компаний исключает возможность отнесения данного имущества к бесхозяйному.
Доказательств, с достоверностью свидетельствующих о том, что собственник (собственники помещений в многоквартирном доме) объявил об отказе от права собственности на вышеуказанное спорное имущество или совершили действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество, материалы дела не содержат, как и не содержат доказательств, с достоверностью подтверждающих факт отказа от использования детских площадок собственниками МКД.
Отказ от владения названными детскими площадками, расположенных на придомовых территориях МКД, собственниками не оформлялся, соответствующее решение на общем собрании собственников не утверждалось.
Таким образом, вышеуказанное спорное имущество относится к общему имуществу многоквартирных домов, которое принадлежит собственникам помещений в указанных домах. Следовательно, вышеуказанное имущество имеет собственника.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что заявленное прокурорам имущество, расположенное на детских площадках по адресам: г. Козловка, <адрес>; <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, ул. <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> не может быть признано бесхозяйным, в связи с чем оспариваемое решение в обжалуемой части нельзя признать законным подлежит отмене с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении уточненных исковых требований прокурора Козловского района Чувашской Республики в указанной части.
В остальной части решение суда не обжалуется и не является предметом проверки суда апелляционной инстанции в силу ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 199, 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Козловского районного суда Чувашской Республики от 9 декабря 2019 года отменить в части признания движимого имущества - детские игровые площадки, расположенные на территории г. Козловка по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, ул<адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> бесхозяйными и обязании администрацию Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики принять их в муниципальную собственность в течении 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении уточненных исковых требований прокурора Козловского района Чувашской Республики Зотова А.П. действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики о признании указанных детских игровых площадок бесхозяйными и обязании администрацию Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики принять их в муниципальную собственность в течении 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий С.В. Карлинов
Судьи З.А. Степанова
И.В. Филимонова