Судья Мучкинов М.Н. Дело № 33-773/2015
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Элиста 29 сентября 2015 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Кашиева М.Б. и Литовкина В.В.
при секретаре Садваевой А.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Республики Калмыкия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия о возложении обязанности профинансировать Бюджетное Учреждение Республики Калмыкия «Центр крови Республики Калмыкия» для приобретения расходного материала и эксплуатации медицинского оборудования в объеме, необходимом для выполнения государственного задания на 2015 г. по апелляционному представлению помощника прокурора Республики Калмыкия Лиджиевой В.П. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 июля 2015 г.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения прокурора Лиджиевой В.П., представителя Бюджетного Учреждения Республики Калмыкия «Центр крови Республики Калмыкия» Синглеевой Б.А., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя Министерства здравоохранения Республики Калмыкия Шамакова В.А. против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Прокурор Республики Калмыкия, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Бюджетному Учреждению «Центр крови Республики Калмыкия» (далее – БУ РК «Центр крови РК»), Министерству здравоохранения Республики Калмыкия (далее – Министерство здравоохранения РК) о признании незаконным бездействия Министерства по недостаточному субсидированию БУ РК «Центр крови РК» на выполнение государственного задания на 2015 год в части закупки расходного материала, возложении на Министерство обязанности профинансировать БУ РК «Центр крови РК» для приобретения расходного материала и эксплуатации медицинского оборудования, возложении на БУ РК «Центр крови РК» обязанности при поступлении финансирования использовать медицинское оборудование. В обоснование требований указал, что согласно государственному заданию на 2015 г., утвержденному Министерством здравоохранения РК, до БУ РК «Центр крови РК» доведено выполнение работ по заготовке крови в объеме 4200 литров. Исходя из указанных объемов государственного задания учреждению для проведения осуществления ПЦР-диагностики в полном объеме донаций и вирусинактивации тромбоконцентрата необходимы финансовые средства на закупку расходных материалов в сумме 36845846 руб. Однако размер фактически доведенной субсидии на выполнение государственного задания в 2015 году составляет 2613800 руб., что не соответствует потребности учреждения в финансировании, в том числе на медикаменты и расходные материалы, необходимые для функционирования поставленного оборудования. Просил возложить на Министерство здравоохранения РК обязанность профинансировать БУ РК «Центр крови РК» на приобретение расходного материала и эксплуатацию медицинского оборудования в объеме, необходимом для выполнения государственного задания на 2015 год.
В судебном заседании помощник прокурора РК Лиджиева В.П. поддержала заявленные требования.
Представитель Министерства здравоохранения РК Шамаков В.А. возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица – БУ РК «Центр крови РК» Гришкин О.Н. не возражал против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица – Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия Ванькаева Г.В. разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда.
Представитель третьего лица – Министерства финансов Республики Калмыкия в судебное заседание не явился.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 июля 2015 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционном представлении прокурор просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Ссылается на то, что в силу федерального законодательства на Министерство здравоохранения Республики Калмыкия возложена обязанность по осуществлению достаточного финансирования для выполнения государственного задания по заготовке, хранению, переработке, транспортировке крови и ее компонентов. Из представленных ответчиком писем не следует, что им осуществлялось планирование и обоснование бюджетных ассигнований непосредственно на приобретение расходных материалов и эксплуатации медицинского оборудования. Согласно письму Министерства здравоохранения РК от 19 августа 2014 г. при планировании объема бюджетных ассигнований на 2015 г. им направлены в Министерство финансов РК материалы по обоснованию финансового обеспечения выполнения государственного задания БУ РК «Центр крови» исходя из объемов 4100 л. крови. Согласно государственному заданию на 2015 год, утвержденному 12 января 2015 г. Министерством здравоохранения РК, до БУ РК «Центр крови» доведено выполнение работ по заготовке крови изначально в большем объеме (4200 л.) по сравнению с объемом, учтенном при формировании республиканского бюджета. Для осуществления ПЦР-диагностики в полном объеме донаций и вирусинактивации тромбоконцентрата исходя из доведенных учреждению объемов государственного задания необходимы финансовые средства на закупку расходных материалов в сумме 36845846 руб. Не может являться доказательством исполнения обязанностей по достаточному финансированию государственного задания и письмо Министерства здравоохранения РК от 20 апреля 2015 г., поскольку в нем также не приводится обоснование увеличения лимитов бюджетных ассигнований на приобретение расходных материалов для эксплуатации медицинского оборудования.
Изучив доводы апелляционного представления, проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Принимая решение по делу, суд руководствовался п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, ст. 154 Бюджетного кодекса РФ, Законом Республики Калмыкия «О республиканском бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», п. 6 Постановления Правительства Республики Калмыкия от 27 декабря 2010 г. № 423 «О порядке формирования государственного задания в отношении государственных учреждений Республики Калмыкия и финансовом обеспечении выполнения государственного задания» и исходил из того, что финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете на соответствующие цели, в связи с чем исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению.
С такими выводами суда следует согласиться.
В соответствии с пп. 4-8 ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями;
В силу ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств составляет и исполняет бюджетную смету.
Согласно п. 6 Постановления Правительства Республики Калмыкия от 27 декабря 2010 г. № 423 «О порядке формирования государственного задания в отношении государственных учреждений Республики Калмыкия и финансовом обеспечении выполнения государственного задания» финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете на соответствующие цели. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным или автономным учреждением осуществляется в виде субсидии из республиканского бюджета (п. 9 Постановления).
Согласно п. 2.1.1 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания от 12 января 2015 года, заключенного между Министерством здравоохранения РК и БУ РК «Центр крови РК», учредитель обязуется определить размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания с учетом нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением на приобретение такого имущества, и расходов на уплату налогов.
Как следует из материалов дела, БУ РК «Центр крови» представило в Министерство здравоохранения Республики Калмыкия бюджетную заявку на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, в которой субсидия на выполнение государственного задания составила 30308,8 тыс. рублей. Кроме расходов на медикаменты и расходные материалы в размере 3487400 руб. в объем данной субсидии вошли расходы на оплату труда, коммунальных услуг, налогов и др.
Законом Республики Калмыкия от 15 декабря 2014 г. № 89-V-З «О республиканском бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» БУ РК «Центр крови» утверждены бюджетные ассигнования на субсидию на выполнение государственного задания в сумме 20999,6 тыс. рублей, из них на приобретение медикаментов и расходных материалов – 2613,8 тыс. рублей.
При таких данных Министерство здравоохранения РК исполняло требования бюджетного законодательства в пределах предоставленных полномочий, а также регионального законодательства по планированию бюджетных ассигнований на очередной финансовый год.
Таким образом, поскольку главный распорядитель бюджетных средств обязан финансировать учреждение в пределах лимитов, установленных бюджетной росписью, возложение на Министерство здравоохранения РК обязанности профинансировать БУ РК «Центр крови» на приобретение расходного материала и эксплуатации медицинского оборудования в объеме, необходимом для выполнения государственного задания на 2015 г., будет означать вмешательство суда в бюджетный процесс и нецелевое использование бюджетных средств, что недопустимо.
Доводы апелляционного представления по существу направлены на переоценку выводов суда и установленных обстоятельств по делу и не могут служить основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 июля 2015 г. подлежит оставлению без изменения, апелляционное представление прокурора – без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 308-311 Кодекса административного производства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия
о п р е д е л и л а:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
Председательствующий Л.Л. Лиджеева
Судьи М.Б. Кашиев
В.В. Литовкин
Копия верна