Судья Атяшев М.С. Дело (номер)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 ноября 2018 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ишимова А.А.,
судей: Дроздова В.Ю., Мироненко М.И.,
при секретаре Бессарабове Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы (номер) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о взыскании заработной платы и иных выплат,
по апелляционной жалобе ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы (номер) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Нижневартовского городского суда от 19 июля 2018 года, которым постановлено:
«Иск ФИО1 к МИФНС (номер) по ХМАО-Югре о взыскании заработной платы и иных выплат удовлетворить частично.
Взыскать с МИФНС (номер) по ХМАО-Югре в пользу ФИО1 компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 154125 рублей 08 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей 00 копеек, всего взыскать 159125 рублей 08 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 к MИФНС (номер) по ХМАО-Югре отказать»,
заслушав доклад судьи Дроздова В.Ю., объяснения представителя ответчика ФИО2, поддержавшего апелляционную жалобу, объяснения истца ФИО1, возражавшей относительно апелляционной жалобы ответчика,
установила:
ФИО1 обратилась в суд с указанным выше иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы (номер) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту Межрайонная ИФНС России (номер) по ХМАО-Югре), мотивируя тем, что в период с (дата) по (дата) истец проходила гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России (номер) по ХМАО-Югре. При увольнении ей была выплачена компенсация за неиспользованные отпуска продолжительностью 101 календарный день в размере 241 384 рубля 95 копеек и оплачен больничный лист за 33 дня в размере 62 659 рублей 41 копейка. При этом в расчет среднего дневного заработка для начисления отпускных и больничного не включены суммы средств материального стимулирования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2007 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти». Согласно расчетным листкам ей были выплачены средства материального стимулирования в следующем размере: в (дата) - ***, в (дата) -***, в (дата) - *** рублей, в (дата) - *** рублей, в (дата) - ***. Считает, что данные средства должны учитываться при расчете отпускных и компенсации при увольнении. С учетом увеличения исковых требований просила взыскать с ответчика недоплаченные больничные в размере 81 931 рубля 12 копеек, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 348 467 рублей 32 копейки, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
В судебном заседании истец ФИО1 иск поддержала и просила его удовлетворить в полном объеме, считает, что стимулирующие выплаты входят в фонд заработной платы, и они должны учитываться при начислении отпускных.
Представитель истца ФИО3 исковые требования поддержал в полном объеме, просил учесть, что по делу есть судебная практика, и стимулирующие выплаты подлежат безусловному включению в расчет среднего заработка при определении размера отпускных выплат.
Представители ответчика Межрайонной ИФНС России (номер) по ХМАО-Югре ФИО4, ФИО5, ФИО6 с иском не согласны, просили в его удовлетворении отказать по мотивам, изложенным в письменных возражениях, так как стимулирующие выплаты не подлежат включению в расчет среднего заработка, в этом случае у налоговой службы физически не хватит средств фонда оплаты труда на выплату отпускных.
Суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Межрайонная ИФНС России (номер) по ХМАО-Югре просит решение суда отменить в части взыскания с ответчика в пользу истца компенсации за неиспользованный отпуск в размере 154 125 рублей 08 копеек, компенсации морального вреда в размере 5000 рублей и принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований ФИО1 отказать. Считает решение суда в данной части незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, так как суммы дополнительного материального стимулирования не должны учитываться при расчете спорных выплат ФИО1, поскольку они не входят в состав денежного содержания гражданского служащего. При исчислении денежного содержания данного сотрудника суду необходимо руководствоваться Правилами исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 562 от 06.09.2007 г. Суд неправильно исследовал доводы ответчика о том, что средства материального стимулирования являются самостоятельным видом выплат, не являются составной частью денежного содержания гражданского служащего, не входят в фонд оплаты труда, не являются гарантированными и производятся в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств. Также указывает, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих характер физических и нравственных страданий, которые должны оцениваться судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Со стороны ответчика отсутствуют нарушения законных прав и интересов истца, основания для удовлетворения требований истца о взыскании компенсации морального вреда отсутствуют.
В возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, указывая на несогласие с доводами апелляционной жалобы ответчика.
Выслушав стороны, проверив материалы дела в соответствии со ст. 327.1 ч. 1 ГПК РФ (по доводам апелляционной жалобы), обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 состояла в трудовых отношениях с Межрайонной ИФНС России (номер) по ХМАО – Югре в должности <данные изъяты> и была уволена (дата) на основании приказа (номер) от (дата) по п. 1.1. ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
При увольнении ответчик выплатил истцу денежную компенсацию за 101 день неиспользованного отпуска в размере 241 384 рубля 95 копеек и оплатил больничный лист за 33 дня в размере 62 659 рублей 41 копейка.
Не согласившись с размером указанных выше выплат, истец обратился в суд с настоящим иском, полагая, что при расчете ответчик необоснованно не учел выплаченные истцу стимулирующие вознаграждения, что сказалось на размере выплат. Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения иска в связи с тем, что ответчик неверно рассчитал истцу компенсацию за неиспользованный отпуск, исключив из расчета среднего заработка полученные истцом стимулирующие вознаграждения. Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции и находит решение суда в части взыскания с ответчика в пользу истца компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда подлежащим отмене по п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права. Так, согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом. В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Частью 13 статьи 46 названного федерального закона предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Состав денежного содержания и порядок его исчисления урегулирован ст. 50 Федерального закона от 17.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" и специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562. Согласно пункту 1 статьи 50 Федерального закона от 17.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. В соответствии с пунктом 2 статьи 50 указанного Закона денежное содержание гражданского служащего состоит из:
1) оклада месячного денежного содержания гражданского служащего (состоящего из должностного оклада и оклада за классный чин),
2) дополнительных выплат.
Исчерпывающий перечень указанных дополнительных выплат закреплен в пункте 5 статьи 50 Закона N 79-ФЗ и в пункте 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Согласно указанным нормам права к дополнительным выплатам относятся:
а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. Согласно пунктам 5 и 6 Правил сохраняемое денежное содержание состоит из оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил. При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (до 02.04.2014 - на 29,4) (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска. Таким образом, денежное содержание на период нахождения федерального гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске состоит из установленного ему на день ухода в отпуск оклада месячного денежного содержания и ежемесячных выплат (ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячного денежного поощрения). Вместе с тем, при исчислении денежного содержания на период отпуска дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Истцом не оспаривается учет ответчиком указанных выше выплат при расчете компенсации за неиспользованные отпуска.
Вместе с тем, средства дополнительного материального стимулирования, предусмотренные п. 10 ст. 50 Закона N 79-ФЗ, согласно которому "гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами", не должны учитываться при расчете компенсации за неиспользованные отпуска в связи с тем, что они не входят в состав денежного содержания гражданского служащего.
В соответствии с пунктом 1 ПорядкПорядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного Приказом Минфина РФ от 17.10.2007 N 90н, настоящий Порядок разработан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" и устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.
Согласно п. 2 указанного Порядка, материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 настоящего Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Ссылка суда в решении на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 N 14-04-05/34482, которое, по мнению суда, дополняет перечень выплат, составляющих базу для исчисления компенсации за неиспользованный отпуск для гражданских служащих, подлежит отклонению в связи с тем, что к полномочиям Министерства финансов Российской Федерации, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" не отнесено расширение перечня дополнительных выплат, предусмотренных пунктом 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (входящих в состав денежного содержания гражданского служащего). Такие полномочия принадлежат федеральному законодателю (согласно части 1 статьи 105 Конституции Российской Федерации федеральные законы принимаются Государственной Думой).
Кроме того, указанное письмо не зарегистрировано в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах в требовании истца о взыскании не начисленной компенсации за неиспользованные дни отпуска в связи с исключением из расчета средств дополнительного материального стимулирования должно быть отказано.
При отказе в удовлетворении основного требования не подлежит удовлетворению и связанное с ним требование о компенсации морального вреда.
В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Доказательства причинения истцу морального вреда в результате неправомерных действий (бездействия) работодателя в деле отсутствуют.
При установленных обстоятельствах решение суда в обжалуемой части нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Нижневартовского городского суда от 19 июля 2018 года отменить в части взыскания с МИФНС (номер) по ХМАО-Югре в пользу ФИО1 компенсации за неиспользованный отпуск в размере 154 125 рублей 08 копеек, компенсации морального вреда в размере 5000 рублей 00 копеек, всего 159 125 рублей 08 копеек, принять в этой части новое решение, об отказе в удовлетворении данных требований.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий Ишимов А.А.
Судьи Дроздов В.Ю.
Мироненко М.И.