ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7774/2018 от 03.05.2018 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Дробот Н.В. Дело № 33-7774/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 мая 2018 года г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего Вялых О.Г.

судей Криволапова Ю.Л., Маримова В.П.

при секретаре Шерстобитовой Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зерноградского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Зерноградского района Ростовской области об обязании провести капитальный ремонт объектов водопроводно- канализационного хозяйства по апелляционному представлению прокурора Зерноградского района Ростовской области на решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 26 января 2018 года.

Заслушав доклад судьи Вялых О.Г., судебная коллегия

установила:

прокурор Зерноградского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Зерноградского района Ростовской области об обязании провести капитальный ремонт объектов водопроводно- канализационного хозяйства, в обоснование указывая, что централизованное холодное
водоснабжение населения Мечетинского сельского поселения
осуществляется МУП ФИО1 ЖКХ с использованием
находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Зерноградский район» артезианских скважин и водопроводных сетей, переданных эксплуатанту в марте 2017 года на основании дополнительного соглашения о перемене лиц в обязательстве к договору о передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью. За период эксплуатации объектов капитальному ремонту они не подвергались. Согласно актам технического обследования объектов водопроводно-канализационного хозяйства, проведенного в апреле 2017 года, следует, что большинство из них требуют капитального ремонта (замены), либо подлежат модернизации вследствие высокого физического износа (водопроводные сети изношены на 81%, артезианские скважины на 75%). 18.07.2017 года прокуратурой Зерноградского района главе администрации Зерноградского района внесено представление об устранении нарушений законодательства, однако, анализ принятых муниципалитетом
мер по результатам рассмотрения указанного представления прокурора
района показал, что требования в полном объеме не выполнены, нарушения законодательства не устранены. В частности главой администрации Зерноградского района 26 июня 2017 года утверждена дорожная карта мероприятий по капитальному ремонту объектов водопроводно- коммунального хозяйства на территориях сельских поселений района на 2017-2019г.гг., которой не предусмотрены в период ее реализации мероприятия по ремонту (реконструкции) ряда проблемных объектов, техническое обследование которых проводилось в апреле 2017 года. В заключениях соответствующих актов сделан вывод о том, что техническое состояние объектов является малонадежным, необходим ремонт или замена до 2019 года. До настоящего времени муниципальные контракты на выполнение работ по ремонту (замене) водопроводных сетей, имеющих высокий процент износа, не заключены. В связи с этим, истец просил суд обязать ответчика до 31 декабря 2019 года выполнить капитальный ремонт (замену) объектов водопроводно-канализационного хозяйства, расположенных в ст. Мечетинской, Мечетинского сельского поселения, имеющих степень физического износа 75 % и выше, а именно:

водопроводные сети по ул. Б.Примерова протяженностью 1727 м;

водопроводные сети по ул. Буденного, протяженностью 1372 м;

водопроводные сети по ул. Восточная, протяженностью 140 м;

водопроводные сети по ул. Ватутина, протяженностью 693 м;

водопроводные сети по ул. Гоголя, протяженностью 745 м;

водопроводные сети по ул. Горького протяженностью 290 м;

водопроводные сети по пер. Димитрова, протяженностью 1861 м;

водопроводные сети по ул. Дорожная, протяженностью, 302 м;

водопроводные сети по ул. Железнодорожная протяженностью 1301 м;

водопроводные сети по ул. Западная, протяженностью 141м;

водопроводные сети по ул. Кирова, протяженностью 283 м;

водопроводные сети по ул. Красноармейская протяженностью 162 м;

водопроводные сети по ул. Ленина протяженностью 443 м;

водопроводные сети по ул. Магистральная протяженностью 97 м;

водопроводные сети по ул. Октябрьская протяженность 237 м;

водопроводные сети по ул. Орджоникидзе протяженностью 1467 м;

водопроводные сети по ул. Первомайская, протяженностью 423 м;

водопроводные сети по ул. Пионерская протяженностью 107 м;

водопроводные сети по ул. Победы протяженностью 675 м;

водопроводные сети по ул. Пролетарская протяженностью 1485 м;

водопроводные сети по ул. Профессиональная протяженность 353 м;

водопроводные сети по ул. Пугачева протяженностью 1080 м;

водопроводные сети по ул. Пушкина протяженность ю 1524 м;

водопроводные сети по ул. Речная протяженностью 223 м;

водопроводные сети по ул. Советская протяженностью 1674 м;

водопроводные сети по ул. Социалистическая протяженностью 25

водопроводные сети по ул. Терешковой протяженностью 256 м;

водопроводные сети по ул. Токарева, протяженностью 1863 м;

водопроводные сети по пер.Урицкого протяженностью 963 м;

водопроводные сети в пер. Чапаева от ул. Советская до ул. Пролетарская, протяженностью 634 м;

водопроводные сети по ул. Черняева протяженностью 760 м.

Обязать администрацию Зерноградского района Ростовской области до 31.12.2019 года выполнить капитальный ремонт (модернизацию) артезианских скважин, расположенных в ст. Мечетинской, Мечетинского
сельского поселения № 81123 на ул. Победы 316, № 030-А на ул. Ватутина 58.

Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 26 января 2018 года в удовлетворении исковых требований прокурору отказано.

В апелляционном представлении прокурор просит об отмене данного решения и о принятии нового- об удовлетворении исковых требований.

Апеллянт не соглашается с тем, что суд в обоснование принятого решения указал на отсутствие доказательств процента износа водопроводных сетей, расположенных на территории Мечетинского сельского поселения, поскольку в материалах дела имеются акты технического обследования водопроводных сетей и артезианских скважин, расположенных на территории Мечетинского сельского поселения Зерноградского района. Техническое обследование данных объектов проводилось в апреле 2017 года их эксплуатантом- МУП Мечетинского сельского поселения «ФИО1 ЖКХ» по инициативе собственника объектов - администрации Зерноградского района именно с целью определения фактического состояния работоспособности объектов, их износа и предельной возможности эксплуатации. Из указанных актов технического обследования следует, что большинство объектов водопроводно- канализационного хозяйства (водопроводные сети, артезианские скважины) требуют капитального ремонта (замены) либо подлежат модернизации вследствие высокого физического износа (водопроводные сети изношены на 81%, артезианские скважины на 75%), поскольку построены и введены в эксплуатацию в 1972 году и за весь период эксплуатации капитальному ремонту не подвергались. Ссылаясь на Нормативные сроки службы некоторых сооружений и сетей водопровода и канализации, утв. ЦСУ СССР, МФ СССР, ГОСПЛАНОМ СССР 28.02.1972 № 9-17-ИБ, указанными в Приказе Минжилкомхоза РСФСР от 09.09.1975 № 378 «Об утверждении «Инструкции по технической инвентаризации основных фондов коммунальных водопроводно-канализационных предприятий», согласно которым средний нормативный срок службы водопроводных сетей из стали составляет 30 лет, из асбестоцемента - 20 лет, приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.08.2014 № 437/пр, согласно которому износ трубопроводов и других недоступных для осмотра сооружений определяется по срокам службы, как соотношение фактически прослуженного времени к средне-нормативному сроку службы, апеллянт указывает на то, что иного способа определения степени износа объектов водопроводно-канализационного хозяйства не имеется. Эксплуатация объектов водопроводно-канализационного хозяйства с высокой степенью физического износа (превышенным сроком службы) приводит к частым порывам водопровода и, как следствие, влечёт за собой большие потери воды и увеличение затрат на текущее содержание сетей, а также нарушение законных интересов населения ст. Мечетинской Зерноградского района на бесперебойное и надёжное снабжение водой. Потери при передаче водоснабжения потребителям также влекут увеличение роста тарифа на холодную воду, что ведёт к увеличению платы за холодное водоснабжение для потребителей коммунальных услуг. Кроме того, состояние труб ухудшает органолептические свойства воды, что, в свою очередь, влияет на её безопасность и безвредность.

По мнению апеллянта, является ошибочной позиция суда об отсутствии обоснования разумности обозначенного срока выполнения капитального ремонта объектов водопроводно-канализационного хозяйства и вывода о том, что субъективное мнение прокурора в обоснование срока выполнения капитального ремонта не может быть принято во внимание в качестве доказательства. Срок исполнения обязанности, который обозначен прокурором в исковом заявлении, определён с учётом принципов разумности, с учетом требований ст.314 ГК РФ, ст. 206 ГПК РФ. В случае удовлетворения исковых требований без установленного срока для их исполнения решение суда будет неисполнимым, а установление более длительного срока для их исполнения приведёт к затягиванию времени выполнения необходимых работ, повышению числа аварийных ситуаций, а также нарушению законных интересов населения ст. Мечетинской Зерноградского района. С учётом характера и объёма работ, подлежащих выполнению, разумным сроком выполнения исковых требований прокурора района, отвечающим интересам как сторон, так и граждан, в интересах которых подан иск, будет срок до 31 декабря 2019 года.

Апеллянт считает, что вывод суда о преждевременности обращения прокурора района с указанным иском ввиду проведения администрацией Зерноградского района конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности муниципалитета, в том числе расположенных на территории Мечетинского сельского поселения, сделан при неправильном применении норм материального права, которым является неприменение закона, подлежащего применению. В частности, судом не учтены положения Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которому при осуществлении надзора за соблюдением прав, свобод и законных интересов гражданина, предусмотренного главой 2 названного Закона, прокурор в соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. Из указанных положений закона, во взаимосвязи со ст. ст. 3, 4 ГПК РФ следует, что при установлении прокурором факта нарушения прав, свобод и законных интересов граждан прокурор в определённых законом случаях вправе обратиться в суд в их защиту. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц. Данные процессуальные действия прокурора не являются вмешательством в компетенцию органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения, поскольку направлены на защиту публичных интересов неопределённого круга лиц, в защиту которых подано исковое заявление.

Предполагаемое заключение собственником объектов водопроводно-канализационного хозяйства концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения и водоотведения не является исполнением своих полномочий по организации водоснабжения населения в границах сельских поселений, предусмотренных Федеральными законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», и не может гарантировать выполнение концессионером капитального ремонта централизованных систем водоснабжения и водоотведения непосредственно после перехода к нему прав владения и (или) пользования указанными системами, поскольку с учетом требований ст. 7 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» затраты по концессионному соглашению компенсируются за счёт эксплуатации объекта.

С момента перехода в марте 2017 года права собственности на объекты водопроводно-канализационного хозяйства к муниципальному образованию «Зерноградский район» до судебного разбирательства администрацией Зерноградского района - концессионное соглашение не заключено, объекты по-прежнему эксплуатируются МУП Мечетинского сельского поселения «ФИО1 ЖКХ» на основании дополнительного соглашения о перемене лиц в обязательстве к договору о передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью.

По мнению апеллянта, бесперебойное и надёжное снабжение потребителей водой не может быть поставлено в зависимость от передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем путём заключения концессионного соглашения, поскольку содержание объектов водопроводно-канализационного хозяйства в надлежащем техническом состоянии не должно ставиться в зависимость от даты определения концессионера и заключения с ним соответствующего соглашения. В ходе разбирательства судом установлено, что обязанность по осуществлению капитального ремонта объектов водопроводно-канализационного хозяйства, расположенных в Мечетинском сельском поселении Зерноградского района, лежит на администрации Зерноградского района в силу ст. 210 ГК РФ. Оспариваемый довод не исключает возможности произвести процессуальное правопреемство путём замены должника (перевод долга).

В возражениях на апелляционное представление администрация Зерноградского района Ростовской области просит оставить решение суда без изменения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчик, третье лицо не явились, надлежаще уведомлены о времени и месте судебного заседания, не представили доказательств уважительности причин неявки, в связи с этим, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца- прокурора Кустову М.Д., пришла к следующим выводам.

Постанавливая обжалуемое решение, суд руководствовался Федеральным законом РФ «О водоснабжении и водоотведении», Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утв. приказом Госстроя России от 30.12.1999 года №168 и исходил из того, что прокурором не представлено доказательств в обоснование процента износа водопроводных сетей, расположенных на территории Мечетинского сельского поселения, а также разумности, обозначенного прокурором срока выполнения капитального ремонта объектов водопроводно-канализационного хозяйства.

По мнению суда, субъективное мнение прокурора в обоснование срока выполнения капитального ремонта при разрешении данного спора не может быть принято во внимание в качестве доказательства, так как не имеет определяющего значения при рассмотрении данного спора по существу.

Судом учтено, что в настоящее время проводится конкурс на определение организации, с которой будет заключено концессионное соглашение в отношении систем коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения, водоотведения, в том числе и в отношении объектов, расположенных на территории Мечетинского сельского поселения, в связи с чем, обращение прокурора с указанным иском носит преждевременный характер, может привести к невозможности исполнения судебного решения.

Суд отклонил довод истца относительно возможной замены в последующем ответчика -администрации Зерноградского района на организацию, определенную по итогам конкурса, с которой будет заключено концессионное соглашение, как необоснованный, в связи с чем, отказал в удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку как видно из дела, 17.08.2017 года главой администрации
Зерноградского района объявлен конкурс на право заключения
концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения, водоотведения, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Зерноградский район», дата вскрытия конвертов с конкурсными предложениями была обозначена 27.12.2017 года, срок подписания соглашения, обозначен до 20.02.2018 года, однако, в связи с внесением изменений в конкурсную документацию по распоряжению главы Администрации Зерноградского района от 26 декабря 2017 года дата вскрытия конвертов с конкурсными предложениями определена 14.02.2018 года.

В соответствии с проектом Концессионного соглашения, концессионер обязуется за свой счет реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе П настоящего соглашения, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту, и осуществлять холодное водоснабжение, водоотведение, транспортировку холодной воды, добычу холодной воды и водоподготовку, подключение к централизованным системам водоснабжения, подключение к централизованной системе водоотведения и подвоз воды на территориях Мечетинского и других сельских поселений.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств, подтверждающих что данные водопроводные и канализационные сети, имеющие значительные сроки эксплуатации, представляют угрозу для безопасности неопределенного круга лиц, постоянно приводят к порывам и перебоям в потреблении, в материалах дела отсутствуют.

Имеющиеся в материалах дела акты в отношении сетей составлены по результатам камеральной, т.е. документальной проверки, подтверждают лишь то, что указанные сети имеют процент износа 81 и 75. Вместе с тем, в этих же актах содержится заключение о дальнейшей возможности их эксплуатации еще в течение 5 лет, рекомендовано проведение планово- предупредительных и капитальных ремонтов в срок до 2022 года.

Доводы апелляционного представления не могут быть положены в основу отмены правильного по существу судебного постановления, так как сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, сводятся к несогласию с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела, и представленных по делу доказательств, при этом оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

Судебная коллегия считает, что суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, установил их полно и объективно в ходе судебного разбирательства, дал им надлежащую оценку и постановил решение согласно подлежащим применению нормам материального права при соблюдении норм процессуального права, в связи с чем, постановленное решение является законным и обоснованным.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 26 января 2018 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Зерноградского района Ростовской области - без удовлетворения.

Полный текст изготовлен 07 мая 2018 года.

Председательствующий

Судьи