ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7776/17 от 23.11.2017 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 ноября 2017 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи Кузнецовой Е.А.

судей Белоусовой В.В., Мотиной И.И.

при секретаре Балаян Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску ФИО1 к Государственному Совету Республики Крым, Совету министров Республики Крым, Общество с ограниченной ответственностью «Компания по управлению активами «Финансовый капитал», третьи лица: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственное автономное учреждение «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» о признании договора заключенным, признании права собственности, признании незаконным в части постановления, понуждении к совершению действий,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 31 мая 2017 года,

у с т а н о в и л а :

06.02.2016 года ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному Совету Республики Крым о признании договора купли-продажи квартиры от 22 апреля 2014 года заключенным, признании права собственности на квартиру по адресу: <адрес>, признании незаконным постановления Государственного Совета Республики Крым от 22 июня 2016 года в части включения указанной квартиры в Приложение к данному постановлению, понуждении исключить данную квартиру из приложения к оспариваемому постановлению.

Требования мотивированы тем, что 22 апреля 2014 года между ООО «Компания по управлению активами «Финансовый капитал», действующего от собственного имени и за счет и в интересах Паевого венчурного инвестиционного фонда «Капитальные инвестиции», и ФИО1 был заключен договор купли-продажи квартиры по адресу: <адрес>.

Все обязательства по договору сторонами были выполнены в полном объеме. После приобретения квартиры истец произвела в ней дорогостоящий ремонт и несет бремя по ее содержанию, оплате коммунальных услуг.

Вместе с тем на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 22 июня 2016 года № 1146-1/16 «О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым», в п. 92 Приложения к данному Постановлению были внесены изменения, согласно которых квартира истца была включена в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 31 мая 2017 года в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым иск удовлетворить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение по делу, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение по делу, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам по делу, неправильное применение норм материального и процессуального права.

Указывает, что судом не были рассмотрены все требования, заявленные истцом.

Оспариваемое постановление Государственного Совета Республики Крым является незаконным и нарушает интересы истицы.

На основании определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 05 октября 2017 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.

В судебном заседании истица и ее представитель поддержали апелляционную жалобу.

Представители Государственного Совета Республики Крым, Совета Министров Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственного автономного учреждения «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам ее необоснованности.

Иные лица, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, сведения о причинах неявки суду неизвестны.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к следующему.

Рассмотрением дела установлено, что 22 апреля 2014 года на территории Украины, между ООО «Компания по управлению активами «Финансовый капитал», действующим от собственного имени и за счет и в интересах Паевого венчурного инвестиционного фонда «Капитальные инвестиции», и гражданкой РФ ФИО1 заключен договор купли-продажи квартиры по адресу: <адрес>.

Указанный договор купли-продажи от 22 апреля 2014 года удостоверен частным нотариусом Днепропетровского городского нотариального округа Днепропетровской области Украины ФИО9 и 23 апреля 2014 года зарегистрирован в государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество Украины под .

Пунктом 2 договора установлено, что продажа квартиры по договоренности сторон осуществляется за 2 048 352,00 гривен, что эквивалентно 182 400 долларов США по коммерческому курсу покупки долларов США Национальным банком Украины по состоянию на 22 апреля 2014 года, которые покупатель обязуется в срок 3 банковских дней перевести в безналичной форме на счет продавца.

В соответствии с п. 1 дополнительного договора от 23 апреля 2014 года № 1к договору купли-продажи от 22 апреля 2014 года сторонами выполнены обязательства и произведен полный расчет в сумме 2 048 352 гривен, что эквивалентно 182 400 долларам США, которая перечислена покупателем в безналичной форме на счет продавца.

На основании заявления ФИО1 от 23 апреля 2014 года ОАО АКБ «Легион» осуществлен денежный перевод на сумму 182 400 долларов США на счет ООО «Компания по управлению активами «Финансовый капитал» в ЗАТ КБ «Приват Банк» г. Днепропетровск.

В соответствии с ч. 3 ст. 7, ст. 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», ст. ст. 75, 76 Конституции Республики Крым, Государственным Советом Республики Крым 30 апреля 2014 года принято постановление № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым», п. 1 которого установлено, что до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью все государственное имущество (государства Украина) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым.

Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 3 сентября 2014 года № 2474-6/14 «О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года № 2085- 6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» п. 1 постановления после слов «на территории Республики Крым» дополнен словами: «а также имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению». В п. 92 данного Приложения указано недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>.

Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 22 июня 2016 года N 1146-1/16 «О внесении изменений в постановление Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года N 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» в п. 92 уточнен состав недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>.

По сведениям Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым квартира по адресу: <адрес> числится в Реестре имущества Республики Крым, на основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года № 1481-р закреплена на праве оперативного управления за ГАУ «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым».

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним правообладателем квартиры <адрес> в лице Государственного Автономного учреждения «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым».

Истица считает незаконным включение приобретенного ею 22 апреля 2014 года недвижимого имущества в Реестр имущества Республики Крым.

Республика Крым принята в Российскую Федерацию с 18 марта 2014 года в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ст. 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» на основании Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года №6- ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ).

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 7, ч. 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

До 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.

Согласно статье 2-1 вышеуказанного ЗРК № 38-зкр право собственности Украины на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся по состоянию на 17 марта 2014 года на территории Республики Крым, считать прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года N 1745-6/14 "О независимости Крыма" в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.

Право собственности профсоюзных и иных общественных организаций Украины, не имевших подразделений на территории Республики Крым по состоянию на 17 марта 2014 года, на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся на территории Республики Крым по состоянию на 17 марта 2014 года, считать прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года N 1745-6/14 "О независимости Крыма" в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.

Право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым".

Земельные участки и иные объекты недвижимости, указанные в части 1 настоящей статьи, подлежат учету в Реестре имущества, находящегося в собственности Республики Крым, ведение которого осуществляется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.

Приобретая имущество, расположенное на территории Республики Крым и удостоверяя сделку на территории Украины, истица не приобрела в установленном и действующем на территории Республики Крым после 18 марта 2014 года законодательством РФ, право собственности на указанное имущество.

В соответствии с положениями части 3 статьи 7, части 1 статьи 12.1 ФКЗ от 21.03.2014 года №6-ФКЗ, Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

До 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполни-тельной власти, уполномоченным на осуществление нормативно- правового регулирования в соответствующей сфере.

Так, согласно пункту 2 статьи 2 ЗРК от 31.07.2014 года №38-ЗРК, право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.

Это также соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, который в своем Постановлении от 19 марта 2014 года № 6-П «По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов», признавая само по себе наличие переходного периода необходимым следствием образования в Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, пришел к выводу, что конституционные требования о верховенстве на всей территории Российской Федерации не только Конституции Российской Федерации, но и федеральных законов (статья 4, часть 2) и об обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать как Конституцию Российской Федерации, так и законы (статья 15, часть 2) - в силу прямого действия Конституции Российской Федерации - в любом случае применимы в качестве общего правила, а разрешение возможных противоречий, обусловленных особенностями переходного периода, может быть обеспечено как последующим федеральным законодательным регулированием, так и судебной практикой.

Таким образом, при принятии вышеуказанных постановлений, в том числе в части включения объекта недвижимого имущества - квартиры по адресу: <адрес>, Государственный Совет Республики Крым действовал в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38- ЗРК и Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ.

В связи с принятием Государственным Советом Республики Крым 30 апреля 2014 года Постановления № 2085-6/14 о включении спорного имущества в состав имущества Республики Крым, право собственности на это имущество у прежнего правообладателя прекратилось, и возникло у Республики Крым.

На основании Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.

Пунктом 1 статьи 551 ГК РФ предусмотрено, что переход к покупателю права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации.

Истица право собственности на спорное имущество в установленном и действующей на территории Республики Крым законодательством, не приобрела, ввиду чего оснований для удовлетворения иска о признании за ней права собственности на указанное имущество не имеется.

Таким образом, исковые требования о признании права собственности истца на квартиру и признании незаконным постановления Государственного совета являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Требование истицы о признании договора действительным не основывается на законе, в частности п. 1 ст. 165 Гражданского кодекса Российской Федерации, и фактических обстоятельствах данного дела. В соответствии с данной нормой, суд по требованию исполнившей сделку стороны вправе признать сделку действительной, если одна из сторон полностью или частично исполнила сделку, требующую нотариального удостоверения, а другая сторона уклоняется от такого удостоверения сделки.

С учетом изложенного, исковые требования о признании договора действительным не направлены за защиту прав истца, их удовлетворение не повлечет восстановление прав истца, в связи с чем они также не обоснованы и удовлетворению не подлежат.

С учетом принцип диспозитивности, судом рассмотрение дело по отношению к тому ответчику и в том объеме, которые заявлены истцом.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК понесенные истцом судебные расходы возмещению не подлежат.

Поскольку судом апелляционной инстанции постановлено о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 38 ГПК, РФ, решение суда подлежит отмене на основании ч.5 ст. 330 ГПК РФ с вынесением нового решения по делу.

Руководствуясь ч.5 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 31 мая 2017 года отменить и постановить новое решение об отказе в удовлетворении иска ФИО1.

Апелляционную жалобу ФИО1 удовлетворить частично.

Председательствующий

Судьи