ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 ноября 2017 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Е.А.
судей Белоусовой В.В., Мотиной И.И.
при секретаре Балаян Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску ФИО1 к Государственному Совету Республики Крым, Совету министров Республики Крым, Общество с ограниченной ответственностью «Компания по управлению активами «Финансовый капитал», третьи лица: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственное автономное учреждение «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» о признании договора заключенным, признании права собственности, признании незаконным в части постановления, понуждении к совершению действий,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 31 мая 2017 года,
у с т а н о в и л а :
06.02.2016 года ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному Совету Республики Крым о признании договора купли-продажи квартиры от 22 апреля 2014 года заключенным, признании права собственности на квартиру по адресу: <адрес>, признании незаконным постановления Государственного Совета Республики Крым от 22 июня 2016 года в части включения указанной квартиры в Приложение к данному постановлению, понуждении исключить данную квартиру из приложения к оспариваемому постановлению.
Требования мотивированы тем, что 22 апреля 2014 года между ООО «Компания по управлению активами «Финансовый капитал», действующего от собственного имени и за счет и в интересах Паевого венчурного инвестиционного фонда «Капитальные инвестиции», и ФИО1 был заключен договор купли-продажи квартиры по адресу: <адрес>.
Все обязательства по договору сторонами были выполнены в полном объеме. После приобретения квартиры истец произвела в ней дорогостоящий ремонт и несет бремя по ее содержанию, оплате коммунальных услуг.
Вместе с тем на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 22 июня 2016 года № 1146-1/16 «О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым», в п. 92 Приложения к данному Постановлению были внесены изменения, согласно которых квартира истца была включена в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 31 мая 2017 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым иск удовлетворить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение по делу, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение по делу, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам по делу, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Указывает, что судом не были рассмотрены все требования, заявленные истцом.
Оспариваемое постановление Государственного Совета Республики Крым является незаконным и нарушает интересы истицы.
На основании определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 05 октября 2017 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
В судебном заседании истица и ее представитель поддержали апелляционную жалобу.
Представители Государственного Совета Республики Крым, Совета Министров Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственного автономного учреждения «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам ее необоснованности.
Иные лица, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, сведения о причинах неявки суду неизвестны.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к следующему.
Рассмотрением дела установлено, что 22 апреля 2014 года на территории Украины, между ООО «Компания по управлению активами «Финансовый капитал», действующим от собственного имени и за счет и в интересах Паевого венчурного инвестиционного фонда «Капитальные инвестиции», и гражданкой РФ ФИО1 заключен договор купли-продажи квартиры по адресу: <адрес>.
Указанный договор купли-продажи от 22 апреля 2014 года удостоверен частным нотариусом Днепропетровского городского нотариального округа Днепропетровской области Украины ФИО9 и 23 апреля 2014 года зарегистрирован в государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество Украины под №.
Пунктом 2 договора установлено, что продажа квартиры по договоренности сторон осуществляется за 2 048 352,00 гривен, что эквивалентно 182 400 долларов США по коммерческому курсу покупки долларов США Национальным банком Украины по состоянию на 22 апреля 2014 года, которые покупатель обязуется в срок 3 банковских дней перевести в безналичной форме на счет продавца.
В соответствии с п. 1 дополнительного договора от 23 апреля 2014 года № 1к договору купли-продажи от 22 апреля 2014 года сторонами выполнены обязательства и произведен полный расчет в сумме 2 048 352 гривен, что эквивалентно 182 400 долларам США, которая перечислена покупателем в безналичной форме на счет продавца.
На основании заявления ФИО1 от 23 апреля 2014 года № ОАО АКБ «Легион» осуществлен денежный перевод на сумму 182 400 долларов США на счет ООО «Компания по управлению активами «Финансовый капитал» в ЗАТ КБ «Приват Банк» г. Днепропетровск.
В соответствии с ч. 3 ст. 7, ст. 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», ст. ст. 75, 76 Конституции Республики Крым, Государственным Советом Республики Крым 30 апреля 2014 года принято постановление № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым», п. 1 которого установлено, что до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью все государственное имущество (государства Украина) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 3 сентября 2014 года № 2474-6/14 «О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года № 2085- 6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» п. 1 постановления после слов «на территории Республики Крым» дополнен словами: «а также имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению». В п. 92 данного Приложения указано недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 22 июня 2016 года N 1146-1/16 «О внесении изменений в постановление Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года N 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» в п. 92 уточнен состав недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>.
По сведениям Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым квартира по адресу: <адрес> числится в Реестре имущества Республики Крым, на основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года № 1481-р закреплена на праве оперативного управления за ГАУ «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым».
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним правообладателем квартиры <адрес> в лице Государственного Автономного учреждения «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым».
Истица считает незаконным включение приобретенного ею 22 апреля 2014 года недвижимого имущества в Реестр имущества Республики Крым.
Республика Крым принята в Российскую Федерацию с 18 марта 2014 года в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ст. 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» на основании Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года №6- ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ).
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 7, ч. 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
До 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
Согласно статье 2-1 вышеуказанного ЗРК № 38-зкр право собственности Украины на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся по состоянию на 17 марта 2014 года на территории Республики Крым, считать прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года N 1745-6/14 "О независимости Крыма" в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.
Право собственности профсоюзных и иных общественных организаций Украины, не имевших подразделений на территории Республики Крым по состоянию на 17 марта 2014 года, на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся на территории Республики Крым по состоянию на 17 марта 2014 года, считать прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года N 1745-6/14 "О независимости Крыма" в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.
Право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым".
Земельные участки и иные объекты недвижимости, указанные в части 1 настоящей статьи, подлежат учету в Реестре имущества, находящегося в собственности Республики Крым, ведение которого осуществляется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.
Приобретая имущество, расположенное на территории Республики Крым и удостоверяя сделку на территории Украины, истица не приобрела в установленном и действующем на территории Республики Крым после 18 марта 2014 года законодательством РФ, право собственности на указанное имущество.
В соответствии с положениями части 3 статьи 7, части 1 статьи 12.1 ФКЗ от 21.03.2014 года №6-ФКЗ, Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
До 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполни-тельной власти, уполномоченным на осуществление нормативно- правового регулирования в соответствующей сфере.
Так, согласно пункту 2 статьи 2 ЗРК от 31.07.2014 года №38-ЗРК, право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
Это также соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, который в своем Постановлении от 19 марта 2014 года № 6-П «По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов», признавая само по себе наличие переходного периода необходимым следствием образования в Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, пришел к выводу, что конституционные требования о верховенстве на всей территории Российской Федерации не только Конституции Российской Федерации, но и федеральных законов (статья 4, часть 2) и об обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать как Конституцию Российской Федерации, так и законы (статья 15, часть 2) - в силу прямого действия Конституции Российской Федерации - в любом случае применимы в качестве общего правила, а разрешение возможных противоречий, обусловленных особенностями переходного периода, может быть обеспечено как последующим федеральным законодательным регулированием, так и судебной практикой.
Таким образом, при принятии вышеуказанных постановлений, в том числе в части включения объекта недвижимого имущества - квартиры по адресу: <адрес>, Государственный Совет Республики Крым действовал в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38- ЗРК и Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ.
В связи с принятием Государственным Советом Республики Крым 30 апреля 2014 года Постановления № 2085-6/14 о включении спорного имущества в состав имущества Республики Крым, право собственности на это имущество у прежнего правообладателя прекратилось, и возникло у Республики Крым.
На основании Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Пунктом 1 статьи 551 ГК РФ предусмотрено, что переход к покупателю права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации.
Истица право собственности на спорное имущество в установленном и действующей на территории Республики Крым законодательством, не приобрела, ввиду чего оснований для удовлетворения иска о признании за ней права собственности на указанное имущество не имеется.
Таким образом, исковые требования о признании права собственности истца на квартиру и признании незаконным постановления Государственного совета являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Требование истицы о признании договора действительным не основывается на законе, в частности п. 1 ст. 165 Гражданского кодекса Российской Федерации, и фактических обстоятельствах данного дела. В соответствии с данной нормой, суд по требованию исполнившей сделку стороны вправе признать сделку действительной, если одна из сторон полностью или частично исполнила сделку, требующую нотариального удостоверения, а другая сторона уклоняется от такого удостоверения сделки.
С учетом изложенного, исковые требования о признании договора действительным не направлены за защиту прав истца, их удовлетворение не повлечет восстановление прав истца, в связи с чем они также не обоснованы и удовлетворению не подлежат.
С учетом принцип диспозитивности, судом рассмотрение дело по отношению к тому ответчику и в том объеме, которые заявлены истцом.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК понесенные истцом судебные расходы возмещению не подлежат.
Поскольку судом апелляционной инстанции постановлено о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 38 ГПК, РФ, решение суда подлежит отмене на основании ч.5 ст. 330 ГПК РФ с вынесением нового решения по делу.
Руководствуясь ч.5 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 31 мая 2017 года отменить и постановить новое решение об отказе в удовлетворении иска ФИО1.
Апелляционную жалобу ФИО1 удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи