ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7780/2016 от 17.08.2016 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Макарочкина О.Н. Дело № 33-7780/2016

Строка по статотчету 178г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Осадчей Е.А.,

судей областного суда: Гапоненко Л.В., Емельяновой Е.В.

при секретаре Красавиной Н.В.

рассмотрела в судебном заседании 17 августа 2016 года

дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Первомайского районного суда г. Омска от 30 мая 2016 года, которым постановлено:

«Возложить обязанность на ФИО1 устранить в полном объеме нарушения норм и правил пожарной безопасности, требований земельного и градостроительного законодательства, а именно: пункты 1-50, 52-75:

1. ширина горизонтального участка пути эвакуации, ведущего из дальней зоны малого зала в свету менее одного метра (фактически ширина прохода в свету составляет 0,55м. при 6 посадочных местах за 1 обеденной зоной) (ч.1 ст.6, ст.89 ФЗ от <...> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.4.3.4 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

2. для формирования сигнала управления системой оповещения второго типа, точки защищаемого помещения (малый, большой, банкетный залы) защищаются менее чем тремя пожарными извещателями (фактически установлено по два пожарных извещателя для защиты каждой точки, также не предоставлен проект на АПС и СО) (ч.1 ст.6, ст.83, ст.91, ст.54 № 123-ФЗ, п.14.3 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические»);

3. точечные дымовые пожарные извещатели, установленные в помещении малого зала, расположены на расстоянии менее одного метра от вентиляционных отверстий (фактически вентиляционное отверстие близ рабочего места бармена в малом зале расположено от извещателя ориентировочно на расстоянии 0.79м.; вентиляционное отверстие близ обеденных зон в малом зале расположено от извещателя ориентировочно на расстоянии 0.79м.) (ч.1 ст.6, ст.83 № 123-ФЗ, п.13.3.6 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»);

4. точечные дымовые пожарные извещатели, установленные в помещении большого зала, расположены на расстоянии менее одного метра от вентиляционных отверстий (фактически вентиляционные отверстия близ обеденных зон в большом зале расположены от извещателей ориентировочно на расстоянии 0.52м., 0.6м.) (ч.1 ст.6, ст.83 № 123-ФЗ, п.13.3.6 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»);

5. в полу, на пути эвакуации (рабочее место бармена) допущен перепад высоты пола высотой менее 45см. (фактически на пути эвакуации при следовании с рабочего места бармена в малый зал допущено устройство перепада высоты пола с числом 2 ступеней, высотой 0.2м, 0.195м.) (ч.1 ст.6, ст.89 № 123-ФЗ, п.4.3.4 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

6. в полу, на пути эвакуации (рабочее место ди-джея) допущен перепад высоты пола высотой менее 45см. (фактически на пути эвакуации при следовании с рабочего места ди-джея в большой зал допущено устройство перепада высоты пола высотой 0.13м.) (ч.1 ст.6, ст.89 № 123-ФЗ, п.4.3.4 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

7. дверь запасного эвакуационного выхода, ведущая из помещений большого и малого обеденного зала открывается не по направлению выхода из здания (фактически на этаже предусмотрено 62 посадочных места и 2 человека обслуживающего персонала) (ч.1 ст.6, ст.89 № 123-ФЗ, п.4.2.6 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

8. ширина запасного эвакуационного выхода из помещений большого и малого обеденного зада в свету менее 1,2м. (фактически 0,57м.) (ч.1 ст.6, ст.89 № 123-ФЗ, п.73.3 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

9. высота запасного эвакуационного выхода из помещений большого и малого обеденного зада в свету менее 1,9м. (фактически 1,47м.) (ч.1 ст.6, ст.89 № 123-ФЗ, п.4.2.5 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

10. в полу, на пути эвакуации (запасной эвакуационный выход из помещений большого и малого обеденного зала) допущен перепад высоты пола высотой менее 45 см. (фактически на пути эвакуации при следовании непосредственно наружу через запасной эвакуационный выход из помещений большого и малого обеденного зала допущено устройство лестницы с числом 2 ступеней) (ч.1 ст.6, ст.89 № 123-ФЗ, п.4.3.4 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

11. в полу, на пути эвакуации из помещений большого и малого обеденного зала допущен перепад высоты пола высотой менее 45см. (фактически на пути эвакуации при следовании непосредственно наружу через основной эвакуационный выход из помещений большого и малого обеденного зала допущено устройство лестницы с числом 2 ступеней высотой 0.195м. и 0.14м.) (ч.1 ст.6, ст.89 № 123-ФЗ, п.4.3.4 СП 1.13130,2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

12. высота горизонтального участка пути эвакуации из помещений большого и малого обеденного зала в свету менее 2м. (фактически высота горизонтального участка на пути эвакуации при следовании непосредственно наружу через основной эвакуационный выход из помещений большого и малого обеденного зала составляет 1,97м.) (ч.1 ст.6, ст.89 № 123-ФЗ, п.4.3.4 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

13. помещение гардеробной не защищено автоматической пожарной сигнализацией (ч.1 ст.6, ст.91 123-ФЗ, п.1.2, А10, таблица АЗ п.38 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»);

14. ширина эвакуационного выхода из помещения гардеробной в свету менее 0,8м. (фактически ширина выхода в свету составляет 0,67м.) (ч.1 ст.6, ст.89 № 123-ФЗ, п.4.2.5 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

15. ширина эвакуационного выхода из помещения женского санитарного узла в свету менее 0,8м. (фактически ширина выхода в свету составляет 0,67м.) (ч.1 ст.6, ст.89 № 123-ФЗ, п.4.2.5 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

16. ширина эвакуационного выхода из помещения мужского санитарного узла в свету менее 0,8 м (фактически ширина выхода в свету составляет 0,68м.) (ч.1 ст.6, ст.89 № 123-ФЗ, п.4.2.5 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

17. в полу, на пути эвакуации (из помещений раздевалки и санитарных узлов) допущен перепад высоты пола высотой менее 45см. (фактически на пути эвакуации при следовании из помещений раздевалки и санитарных узлов допущено устройство лестницы с числом 2 ступеней каждая из которых высотой 0,125м.) (ч.1 ст.6, ст.89 № 123-ФЗ, п.4.3.4 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

18. в полу, на пути эвакуации (у основного эвакуационного выхода) допущен перепад высоты пола высотой менее 45см. (фактически на пути эвакуации при следовании из помещений кафе к основному эвакуационному выходу допущено устройство лестницы с числом 2 ступеней высота которых 0,145м. и 0,115м. соответственно) (ч.1 ст.6, ст.89 № 123-ФЗ, п.4.3.4 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

19. высота основного эвакуационного выхода из помещений кафе в свету менее 1,9м. (фактически 1,84м.) (ч.1 ст.6, ст.89 № 123-ФЗ, п.4.2.5 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

20. ширина основного эвакуационного выхода из помещений кафе в свету менее 1,2м. (фактически 0,82м.) (ч.1 ст.6, ст.89 № 123-ФЗ, п.7.3.3 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

21. помещение кухни не защищено автоматической пожарной сигнализацией (ч.1 ст.6, ст.91 123-ФЗ, п.1.2, А10, таблица АЗ п.38 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»);

22. для вспомогательных помещений технического назначения (кухня, склад продуктов) не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности (ч.1 ст.6, ст.26, ст.27 № 123-ФЗ; п.5.1.2, п.5.2. СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно - планировочным и конструктивным решениям»);

23. заполнение проема в противопожарной перегородке, отделяющей склад продуктов от кухни не выполнено противопожарным второго типа (на дверь, отделяющую данное помещение отсутствует сертификат пожарной безопасности, отсутствует маркировка на соответствие требований пожарной безопасности, маркировка товара и техническая документация) (ч.1 ст.6, ст.88, ст.56 № 123-ФЗ);

24. ширина эвакуационного выхода из помещения склад продуктов в свету менее 0,8м. (фактически ширина выхода в свету составляет 0,69м.) (ч.1 ст.6, ст.89 № 123-ФЗ; п.4.2.5 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

25. расстояние от светильников до хранящихся товаров в помещении склада продуктов менее 0,5м. (фактически 0,155м.) (п.343 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»);

26. ширина эвакуационного выхода из помещения уборной на кухне в свету менее 0,8м. (фактически ширина выхода в свету составляет 0,65м.) (ч.1 ст.6, ст.89 № 123-ФЗ; п. 4.2.5 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

27. на эвакуационном выходе из помещения холодного склада установлена подъемно-опускная дверь (ч.1 ст.6, ч.7 ст.89 № 123-ФЗ);

28. ширина эвакуационного выхода из помещения холодного склада в свету менее 0,8м. (фактически ширина выхода в свету составляет 0,62м.) (ч.1 ст.6, ст.89 № 123-ФЗ; п.4.2.5 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

29. высота эвакуационного выхода из помещения холодного склада в свету менее 1,9м. (фактически высота выхода в свету составляет 1,68м.) (ч.1 ст.6, ст.89 № 123-ФЗ; п.4.2.5 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

30. отсутствуют электрические фонари из расчета один фонарь на 50 человек в помещениях кафе (п.38 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»);

31. в помещении холодного склада допущено использование временной электропроводки подп. «з» п.42 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»);

32. в полу на пути эвакуации из помещения кухни к основному эвакуационному выходу допущен перепад высоты пола высотой менее 45см. (фактически на пути эвакуации при следовании из помещения кухни к основному эвакуационному выходу допущен перепад высоты пола равный 0,255м.) (ч.1 ст.6, ст.89 № 123-ФЗ; п.4.3.4 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

33. на пути эвакуации допускается устройство криволинейной лестницы (ч.1 ст.6, ст.89 № 123-ФЗ; п.4.3.4 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

34. для формирования сигнала управления системой оповещения второго типа, точки защищаемого помещения (банкетный зал) защищаются менее чем тремя пожарными извещателями (фактически установлено по одному пожарному извещателю для защиты каждой точки, также не предоставлен проект на АПС и СО) (ч.1 ст.6, ст.83, ст.91, ст.54 № 123-ФЗ; п.14.3 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические»);

34. горизонтальное расстояние от пожарных извещателей до электросветильников (банкетный зал) менее 0,5м. (ч.1 ст.6, ст.83, ст.91, ст.54 № 123-ФЗ; п.13.3.6. СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические»);

35. ширина эвакуационного выхода из помещения женского санитарного узла в банкетном зале в свету менее 0,8м. (фактически ширина выхода в свету составляет 0,76м.) (ч.1 ст.6, ст.89 № 123-ФЗ; п.4.2.5 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

36. ширина эвакуационного выхода из помещений женского и мужского санитарного узла в банкетном зале в свету менее 0,8м. (фактически ширина выхода в свету составляет 0,79м.) (ч.1 ст.6, ст.89 № 123-ФЗ; п.4.2.5 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

37. помещение холла в банкетном зале не защищено автоматической пожарной сигнализацией (ч.1 ст.6, ст.91 № 123-ФЗ; п.1.2, А10, таблица АЗ п.38 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»);

38. под лестничным маршем, ведущим на 2 этаж расположено помещение охраны подп. «к» п.23 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»);

39. под лестничным маршем, ведущим на 2 этаж осуществляется хранение мебели и других горючих материалов (фактически осуществляется хранение стульев, коробок) подп. «к» п.23 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»);

40. приемно-контрольный прибор автоматической установки пожарной сигнализации установлен в помещении без круглосуточного пребывания дежурного персонала (ч.1 ст.6, ч.7 ст.83 № 123-ФЗ; п.13.14.5 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»);

41. в помещении, предназначенном для размещения приемно-контрольного прибора автоматической установки пожарной сигнализации отсутствует телефонная связь (ч.1 ст.6, ст.83 № 123-ФЗ; п.13.14.12 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»);

42. в помещении, предназначенном для размещения приемно-контрольного прибора автоматической установки пожарной сигнализации отсутствует аварийное освещение (ч.1 ст.6, ст.83 № 123-ФЗ; п.13.14.12 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»);

43. автоматическая установка пожарной сигнализации не обеспечивает подачу управляющих сигналов на технические средства систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (фактически при срабатывании датчиков автоматической пожарной сигнализации «пожар», не срабатывает система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в холле банкетного зала близ женского и мужского санитарного узла) (ч.1 ст.6, ч.4 ст.83 № 123-ФЗ; п.3.3 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»);

44. ширина эвакуационного выхода из помещения охраны в банкетном зале в свету менее 0,8 м. (фактически ширина выхода в свету составляет 0,79м.) (ч.1 ст.6, ст.89 № 123-ФЗ; п.4.2.5 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

45. ширина эвакуационного выхода из помещения уборной в банкетном зале близ помещения охраны в свету менее 0,8м. (фактически ширина выхода в свету составляет 0,78м.) (ч.1 ст.6, ст.89 № 123-ФЗ; п.4.2.5 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

46. для формирования сигнала управления системой оповещения второго типа, точки защищаемого помещения (гардероб в банкетном зале) защищаются менее чем тремя пожарными извещателями (фактически установлено по одному пожарному извещателю для зашиты каждой точки, также не предоставлен проект на АПС и СО) (ч.1 ст.6, ст.83, ст.91, ст.54 № 123-ФЗ; п.14.3 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические»);

47. для формирования сигнала управления системой оповещения второго типа, точки защищаемого помещения (помещение кухни в банкетном зале) защищаются менее чем тремя пожарными извещателями (фактически установлено по одному пожарному извещателю для защиты каждой точки, также не предоставлен проект на АПС и СО) (ч.1 ст.6, ст.83, ст.91, ст.54 № 123-ФЗ; п.14.3 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические»);

48. в помещении, предназначенном для размещения приемно-контрольного прибора автоматической пожарной сигнализации не размещена инструкция о порядке действий персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установки (п.64 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»);

49. для формирования сигнала управления системой оповещения второго типа, точки «защищаемого помещения (кабинет массажа № 1 салона красоты) защищаются менее чем тремя пожарными извещателями (фактически установлено по одному пожарному извещателю для защиты каждой точки, также не предоставлен проект на АПС и СО) (ч.1 ст.6, ст.83, ст.91, ст.54 № 123-ФЗ; п.14.3 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические»);

50. ширина эвакуационного выхода из помещения кабинета массажа № 1 салона красоты в свету менее 0,8м. (фактически ширина выхода в свету составляет 0,77м.) (ч.1 ст.6, ст.89 № 123-ФЗ; п.4.2.5 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты Эвакуационные пути и выходы»);

51. для формирования сигнала управления системой оповещения второго типа, точки защищаемого помещения (холл близ тату кабинета салона красоты) защищаются менее чем тремя пожарными извещателями (фактически установлено по одному пожарному извещателю для защиты каждой точки, также не предоставлен проект на АПС и СО) (ч.1 ст.6, ст.83, ст.91, ст.54 № 123-ФЗ; п.14.3 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические»);

52. для формирования сигнала управления системой оповещения второго типа, точки защищаемого помещения (тату кабинет салона красоты) защищаются менее чем тремя пожарными извещателями (фактически установлено по одному пожарному извещателю для защиты каждой точки, также не предоставлен проект на АПС и СО) (ч.1 ст.6, ст.83, ст.91, ст.54 № 123-ФЗ; п.14.3 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические»);

53. ширина эвакуационного выхода из помещения тату кабинета салона красоты в свету менее 0,8м. (фактически ширина выхода в свету составляет 0,79м.) (ч.1 ст.6, ст.89 № 123-ФЗ; п.4.2.5 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

54. для формирования сигнала управления системой оповещения второго типа, точки защищаемого помещения (парикмахерская салона красоты) защищаются менее чем тремя пожарными извещателями (фактически установлено два пожарных извещателя для защиты каждой точки, также не предоставлен проект на АПС и СО) (ч.1 ст.6, ст.83, ст.91, ст.54 № 123-ФЗ; п.14.3 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические»);

55. ширина эвакуационного выхода из помещения санитарного узла, расположенного в парикмахерской салона красоты в свету менее 0,8м. (фактически ширина выхода в свету составляет 0,6м.) (ч.1 ст.6, ст.89 № 123-ФЗ; п.4.2.5 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

56. ширина эвакуационного выхода из помещения парикмахерской салона красоты в свету менее 0,8м. (фактически ширина выхода в свету составляет 0,78м.) (ч.1 ст.6, ст.89 № 123-ФЗ; п.4.2.5 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

57. ширина эвакуационного выхода из помещения массажного кабинета № 2 салона красоты в свету менее 0,8м. (фактически ширина выхода в свету составляет 0,75м.) (ч.1 ст.6, ст.89 № 123-ФЗ; п.4.2.5 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

58. для формирования сигнала управления системой оповещения второго типа, точки защищаемого помещения (кабинет массажа № 2 салона красоты) защищаются менее чем тремя пожарными извещателями (фактически установлено по одному пожарному извещателю для защиты каждой точки, также не предоставлен проект на АПС и СО) (ч.1 ст.6, ст.83, ст.91, ст.54 № 123-ФЗ; п.14.3 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические»);

59. для формирования сигнала управления системой оповещения второго типа, точки защищаемого помещения (кабинет маникюра и педикюра салона красоты) защищаются менее чем тремя пожарными извещателями (фактически установлено по одному пожарному извещателю для защиты каждой точки, также не предоставлен проект на АПС и СО) (ч.1 ст.6, ст.83, ст.91, ст.54 № 123-ФЗ; п.14.3 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические»);

60. ширина эвакуационного выхода из помещения маникюра и педикюра салона красоты в свету менее 0,8м. (фактически ширина выхода в свету составляет 0,75м.) (ч.1 ст.6, ст.89 № 123-ФЗ; п.4.2.5 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

61. для формирования сигнала управления системой оповещения второго типа, точки защищаемого помещения (основной холл салона красоты) защищаются менее чем тремя пожарными извещателями (фактически установлено два пожарных извещателя для защиты каждой точки, также не предоставлен проект на АПС и СО) (ч.1 ст.6, ст.83, ст.91, ст.54 № 123-ФЗ; п.14.3 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические»);

62. ширина эвакуационного выхода из помещения санитарного узла, расположенного в основном холле салона красоты в свету менее 0,8м. (фактически ширина выхода в свету составляет 0,54м.) (ч.1 ст.6, ст.89 № 123-ФЗ; п.4.2.5 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

63. на пути эвакуации (в лестничной клетке, ведущей непосредственно наружу из салона красоты) допущено применение материалов для отделки потолка с неисследуемыми показателями пожарной опасности (не предоставлены декларация (сертификаты) соответствия на стеновые панели) (ст.134 № 123-ФЗ);

64. в полу на пути эвакуации с рабочего места администратора салона красоты допущен перепад высоты пола высотой менее 45см. (фактически на пути эвакуации при следовании с рабочего места администратора салона красоты к основному эвакуационному выходу допущен перепад высоты пола равный 0,42м.) (ч.1 ст.6, ст.89 № 123-ФЗ; п.4.3.4 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

65. высота ограждения лестничного марша, расположенного в объеме лестничной клетки менее 1,2м. (фактически высота ограждения лестничного марша, предназначенного для эвакуации со второго этажа здания составляет 0,84м.) (ч.1 ст.6, ст.89 № 123-ФЗ; п.7.1.2 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»; п.4.2 ГОСТ Р 53254-2009);

66. ширина лестничного марша, ведущего со второго этажа в свету менее 1,2м. (фактически ширина лестничного марша, расположенного в объеме лестничной клетки составляет 1,16м.) (ч.1 ст.6, ст.89 № 123-ФЗ; п.7.1.5 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

67. лестничная клетка на уровне первого этажа не отделена от примыкающего помещения дверью с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах (фактически отделена раздвижной дверью) (ч.1 ст.6, ст.89 № 123-ФЗ; п.4.2.7 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);

68. не предусмотрены выходы на кровлю здания (ч.1 ст.6, ст.90 № 123-ФЗ; п.7.1 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»);

69. на кровле здания отсутствует ограждение (ч.1 ст.6, ст.90 № 123-ФЗ; п.7.16 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»);

70. противопожарное расстояние от угла здания, расположенного по <...> до забора открытой автостоянки не обеспечивает нераспространение пожара между сооружениями (согласно положений нормативного документа по пожарной безопасности требуемое противопожарное расстояние между данными сооружениями должно быть от 6 до 18 метров. Для определения требуемого значения необходимо знать степень «нестойкости и класс конструктивной пожарной опасности строения. Между тем, фактическое противопожарное расстояние менее минимально требуемого и составляет 2,65м.) (ч.1 ст.6, ст.69, ст.87 № 123-ФЗ; п.4.3 таблица 1, п.6.11.2 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»);

71. противопожарное расстояние между зданием, расположенным по <...> и жилым домом <...> не обеспечивает нераспространение пожара между строениями (согласно положений нормативного документа по пожарной безопасности требуемое противопожарное расстояние между данными зданиями должно быть от 6 до 15 метров. Для определения требуемого значения необходимо знать степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности строений. Между тем, фактическое противопожарное расстояние менее минимально требуемого и составляет 4,64м. жилой дом деревянный, бревенчатый) (ч.1 ст.6, ст.69, ст.87 № 123-ФЗ; п.4.3 таблица 1, п.6.11.2 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»);

72. противопожарное расстояние от здания, расположенного по <...> до складов УФСИНа не обеспечивает нераспространение пожара между строениями (согласно положений нормативного документа по пожарной безопасности требуемое противопожарное расстояние между данными зданиями должно быть от 6 до 18 метров. Для определения требуемого значения необходимо знать степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности строений. Между тем, фактическое противопожарное расстояние менее минимально требуемого и составляет 2,46м.) (ч.1 ст.6, ст.69, ст.87 № 123-ФЗ; п.4.3 таблица 1, п.6.11.2 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»);

73. противопожарное расстояние от здания, расположенного по <...> до котельной не обеспечивает нераспространение пожара между строениями (согласно положений нормативного документа по пожарной безопасности требуемое противопожарное расстояние между данными зданиями должно быть от 6 до 18 метров. Для определения требуемого значения необходимо знать степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности строений. Между тем, фактическое противопожарное расстояние менее минимально требуемого и составляет 1,96м.) (ч.1 ст.6, ст.69, ст.87 № 123-ФЗ; п.4.3 таблица 1, п.6.11.2 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»);

74. имеющееся расстояние между зданием, расположенным по <...> и жилым домом <...> используется для складирования горючих материалов (доски) (п.74 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»).

Приостановить эксплуатацию объекта капитального строительства – нежилое помещение, общей площадью 557,2 кв.м., расположенного по адресу г. Омск <...> до устранения указанных нарушений противопожарного, земельного и градостроительного законодательства.

Взыскать с ФИО1 в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере 600 рублей».

Заслушав доклад судьи областного суда Гапоненко Л.В., судебная коллегия

Установила:

Прокурор Центрального АО г. Омска обратился в суд с иском к ФИО1 о признании действий незаконными, устранении нарушений в области пожарной безопасности.

В обоснование иска указал, что прокуратурой округа с привлечением специалистов Территориального отдела надзорной деятельности ЦАО г. Омска ГУ МЧС России по Омской области <...> была проведена проверка соблюдения земельного и градостроительного законодательства, законодательства в сфере пожарной безопасности, о противодействии терроризму в деятельности ответчика. В ходе проверки было установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит жилой <...> в г. Омске и расположенный под ним земельный участок с кадастровым номером 55:36:070401:3001. Данный участок имеет разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, однако ответчик использует его для осуществления предпринимательской деятельности. Помещения дома № <...> эксплуатируются как кафе, банкетный зал, салон красоты. В результате проверки был выявлен факт 75 нарушений противопожарных норм и правил. <...>ФИО1 был привлечен к административной ответственности по ч.1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ. <...> в цокольном этаже дома № <...> (кафе «У мангала») произошел пожар, о чем составлен соответствующий акт.

По результатам проведения Управлением Росреестра по Омской области проверки в отношении ответчика <...> выявлено нарушение требований земельного законодательства, выразившееся в нецелевом использовании земельного участка с кадастровым номером 55:36:070401:3001.

Выявленные нарушения, в случае возникновения пожара, могут повлечь массовую гибель людей и причинение тяжкого вреда здоровью, что не соответствует установленным федеральным законодательством требованиям приоритета защиты прав и законных интересов граждан, целям предупреждения возникновения и развития, а также минимизации последствий чрезвычайных ситуаций, может служить поводом для планирования и проведения террористического акта.

Просил признать незаконным бездействие ФИО1, выразившееся в не устранении нарушений правил пожарной безопасности, требований земельного и градостроительного законодательства; возложить на ответчика обязанность устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, нарушения требований земельного и градостроительного законодательства при эксплуатации объекта по адресу: г. Омск, <...>; приостановить эксплуатацию объекта капитального строительства - жилого дома, площадью 557,2 кв.м., расположенного по адресу: г. Омск, <...>, до устранения нарушений требований пожарной безопасности, земельного и градостроительного законодательства.

В судебном заседании представитель прокурора ЦАО г. Омска ФИО2 заявленные требования поддержал за исключением пункта 51 в связи с тем, что предоставлены документы на отделочные материалы.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании с требованием прокуратуры не согласился. Пояснил, что ФИО1, являясь собственником дома и земельного участка, имеет права на любое его использование. Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком. В помещениях предусмотрено размещение не более 50 человек одновременно, ширина эвакуационного выхода определяется по числу эвакуируемых. В доме установлены новые двери шириной в свету 0,77м. и 0,83м., следовательно, требования Федерального закона соблюдены. Лестница имеет три ступени, как этого требует «Системы противопожарной защиты». Пункты 31, 39 заявления исправлены.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Омской области - ФИО4 пояснила, что <...> был осуществлен выход для проведения проверки исполнения требований пожарной безопасности при эксплуатации помещений и проверки расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты - кафе «У мангала», банкетного зала, салона красоты «ZARA» по адресу: г. Омск, <...>. Расчет по оценке пожарного риска на объекте защиты, в котором указано, что объект соответствует требованиям пожарной безопасности и пожарный риск не превышает одной миллионной, не соответствует предъявляемым законом требованиям. Территориальным отделом надзорной деятельности и профилактической работы ЦАО г. Омска данный отчет не учитывается при проведении проверки. <...> осуществлен выход на объект, принадлежащий ФИО1 для проведения проверки исполнения требований пожарной безопасности при эксплуатации помещений и проверки монтажа автоматической пожарной сигнализации. В результате выхода также выявлены нарушения, поэтому просила исковые требования удовлетворить.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить и принять новое. Указывает, что согласно отчету ООО «Компания Омсервис» индивидуальный пожарный риск не превышает значения, установленного законодательством о пожарной безопасности. Представитель ГУ МЧС России по Омской области с отчетом не согласился, при этом мотивы несогласия до настоящего времени, несмотря на то, что отчет был сдан в отдел ГПН ЦАО г. Омска <...>, не указаны. Из представленных фотографий следует, что нарушения пунктов 10 – 12, 14 – 20, 32, 33 отсутствуют либо исправлены. Суд по ходатайству ответчика обязал ГПН ЦАО г. Омска осуществить выезд на объект для проведения проверки по установлению фактов наличия либо отсутствия нарушений требований пожарной безопасности, однако заключение по факту проверки в результате выезда сотрудников ГПН отсутствует.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Центрального АО г. Омска - ФИО5 просит оставить ее без удовлетворения, решение без изменения.

Проверив законность решения суда в порядке главы 39 ГПК РФ, выслушав представителя ответчика ФИО3, представителя прокуратуры ЦАО г. Омска ФИО6, представителя ГУ МЧС России по Омской области ФИО7, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником жилого дома, общей площадью 557,2 кв.м. и земельного участка, площадью 330 кв.м., расположенных по адресу: г. Омск, <...>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

Распоряжением администрации Центрального административного округа г. Омска от <...>№ <...> указанный жилой дом переведен в нежилое помещение.

<...> старшим помощником прокурора ЦАО г. Омска ФИО2 с привлечением специалистов Территориального отдела надзорной деятельности ЦАО г. Омска ГУ МЧС России по Омской области проведена проверка использования ФИО1 объектов - кафе «У мангала», салона красоты «ZARA» по адресу: г. Омск, <...> (л.д.73-78). В ходе проверки выявлены нарушения: жилое помещение используется не по назначению, ответчику принадлежит на праве собственности жилое помещение, фактически в жилом помещении находится и используется кафе, салон красоты. В сфере пожарной безопасности и антитеррористической деятельности выявлены нарушения, перечень которых изложен в исковом заявлении.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

По смыслу статьи 20 Закона о пожарной безопасности техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Согласно частям 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон о регламенте пожарной безопасности) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Согласно пункту 1 статьи 89 Закона N 123-ФЗ эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Данная статья предусматривает также, что относится к эвакуационным выходам и предусматривает общие правила устройства эвакуационных выходов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с пунктами 33, 34 Правил при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).

Согласно п. 4.3.4. Свод правил 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационые пути и выходы» высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее: 0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам; 1,0 м - во всех остальных случаях. В любом случае эвакуационные пути должны быть такой ширины, чтобы с учетом их геометрии по ним можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.

В полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6.

При высоте лестниц более 45 см следует предусматривать ограждения высотой не менее 1,2 м с перилами.

На путях эвакуации не допускается устройство винтовых лестниц, лестниц полностью или частично криволинейных в плане, а также забежных и криволинейных ступеней, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки.

Двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания (п. 4.2.6).

Ширину эвакуационного выхода (двери) из обеденных залов следует определять по числу эвакуирующихся согласно таблице 22, но не менее 1,2 м в залах вместимостью более 50 чел. Плотность потока в каждом основном проходе должна составлять не более 5 чел./кв. м. (п. 7.3.3 СП 1.13130.2009)

Из материалов дела следует, что эвакуационные выходы в принадлежащем ответчику здании не соответствуют указанным выше требованиям. Доказательств, с достоверностью опровергающих данное обстоятельство, ответчиком не представлено. При этом фототаблицы, представленные ответчиком в суд первой инстанции, сами по себе при отсутствии объективного заключения специалиста в области пожарной безопасности не подтверждают факт соответствия эвакуационных выходов указанным выше требованиям нормативно-правовых актов. Кроме того, из указанного фотоматериала следует, что ширина и высота эвакуационных выходов измерялась ответчиком от крайних точек дверного проема, тогда как названными выше нормативно-правовыми актами установлены минимальные размеры эвакуационных выходов в свету.

В соответствии с ч. 1 ст. 83 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Данной нормой также предусмотрены общие требования, которым должны отвечать указанные установки.

Согласно п. 14.3. Свод правил 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические» для формирования команды в защищаемом помещении или защищаемой зоне должно быть не менее трех пожарных извещателей при включении их в шлейфы двухпороговых приборов или в три независимых радиальных шлейфа однопороговых приборов.

Горизонтальное и вертикальное расстояние от извещателей до близлежащих предметов и устройств, до электросветильников в любом случае должно быть не менее 0,5 м. Размещение пожарных извещателей должно осуществляться таким образом, чтобы близлежащие предметы и устройства (трубы, воздуховоды, оборудование и прочее) не препятствовали воздействию факторов пожара на извещатели, а источники светового излучения, электромагнитные помехи не влияли на сохранение извещателем работоспособности (п 13.3.6 Свод правил 5.13130.2009).

Приборы приемно-контрольные и приборы управления следует устанавливать в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала (п. 13.14.5, 13.14.12 СП 5.13130.2009).

В ходе проверки, проведенной прокуратурой округа совместно со специалистами ГУ МЧС России по Омской области установлены нарушения указанных выше требований при установке систем противопожарной защиты, перечень которых приведен в 2-4, 13, 21-22, 34,37,40,41-43,46-49,52-53,55,59,60,62 искового заявления. Доказательств устранения указанных нарушений на момент рассмотрения дела судом первой инстанции ответчиком не представлено.

Кроме того, из материалов дела следует, что ответчиком в нарушение пп. з п. 42 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, допускается использование временной электропроводки в помещении холодного склада; в нарушение п. 38 Правил в помещении кафе не обеспечено наличие электрических фонарей в необходимом количестве; в нарушение п. 23 допускается хранение мебели и других горюче смазочных материалов под ластичным маршем; в нарушение п. 74 имеющееся расстояние между спорным зданием и жилым домом № <...> используется ответчиком для складирования горючих материалов (доски).

В соответствии с пунктом 36 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.

В силу части 1 статьи 69 Закона N 123-ФЗ противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.

Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288 утвержден "Свод правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (вместе с "СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям").

Настоящий свод правил применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара (пункт 1.1 СП 4.13130.2013).

Согласно пункту 4.3 СП 4.13130.2013 противопожарные расстояния между жилыми и общественными зданиями, а также между жилыми, общественными зданиями и вспомогательными зданиями и сооружениями производственного, складского и технического назначения (за исключением отдельно оговоренных в разделе 6 настоящего свода правил объектов нефтегазовой индустрии, автостоянок грузовых автомобилей, специализированных складов, расходных складов горючего для энергообъектов и т.п.) в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности принимаются в соответствии с таблицей 1.

Согласно пункту 4.3 таблицы 1 СП 4.13130.2013 минимальное противопожарное расстояние между зданиями деревянных жилых домов и общественными зданиями, между общественными зданиями должно составлять от 6 до 18 метров.

Судом установлено, что ответчиком нарушено требование пункта 4.3 СП 4.13130.2013.

Ранее противопожарные расстояния между жилыми, общественными и административными зданиями, в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности в силу пункта 1 статьи 69 Закона N 123-ФЗ, в редакции, действовавшей до 12.07.2012, были предусмотрены в таблице 11 приложения к названному Закону, которая утратила силу с принятием Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Данное требование нашло отражение в своде правил СП 4.13130.2013, принятом уже после внесения изменений в статью 69 Закона N 123-ФЗ, взамен ранее действовавшего свода правил СП 4.13130.2009.

Доказательств принятия мер, предусмотренных ст. 37 Федерального закона РФ № 123-ФЗ, для предотвращения распространения пожара на соседние здания, ответчиком не представлено.

Статьей 37 Закона о пожарной безопасности установлена обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, и установив, что до настоящего времени выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности не устранены, что создает непосредственную опасность причинения вреда здоровью и угрозу жизни несовершеннолетним, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на ФИО1 обязанности устранить их.

Кроме того, выявленные многочисленные нарушения относятся к тем нарушениям, при которых дальнейшая эксплуатация здания приводит к угрозе жизни и здоровью людей, вследствие возможного возникновения пожара. В данной связи, а также с учетом имеющегося факта пожара на спорном объекте, имевшем место <...>, суд пришел к обоснованному выводу о приостановлении эксплуатации спорного объекта капительного строительства.

Доводы жалобы о наличии у ответчика расчета пожарного риска по объекту, который не превышает установленных действующим законодательством значений, подлежат отклонению в силу следующего.

Формы оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности установлены статьей 144 Закона N 123-ФЗ, согласно которой оценка соответствия объектов защиты (продукции), организаций, осуществляющих подтверждение соответствия процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах, нормативными документами по пожарной безопасности, и условиям договоров проводится, в том числе, в формах декларирования пожарной безопасности и независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности).

В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Закона о регламенте пожарной безопасности расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Декларацию пожарной безопасности, составной частью которой могло являться указанное расчетное обоснование, ответчик суду не представил.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 79 Закона о регламенте пожарной безопасности индивидуальный пожарный риск в зданиях, сооружениях и строениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания, сооружения и строения точке.

Индивидуальный пожарный риск в зданиях, сооружениях и строениях определяется в форме независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), осуществляемой в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 144 Закона о регламенте пожарной безопасности и Правилами оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2009 N 304.

Независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска (пункт 2 Правил).

В соответствии с пунктом 5 Правил, результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска.

В заключении указываются, в том числе, результаты проведения независимой оценки пожарного риска и вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения - рекомендации о принятии мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности (пункт 6 Правил).

На момент проведения проверки (ноябрь 2015 года) оценка соответствия объектов защиты ответчика при эксплуатации здания требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах, нормативными документами по пожарной безопасности, осуществлялась в форме государственного пожарного надзора, при этом каких-либо заявлений ответчика о применении иной формы оценки соответствия объекта требованиям пожарной безопасности с представлением соответствующих документов материалы дела не содержат. Расчетное обоснование уровня обеспечения пожарной безопасности людей при пожаре (расчет рисков), составленное ООО «Компания Омсервис», согласно которому вероятность воздействия опасных факторов пожара не превышает нормативную, ответчик представил лишь в ходе судебного заседания.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что расчетное обоснование не является заключением о независимой оценке пожарного риска, составляемым на основании Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2009 N 304, поскольку выполнено в соответствии с Методикой определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности, утвержденной приказом МЧС России от 30.06.2009 N 382, определяющей порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска в соответствии с частью 7 статьи 6 Закона о регламенте пожарной безопасности при составлении декларации пожарной безопасности, то есть другой формы оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. При этом, как указывалось ранее, декларация пожарной безопасности в материалы дела не представлена.

В соответствии со статьей 6 Закона о регламенте пожарной безопасности, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Пунктом 3 указанной статьи установлено, что при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.

Таким образом, пожарная безопасность объектов будет обеспечена при соблюдении требований пожарной безопасности, установленных требованиями Закона о регламенте пожарной безопасности, а не только расчетом пожарного риска.

Следовательно, на объекте защиты должны выполняться требования правил пожарной безопасности независимо от расчета пожарного риска, а расчеты пожарного риска применительно к конкретному объекту защиты могут иметь значение для подтверждения факта обеспечения на этом объекте пожарной безопасности лишь при условии обязательного соблюдения на данном объекте требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, и не освобождают от соблюдения требований Закона о регламенте пожарной безопасности.

Иных доводов, по которым ответчик считает решение суда незаконным и необоснованным, апелляционная жалоба не содержит.

С учетом изложенного обжалуемое решение судебная коллегия считает законным и обоснованным. При разрешении спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения решения не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

Решение Первомайского районного суда г. Омска от 30 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: