ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7781 от 04.07.2016 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья –Князева О.Г.

Дело № 33 –7781

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего Ворониной Е.И.

и судей Казанцевой Е.С., Хасановой В.С.

при секретаре Семченко И.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 04 июля 2016 г. дело по апелляционной жалобе ГУ МВД России по Пермскому краю на решение Свердловского районного суда г.Перми от 24 марта 2016 года (ошибочно указано 2015 года), которым постановлено:

Исковые требования Басовой Т.Н. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю о возложении обязанности по включению периодов работы в выслугу лет удовлетворить.

Обязать Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю включить Басовой Т.Н. в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении периоды работы с 21.04.1987 по 29.09.1994 - в должности бухгалтера Бахаревской мебельной фабрики АО «*** (ПА «***», АОЗТ «***») (07 лет 05 мес. 08 дн.), с 01.07.1998 по 19.01.1999 - в должности главного бухгалтера МДОУ № ** (06 мес. 19 дн.), с 01.02.1999 по 21.04.2000 – в должности бухгалтера ОАО «***» (1 год 2 мес. 21 дн.), с 24.04.2000 по 14.05.2000 – в должности бухгалтера финансового отдела УФСНП РФ по Пермской области (21 дн.).

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Ворониной Е.И., объяснения представителя ответчика – Черемных Е.Б., истицы Басовой Т.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Басова Т.Н. обратилась в суд с иском к ГУ МВД России по Пермскому краю о возложении обязанности по включению периодов работы в выслугу лет. В обоснование иска указала, что в соответствии с Приказом ФСКН от 24.05.2000 она была зачислена на службу в УФНП России по Пермской области, 15.05.2000 ей было присвоено специальное звание – ***. На момент ее зачисления на службу в УФСНП России по Пермской области она имела стаж работы по следующим бухгалтерским и финансово-экономическим специальностям:

- с 21.04.1987 по 29.09.1994 – бухгалтер Бахаревской мебельной фабрики АО «*** (ПА «***», АОЗТ «***») - 07 лет 05 месяцев 08 дней;

- с 01.07.1998 по 19.01.1999 – главный бухгалтер МДОУ № ** - 06 месяцев 19 дней;

- с 01.02.1999 по 21.04.2000 – бухгалтер ОАО «***» - 1 год 2 месяца 21 день;

- с 24.04.2000 по 14.05.2000 – бухгалтер финансового отдела УФСНП РФ по Пермской области - 21 день.

Таким образом, до поступления в УФСНП РФ по Пермской области ее стаж по бухгалтерским, финансово-экономическим и юридическим специальностям составлял 09 лет 03 месяца 08 дней. В связи с изложенным и на основании ст. 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ № 4991-1 от 20.05.1993, а также пункта 6 Указа Президента РФ от 15.05.1996 № 718 просит обязать ГУ МВД России по Пермскому краю включить в выслугу лет для назначения пенсии указанные периоды трудовой деятельности.

В судебном заседании истец на иске настаивала.

Представитель ответчика исковые требования не признала.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого поставлен вопрос в апелляционной жалобе ГУ МВД России по Пермскому краю, полагая, что судом неверно применены нормы материального права. Часть 3 ст.50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ № 4991-1 от 20.05.1993 года является отсылочной. Вместе с тем, суд не указывает норму, согласно которой время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях включалось бы в выслугу лет для назначения пенсии лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции. Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 года № 943 не предусматривает зачет периодов на финансово - экономических и бухгалтерских должностях для назначения пенсии.

Кроме того, указывается на то, что судом первой инстанции не было учтено, что истец приказом УФСНП РФ по Пермской области от 17.10.2002 года № ** переведена на государственную службу и назначена на должность федерального госслужащего специалиста 1 категории финансового отдела. Работодателем с истцом был заключен трудовой договор на неопределенный срок. Таким образом, Басова Т.Н. на момент увольнения не проходила службу в налоговой полиции, а работала. Следовательно, Положение о прохождении службы в налоговой полиции Российской Федерации на нее не распространяется.

В деле представлены письменные возражения Басовой Т.Н. по доводам апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя ГУ МВД России по Пермскому краю Черемных Е.Б. об отмене решения суда, пояснение истицы Басовой Т.Н., возражавшей против отмены решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права ( п. 4 ч.1 ст.330 ГПК РФ).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в период с 15.05.2000 по 30.09.2002 Басова Т.Н. проходила службу в УФСНП России по Пермской области.

Приказом ФСНП России № ** от 15.05.2000 Басовой Т.Н. присвоено звание *** налоговой полиции.

До поступления Басовой Т.Н. на службу в органы налоговой полиции в период с 21.04.1987 по 29.09.1994 она работала в качестве бухгалтера Бахаревской мебельной фабрики АО «*** (ПА «***», АОЗТ «***»), в период с 01.07.1998 по 19.01.1999 - в должности главного бухгалтера МДОУ № **, в период с 01.02.1999 по 21.04.2000 – в должности бухгалтера ОАО «***», в период с 24.04.2000 по 14.05.2000 – в должности бухгалтера финансового отдела УФСНП РФ по Пермской области. Общий стаж работы Басовой Т.Н. по бухгалтерским и финансово-экономическим специальностям составил 09 лет 03 мес. 08 дней

Приказом УФСНП РФ по Пермской области от 17.10.2002 № ** истец была переведена на государственную службу и назначена на должность федерального государственного служащего специалиста 1 категории финансового отдела по трудовому договору на неопределенный срок.

Приказом УФСНП России по Пермской области № ** от 30.06.2003 Басова Т.Н. подлежала увольнению из Управления ФСНП с 30.06.2003 в связи с ликвидацией организации.

Однако, Приказом УФСНП России по Пермской области № ** от 06.10.2003 пункт вышеназванного Приказа был изменен и Басова Т.Н. была освобождена от занимаемой должности и зачислена в распоряжение Председателя ликвидационной комиссии УФСНП РФ по Пермской области с 01.07.2003.

31.12.2003 Приказом УФСНП РФ по Пермской области № ** Басова Т.Н. была уволена из органов налоговой полиции по п.1 ст. 81 ТК РФ (в связи с ликвидацией организации).

С 01.01.2004 по 24.11.2011 Басова Т.Н. проходила службу в ГУ МВД России по Пермскому краю, имела специальное звание.

С 25.11.2011 по настоящее время Басова Т.Н. проходит государственную службу в Следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю, имеет специальное звание, (л.д. 6-11).

28.08.2015 Басова Т.Н. обратилась в ГУ МВД России по Пермскому краю с заявлением о включении в выслугу лет для назначения пенсии периодов ее работы на экономических должностях до поступления на службу в органы налоговой полиции и назначении ей пенсии за выслугу лет.

25.09.2015 ГУ МВД России по Пермскому краю в своем письме № ** Басовой Т.Н. сообщило, что поскольку с 01.10.2002 она работала по трудовому договору и с 01.01.2004 она поступила на службу в органы внутренних дел в общем порядке, а не в связи с переводом из органов налоговой полиции, порядок расчета выслуги лет, предусмотренной Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации на нее не распространяется и, следовательно, оснований для включения в выслугу лет для назначения ей пенсии периодов ее работы на экономических должностях до поступления на службу в органы налоговой полиции не имеется, (л.д. 12-13).

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Басовой Т.Н. суд первой инстанции пришел к выводу о том, что периоды работы Басовой Т.Н. в должностях бухгалтера в коммерческих организациях и учреждениях до поступления на службу в налоговую полицию подлежат включению в стаж службы в налоговой полиции для назначения ей пенсии за выслугу лет.

В обоснование данного вывода суд ссылался на то, что кроме порядка пенсионного обеспечения сотрудников налоговой полиции, предусмотренного Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии по выслуге лет, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, действовал и дополнительный порядок исчисления выслуги лет для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции, который согласно ч. 3 ст. 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации предусматривал включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, установленном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.

Суд первой инстанции сослался также на п. 6 Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 1996 г. № 718 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2000 г. № 1358), устанавливающий, что при исчислении стажа работы, дающего право на установление надбавки за выслугу лет работникам налоговых органов, учитываются периоды работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям.

Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции о необходимости включения в выслугу лет для назначения пенсии периодов работы Басовой Т.Н. в должности бухгалтера в коммерческих организациях, и учреждениях ошибочны и основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

В соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. № 5238-I "О федеральных органах налоговой полиции", действовавшего до 1 июля 2003 г., пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I).

В силу п. "б" ч. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I (в редакции Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ) пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утверждаемым Верховным Советом Российской Федерации (ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 24 июля 1993 г. № 5238-I "О федеральных органах налоговой полиции", действовавшего до 1 июля 2003 г.).

Согласно подп. "а" п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. № 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации упразднена с 1 июля 2003 г. Пунктом 5 этого Указа руководителям соответствующих федеральных органов исполнительной власти поручалось обеспечить переход согласно законодательству Российской Федерации лиц, уволенных со службы в федеральных органах налоговой полиции, на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в органы внутренних дел Российской Федерации.

Частью 3 ст. 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. № 4991-I, предусмотрено, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один месяц службы.

Из приведенной нормы следует, что включение в выслугу лет сотруднику налоговой полиции времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации. То есть данная норма носит отсылочный характер. Однако, такого порядка исчисления выслуги лет для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации утверждено не было.

Вместе с тем Инструкцией о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям, утвержденной приказом ФСНП России от 21 мая 1996 г. № 169 (в ред. приказа ФСНП России от 30 января 1998 г. N 44) (далее - Инструкция от 21 мая 1996 г. № 169), были урегулированы вопросы исчисления выслуги лет сотрудников, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции. Инструкция от 21 мая 1996 г. № 169 принята во исполнение Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" и Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 155 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям" и других законодательных актов.

В соответствии с подп. "е" п. 2.6 Инструкции от 21 мая 1996 г. № 169 сотрудникам органов налоговой полиции, увольняемым со службы, в выслугу лет для назначения пенсии включалось время работы до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции:

в судах, органах прокуратуры, правоохранительных органах, органах юстиции и органах Государственной налоговой службы Российской Федерации на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (званий);

в Министерстве финансов Российской Федерации и бывшего Союза ССР, региональных и местных органах этого Министерства на должностях экономистов, бухгалтеров, ревизоров, других специалистов и их руководителей;

в Главном управлении налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации и подразделениях налоговых расследований при государственных налоговых инспекциях после 17 декабря 1992 г., если работнику в период этой работы выплачивался оклад по специальному званию.

Время работы сотрудника налоговой полиции до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции на должностях бухгалтеров в коммерческих организациях в Инструкции от 21 мая 1996 г. № 169 не названо в качестве периодов, подлежащих включению в выслугу лет для назначения пенсии.

В обоснование вывода о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Басовой Т.Н. о включении в выслугу лет для назначения пенсии периодов работы на должностях бухгалтеров в коммерческих организациях суд первой инстанции сослался на Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. № 155 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям", которым действие постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N№941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941) распространено на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальное звание, и их семьи с учетом особенностей прохождения службы в этих органах.

Однако сами положения Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 к спорным отношениям судом применены не были.

Между тем в пунктах 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 перечислены периоды, засчитывающиеся в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения со службы в том числе сотрудникам органов внутренних дел. При этом названными пунктами не предусмотрено включение в выслугу лет для назначения пенсии лицам, на которых распространено действие этого Постановления, периодов работы на должностях бухгалтеров в коммерческих организациях и учреждениях до поступления на службу.

Таким образом, из системного толкования приведенных положений нормативных правовых актов следует, что время работы сотрудника налоговой полиции до поступления на службу в органы налоговой полиции в должностях бухгалтеров в коммерческих организациях, равно как в должности в налоговой полиции, по которой не предусмотрено присвоение классных чинов (званий) в выслугу лет для назначения пенсии не включается.

Судебная коллегия также считает неправомерной ссылку суда первой инстанции на п. 6 Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 1996 г. № 718 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2000 г. № 1358), согласно которому при исчислении стажа работы, дающего право на установление надбавки за выслугу лет работникам налоговых органов, учитываются периоды работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям, поскольку данная норма касается исчисления стажа работы, дающего право на надбавку за выслугу лет работникам налоговых органов, а не исчисления выслуги лет для назначения пенсии.

Исходя из изложенного решение суда нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального права.

Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, судебная коллегия находит возможным, отменяя решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска Басовой Т.Н. к ГУ МВД России по Пермскому краю о перерасчете выслуги лет для назначения пенсии.

Руководствуясь ст.ст. 193, 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Свердловского районного суда г.Перми от 24 марта 2016 года отменить. Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Басовой Т.Н. к ГУ МВД Российской Федерации по Пермскому краю о включении периодов работы в выслугу лет.

Председательствующий:

Судьи: