ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7783/2018 от 23.05.2018 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Бакланова Н.А. Дело № 33-7783/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 23.05.2018

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Романова Б.В.,

Р.

судей

Бадамшиной Л.В.,

Е.

ФИО1,

А.

при ведении протокола помощником судьи Хамиевой Ю.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ТОИОГВ СО-УСП МСП СО по Талицкому району, ТОИОГВ СО-УСП МСП СО по Артинскому району о признании приказа незаконным, восстановлении в очереди на получение жилья как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по апелляционной жалобе ответчика ТОИОГВ СО-УСП МСП СО по Артинскому району на решение Талицкого районного суда Свердловской области от 20.02.2018.

Заслушав доклад судьи Бадамшиной Л.В., судебная коллегия

установила:

ФИО2 обратилась с вышеназванным иском. С учетом уточнения исковых требований, руководствуясь ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 2 Закона Свердловской области от 22.03.2006 № 17-03 «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области», истец просила восстановить ее в очереди на получение жилья по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Признать приказ Управления социальной политики по Артинскому району №951-з от 03.08.2016 «О снятии с учета для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, незаконным в связи с тем, что не была уведомлена о снятии ее с учета для предоставления жилья, с приказом не ознакомлена, о данном приказе ей стало известно в суде 30.01.2018.

Решением Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 24.08.2017 исковые требования ФИО2 удовлетворены.

Приказ Управления социальной политики по Артинскому району №951-з от 03.08.2016 «О снятии с учета для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.» признан незаконным.

Суд обязал Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Артинскому району восстановить ФИО2, в очереди на получение жилья как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В удовлетворении исковых требований кТОИОГВ СО-Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Талицкому району отказано.

С таким решением не согласился ответчик ТОИОГВ УСП-МСП СО по Артинскому району, подал на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить как незаконное, необоснованное. В обоснование жалобы ссылается об осведомленности истца с 2015 года о том, что она состоит на учете в Управлении социальной политики по Артинскому району для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, однако в Управление не обращалась, о перемене места жительства не сообщала. Истец еще в 2010 году утратила статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, а равно и право на обеспечение жилым помещением государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. истцом не были предприняты меры по предоставлению приговора о заключении ее матери под стражу в Управление социальной политики по Артинскому району. Талицким судом установлено, что в данный период (с 30.08.2010) опека в отношении истца не назначалась, истец не помещалась органами опеки в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для проживания. Копия приказа направлена ФИО2 по последнему известному адресу. Конверт возвращен по причине истечения срока хранения. По состоянию на 03.08.2016, в соответствии с имеющимися в Управлении социальной политики по Артинскому району документами, с 15.07.2010 ФИО2 не относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Участники процесса в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом простым письмом. Кроме того, стороны извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Свердловского областного суда. ТОИОГВ УСП-МСП СО по Артинскому району ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Поскольку лица участвующие в деле об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, судебная коллегия, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив их в пределах, предусмотренных статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГгода рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца ФИО3 неоднократно находилась в местах лишения свободы, в том числе, в период с 10.03.2004 по 09.03.2010, в период с 30.08.2010 по 29.10.2016. Сведения об отце истца внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка. Истец находилась в МУ СРЦН для несовершеннолетних «Полянка» п.Арти Свердловской области, откуда 27.03.2006 была направлена в ГОУ СОУ «Захаровский детский дом» (г.Камышлов Свердловской области), где находилась по 15.07.2010.

Распоряжением Главы Артинского городского округа от 15.10.2008 №312 ФИО2 поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилье (л.д.45).

15.07.2010 ФИО2 была передана на воспитание матери ФИО3 на основании приказа ТОИОГВ СО - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Камышлову и Камышловскому району от 15.07.2010 №322-ОиП «О передаче несовершеннолетних детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на воспитание матери ФИО3».

Приказом ТОИОГВ СО-Управлением социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Артинскому району от 07.03.2013 №70-д ФИО2 принята на учет для целей предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.47).

Приказом № 951-д от 03.08.2016 истец снята с указанного учета (л.д.49).

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд пришел к обоснованному выводу о том, что фактически истец жилым помещением не обеспечена как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при снятии с учета право истца на обеспечение жилым помещением не утратила и оно не реализовано, в настоящее время не имеет возможности встать на данный учет по месту своего жительства в связи с достижением ею возраста 23-х лет.

Так, соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 8 Закона, с учетом положений ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакциях действовавших как до достижения истцом возраста 23 лет, так и после, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 8 Закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в ранее занимаемых жилых помещениях, собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием в том числе следующего обстоятельства: жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, указанными нормативно-правовыми актами государство приняло на себя обязанность обеспечить детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением.

Следовательно, ФИО2 по достижении 18-летнего возраста имела право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Вместе с тем, указанное право истца было нарушено, с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения она была снята.

В соответствии со ст. 20 Закона Свердловской области от 22.03.2006 № 17-ФЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области» снятие граждан, состоящих на учете для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, с учета осуществляется по результатам проверки наличия обстоятельств, являющихся основаниями для принятия решения о снятии граждан, состоящих на учете для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, с учета, проведенной в соответствии со статьей 21 настоящего Закона.

Согласно ч. 3 ст. 21 вышеназванного Закона Порядок и сроки проведения проверок наличия обстоятельств, являющихся основаниями для принятия решений о снятии граждан, состоящих на учете для целей предоставления жилых помещений маневренного фонда, жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан, жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан или жилых помещений для детей-сирот, с учета, устанавливаются нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Правительством Свердловской области.

В соответствии с п. 2. Порядка проведения проверок наличия обстоятельств, являющихся, основаниями для принятия решений о снятии с учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для целей предоставления жилых помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 21.06.2013 № 778-ПП проведение проверок осуществляется для установления наличия следующих обстоятельств, являющихся основаниями для принятия решения о снятии лиц, в отношении которых проводятся проверки, с учета для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области:

1) выезд лиц, в отношении которых проводятся проверки, за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства или из Свердловской области на место жительства в другой субъект Российской Федерации;

2) утрата лицами, в отношении которых проводятся проверки, оснований обеспечения их жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, определенных абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно копии приказа ТОИОГВ СО-Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Артинскому району № 951-д от 03.08.2016 ФИО2 снята с учета в связи с тем, что ФИО2 на основании приказа ТОИОГВ СО- Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Камышлову и Камышловскому району от 15.07.2010 №322-ОиП «О передаче несовершеннолетних детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на воспитание матери ФИО3» возвращена матери.

Как следует из отзыва ответчика Управления социальной политики по Артинскому району от 19.01.2018, истец снята с учета в связи с утратой статуса (передача ребенка матери), что не соответствует действительности, поскольку с 30.08.2010 мать истца ФИО3 находилась в местах лишения свободы (л.д.9). Тот факт, что при этом в отношении истца попечительство не назначалось, истец не помещалась органами опеки в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для проживания, правового значения для сохранения за ней статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей не имеет, а лишь свидетельствует о ненадлежащем исполнении органами опеки своих обязанностей по выявлению таких детей, возложенных на них ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации. В этой связи при принятии ФИО2 на учет для целей предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей постановке на учет, основания имелись, поскольку до 18-ти летнего возраста статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, она не утратила.

Таким образом, ссылка на приказ 15.07.2010 №322-ОиП «О передаче несовершеннолетних детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на воспитание матери ФИО3», послуживший основанием для снятия ФИО2 с учета, является необоснованной, а иных оснований в названном приказе не указано.

С учетом вышеизложенных разъяснений, судебная коллегия признает правильным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска.

Ссылка апелляционной жалобы на то, что ФИО2 с 22.06.2011 зарегистрирована по месту жительства: ..., а также на не предоставление ею документов для формирования учетного дела, на правильность выводов суда не влияет, поскольку оспариваемый приказ не содержит иных оснований кроме ее передачи на воспитание матери, что не препятствует ответчику проверить наличие всех оснований необходимых для состояния истца на учете и предоставление ей специализированного жилого помещения. Кроме того, ответчиком не представлено доказательств, что ФИО2 является собственником вышеуказанного жилого помещения либо приобрела право пользования им, а также ею оспаривается факт получения уведомления о предоставлении необходимых документов для формирования учетного дела.

Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, не опровергают правильность выводов суда, и не могут служить основанием для отмены постановленного судом решения.

Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Талицкого районного суда Свердловской области от 20.02.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Артинскому району – без удовлетворения.

Председательствующий Б. В. Романов

Судьи Л. В. Бадамшина

ФИО1