ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-779 от 15.03.2017 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Баторова Т.В.

дело № 33-779

пост.26 января 2017г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Улан-Удэ 15 марта 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Ивановой В.А.

судей коллегии Нимаевой О.З., Семенова Б.С.

при секретаре Зарбаевой В.А.

с участием прокурора Болдоевой Э.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кабанского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО СП «Сухинское», Правительству РБ, администрации МО «Кабанский район» РБ об обязании Правительства РБ принять меры по организации деятельности по утилизации, обезвреживанию твердых бытовых отходов, обязании администрации МО СП «Сухинское» принять участие в организации утилизации, захоронении твёрдых бытовых отходов,

по апелляционному представлению прокурора Кабанского района Республики Бурятия на решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 22 ноября 2016 года, которым иск оставлен без удовлетворения,

заслушав судью-докладчика Нимаеву О.З., стороны, исследовав материалы дела,

У С Т А Н О В И Л А:

Обращаясь в суд в защиту неопределенного круга лиц, прокурор Кабанского района Республики Бурятия просил обязать Правительство Республики Бурятия принять меры по организации деятельности по сбору (в том числе, раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; обязать администрацию МО «Кабанский район» принять участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; обязать администрацию МО СП «Сухинское» принять участие в организации деятельности по сбору (в том числе по раздельному сбору) и транспортировке твёрдых коммунальных отходов, расположенных в <...> с правой стороны от автодороги на расстоянии около <...> м. от озера Байкал с указанием географических координат.

Требования обоснованы тем, что в результате проверки исполнения требований законодательства об охране окружающей природной среды в области обращения с отходами производства и потребления, выявлено место сбора твердых бытовых отходов в с.Сухая, с правой стороны от автодороги, на расстоянии около <...> м. от озера Байкал. Установлено захламление земельного участка отходами потребления и производства. Построенный рядом объект- мусороприемная станция не осуществляет деятельность. Отходы представлены твердыми коммунальными отходами, древесными опилками, строительным мусором. В нарушение ФЗ от 24 июня 1998 г. №89 – ФЗ «Об отходах производства и потребления» Правительством РБ не организована деятельность по сбору (в том числе и по раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению указанных твёрдых коммунальных отходов, а администрацией МО СП «Сухинское» не осуществляется участие в организации деятельности по сбору и транспортированию данных отходов.

Определением суда от 08 сентября 2016 г. для участия в деле привлечены в качестве соответчика администрация МО «Кабанский район», в качестве третьего лица Министерство природных ресурсов Республики Бурятия.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Кабанского района Муклинов А.Р. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика администрации МО СП «Сухинское» ФИО1 иск не признала. Показала, что в рамках своих полномочий поселение осуществляет сбор, вывоз бытовых отходов и мусора на площадку, предоставленную администрацией района.

Представитель соответчика администрации МО «Кабанский район» ФИО2 возражал против заявленных требований. Показал, что прокурор, обязывая предпринять организационные действия, не доказал наличие бездействия. В рамках своих полномочий в целом по району администрацией принято участие в организации данной деятельности, имеется проект о строительстве полигона в п. <...>, построены мусоросортировочные станции в <...>, которые Правительством РБ до настоящего времени не введены в эксплуатацию. В рамках своих полномочий могут привлекать граждан к административной ответственности, иных полномочий не имеют, в бюджет района денежные средства для участия в организации указанной деятельности не заложены.

Представитель Правительства Республики Бурятия представил письменные возражения по существу иска, из которых следует что законом не предусмотрены полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ по ликвидации несанкционированных свалок на территории муниципальных образований. Правительство не является надлежащим ответчиком по делу. Исходя из правовых позиций КС РФ «организация деятельности» предполагает совокупность организационных мер, включая оказание регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории от отходов, при том, что сами по себе такого рода меры не входят в нормативное содержание понятий «сбор отходов», «транспортировка отходов», «утилизация отходов». Родовая категория «организация» предполагает возложение не всей полноты бремени несения затрат по очистке территории от загрязнения бытовыми и промышленными отходами, а именно осуществление мер организационно – властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности такой очистки. В полномочия Правительства РБ входит организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории всей РБ, а не их непосредственный сбор в местах несанкционированных свалок. Требования истца сводятся к ликвидации конкретной несанкционированной свалки. Возложение на Правительство обязанности организовать мероприятия по ликвидации конкретной свалки нельзя признать правомерным. Непосредственная ликвидация несанкционированных свалок относится к полномочиям органов местного самоуправления. Из иска следует, что помимо твердых коммунальных отходов обнаружены опилки, строительный мусор, не являющиеся твердыми коммунальными отходами. Из заключения Росприроднадзора по акту №<...> от ... г. следует, что выявленные отходы производства и потребления отнесены к твердым коммунальным отходам путем лишь визуального осмотра. Иных объективных доказательств истцом не представлено.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов Республики Бурятия в суд не явился, направил письменные возражения по существу иска.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционном представлении прокурор оставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что истцом по существу заявлены требования о ликвидации конкретной свалки, расположенной в <...>.

В суде апелляционной инстанции представитель Прокуратуры Республики Бурятия Болдоева Э.В. поддержала апелляционное представление. Указала, что требования иска изложены так, как указано в норме закона. Такой способ защиты, как ликвидация несанкционированной свалки, не предусмотрен законом, а ответчики обязаны в силу своих полномочий принимать организационные меры по утилизации и захоронению твердых бытовых отходов.

Представители Правительства Республики Бурятия ФИО3, Министерства природных ресурсов РБ ФИО4, Администрации МО «Кабанский район» ФИО2, МО СП «Сухинское» ФИО1, не оспаривая решение, возражали против доводов апелляционного представления.

Изучив материалы гражданского дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционного представления, возражения на него, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов представления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом, по результатам рейдового планового мероприятия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Бурятия от ... г., в ходе натурного обследования ... г. проведен осмотр водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы озера Байкал на территории <...> Обнаружено захламление и засорение отходами потребления и производства (твердыми коммунальными отходами, древесными опилками, строительным мусором) береговой полосы озера Байкал на территории рекреационной местности «<...>, на расстоянии около <...> м. от озера, т.е. в водоохранной зоне водного объекта, на площади около <...> кв.м.

Разрешая спор, суд, ссылаясь на то, что непосредственная ликвидация свалки не относится к организационным мерам, указанным в п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ №131 – ФЗ, а истцом не доказано бездействие администрации МО «Кабанский район», администрации МО СП «Сухинское» по принятию мер по ликвидации несанкционированного размещения мусора, пришел к выводу об отказе в иске.

С такими выводами суда соглашается и судебная коллегия.

В соответствии со ст. 6 ФЗ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. ФЗ от 29.12.2014 г. №458 – ФЗ) (далее ФЗ №89-ФЗ) к полномочиям субъектов РФ в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно ст.4 Закона Республики Бурятия от 09.03.2010 N 1254-IV (ред. от 04.03.2016) "Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» установлены аналогичные полномочия Правительства Республики Бурятия в области обращения с отходами.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2016 г. №13 – П указано, что организационные меры (т.е. организация деятельности) включают оказание регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно – властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов.

В досудебном порядке истцом у ответчика не истребована документация о деятельности Правительства РБ по данному вопросу, не проведена проверка по данному вопросу, не доказано бездействие со стороны ответчика в осуществлении организационных мер, не представлены сведения о собственниках земельных участков.

Полномочие по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов реализуется посредством функций по принятию соответствующих правовых актов, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении "По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Как установлено судом, с ... г.до настоящего времени Правительством РБ по вопросам организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов принято более 100 актов.

В рамках реализации полномочий, предусмотренных ст. 6 ФЗ №89 – ФЗ Правительством РБ принято распоряжение от 10 апреля 2015 г. №217 – р, утвердившее План мероприятий по реализации ФЗ от 29.12.2014 г. №458-ФЗ, предусматривающий совокупность скоординированных действий, направленных на создание условий для очистки территорий от отходов. Реализация ряда мероприятий связана с принятием соответствующих нормативных правовых актов на федеральном уровне, установление правил осуществления деятельности региональных операторов в РБ планируется после принятия Правительством РФ правил обращения с твердыми коммунальными отходами, которые еще не приняты.

Согласно п. 1 ст. 24.6 ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. ФЗ от 29.12.2014 г. №458 – ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии с ч.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления», региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации (п. 6 ФЗ №89-ФЗ).

Как следует из материалов дела, конкурсный отбор по присвоению статуса регионального оператора и определение зоны его деятельности не проведен, соглашения не подписаны, Постановление Правительства РФ, регулирующее данные вопросы принято только в сентябре 2016 года.

В связи с изложенным, вывод суда об отсутствии оснований для обязания Правительства Республики Бурятия по принятию организационных мер по утилизации отходов на конкретной территории, является верным.

Распоряжением Правительства РБ от 10 апреля 2015 г. №217-р ликвидация свалок с созданием на их территории мест накопления отходов для последующей утилизации, обезвреживании и захоронения в 2015 – 2016 г.г. возложена на администрации муниципальных образований в РБ.

Согласно ст. 4.1 Закона Республики Бурятия "Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия», органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия осуществляют полномочия в области обращения с отходами в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно п. 1 ст. 24.6 ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Судом установлено, что постановлением администрации МО «Кабанский район» № <...> от ... г. утвержден акт обследования и выбора земельного участка, формируемого для временного размещения и складирования твердых бытовых отходов, общей площадью <...> га из земель сельскохозяйственного назначения, имеющего адресные ориентиры: <...>. Другим ответчиком, администрацией МО СП «Сухинское» в рамках своих полномочий организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, заключены договоры гражданско – правового характера. Распоряжением администрации МО СП «Сухинское» № <...> от ... г. утвержден график вывоза мусора с территории МО СП «Сухинское». Кроме того, ответчиками принимаются и иные меры по регулярной очистке от мусора береговой зоны.

Как следует из материалов дела, в с.Сухая расположена мусороперегрузочная станция, которая построена в ... годах, но до настоящего времени не введена в эксплуатацию. На несоблюдение требований федерального законодательства, отсутствие должного контроля заказчика в лице ГКУ Республики Бурятия «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» за выполнением работ, указано в представлении Прокурора РБ на имя начальника УКС в ... года.

Следовательно, говорить о бездействии со стороны органов муниципальных образований не приходится. Вместе с тем, принимаемые ответчиками меры явно недостаточны для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов, а сложившаяся обстановка не соответствует экологическим и санитарным требованиям.

Судом в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ принято решение по заявленным истцом требованиям - об обязании принятия организационных мер, которые, как следует из материалов дела, ответчиками принимаются.

Довод жалобы о том, что по существу прокурором поставлен вопрос о ликвидации несанкционированной свалки, подлежит отклонению, поскольку в соответствии с п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 13 от 19 июня 2012 года «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», новые материально-правовые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, в соответствии с ч.4 ст. 327-1 ГПК РФ, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

Нормативное содержание понятий, относительно которых заявлен иск прокурором, дано статьей 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В данном случае, истцом не представлены достоверные доказательства того, что на захламленном земельном участке в <...> расположены только твердые коммунальные отходы, образовавшиеся в процессе жизнедеятельности физических лиц в жилых помещениях, поскольку ответчики указывают на наличие строительного мусора, железного лома, опилок, которые не могут быть отнесены к твердым бытовым отходам и для их утилизации законодателем предусмотрен иной порядок.

Под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду, а утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ).

Таким образом, законодатель, разъясняя указанные понятия, имел ввиду комплекс мер, необходимых для их исполнения, требующий предварительного вложения немалых денежных средств, обустройства специально оборудованных сооружений, предназначенных для размещения отходов, объектов захоронения отходов - предоставленные в пользование в установленном порядке участков недр, подземных сооружений для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах; объектов хранения отходов - специально оборудованных сооружений, обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенных для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения, объектов обезвреживания отходов - специально оборудованных сооружений, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенных для обезвреживания отходов.

В соответствии с требованиями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении», резолютивная часть решения должна содержать исчерпывающие выводы, т.е. в ней должно быть четко и понятно сформулировано, что именно постановил суд, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен предпринять, должны быть разрешены судом и остальные вопросы, указанные в законе, чтобы решение не вызывало споров при исполнении.

В данном случае, при удовлетворении требований прокурора, так как они заявлены в исковом заявлении, исполнение решения будет затруднительным, поскольку в принудительном порядке обязать органы местного самоуправления в разумные сроки произвести утилизацию, захоронение, обезвреживание отходов, расположенных на территории общей площадью <...> кв.м., как предусмотрено законом, невозможно.

При указанных обстоятельствах не имеется оснований согласиться с доводами представления о неправильно произведенной районным судом оценке доказательств по делу и постановленных им выводах, допущенных нарушениях норм материального права.

Судебная коллегия выводы суда первой инстанции находит правильными, поскольку они постановлены в соответствии с нормами материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, в их совокупности. Выводы суда аргументированы, в дополнительной мотивировке не нуждаются и оснований для отмены или изменения решения по доводам представления коллегия не находит.

Безусловно, в силу требований ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, а перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения предусмотренных законом обязанностей. При этом, следует учитывать, что при принятии своевременно органами местного самоуправления всех мер, предусмотренных законом, отходы в таком количестве и на такой площади могли не образоваться.

В связи с изложенным, коллегия считает, что истец не лишен возможности избрать иной способ защиты прав неопределенного круга лиц путем предъявления требований к надлежащему ответчику о ликвидации накопления отходов в несанкционированных местах, поскольку ликвидация свалок с созданием на их территории мест накопления твердых коммунальных отходов для последующей утилизации, обезвреживания и захоронения возложена вышеуказанным Постановлением Правительства РБ на ответственных исполнителей – администрации муниципальных образований в Республике Бурятия.

Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 22 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: