Судья Витько В.В. Дело *** –7791 - 21 (2-161-21)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 октября 2021г. Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе:
председательствующего Сафроновой М.В.
судей Параскун Т.И., Медведева А.А.
при секретаре Колесниченко Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе
ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения по городам Славгороду и Яровое, Бурлинскому и <адрес>м», третьего лица Министерства социальной защиты Алтайского края на решение Табунского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГг. по делу по иску прокурора <адрес> Алтайского края в интересах ФИО1 к КГКУ «Управление социальной защиты населения по городам Славгороду и Яровое, Бурлинскому и <адрес>м» о признании решения незаконным и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Параскун Т.И., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
<адрес> Алтайского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1 к КГКУ «Управление социальной защиты населения по городам Славгороду и Яровое, Бурлинскому и <адрес>м» о признании решения незаконным и возложении обязанности.
В обоснование иска истец указал на то, что прокуратурой <адрес> по обращению ФИО1 была проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите населения в деятельности КГКУ «Управление социальной защиты населения по городам Славгороду и Яровое, Бурлинскому и <адрес>м» в части реализации национального проекта «Демография» в рамках регионального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» в ходе которой были выявлены нарушения.
ДД.ММ.ГГ. ФИО1 обратилась в КАУ «Многофункциональный центр Алтайского края» в <адрес> с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка ФИО2
Указанное заявление было перенаправлено в Отдел социальной защиты населения <адрес> и было зарегистрировано ДД.ММ.ГГ.
К своему заявлению ФИО1 представила документы о получаемых доходах за период ДД.ММ.ГГ а именно справку КГБПОУ «Славгородский педагогический колледж» и объяснительную об отсутствии получаемых доходов.
По результатам рассмотрения заявления ФИО1 КГКУ «Управление социальной защиты населения по городам Славгороду и Яровое, Бурлинскому и <адрес>м» ДД.ММ.ГГ. было принято решение *** об отказе в назначении и выплате ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка в связи с тем, что ФИО1, не предоставлены сведения о доходах за период ДД.ММ.ГГ, т.е. за период 12 календарных месяцев за шесть месяцев до даты подачи заявления о назначении такой выплаты.
В нарушение требований закона КГКУ «Управление социальной защиты населения по городам Славгороду и Яровое, Бурлинскому и <адрес>м» в порядке межведомственного взаимодействия запросы в налоговую службу, в Славгородский педагогический колледж не направлялись. Из пенсионного фонда, Фонда обязательного социального страхования РФ ответы получены не были.
Таким образом, решение КГКУ «Управление социальной защиты населения по городам Славгороду и Яровое, Бурлинскому и <адрес>м» ***ДД.ММ.ГГ вынесено не законно, поскольку заявитель мог не предоставлять документы о доходах, находящихся в распоряжении государственных органов и подведомственных им организаций.
В связи с тем, что за период ДД.ММ.ГГ заявитель не имела доходов, превышающих размер 2-кратрую величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Алтайском края, сумма недополученной ФИО1 ежемесячной денежной выплаты по достижении ребенком одного года составила 122 436 рублей (10 203 руб. Х 12 месяцев). Имеются основания для возмещения ФИО1 морального вреда в размере 5 000 рублей.
Ссылаясь на эти обстоятельства, истец просил суд признать незаконным решение КГКУ «Управление социальной защиты населения по городам Славгороду и Яровое, Бурлинскому и <адрес>м» *** от ДД.ММ.ГГ об отказе ФИО1 в назначении и выплате ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, обязать ответчика выплатить задолженность по ежемесячной выплате в размере 122 436 рублей, взыскать компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Решением Табунского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГг. исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным решение КГКУ «Управление социальной защиты населения по городам Славгороду и Яровое, Бурлинскому и <адрес>м» *** от ДД.ММ.ГГ об отказе ФИО1 в назначении и выплате ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка.
КГКУ «Управление социальной защиты населения по городам Славгороду и Яровое, Бурлинскому и <адрес>м» обязано выплатить ФИО1 задолженность по ежемесячной выплате в связи с рождением первого ребенка в размере 122436 рублей.
В апелляционной жалобе ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения по городам Славгороду и Яровое, Бурлинскому и <адрес>м» поставлен вопрос об отмене решения по тем основаниям, что при разрешении спора суд не учел положения п.п.21 и 22 Административного регламента, которые устанавливают какие документы уполномоченный орган запрашивает в порядке межведомственного взаимодействия. Так, при обращении в уполномоченный орган с заявлением о назначении ежемесячной выплаты гражданин, если он студент, обязан самостоятельно представить сведения о выплачиваемых студентам стипендий и иных денежных выплатах, а уполномоченный орган в сфере социальной защиты населения, в пределах предоставленных ему полномочий, не вправе запрашивать такие документы.
В апелляционной жалобе третье лицо Министерство социальной защиты Алтайского края просит об отмене решения, ссылаясь на то, что суд при вынесения решения не применил норму п.п.9 ч.6 ст.7 ФЗ от ДД.ММ.ГГ*** –ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которой органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации, за исключением документов об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях и ученых званиях и документы, связанные с прохождением обучения, выдаваемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
В судебном заседании в апелляционной инстанции представитель третьего лица Министерство социальной защиты Алтайского края ФИО3 доводы апелляционной жалобы поддержал, прокурор Хворов И.А. просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки в судебную коллегию не уведомили, что в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене как постановленное с нарушением норм материального права с вынесением нового решения.
Частью 2 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2017г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» установлено право на получение ежемесячной выплаты семьям в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка.
Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с ДД.ММ.ГГ, является гражданином РФ и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с п.2 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
В соответствии с ч.8 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2017г. № 418-ФЗ ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за 12 календарных месяцев путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Отчет указанного периода начинается за шесть месяцев до даты подачи заявления о назначении такой ежемесячной выплаты.
Согласно ч.3 ст. 2 Федерального закона № 418-ФЗ ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка назначается на срок до достижения ребенком возраста одного года.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что у истицы ФИО1ДД.ММ.ГГ родился ребенок Л.К.
25.05.2020г. она обратилась в КАУ «Многофункциональный центр Алтайского края» в <адрес> с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка ФИО2
Указанное заявление было перенаправлено в Отдел социальной защиты населения <адрес> и было зарегистрировано ДД.ММ.ГГ.
К своему заявлению ФИО1 представила документы о получаемых доходах за период ДД.ММ.ГГ., а именно справку КГБПОУ «Славгородский педагогический колледж» и объяснительную об отсутствии получаемых доходов.
По результатам рассмотрения заявления ФИО1 КГКУ «Управление социальной защиты населения по городам Славгороду и Яровое, Бурлинскому и <адрес>м» 27.05.2020г. было принято решение *** об отказе в назначении и выплате ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка в связи с тем, что ФИО1, не предоставлены сведения о доходах за период с 01.11.2018г. по 31.10.2019г, т.е. за период 12 календарных месяцев за шесть месяцев до даты подачи заявления о назначении такой выплаты.
Признавая незаконным решение КГКУ «Управление социальной защиты населения по городам Славгороду и Яровое, Бурлинскому и <адрес>м» *** от 27.05.2020г. об отказе ФИО1 в назначении и выплате ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, суд первой инстанции пришел к выводу, что сведения о доходах истицы, имеющиеся в распоряжении налоговой службы, пенсионного органа, образовательного учреждения относятся к исключительным документам, которые подлежат самостоятельному истребованию Управлением социальной защиты населения в порядке межведомственного взаимодействия недостающие сведения о доходах истицы в 5-дневный срок с даты подачи заявления в многофункциональный центр.
Апелляционная инстанция не соглашается с таким выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка, утвержден приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГ N 889н.
Согласно п. 15 Порядка в случае направления в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, заявления о назначении выплат в электронной форме, основанием для его приема (регистрации) является представление заявителем посредством Единого портала документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", необходимых для назначения выплат.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, запрашивает документы (сведения), необходимые для назначения выплат, находящиеся в распоряжении у государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций, в случае если указанные документы не представлены заявителем.
В п.8 Порядка осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка предусмотрено, что к заявлению о назначении ежемесячной выплаты должны быть приложены документы необходимые для назначения выплаты, перечень которых предусмотрен приложением ***, в том числе сведения о доходах членов семьи, к которым относится справка (сведения) о выплачиваемых студентам стипендии и иных денежных выплат студентам, аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, докторантам, слушателям подготовительных отделений. (п.п.г)
Административный регламент по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданных полномочий Российской Федерации по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, утвержден приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГ N 55н.
В п.п. 20, 21 Административного регламента определен исчерпывающий перечень документов, подлежащих предоставлению заявителем, а в п.22 определен исчерпывающий перечень документов, которые находятся в распоряжении у государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций, и которые заявитель вправе предоставить по собственной инициативе.
К заявлению о назначении ежемесячной выплаты, кроме документов, указанных в п.20 регламента, должна быть приложена справка (сведения) о выплачиваемых студентам стипендии и иных денежных выплат студентам, аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, докторантам, слушателям подготовительных отделений. (п.5 п.п.г)
Документами, необходимыми в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, являются документы (сведения), указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 1, пунктах 2,4, подпунктах «в», «д» - «ж» пункта 5 и пункта 6 перечня документов (сведений)
Заявитель вправе представить документы, предусмотренные п.22 Административного регламента, в уполномоченный орган по своей инициативе. В случае непредставления заявителем этих документов уполномоченный орган самостоятельно запрашивает их в государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, Административный регламент разграничивает перечень документов (сведений), которые заявитель обязан предоставить и которые вправе предоставить в уполномоченный орган по собственной инициативе.
Следовательно, при обращении в уполномоченный орган с заявлением о назначении ежемесячной выплаты заявитель, если он студент, обязан предоставить справку (сведения) о выплачиваемых студентам стипендии и иных денежных выплат, а у уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения отсутствует обязанность и полномочия запрашивать такие документы.
Как следует из материалов дела, ФИО1, обращаясь с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка, не представила документы о получаемых доходах за период с 01.11.2018г. по 31.03.2019г., что стороной истца не оспаривается. При отсутствии этих сведений у Управления отсутствовала возможность провести расчет среднедушевого дохода семьи, необходимого для назначения ежемесячной выплаты, поэтому ей законно и обоснованно было отказано в назначении выплаты.
При этом из отзыва на исковое заявление ответчика следует, что ДД.ММ.ГГФИО1 повторно обратилась в Управление с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка и ДД.ММ.ГГ Управлением принято решение *** о назначении и выплате ей ежемесячной выплаты.
С учетом изложенного состоявшееся решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Табунского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГг. отменить и принять новое решение:
В удовлетворении исковые требований прокурора <адрес> Алтайского края в интересах ФИО1 к КГКУ «Управление социальной защиты населения по городам Славгороду и Яровое, Бурлинскому и <адрес>м» о признании решения незаконным и возложении обязанности отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГг.