ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7794 от 24.07.2014 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 июля 2014 года по делу № 33-7794\14

 Судья Щелконогова С.С.

 24 июля 2014 года г.Волгоград Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

 председательствующего: Колгановой В.М.

 судей: Куденко И.Е., Петрушенко Ф.П.

 при секретаре Лузине Д.А.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 ИвА. о признании незаконным отказа Государственного казённого учреждения Волгоградской области Центра занятости населения г.Волгограда в рассмотрении вопроса досрочного выхода на пенисю безработных граждан,

 по частной жалобе ФИО1 ИвА. на определение Тракторозаводского районного суда г.Волгограда от 10 июня 2014 года.

 Заслушав доклад судьи Колгановой В.М., пояснения ФИО1 и её представителя по устному ходатайству – ФИО2, поддержавших доводы жалобы, Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

 ФИО1 обратилась в суд с заявлением, в котором просила суд признать незаконным отказ Государственного казённого учреждения Волгоградской области Центра занятости населения г.Волгограда №05-402 от 12 марта 2014 года в рассмотрении вопроса досрочного выхода на пенисю безработных граждан.

 Определением Тракторозаводского районного суда г.Волгограда от 10 июня 2014 года заявление ФИО1 оставлено без рассмотрения.

 В частной жалобе ФИО1 оспаривает законность и обоснованность постановленного судом определения, просит его отменить, ссылаясь на нарушение норм процессуального права.

 Проверив законность и обоснованность определения судьи в пределах доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

 В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

 В силу абзаца 3 статьи 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

 В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. N 2 (ред. от 09.02.2012 г.) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к решениям, оспариваемым в порядке главы 25 ГПК РФ, относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

 Согласно пункту 2 Пленума по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов государственной власти субъекта Российской Федерации: законодательного (представительного) органа, высшего исполнительного органа и иных органов государственной власти, образуемых в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и на основании нормативного правового акта органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации и(или) его высшего должностного лица.

 Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. 23.02.2013 г.), определяя в качестве одного из основных направлений государственной политики в области содействия занятости осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе лиц предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости) (абзац шестой пункта 2 статьи 5), относит осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости (подпункт 5 пункта 1 статьи 7.1).

 При этом в силу пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. 23.02.2013 г.) по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.

 Постановлением главы администрации Волгоградской области от 28.12.2006 N 1673 утверждено Положение об Управлении государственной службы занятости населения администрации Волгоградской области, согласно п.2.1.3 которого данное Управление наделено полномочиями по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. В свою очередь Управлению подведомственны государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения), расположенные на территории Волгоградской области \п.1.6

 В соответствии с Законом Волгоградской области от 24.04.2001 N 533-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" и указанным Положением, Центр занятости населения входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области, тем самым обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере труда, трудовых и иных связанных с ними отношений, и наделённый полномочиями в области содействия занятости населения осуществляет переданное органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочие Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

 Таким образом, Государственное казённое учреждение Волгоградской области Центр занятости населения г.Волгограда является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, чьи решения, действия (бездействие) могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.

 Оставляя без рассмотрения заявление ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что в данном случае имеет место спор о праве, дело подлежит рассмотрению в порядке искового производства, поскольку существо спора состоит в защите заявителем своих пенсионных прав.

 Согласиться с данным выводом суда первой инстанции Судебная коллегия не может, поскольку он сделан с нарушением норм процессуальнго права.

 Из документов следует, что заявитель оспаривает именно решение Государственного казённого учреждения Волгоградской области Центра занятости населения г.Волгограда, принятого коллегиально на заседании комиссии от 25 октября 2013 года\л.д.32 При этом принятое Государственным казённым учреждением Волгоградской области Центром занятости населения г.Волгограда, содержит властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для заявителя в виде отказа в направлении на пенсию досрочно в соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

 По делам данной категории орган государственной власти в силу положений статьи 249 ГПК РФ обязан доказать в суде законность оспариваемого решения.

 При таких обстоятельствах заявление подлежит рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ, поскольку требования заявителя вытекают из публичных правоотношений и не носят исковой характер, а потому оспариваемое определение суда нельзя признать законным.

 Указанное находит отражение в разъяснениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 9 Постановления от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", согласно которым правильное определение судами вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой.

 При таких обстоятельствах Судебная коллегия признает определение суда незаконным, принятым с существенным нарушением норм процессуального права и подлежащим отмене.

 На основании изложенного, и руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 определение Тракторозаводского районного суда г.Волгограда от 10 июня 2014 года отменить и разрешить вопрос по существу, направив дело в тот же суд для рассмотрения заявления ФИО1 ИвА. в порядке ст.ст.133-136 ГПК РФ.

Председательствующий – подпись

Судьи – подписи

Верно:

Судья Волгоградского

областного суда В.М.Колганова

24.07.2014 года