ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7803/18 от 12.03.2018 Московского областного суда (Московская область)

Судья Гришакова Н.Б. Дело <данные изъяты>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Цуркан Л.С.,

судей Мизюлина Е.В., Черных И.Н.,

при секретаре Мадьярове Р.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 12 марта 2018 года апелляционную жалобу Государственного учреждения Московского регионального отделения Фонда социального страхования на решение Балашихинского городского суда Московской области от 8 ноября 2017 года по делу по иску ФИО1, ФИО2 к Государственному учреждению Московскому региональному отделению Фонда социального страхования о взыскании компенсационных выплат,

заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,

объяснения истца ФИО1, представляющей также интересы истца ФИО2,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к Государственному учреждению - Московскому региональному отделению Фонда социального страхования о взыскании компенсационных выплат.

Свои требования мотивировали тем, что являются дочерями ФИО3, который как инвалид второй группы нуждался в технических средствах реабилитации (ТСР). Данные средства приобретались истцами за свой счет. ФИО3 предоставил Железнодорожное УСЗН документы, подтверждающие понесенные расходы на приобретение ТСР, Железнодорожное УСЗН обязалось выплатить ФИО3 125 343 рубля. 14 ноября 2014 года ФИО3 скончался, они вступили в права наследования по закону, как его дочери. Из ответа на запрос нотариуса от Железнодорожного УСЗН от 26 января 2015 года следовало, что принадлежащие ФИО3 денежные средства в размере 125 343 рубля хранятся в Железнодорожном УСЗН. 06 июля 2015 года было выдано свидетельство о праве на наследство по закону, согласно которому они получили право на ? доли компенсационных выплат, хранящихся в Железнодорожном УСЗН. Поскольку во внесудебном порядке получить денежные средства не получилось, они обратиться в суд.

Просили взыскать с ГУ Московского регионального отделения Фонда социального страхования компенсацию судебных расходов за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в 2014 году ФИО3, умершим 14 ноября 2014 года, в порядке наследования, в размере 62 671 рубль 50 копеек и расходы по оплате государственной пошлины в размере 1853 рубля 43 копейки в пользу каждой.

Представитель ответчика ГУ Московского регионального отделения Фонда социального страхования по доверенности явилась, против удовлетворения заявленных исковых требований возражал в полном объеме, представила письменные возражения по иску, давала пояснения, согласно которым ФИО3 умер до передачи полномочий Фонду, между ним и Фондом не возникло никаких правоотношений. Также пояснила, что Фонду были переданы полномочия, а не обязательства, которые не были исполнены Железнодорожным УСЗН.

Решением Балашихинского городского суда Московской области от 8 ноября 2017 года исковые требования были удовлетворены.

Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке, просил решение суда отменить, постановить по делу новое решение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся участников процесса, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, как постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Как установлено судом и подтверждается письменными материалами дела, 30 июня 2015 года ФИО1 нотариусом нотариального округа города Балашиха Московской области было выдано свидетельство о праве на наследство по закону, зарегистрированное в реестре за <данные изъяты>, о том, что ФИО1 является наследницей имущества ФИО3, умершего <данные изъяты>, в размере <данные изъяты>, состоящего из компенсационной выплаты за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в общей сумме 125 343 рубля, хранящейся в Железнодорожном управлении Социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области (л.д. 8).

06 июля 2015 года ФИО2 нотариусом нотариального округа города Балашиха Московской области было выдано Свидетельство о праве на наследство по закону, зарегистрированное в реестре за <данные изъяты>, о том, что ФИО2 является наследницей имущества ФИО3, умершего <данные изъяты>, в размере <данные изъяты>, состоящего из компенсационной выплаты за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в общей сумме 125 343 рубля, хранящейся в Железнодорожном управлении Социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области (л.д. 9).

20 апреля 2016 года судебной коллегией по гражданским делам Московского областного суда по делу вынесено апелляционное определение, которым установлено, что в соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 01.02.2014 № 386-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 года и на плановый период 2016 и 2017 годов» на Фонд в 215 году возложены полномочия по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, включая расходы на осуществление указанных полномочий, за исключением расходов по данному направлению, осуществляемых субъектами Российской Федерации по соглашениям между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче им указанных полномочий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Правила предоставления Фонду межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, в связи с чем, в удовлетворении требований ФИО1 к Министерству социального развития Московской области о взыскании компенсационных выплат в порядке наследования было отказано (л.д. 10-13).

Аналогичное апелляционное определение было вынесено 20 апреля 2016 года судебной коллегией по гражданским делам Московского областного суда по делу <данные изъяты> в отношении исковых требований ФИО2 (л.д. 24-27).

Определениями судей Московского областного суда от 28 октября 2016 года и 27 декабря 2016 года в передаче кассационных жалоб ФИО1 и ФИО2 для рассмотрения в судебном заседании президиума Московского областного суда было отказано (л.д. 17-20; 28-32).

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что с 01.01.2015 года полномочия по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации инвалидов переданы в Фонд социального страхования, тем самым, исковые требования подлежат удовлетворению по взысканию с ГУ - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации инвалидов.

Соглашаясь с решением суда, судебная коллегия исходила из следующего.

Статьей 10 Федерального закона 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 4 ст. 11.1 данного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.

В соответствии с п. 2 Порядка компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном ст. 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации.

Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 214н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2013 г. N 28858).

В соответствии со ст. 26.8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти по соглашению с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам. Соглашения заключаются в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых материальных и финансовых средств, если это не противоречит конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.

В соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения.

Соглашения заключаются и вступают в силу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Если иное не установлено указанным порядком, соглашение вступает в силу после его утверждения Правительством Российской Федерации.

В период с 01.01.2011 года по 31.12.2014 года обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации возлагалось на органы социальной защиты населения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями».

14.10.2014 года между Государственным учреждением - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и Министерством социальной защиты населения было заключено Соглашение N 51 о передаче указанных полномочий с 01.01.2015 года Фонду социального страхования.

Согласно п. 2.3 Соглашения Министерство в срок до 26.12.2014 года осуществляет передачу Отделению заявлений о возмещении расходов по приобретению средств реабилитации, протезов за счет собственных средств и документов, подтверждающих эти расходы, а также оригиналы программ реабилитации (заключений) инвалидов и ветеранов, не получивших компенсационные выплаты от Министерства до 26.12.2014 года.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 01.12.2014 N 386-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» на Фонд в 2015 году возложены полномочия по осуществлению расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, включая расходы на осуществление указанных полномочий, за исключением расходов по данному направлению, осуществляемых субъектами Российской Федерации по соглашениям между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче им указанных полномочий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Правила предоставления Фонду межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам государственной власти субъекта РФ, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.

В соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе, порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения.

Тем самым, с 01.01.2015 года у Министерства социального развития Московской области полномочия по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации отсутствуют в полном объеме, финансирование из федерального бюджета бюджету Московской области и Министерству на эти цели не осуществляется, поскольку указанные полномочия для осуществления выплат компенсаций переданы ГУ Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования РФ за счет федерального бюджета.

Ранее вынесенными судебными постановлениями было установлено, что в отношении ФИО3 Министерством социального развития Московской области были приняты решения о компенсациях за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации за период с августа по октябрь 2014 года.

Однако, поскольку полномочия по обеспечению техническими средствами с 01.01.2015 года были переданы ГУ Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования РФ, то на указанное учреждение должна быть возложена обязанность по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации.

В соответствии со ст.1110 Гражданского кодекса РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

В силу ст.1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии со ст.1183 Гражданского кодекса РФ, право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.

При отсутствии лиц, имеющих на основании пункта 1 настоящей статьи право на получение сумм, не выплаченных наследодателю, или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм в установленный срок соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 1142 ГК РФ Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

При этом, как разъяснено в п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012г. №9 «О судебной практике по делам о наследовании», получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника.

Таким образом, начисленная, но не выплаченная по независящим от гражданина сумма компенсации должна входить в состав наследственного имущества истцов.

Поскольку истцы являются его наследниками первой очереди по закону, то имеют право на получение денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации инвалидов в порядке наследования.

Таким образом, у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения исковых требований ФИО1 и ФИО2 о взыскании с ГУ - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации инвалидов.

Доводы апелляционной жалобы ответчика направлены на неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Балашихинского городского суда Московской области от 8 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Московского регионального отделения Фонда социального страхования – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи