ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-7804/2018 от 02.04.2018 Московского областного суда (Московская область)

Cудья: Захарова Е.В. Дело № 33-7804/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда

в составе:

председательствующего Шевчук Т.В.,

судей Воронко В.В., Филимоновой О.Г.,

при секретаре Вороновой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 02 апреля 2018 года апелляционные жалобы Министерства строительного комплекса Московской области и Администрации городского округа Балашиха на решение Балашихинского городского суда Московской области от 27 октября 2017 года по гражданскому делу по иску Постолюка А. Я. к Министерству строительного комплекса Московской области, Администрации городского округа Балашиха об обязании включить в список, предоставить государственный жилищный сертификат повторно,

заслушав доклад судьи Шевчук Т.В.,

объяснения представителя Министерства строительного комплекса Московской области по доверенности Захаровой Д.А., Постолюка А.Я.,

установила:

Постолюк А.Я. обратился в суд с иском к Министерству строительного комплекса Московской области, Администрации городского округа Балашиха об обязании включить в список, предоставить государственный жилищный сертификат повторно.

В обоснование заявленных требований указывал на то, что решением Красногорского городского суда Московской области от 16.06.2016 года за ним признано право на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в рамках подпрограммы «Жилище» 2016-2020 года. Министерство строительного комплекса Московской области обязано предоставить истцу государственный жилищный сертификат.

16.12.2016 года администрация городского округа Балашиха Московской области выдала истцу жилищный сертификат о предоставлении за счет средств федерального бюджета социальной выплаты в размере 1875283 рубля. Срок действия сертификата с 30.11.2016 г. до 30.06.2017 г., сроком на 7 месяцев, но в данном случае сертификат был выдан сроком на 5,5 месяцев.

Согласно п.47 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2016 г. №153, в случае, если в установленные сроки гражданин-участник подпрограммы не приобрел жилое помещение с использованием социальной выплаты, он вправе обратиться в орган исполнительной власти, выдавшей сертификат с просьбой о повторной выдаче сертификата. Правилами не предусмотрено представление участником Подпрограммы каких-либо документов в случае, если в установленные сроки действия сертификата им не было приобретено жилое помещение с использованием социальной выплаты.

В п.24 Правил указаны сроки и порядок обращения гражданина за получением сертификата. 14.06.2017 г. и 30.06.2017 г. истец обращался в Администрацию городского округа Балашиха с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата в планируемом 2018 году, включении в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявив желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом 2018 году и выделить государственный жилищный сертификат в планируемом 2018 году.

Администрация городского округа Балашиха до 08.09.2017 года письменно не уведомила истца о включении в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом 2018 году и выделении Постолюку А.Я. государственного жилищного сертификата в 2018 году. Администрация городского округа Балашиха не исполнила решение Красногорского городского суда Московской области.

Министерство строительного комплекса Московской области не включили истца в сводный список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом 2018 году и выделить истцу государственный жилищный сертификат в 2018 году, письменно отказывается уведомить истца о причине не включения его в указанный список, не выполняет решение Красногорского городского суда Московской области.

Истец просил суд обязать Администрацию городского округа Балашиха включить его в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом 2018 году и выделить жилищный сертификат в 2018 году, обязать Министерство строительного комплекса Московской области включить истца в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом 2018 году и выделить жилищный сертификат в 2018 году и выдать истцу государственный жилищный сертификат в 2018 году.

Постолюк А.Я. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель Администрации городского округа Балашиха в судебное заседание не явился, извещен, представил отзыв на иск.

Представитель Министерства строительного комплекса Московской области в судебное заседание не явился, извещен, представил отзыв, в котором просил производство по делу прекратить, так как имеется вступившее в законную силу 31.10.2016 года решение Красногорского городского суда Московской области.

Решением Балашихинского городского суда Московской области от 27 октября 2017 года исковые требования Постолюка А.Я. удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель Министерства строительного комплекса Московской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Администрация городского округа Балашиха в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, постановить по делу новое решение, которым в иске Постолюку А.Я. отказать.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб, изучив материалы дела, выслушав мнение явившихся лиц, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены правильного по существу решения суда.

Как следует из материалов дела, решением Красногорского городского суда Московской области от 16.06.2016 года за Постолюком А.Я. признано право на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в рамках подпрограммы «Жилище» 2016-2020 года. Министерство строительного комплекса Московской области обязано предоставить истцу государственный жилищный сертификат.

Во исполнение решения суда истцу 16.12.2016 года выдан государственный жилищный сертификат (ГЖС) № 430085 от 30.11.2017 г.

В силу п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Обращаясь в суд с иском, Постолюк А.Я. указывал на несостоятельность доводов Министерства строительного комплекса о том, что он в срок действия ГЖС не предпринял необходимых мер, направленных на приобретение жилого помещения, в том числе за счет денежных средств, предусмотренных ГЖС № 430085 от 30.11.2017 года, поскольку он не реализовал свое право ввиду недостаточности денежных средств и времени (всего 5,5 месяца с 16.12.2016 по 30.06.2017) для приобретения жилого помещения, в связи с чем повторно обратился к Министерству строительного комплекса для получения ГЖС на 2018 год.

14.06.2017 г. и 30.06.2017г. истец обращался в Администрацию городского округа Балашиха с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» на планируемый 2018 год.

Постановлением от 11.08.2017 №852-ПА Администрация г.о. Балашиха включила его семью в составе 2-х человек в названный список.

Письмом от 29.08.2017г. указанный список Администрацией городского округа Балашиха был направлен в Министерство строительного комплекса Московской области для формирования сводного списка с последующей выдачей истцу жилищного сертификата.

В силу п. 47 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" от 21 марта 2006 года № 153, в случае если в установленные сроки действия сертификата гражданин - участник подпрограммы не приобрел жилое помещение с использованием социальной выплаты, он вправе обратиться в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, с просьбой о повторной выдаче сертификата. Решение о повторной выдаче сертификата принимает орган исполнительной власти.

Факт того, что истец имеет право на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, установлен решением суда и повторному доказыванию не подлежит.

Не имея возможности реализовать свое право на улучшение жилищных условий, предусмотренного государственным жилищным сертификатом на основании п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" от 21 марта 2006 года № 153, в связи с истечением срока действия государственного жилищного сертификата, Постолюк А.Я. обратился с заявлением к ответчику о повторной выдаче сертификата, основания для получения которого у истца не отпали.

Из п. 24, 25, 26 указанных выше Правил следует, что в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Не допускается включение в сводный список тех граждан - участников подпрограммы, которые получили сертификат в текущем году. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане – участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.

Включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения допускается на основании решения органа исполнительной власти, утвердившего сводный список, с соблюдением хронологической последовательности формирования указанного списка, установленной в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.

Истец до 01.07.2017 г. в установленные Правилами сроки обратился в Администрацию городского округа Балашиха с заявлением о выделении сертификата в планируемом 2018 году.

Администрация, рассмотрев заявление, постановлением от 11.08.2017 г. №852-ПА включила истца с семьей из 2-х человек в названный список, нарушив сроки, указанные в Правилах, до 1 сентября года, предшествующего планируемому.

Кроме того, истец не был включен в сводный список граждан Министерством строительного комплекса, как следует из ответа Администрации городского округа Балашиха в адрес истца от 10.10.2017 №101ТГ-50498 о повторной выдаче ГЖС в 2018 году, заявление истца от 30.06.2017 рассмотрено на заседании №6 от 19.07.2017 общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации городского округа Балашиха. Комиссией было принято решение о включении истца в список на получение ГЖС в 2018г. и 21.07.2017г. список граждан-участников подпрограммы «Жилище», изъявивших желание получить жилищный сертификат в планируемом 2018 году, был направлен в Министерство строительного комплекса Московской области, которое формирует сводный список граждан на получение жилищного сертификата в планируемом году, представленные Администрацией городского округа Балашиха, Список и учетные дела граждан-участников Подпрограммы оставило без рассмотрения.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что действия Министерства строительного комплекса Московской области и Администрации городского округа Балашиха, выразившееся в непредставлении истцу государственного жилищного сертификата повторно, являются незаконными в силу п. 47 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, поскольку право на получение Постолюком А.Я. государственного жилищного сертификата не утрачено, а выданный ранее государственный жилищный сертификат не реализован.

Судом правильно установлены все обстоятельства, имеющие значение для данного дела, правильно применены нормы права, регулирующие спорные отношения сторон, выводы суда соответствуют обстоятельствам настоящего дела.

Доводы апелляционных жалоб представителей Министерства строительного комплекса Московской области и Администрации городского округа Балашиха о том, что ГЖС уже выдан истцу и ответчиками прав истца не нарушены, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку право на повторное получение ГЖС истцом не утрачено, счет в банке, на который были перечислены денежные средства по первому ГЖС, закрыт и денежные средства с данного счета истцом не использованы, что в совокупности с представленными доказательствами в суде первой инстанции свидетельствует о наличии оснований, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, для повторной выдачи ГЖС и исполнения вступившего в законную силу решения суда от 16.06.2016 года.

Остальные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с постановленным по делу решением и не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены правильного по существу судебного акта.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Балашихинского городского суда Московской области от 27 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства строительного комплекса Московской области и Администрации городского округа Балашиха – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи